В ближайшее время может решиться судьба нынешнего здания татарского театра им. Камала. Минкульт РТ должен представить концепцию видения важнейшего объекта раису республики Рустаму Минниханову. До переезда труппы главного национального театра Татарстана в новое здание остается несколько месяцев, но публичных бурных дискуссий и битвы за центровое место, на удивление, не слышно. Главный камень преткновения — кто способен заполнить зрительный зал на 850 мест в красивом здании, но с устаревшей внутренней начинкой. Доверить ли объект таким аксакалам, как Салават Фатхетдинов, или дать дорогу молодым татарским дарованиям? Версии будущего важнейшего для национальной культуры пространства — в материале «БИЗНЕС Online».
В ближайшее время может решиться судьба нынешнего здания татарского театра им. Камала
Судьбу здания Камаловского театра решит раис
«Раис Татарстана Рустам Минниханов ставит задачу к саммиту БРИКС возвести этот объект», — сообщил в начале этой недели мэр Казани Ильсур Метшин, официально подтвердив, что «ледяная глыба» нового здания театра им. Камала за 13 млрд рублей должна быть сдана в октябре 2024 года. Так что с большой долей вероятности главный национальный театр республики справит новоселье уже в новом театральном сезоне 2024/25. Адаптация коллектива на новом месте — вопрос сложный, требующий отдельного разговора и осмысления, который наша газета уже начала, признавая главрежа камаловцев Фарида Бикчантаева самым влиятельным человеком мира культуры РТ в текущем году.
Одновременно в связи с ближайшим переездом у республиканских властей теперь уже со всей остротой возникает вопрос: а что делать с нынешним домом театра им. Камала, знаменитым зданием-парусом, одним из открыточных видов Казани?
Напомним, что итоги международного конкурса по выбору проекта нового здания на Кабане оказались подведены в феврале 2022-го, за несколько дней до начала СВО, а о самой будущей стройке было известно еще раньше. Однако определиться с будущим «паруса» до сего дня так и не смогли.
С большой долей вероятности главный национальный театр республики справит новоселье уже в новом театральном сезоне 2024/25
Судя по всему, ждать осталось недолго. По информации «БИЗНЕС Online», до 1 июня варианты должны представить главе Татарстана Рустаму Минниханову. «Концепция готовится и обсуждается. Основной посыл в том, что здание — это первая в Казани профессиональная театральная площадка с хорошими залами, — прокомментировала нашей газете текущую ситуацию глава минкульта РТ Ирада Аюпова, для которой творческое наполнение старой и новой площадок Камаловского театра становится главным вызовом за все время, проведенное в министерском кресле, начиная с мая 2018 года. — Это намоленное место, милли рухы анда булырга тиеш, там должен оставаться национальный дух. Это определяющее».
Еще начиная с 2000-х были варианты с реконструкцией здания-паруса 1987 года постройки — за счет пристроя на месте парковки или на площади перед театром.
В 2016-м президенту РТ Рустаму Минниханову даже презентовали концепцию — построить 4 тыс. кв. м на берегу озера, разбить подземный паркинг, кафе, производственные цеха, а у воды — яхтенную марину. Проект с красочными эскизами тогда в стенах Камаловского показывала владелица бюро Bespoke Элина Сафарова. Но идеи с расширением провалились — это охранная зона Казанского кремля, любые стройки в данной локации могли нарушить главные архитектурные принципы устройства татарстанской столицы. Да и вообще облик здания уже так прочно и органично вписан в архитектуру города, что менять что-то не стали. В ходе нескольких совещаний на высоком уровне было решено — театру нужна не пристройка и реконструкция, а новая сцена.
В июле 2021-го при участии мэра Казани Ильсура Метшина, министра культуры РТ Ирады Аюповой, главного режиссера театра Фарида Бикчантаева и тогда еще помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой было выбрано место под новое здание — также на берегу озера Кабан со стороны улицы Хади Такташа.
От рядовых театральных зрителей не раз приходилось слышать: «Почему камаловцев заставляют переезжать, почему они не смогли отказаться от этой затеи?» На самом деле все с точностью до наоборот, потому что нынешнее здание, открытое в 1987 году, несмотря на сохраняющуюся привлекательность архитектурного памятника советского модернизма, по своей внутренней начинке не дотягивает до представлений о современной площадке для подготовки и показа спектаклей. Здесь нет репетиционных помещений, маленькие и некомфортные гримерки (о душевых можно только мечтать), наконец, техническая оснащенность не позволяет использовать все существующие возможности театральной сценографии. Так что инициатива о смене локации шла от самого театра, можно сказать, что эта идея даже стала делом жизни для многолетнего главного режиссера Бикчантаева.
Камаловский театр был долгостроем, его возводили с 1972 по 1982 год, а открылся он лишь в 1987-м. Здание строилось по проекту команды Георгия Горлышкова из НИИ зрелищных зданий и спортивных сооружений Москвы вместе с главным архитектором Казани Муниром Агишевым. Затем институту «Татинвестгражданпроект» заказали проект реконструкции, ремонта и восстановления, и в ТИГП старались сохранить стиль прежнего автора, который спроектировал объект «настоящего крепкого соцреализма». Камаловский вошел в «открыточный фонд» столицы РТ — мозаичные орнаменты на фасаде, бирюзовый цвет крыши как отсылка к восточной архитектуре, протяженные галереи, имитирующие корабельные палубы…
«У здания отсутствует развитый блок производственных помещений. В то время эту часть отделяли от основного объема здания, считалось, что объекту в центре города такое помешает. Потому театр имеет сокращенный состав вспомогательных и производственных функций», — объясняет «БИЗНЕС Online» казанский архитектор Герман Бакулин, который в свое время участвовал в проектировании «паруса», а теперь входит в консорциум под лидерством московского бюро «Ваухаус», занимающегося новым театром на Кабане.
В 2016-м Рустаму Минниханову презентовали концепцию — построить 4 тыс. кв. м на берегу озера, разбить подземный паркинг, кафе, производственные цеха, а у воды — яхтенную марину
Сохранение нынешнего облика и принадлежность к татарской культуре
Что же и кого можно «поселить» в театре им. Камала после того, как его покинут нынешние «постояльцы»? Из нашего общения с экспертами выяснилось, что фантазии на эту тему нужно ограничить как минимум двумя моментами.
Во-первых, здание-парус должно сохранить нынешний облик. О таком говорят и в архитектурном сообществе, и в культурной среде. «Это знаковое место должно сохранить свой уникальный колорит», — считает тот же Бакулин.
Внешне Камаловский театр точно не надо менять, потому что он стал символом Казани, памятником. Если не юридически, то памятником модернизма точно.
«Само здание особо ценным архитектурным объектом не является, но оно имеет довольно большую историю. Желательно сохранять такие объекты в центре», — добавляет Александр Дембич, завкафедрой градостроительства КГАСУ. «Я бы не стал трогать внешний вид театра, он уже стал визитной карточкой. К тому же он достаточно запоминающийся, и это абсолютное точное соответствие той эпохе, оно будет перекликаться с новой площадкой театра», — уверен советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев.
Фото: Владимир Зотов
Во-вторых, по сути, все собеседники «БИЗНЕС Online» сошлись на том, что нынешнее здание театра им. Камала должно продолжить работу на благо татарской культуры. Собственно, об этом говорит и министр культуры РТ, размышляя о необходимости сохранения «национального духа». Таким образом, отпадают варианты, например, создания еще одного термального комплекса (сегодня такие проекты очень популярны в Казани) или, скажем, переезда сюда Казанского ТЮЗа (его историческое здание вскоре закроется на реконструкцию). Хотя звучали и другие кардинальные идеи — открыть фуд-молл с кинотеатром или вообще снести и построить на Кабане высотку для вящей гармонии с будущей башней «Газпрома».
«Театр имени Камала находится на пересечении закабанной и забулачной частей Татарской слободы и продолжает уклады, связанные с культурно-просветительской деятельностью, утверждением Казани как национальной столицы татар, — напомнила нашему корреспонденту градозащитник, учредитель Института городских исследований „Тамга“ Марья Леонтьева. — В этом смысле важно не исключать и не менять радикально наполнение здания, а передать его для развития национальных проектов. В 2020 году принята концепция устойчивого развития исторического поселения Казани, в которой среди прочего утвержден и принцип определения наполнения зданий и концептуальных площадок. Важно, чтобы предлагаемое наполнение одновременно поддерживало историческую преемственность и отвечало интересам сообществ и запросу общества. Это важное смысловое ядро, которое давало возможность татарам через театр размышлять и обсуждать какие-то важные темы, происходящие события и находить новые решения, а где-то просто посмеяться и поплакать над собой».
Здание театра имени Камала, несомненно, должно остаться за проектами татарской культуры.
«Для многих татар Камаловский театр — один из символов татарской культуры, — продолжает замруководителя исполкома Казани, экс-директор Татарского ТЮЗа им. Кариева Гузель Сагитова. — Как раньше для слободских татар приходы мечетей были местом встреч и обмена новостями, так и театр имени Камала несет еще и такую функцию в себе, не только как институция, но и как здание. Все это тоже должно учитываться. Для татарской общественности это действительно очень важно».
Претендентов на здание на самом деле не так много, как это можно было предположить
Как презентовать национальную культуру
Вот здесь мы и подходим к главному вызову в министерской карьере Аюповой. Думается, не случайно, что в течение нескольких лет вопрос о будущем нынешнего здания театра им. Камала так и не был решен, ведь, по сути, речь идет об одной из главных площадок, через которую будет презентоваться татарская культура, и здесь очень важно не ошибиться.
Это должно быть не просто некое концертно-зрелищное учреждение в классическом понимании, здесь должен быть центр для трансляции национальной культурной идеологии.
При этом претендентов на здание на самом деле не так много, как это можно было предположить. Часть потенциальных арендаторов отпугивает большой зал на 843 места, который в идеале нужно собирать ежевечерне. А кого-то не слишком устраивает устаревшая «внутрянка» помещений.
«Что касается „внутрянки“, непонятно пока, кому это здание потом будет предоставлено, а отсюда уже возникает вопрос о том, нужно ли внутри его перепланировать или оно может сохраниться в том же виде, — размышляет Дембич. — На самом деле при перепланировке проблемой здания может быть то, что какие-то балки подгнили или проржавели. Его надо обследовать как следует по строительной части. А если там все более-менее в порядке, может, только косметический ремонт понадобится».
«Что касается «внутрянки», непонятно пока, кому это здание потом будет предоставлено, а отсюда уже возникает вопрос о том, нужно ли внутри его перепланировать или оно может сохраниться в том же виде»
Конечно, есть соблазн отдать здание на откуп татарской городской продвинутой молодежи, сегодня таких сообществ немало, они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Казани нужен креативный татарский центр для творческих молодых ребят, работающих в разных направлениях: дизайн, архитектура, прикладное искусство, т. к. сейчас у них нет «общего пространства», чтобы они могли заниматься коллаборацией друг с другом, к примеру, уверен главный режиссер театра им. Тинчурина Туфан Имамутдинов. Однако здесь как раз вырастает проблема: собеседник «БИЗНЕС Online» выражает сомнения в том, сможет ли работать такой проект тут в полную силу.
«Я не знаю, что они будут делать на большой сцене Камаловского театра. На малой сцене еще можно что-то придумать — концерты, небольшие спектакли, — рассуждает Имамутдинов. — Концерты альтернативной музыки? Все равно они не будут собирать такое количество людей, а сцена всегда должна работать, каждый вечер. Возможно, нужно разделить большую сцену… Но что это тогда будет?»
Кроме того, очевидно, здание-парус, даже если станет театральной площадкой, должно быть открыто публике не только для вечерних представлений. Думается, что это место должно стать своего рода антитезой нынешнему театру им. Джалиля, суровому зданию на площади Свободы, куда 8–10 раз в месяц по вечерам пускают на спектакли публику, где-то «урвавшую» билеты, которых почти никогда нет в продаже. Нет, это место должно стать по-настоящему френдли для своей аудитории и работать целый день.
Принцип открытости должен соблюдаться и по отношению к близлежащей территории. «Здание театра само по себе ценность и символ. Эти грани могут быть еще больше проявлены после реконструкции. Хорошо, если она повлияет на территории вокруг таким образом, что где-то театр будет более доступен, если пространство вокруг станет лучше служить функции здания, если появится еще какой-то сюжет для взаимодействия с кровлей, которая прекрасна», — считает Дарья Климова, руководитель «АрхДесанта».
«Я бы видела у этого здания нового хозяина, который будет программировать главный зал, обеспечивать иную событийную программу и который разместится в административной части объекта — именно этой зоне в моем понимании необходимо серьезное обновление, — считает руководитель департамента спецпроектов Института развития городов РТ Зиля Гарипова. — Надо смотреть, какие технологии служебных пространств комфортно вместятся в имеющиеся пространства. Большой потенциал есть у первого этажа, который точно мог бы в будущем стать более доступным и проницаемым, там могли бы появиться городские функции. Это в свою очередь усилит связь здания с набережной».
Ну и еще один важнейший вопрос: кто возглавит новую структуру? От этого выбора во многом зависит и конечный результат. Вряд ли здесь можно обойтись техническим директором во главе, которым будут управлять непосредственно из министерства культуры Татарстана. Нет, это должен быть настоящий лидер, идеолог, способный решить глобальные задачи по презентации национального искусства, к тому же умеющий и зарабатывать на этом. Есть ли такие люди в поле зрения Аюповой? Серьезный вопрос.
Все эти размышления, а также общение с экспертами привели редакцию «БИЗНЕС Online» к определению 7 возможных вариантов будущего для здания театра им. Камала. Предлагаем вам проголосовать за самый понравившийся или же предложить в комментариях свой вариант. Напомним, что концепция еще не определена, так что, возможно, ваш голос или мнение могут повлиять на решение властей.
Здание НКЦ «Казань» облюбовала татарская молодежь — в Нацбиблиотеке базируется экспериментальная театральная площадка MOÑ, однако в таком камерном пространстве трудно решать глобальные задачи
1. Национальный культурный центр (Tat Cult Lab и др.)
Среди всех представленных версий есть и фаворит — это идея создания нового татарского культурного центра. На самом деле, по данным «БИЗНЕС Online», именно ее в качестве базовой рассматривает министерство культуры РТ.
Запрос на концепцию такого центра большой. Тем более у нас сегодня много татарских и коммерческих, и некоммерческих организаций в сфере культуры. Начиная от театральной лаборатории MOÑ, заканчивая фестивалями и форумами. Например, проходит много творческих лабораторий у Ильяса Гафарова (музыкальная лаборатория Tat Cult Lab), Валерия Короткова (продюсер фестиваля современной культуры Kazan. Kremlin Live) и так далее. Очень много форм, которые позволяют «поженить» традиционные и инновационные формы искусств, — тот же фестиваль медиаискусства «Нур». Как все это грамотно выстроить и объединить — большой вызов.
Действительно, сейчас у татарской культурной общественности в Казани нет своей площадки, где бы на одной локации была представлена национальная идентичность, начиная от театрального и музыкального искусства, заканчивая современными экспериментальными формами. В усеченном варианте до 2020 года таким местом был НКЦ «Казань», чье здание передали Нацбиблиотеке РТ. Здесь в свое время «квартировались» творческие коллективы Казанской городской филармонии, проходили выставки, концерты, различные государственные мероприятия. До сих пор фонды музея с картинами, выселенные с НКЦ, пылятся по складам города, так и не найдя пристанища. Зато здание облюбовала татарская молодежь — в Нацбиблиотеке базируется экспериментальная театральная площадка MOÑ, однако в таком камерном пространстве трудно решать глобальные задачи.
Но каким должен быть подобный культурный центр? Пока внятного ответа на этот вопрос нет. Предоставлять сцену для разных коллективов города, а-ля городской ДК? Ну и главная сложность: как и чем заполнять зал почти на 850 мест? Даже Камаловский театр сегодня собирает аншлаги только на самые хитовые спектакли. Поэтому, во-первых, новому постояльцу важно проработать идею места. А во-вторых, пространству нужен сильный продюсер, который бы смог запрограммировать его событиями.
По некоторым данным, концепцию культурного центра пишет основатель татарского инди-лейбла Yummy Music, продюсер почившего в бозе в силу разных причин Tat Cult Fest Ильяс Гафаров
По данным издания, к разработке концепции места подключили и татарскую творческую молодежь, во многом выпестованную самой Аюповой за годы работы в минкульте РТ. Более того, по некоторым сведениям, концепцию культурного центра пишет основатель татарского инди-лейбла Yummy Music, продюсер почившего в бозе в силу разных причин Tat Cult Fest Ильяс Гафаров. Последний никак не прокомментировал разговоры о своей лидерской роли в нынешней ситуации, но поделился своим видением.
«Современный центр — это очень гибкий и понятный формат для выстраивания дальнейшей стратегии, — считает Гафаров. — В нее должны быть включены музыка, театр, хореография, дизайн, медиа. Центр именно с уточнением „современный“, так как это уже вполне понятная аудитория, которую вы можете встретить на самых разных площадках, начиная от MOÑ и Национальной библиотеки, заканчивая фестивалями „Мин татарча сөйләшәм“, „Печән базары“, „ДәртФест“ и „Нур“. И то, как понятие татарскости раскрывается этими командами и творческими объединениями в многочисленных проектах последних лет, может послужить хорошим фундаментом для нового центра».
Министр культуры Татарстана в свою очередь обращает внимание и на работу в формате онлайн, потому в стенах здания-паруса в числе прочего может появиться площадка для продюсирования, чтобы профессионально снимать концерты и постановки и выкладывать в сеть. «Нам не хватает отснятого национального контента, чтобы хорошо присутствовать в интернете с оформленными авторскими правами. Это тоже тема, которая должна быть», — считает Аюпова.
А может, полностью отдать здание юным дарованиям? Чтобы в одном месте можно было бы заниматься и творчеством, и изучением татарского языка
2. Дом детского творчества («Апуш» и др.)
А может, полностью отдать здание юным дарованиям? Чтобы в одном месте можно было бы заниматься и творчеством, и изучением татарского языка. Базой могла бы стать, скажем, набирающая обороты детская театральная студия «Апуш», а помимо развития актерских талантов, в детском центре со школьниками занимались бы педагоги по вокалу, хореографии, изо и т. д. Этакий детский Дом пионеров, только с национальным уклоном. Место могло бы стать семейным — с книжными магазинами, кафе, лекториями и студиями для взрослых, чтобы, пока их чадо на кружках, родители не скучали. А аншлаги на спектаклях, где играют дети, могли бы обеспечить их родственники и друзья.
Кстати, «Апуш», который патронирует мэрия Казани, недавно поддержал раис Татарстана, сказав, что в новом здании Камаловского театра им нужно выделить сцену. На новое здание коллектив в 250 ребят, конечно, не претендует, а вот малая сцена старого объекта как раз подошла бы. В прошлом году дети ее уже апробировали. В копилке детской студии немало наград. Из последних достижений — победа на престижном Брянцевском фестивале детских театральных коллективов в Санкт-Петербурге. Все спектакли студии «Апуш» — на татарском языке, на нем ребята выступают по всей России. Спрос у родителей высок — за два года театральная студия появилась в четырех ДК города, а с сентября для самых маленьких открыта школа «Апуш. Нәниләр», они занимаются в татарской гимназии №27. В этом году планируется открытие новой студии в Дербышках в ДК им. Саид-Галиева.
Но городские ДК скорее репетиционные площадки для коллектива, репертуарные афиши всех дворцов культуры Казани сильно загружены собственными проектами и арендными мероприятиями. «Плюс для театральной студии очень важно играть на театральной площадке, где своя атмосфера и особые технические возможности. К тому же за два года накопился масштабный объем декораций, реквизита и костюмов, а в здании театра имени Камала есть складские помещения. Кроме того, на объекте уже имеются производственные цеха, которые необходимы и для музыкального, и для детского театров», — отмечает занимающаяся «Апушем» в администрации столицы РТ Сагитова.
Вместе с «Апушем» в таком случае в нынешнем театре им. Камала могли бы поселиться и другие детские театральные студии Казани, всем найдется место — как минимум для представления собственных работ.
Разговоры о музыкальном театре в столице РТ идут уже 15–20 лет, отмечает директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, и для этого имеются все возможности
3. Татарский музыкальный театр
Давняя мечта — открыть в Казани новый музыкальный театр, причем недавно публично устами все той же Аюповой было сказано, что данную идею поддержал Минниханов. В столице Татарстана пока есть монополист — театр им. Джалиля. Между тем почти во всех городах-миллионниках России, помимо театра оперы и балета, имеется еще одно государственное театральное учреждение, нацеленное на музыкальный репертуар, — театр музкомедии, оперетты и т. д. Это есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и далее по списку, не говоря уже о Москве, где только оперных театров четыре: Большой театр (с тремя зданиями), МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая опера» и «Геликон-опера».
Разговоры о музыкальном театре в Казани идут уже 15–20 лет, отмечает директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, и для этого имеются все возможности. «У нас есть несколько вузов и консерватория, которые выпускают специалистов, но, по сути, все идут на эстраду, а такого музыкального театра, который бы поднял всю нашу классику, нет до сих пор», — отмечает она. Солидарен с ней и гендиректор телеканала «ТНВ», депутат Госсовета РТ Ильшат Аминов. «Там должен быть музыкальный театр татарского мюзикла. И я знаю, что у нас есть огромное количество людей, способных сделать такой театр: поющие и танцующие артисты, — сказал он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Конечно, в идеале было бы сделать татарский театр оперетты, но материала очень мало, поэтому я на такое не замахиваюсь, а вот татарский музыкальный театр — было бы неплохо. Театр должен жить в данном здании, а если музыкальный — я был бы очень рад, татарам этого не хватает».
Руководитель и дирижер камерного хора РТ Миляуша Таминдарова также поддерживает идею создания музыкального театра в «камаловских» стенах. Она отмечает, что публика в Татарстане консервативная и любит локации, к которым привыкает. Но здесь можно дать волю новым идеям. «Почему бы там не сделать площадки для каких-то экспериментов, почему бы не поставить оперу „Кави – Сарвар“, куда меня пригласили? Мы должны создавать условия для молодых, креативных, я вот не сильно молодая, но тоже покреативила бы с удовольствием», — говорит она.
Правда, некоторые из экспертов считают, что республика уже опоздала и, чтобы запускать сегодня новый музыкальный театр, этим нужно было начинать заниматься еще лет пять назад: назначать руководителя, создавать оркестр, подбирать вокалистов, выбирать репертуар и начинать работу, пусть даже не имея пока собственной площадки.
Творческое татарское объединение «Калеб», которое уже 10 лет продвигает национальную культуру и доказывает, что она может быть модной и современной (на фото — Эльмир Низамов)
Впрочем, уже сейчас есть коллективы, которые могли бы создать костяк такого музыкального театра. Например, оперная студия Казанской консерватории, где ставят спектакли с участием оркестра КГК и его студентов-вокалистов. Или взять творческое татарское объединение «Калеб», которое уже 10 лет продвигает национальную культуру и доказывает, что она может быть модной и современной. Среди участников его проектов и композиторы (Эльмир Низамов, Зульфия Раупова, Миляуша Хайруллина), и поэты (Рузаль Мухамметшин, Йолдыз Миннуллина, Луиза Янсуар, Резеда Зайниева), и вокалисты (Эльмира Калимуллина, Алина Шарипжанова, Илюса Хузина, Ильгиз Мухутдинов), и многие другие.
«Они бы могли стать основой музыкального театра, — считает основатель и идеолог „Калеба“ Сагитова, сегодня отвечающая за национальные проекты в администрации Казани. — Они уже зарекомендовали себя в ярких музыкальных проектах, но в то же время эти ребята не полностью реализованы в профессии на сегодняшний день, их потенциал гораздо больше».
Рифат Фаттахов: «Национальная концертная деятельность также требует совершенствования. Нуждаемся мы и в современной, хорошо оснащенной студии музыкальной записи»
4. Дом татарской музыки
Новый очаг культуры должен заниматься не только вопросами музыкально-драматического репертуара, но и развитием национальной эстрады, профессиональной песенной культуры на государственном уровне, считает председатель союза продюсеров РТ и директор фонда татарской культуры им. Вагапова Рифат Фаттахов. Поэтому, на его взгляд, здесь можно было бы открыть Дом татарской музыки.
«Любая уважающая себя республика занимается данными вопросами на государственном уровне. В Башкортостане это Башгосфилармония, в Азербайджане — Государственный театр песни и так далее. А у нас кто, какая организация отвечает за это очень актуальное направление культуры? Национальная концертная деятельность также требует совершенствования. Нуждаемся мы и в современной, хорошо оснащенной студии музыкальной записи», — считает он.
В дальнейшем площадку можно было бы сделать базовым центром ведущих музыкальных вузов — консерватории и института культуры, т. к. в Татарстане «катастрофически» не хватает специалистов в области татарского музыкознания. «Надо полагать, что в структуре Дома татарской музыки смог бы успешно функционировать и продюсерский центр, так необходимый сегодня для продвижения нашей талантливой молодежи. Да, зданию потребуется определенная реконструкция, техническое переоснащение, но это уже вопрос техники», — добавляет Фаттахов в разговоре с «БИЗНЕС Online».
«Место очень хорошее, привычное, поэтому там нужен концертный зал. Можно будет проводить эстрадные концерты, юбилейные вечера»
Аксакал Камаловского театра заслуженный артист РФ Ильдар Хайруллин также поддерживает идею с концертным залом. «Место очень хорошее, привычное, поэтому там нужен концертный зал. Можно будет проводить эстрадные концерты, юбилейные вечера. По крайней мере, там не должно быть гостиницы, ресторана, кабаре, торгового центра. Не надо архитектуру театра перестраивать», — отмечает он.
Эксперты говорят, что концертный зал можно было бы развивать на примере таких площадок, как «Градский Холл» в Москве. В последнем, к примеру, выступают лучшие участники, финалисты и победители вокального проекта «Голос» на Первом канале. На казанскую сцену же, к примеру, могли бы выходить те же финалисты Вагаповского фестиваля или «Созвездия».
Еще один вариант Дома татарской музыки мог бы быть реализован и под руководством советника министра культуры РТ Салавата Фатхетдинова, который и так каждый август делает традиционно аншлаговые концерты в театре им. Камала. Некоторое время назад главный певец татарской эстрады активно искал здание для своего театра песни «Салават» в центре Казани.
Хозяевами здания могли бы стать и ведущие государственные танцевальные коллективы, которые среди прочего могли бы на регулярной основе показывать для многочисленных туристов в столице РТ национальное шоу, знакомящее гостей республики с татарской культурой, считают некоторые спикеры
5. Площадка для ведущих танцевальных коллективов РТ
Хозяевами здания могли бы стать и ведущие государственные танцевальные коллективы, которые среди прочего могли бы на регулярной основе показывать для многочисленных туристов в столице РТ национальное шоу, знакомящее гостей республики с татарской культурой, считают некоторые спикеры. Среди претендентов — Госансамбль песни и танца Татарстана или ансамбль танца «Казань».
Госансамбль РТ создавался еще в 1937-м при Татгосфилармонии. Сейчас он базируется в трехэтажном здании на Островского, 2 — в конце марта в особняке культурного наследия начался ремонт. В коллективе сегодня около 140 человек — хоровая труппа с солистами, артисты танца и музыканты оркестра. Однако здание само по себе не используется как площадка для выступлений — сцены и зрительного зала здесь нет, проходят только репетиции.
До пандемии коллектив активно гастролировал в Италии, Франции и Германии, представляя Татарстан на различных фестивалях. Приглашают артистов на различные государственные мероприятия, Сабантуи и для обслуживания прочих правительственных событий. Однако полноценной программы выступлений и постоянных концертов здесь не дают. На сайте госансамбля в разделе «Календарь выступлений» и вовсе нет афиши. Поэтому некоторые собеседники газеты сомневаются, что коллектив сможет постоянно заполнять зал Камаловского театра.
Со своими шоу по заграничным фестивалям ездит и ансамбль танца «Казань», что базируется в КЦ «Чулпан». Коллективу 26 лет, сегодня это единственная балетная труппа во всем Поволжье, работающая сразу в трех направлениях: фолк, степ и модерн. В арсенале ансамбля — танцы более 70 народов мира. Труппа также выступает с музыкальными спектаклями, в которых через танец рассказывает истории о татарском народе.
В коллективе — 55 артистов балета и 20 музыкантов оркестра. Кроме того, при ансамбле работает детская студия, которая в прошлом году получила звание образцовой. У худрука Чулпан Закировой есть амбициозные планы — поставить мюзикл на татарском языке, где много вокала и танцев, и гастролировать по миру, но для воплощения мечты коллективу не помешали бы условия попросторнее. Пока же из-за постоянного участия в городских, республиканских мероприятиях давать концерты на родной сцене получается не так часто — 5–6 раз в месяц.
Сегодня «Живой город», соучредителями которого являются Артем Силкин, Диана Сафарова (справа) и Инна Яркова (слева), контролирует сразу три театральные площадки в Казани
6. Объединение проектов фонда «Живой город»
«А разве „Живому городу“ не отдают театр имени Камала?» — сразу несколько человек, имеющих отношение к миру культуры Казани, с этого вопроса начинали разговор о будущем «паруса» в центре столицы РТ. Напомним, что фонд поддержки современной культуры «Живой город» наиболее известен своими театральными экспериментами, которые уже приносили его проектам «Золотые маски». Сегодня «Живой город», соучредителями которого являются Артем Силкин, Диана Сафарова и Инна Яркова, контролирует сразу три театральные площадки в Казани. «Угол» больше используется для студенческих проектов, в резиденции «Особняк Демидова» идет последний сезон иммерсивной «Анны Карениной» — почти легендарного режиссерского проекта Сафаровой, MOÑ в Нацбиблиотеке РТ больше нацелен на национальные проекты.
Аппаратный вес негосударственного «Живого города», очевидно, силен, все-таки среди учредителей дочь главы аппарата раиса РТ Асгата Сафарова. Думается, если бы здесь захотели получить здание театра им. Камала, то могли бы это сделать. Но, по информации «БИЗНЕС Online», таких планов у руководства фонда нет. Здесь привыкли работать с камерными пространствами, а зал на 843 места подразумевает совершенно иные масштабы деятельности и бюджеты.
Хотя, к примеру, здесь «Живой город» мог бы возродить кинонаправление в своей работе, за которое отвечает Силкин, директор Свияжского музея-заповедника. Мало кто помнит, что фонд в середине 2010-х как раз начинался с ретроспектив голландского и российского классиков кино, режиссеров Йоса Стеллинга и Александра Сокурова, которые тогда приезжали в Казань. В общем, для каких-то крупных кинопоказов большой зал театра им. Камала вполне бы мог подойти.
Может, продолжить традицию и снова передать здание тинчуринцам? Однако эксперты сомневаются в заполняемости нового зала в случае переезда — сейчас театр им. Тинчурина вмещает вдвое меньше зрителей, общая заполняемость далека от 100%
7. Переезд одного из казанских театров
Наконец, в финале еще один достаточно очевидный вариант. Напомним, что нынешнее здание Камаловского театра не первое в его истории. Камаловцы переехали сюда из особняка на улице Горького возле Лядского сада, а туда в свою очередь заселили Тинчуринский театр, который до того был передвижным и колесил по деревням. Обретя пристанище, он стал городским театром драмы и комедии им. Карима Тинчурина. Переезд явился толчком для дальнейшего развития.
Может, продолжить традицию и снова передать здание тинчуринцам? Однако эксперты сомневаются в заполняемости нового зала в случае переезда — сейчас театр им. Тинчурина вмещает вдвое меньше зрителей, общая заполняемость далека от 100%.
Есть и Татарский ТЮЗ им. Кариева, который вроде бы относительно недавно переехал в здание бывшего Дома офицеров. Но, по нашей информации, «жилищные» условия кариевцев все-таки не самые идеальные, они были бы не прочь переехать в более подходящее для культурного учреждения помещение. Однако сегодня у театра им. Кариева даже нет полноценного директора, чтобы заявлять подобные желания.
***
Важно сказать, что 7 представленных читателю вариантов не являются взаимоисключающими. Тот же Дом детского творчества или музыкальный театр в том или ином виде могут оказаться частью национального культурного центра, если его идея будет реализована. Так что «БИЗНЕС Online» станет следить за решением, которое поддержит раис Татарстана, и почти наверняка еще вернется к разговору на заданную тему.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 203