«Если во всем мире эта система работает, почему она не может функционировать в России? Мы что, хуже других, что ли? Это дополнительные инструменты, которые никому никаких лишних угроз не создают», — такими вопросами сегодня задавался раис РТ Рустам Минниханов на сессии KazanForum 2024, посвященной исламскому финансированию. Республика предложила федеральному центру перечень мер поддержки, которые должны выровнять условия исламских продуктов с традиционными. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Татарстан предложил федеральному центру перечень мер поддержки, которые должны выровнять условия исламских продуктов с традиционными
Аксаков: «Меня атакуют представители Ингушетии. Чечню включили в эксперимент, а их — нет»
С сентября прошлого года в четырех регионах России (Татарстан, Башкортостан, Чечня и Дагестан) действует эксперимент по исламским финансам. За 9 месяцев в соответствующий реестр, который ведет Банк России, вошли 23 организации, из них 13 — из РТ. Такие не очень радужные цифры сегодня привел председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков на профильной сессии в рамках KazanForum 2024.
«Я благодарен представителям Татарстана, которые с нами активно работали и помогли принять [закон]. Хотел бы призвать другие республики — их еще три — занять более активную позицию. Не просто понимаю, но и знаю, что есть организации, которые работают на принципах исламского банкинга, но при этом сами себя так не регистрируют, поскольку они видят те дополнительные нагрузки, которые закон вносит в их деятельность», — рассказал Аксаков.
ЖК «Батталовский»: Классика архитектуры, подземный паркинг и сквер у дома
Проектные декларации на сайте наш.дом.рф
Во-первых, исламский банкинг обходится дороже, чем традиционные формы финансирования. В 2023-м в этом убедились корреспонденты «БИЗНЕС Online», которые лично обошли банки и финансовые организации Казани, предлагающие исламские продукты. Во-вторых, на рынке нет общих стандартов для исламских продуктов. Они нужны для того, чтобы «не было лазеек для тех, кто хочет использовать этот канал».
Несмотря на довольно вялое течение эксперимента, Анатолий Аксаков (справа) заявил, что уже встает вопрос о расширении числа регионов-участников
«Будут подготовлены новые стандарты исламского банкинга, которые позволят определить, как работать в данной сфере. Это позволит отсекать недобросовестных участников этого рынка», — обещал спикер.
Несмотря на довольно вялое течение эксперимента, Аксаков заявил, что уже встает вопрос о расширении числа регионов-участников. «Меня атакуют представители Ингушетии. Чечню включили в эксперимент, а Ингушетию — нет, у них там определенная ревность есть как у соседей. Вполне можно было бы рассмотреть вопрос о расширении. Тем, кто хочет принять участие, почему бы не дать такую возможность? Более того, я, будучи представителем Чувашии в Госдуме, могу сказать, что в данной республике тоже есть исламское население, у нас имеются районы, плотно населенные татарами, — они меня тоже атакуют: „Почему Чувашия не включена в этот процесс?“» — рассказал председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку.
О желании Кабардино-Балкарской Республики включиться в эксперимент позже сообщил и сенатор от данного региона Мухарбий Ульбашев. «Мы это знаем по позиции руководства республики, но главное — есть потребность со стороны населения», — указал он. Среди основных проблем пилотного проекта спикер назвал низкий уровень осведомленности как потребителей, так и самих финансовых организаций. Он подтвердил, что компании из небанковского сектора боятся выхода из тени и роста издержек.
Сейчас самые популярные сделки в исламских финансах (по данным опроса 17 организаций по итогам 2023 года) — вклады в уставный капитал и договор купли-продажи с рассрочкой
Триллионы рублей мусульман «под подушкой»
Мировой рынок исламского финансирования составляет $4 трлн — это 6,5% от всего банковского сектора, в некоторых странах доля партнерского банкинга превышает 50%. Такие цифры привел замминистра финансов РФ, председатель экспертного совета по партнерскому финансированию Иван Чебесков. В России тоже есть задел для развития этой истории, но, по его словам, все должно проходить поэтапно.
«Мы видим, что есть огромные сбережения, что называется, под подушкой у тех граждан, которые могли бы использовать эти средства и вовлечь их в оборот с помощью инструментов партнерского финансирования. Это триллионы рублей! Потенциал большой», — заявил он.
Сейчас самые популярные сделки в исламских финансах (по данным опроса 17 организаций по итогам 2023 года) — вклады в уставный капитал и договор купли-продажи с рассрочкой. Всего портфель сделок на данный момент составляет 1,8 млрд рублей. Об этом рассказала директор департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Екатерина Лозгачева.
Так, объем вкладов в уставный капитал в общем портфеле сделок превышает уже 1,2 млрд рублей. На договоры купли-продажи приходится более 750 млн рублей. «Интерес к партнерскому финансированию проявляют как граждане, так и организации. Во время анкетирования мы задаем вопросы относительно того, какие проблемы они видят. Один из самых упоминаемых моментов — создание некоего стандарта, устанавливающего органа внутри РФ. Банк России поддерживает эту инициативу», — добавила Лозгачева.
Объем вкладов в уставный капитал в общем портфеле сделок превышает уже 1,2 млрд рублей. На договоры купли-продажи приходится более 750 млн рублей
«Ожидаемое количество участников до начала эксперимента было существенно выше»
Неожиданно депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов начал свою речь с напоминания, что цель эксперимента, прописанная в законе, — это все-таки «создание эффективного специального регулирования», а не оценка количества его участников.
В каждом втором докладе, наверное, будет звучать число участников. Конечно же, ожидаемое количество участников до начала эксперимента было существенно выше. Мне кажется, мы не должны обращать внимание только на [это]. У Марка Твена есть крылатая фраза: «Есть три вида лжи — просто ложь, наглая ложь и статистика». Статистика и реестр не отражают сегодня именно потенциального количества участников.
Далее, говоря о моментах, которые нуждаются в дополнительном внимании, он отметил предъявляемые к небанковским участникам реестра требования. Они, по его словам, «являются сдерживающим фактором», потому необходимо рассмотреть возможность их смягчения. «Потому что все-таки для нас очень важно количество участников эксперимента, причем в первую очередь небанковского сектора», — сказал он.
Кроме того, все законы, которые сейчас принимаются в области финансового рынка, по словам парламентария, должны учитывать «наличие нетрадиционного финансового рынка» и обсуждаться в том числе через призму партнерского финансирования. Также следует выравнивать налогообложение сделок купли-продажи в рассрочку в сравнении с традиционным кредитованием. Фаррахов поделился, что 20 мая в Госдуме начнется широкое обсуждение налогового маневра (т. е. прогрессивной шкалы налогообложения), который исходит из принципа справедливости. «Мне кажется, принцип справедливости касается и той темы, которую мы обсуждаем», — добавил депутат.
В работе с партнерским финансированием следует быть более решительными, считает председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. «Мы же устанавливаем стандарты к продуктам в обычных историях, понимаем, как это делать, у нас есть определенная конструкция, как они устанавливаются. Что, нужно еще три года обсуждать, чтобы установить технологические стандарты в партнерском финансировании? Понятно, есть история с участием духовных организаций. Давайте просто ответим на эту развилку, сделаем соответствующие предложения и будем двигаться», — призывал он.
Также, по мнению парламентария, два года слишком маленький срок для решения «такого количества проблемных вопросов». «Мое мнение заключается в том, что эксперимент нужно продлевать, потому что вопросов много, если будут предложены другие регионы, которые станут участвовать в этом мероприятии… Принятие закона — это не 5 минут, его надо готовить, обсуждать, он тоже вызовет определенные вопросы», — отметил депутат. Аксаков позже пояснил, что для продления эксперимента не нужно издавать нового закона.
Рустам Минниханов: «Я думаю, что мы сами еще не готовы. Мы говорим-говорим, а специалистов обученных не хватает»
«Почему нет? Какая разница?». Минниханов возмутился, почему маткапитал не используют в исламской ипотеке
«Тема исламских финансов является одной из ключевых, куда бы мы ни поехали. Всегда ее поднимаем. Я думаю, что только наш региональный уровень здесь недостаточен, нужна серьезная федеральная поддержка. Обращаюсь к нашим федеральным коллегам», — заявил раис Татарстана Рустам Минниханов, который присоединился к обсуждению в середине сессии.
Обращаясь к федеральным коллегам, глава республики обозначил основные меры поддержки, которые требуются для развития исламского банкинга и привлечения новых участников в эксперимент:
1. Разрешить всем участникам эксперимента использовать материнский капитал. «Почему нет? Если эта мера доступна для других организаций, какая разница? Мы же в одной стране [живем]», — негодовал Минниханов.
2. Включить партнерские сделки в льготные программы финансирования бизнеса и населения. Такие меры должны выровнять условия исламских продуктов с традиционными. «Религиозные семьи в основном многодетные. Почему мы не можем им дать эти инструменты?» — вопрошал спикер.
3. Создать на федеральном уровне единый центр экспертизы. По мнению Минниханова, недостаточное количество специалистов — основной фактор, затрудняющий развитие развитие исламского финансирования в России.
4. Создать инструменты партнерского страхования. Их отсутствие, по мнению главы Татарстана, тормозит использование других продуктов.
«Мы можем это дело погубить… Если во всем мире данная система работает, почему она не может функционировать в России? Мы что, хуже других, что ли? Это дополнительные инструменты, которые никому никаких лишних угроз не создают», — заявил Рустам Нургалиевич.
«Можно убить, конечно, [эксперимент], тихо „сплавить“, но от этого никто пользы не получит. Работа пошла, может, не в тех объемах и темпах… Но я думаю, что мы сами еще не готовы. Мы говорим-говорим, а специалистов обученных не хватает», — подчеркнул Минниханов. Он завершил речь тем, что напомнил о богатых бизнесменах из исламских стран, которые могут инвестировать в Россию, если для этого появятся условия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.