«Несмотря на то что мы уже 20 лет существуем в условиях действующего Жилищного кодекса, люди так и не привыкли к тому, что за порогами их квартир тоже их собственность», — говорит замруководителя исполкома Искандер Гиниятуллин. Он предлагает полностью поменять подход к управлению жилищным имуществом, дав в этой сфере полномочия муниципалитетам. Тем временем подходит к своему завершению срок жизни коммунальных сетей в Казани. Требуется масштабная модернизация, но сегодняшних вложений не хватает. Подробности — в интервью «БИЗНЕС Online».
Искандер Гиниятуллин: «Литр воды из-под крана стоит 3 копейки. А бутылку воды в любом магазине продают только от 10 рублей — это за ней еще и спуститься надо. Вместе с тем мы еще справедливо хотим, чтобы из кранов шла вода питьевого качества»
Трубы рвутся, а сборов с населения недостаточно: чем живет коммунальное хозяйство города?
— Искандер Анварович, начало года выдалось довольно сложное для коммунального хозяйства Казани. Аварии на сетях уже можно назвать заметной частью жизни горожан. К примеру, только с 15 по 22 января водоснабжение столицы прорвало аж в 8 местах. С чем связаны такие трудности?
— На сегодняшний день исчерпан тот ресурс, который был заложен в коммуникациях при их прокладке. Здесь можно привести в пример работу третьего северного коллектора. Его проложили в 1975-м, и до 2021-го — за 45 лет — произошел всего один заметный инцидент. В последующем же аварии пошли одна за другой: за два последних года накопилось больше 20 случаев. Это говорит о том, что коллектор требует масштабной модернизации, которая уже началась.
Нужно понимать, что недостаточно просто ликвидировать аварию. Такой подход лишь на некоторое время продлевает срок жизни трубы, но не дает уверенности в том, что прорыв не повторится в ближайшем будущем.
— Почему не удается ремонтировать сети вовремя, чтобы предупреждать аварии?
— В 2013 году приняли решение об исключении из тарифа инвестиционной надбавки, на которую и была возможность проводить профилактические работы. Тогда и полетели программы капитального ремонта у всех водоканалов страны.
Конечно, определенный массив денег на эти цели есть. Но каждый рубль из общей суммы имеет свое целевое назначение. За целевым использованием средств следят комитет по тарифам и специальные надзорные органы. Получается, что тратить деньги на ремонт и ликвидацию аварий возможность была, а вот вкладываться в комплексное развитие инфраструктуры — нет.
«Водоканал» планирует направить на свои объекты более 1,1 миллиарда рублей»
— А что изменилось?
— В 2021 году при поддержке раиса Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова принято решение об увеличении ставки тарифа. Стоимость кубометра воды увеличилась с 1 декабря 2022-го на 2,6 рубля, на водоотведение — на 6 рублей с куба. С помощью этих средств и была разработана дополнительная инвестиционная программа «Водоканала», в рамках которой ведутся сейчас масштабные работы на коллекторах, ее объем — 9,5 миллиарда рублей.
— Вложения в коммунальную инфраструктуру Казани за 2023-й составили 11 миллиардов рублей. Какие планы на этот год?
— Инвестиции распределены по нескольким направлениям. В частности, «Водоканал» планирует направить на свои объекты более 1,1 миллиарда рублей. Кроме того, по национальному проекту «Чистая вода» с 2019 по 2024 год продолжается реконструкция биологических очистных сооружений на 2,1 миллиарда рублей, рекультивация иловых полей на 2,8 миллиарда рублей. «Казэнерго» в 2024-м вложит 125 миллионов, Казанские тепловые сети (филиал «Татэнерго») — 667,3 миллиона с хвостиком.
— Возникает ощущение, что сегодняшних вложений недостаточно. Износ сетей «Водоканала» составляет 70 процентов, а необходимое финансирование, по некоторым оценкам, приближается к 127 миллиардам рублей… Реально ли найти такие деньги?
— Да, именно такие вложения и нужны. Подходим к вопросу финансирования пошагово. Раис Татарстана (Рустам Минниханов — прим. ред.) уже высказывался о необходимости, как говорится, повернуться к проблеме лицом. Поэтому сегодня решается вопрос с утверждением дополнительных программ.
Мы в свою очередь направили в ведомства все необходимые для этого расчеты.
— И какое решение — тарифы поднимать?
— Давайте приведу пример. Литр воды из-под крана стоит 3 копейки. А бутылку воды в любом магазине продают только от 10 рублей — это за ней еще и спуститься надо. Вместе с тем мы еще справедливо хотим, чтобы из кранов шла вода питьевого качества.
Здесь чувствуется противоречие. Но бесконечно поднимать тарифы невозможно, поэтому и нужны масштабные вливания извне. Тут я могу добавить оценку бывшего гендиректора «Водоканала» Андрея Егорова на отчетной сессии Казгордумы. Он считает, что решить вопрос с недоремонтом за счет одного лишь тарифа нереально, нужна бюджетная поддержка.
— Может быть, есть возможность приглашать к решению вопроса инвесторов? Вы изучали подобный опыт?
— Есть механизм концессионных соглашений. Мы знаем примеры, где концессия работает. Из ближайшего — такая система налажена в Самаре и Перми.
Для примера скажу, что в Перми договор концессии заключен на 41 год, а размер концессионных вложений составляет 11 миллиардов. Особенности программы таковы, что инвестиции в развитие инфраструктуры начинаются только с 7-го года действия соглашения, первое же время инвестор просто накапливает средства. Еще важно уточнить, что инвестор, как правило, сразу поднимает тарифы для населения.
В Самаре с 1 июля 2024 года правительство области утвердило тариф на водоснабжение в размере 44,88 рубля за кубометр (сейчас 41,17 рубля). Водоотведение будет стоить 25,52 рубля за кубометр (сейчас 23,03 рубля). Эти тарифы действуют до 31 декабря 2024-го.
В Перми тариф на воду с 1 июля 2024 года вырастет с 36 рублей за кубометр до 41,45 рубля, на канализование — с 31,67 рубля до 36,45 рубля.
В Казани госкомитет по тарифам утвердил тариф на водоснабжение с 1 декабря 2022-го, он вырос на 2,6 рубля до 27,36 рубля за кубометр. Тариф на водоотведение увеличился на 6 рублей до 33,67 рубля за куб. С 1 июля 2024 года цена водоснабжения возрастет на 2 рубля до 29,4 рубля за 1 куб. м, водоотведение станет дороже на 5,6 рубля — до 39,3 рубля за 1 куб. метр.
Нужна ли нам такая концессия, которая, по сути, является скрытой передачей имущества? Ведь за 40 лет в той же Перми сменится 8 составов городской Думы. И даже это мы не можем никому навязать, потому что концессия имеет заявительный характер. За годы моей работы в Казани по «Водоканалу» таких заявлений не поступало ни разу.
Кроме того, у казанского «Водоканала» сумма инвестиционной программы — 44 миллиарда рублей сроком на 10 лет, до 2028 года. И важное уточнение — она уже реализуется. Наша задача — максимально использовать те ресурсы, которые уже доступны коммунальным предприятиям города.
«Бесконечно поднимать тарифы невозможно, поэтому и нужны масштабные вливания извне»
— В Казани совсем другая схема — тариф по согласованию с президентом был поднят, и тут же началась инвестиционная программа…
— Строго говоря, даже раньше. А после увеличения тарифа добавилась еще одна программа, целевая — на капремонт коллекторов.
Кроме того, «Водоканал» не только модернизирует существующую инфраструктуру, но и строит новую. Появились, к примеру, самая крупная в Казани насосная станция «Заречная» и цех по осушке иловых осадков. Последний — уникальный для России проект, благодаря которому в миллионном городе иловые поля исключены из цепочки очистки стоков. Цех работает так: сушка ила происходит без соприкосновения с огнем, ничего не сжигается, не дымит, а образовавшийся при сушке конденсат отправляется «в голову» очистных сооружений и заново проходит очистку.
Получается, что Казань — единственный город в стране, где от продуктов переработки канализационных стоков избавляются без вреда для окружающей среды.
Важно, что все это «Водоканал» построил без привлечения бюджетных средств. Ну и, спрашивается, зачем нам инвесторы? Сегодня мы работаем эффективнее, чем концессионеры в упомянутых городах.
— Но ведь есть еще и тепловые сети. Как обстоят дела в работе «Казэнерго»?
— У «Казэнерго» тоже есть проблемы с источниками финансирования. Кроме сетей, предприятие полностью реконструирует по 3–4 котельные в год. Темпы медленные, потому что на балансе у него находится 125 котельных.
Есть и вложения в развитие новых тепловых сетей АО «Татэнерго». Например, сейчас застраивается территория на улицах Родины, Аделя Кутуя, проспекте Победы. Для новых потребителей реализуется проект прокладки пятого тепловода от ТЭЦ-1. Для масштабного проекта реновации «Портовой» ведется перекладка теплотрассы с увеличением ее диаметра и прокладка новых сетей.
«А чем плохо, что сделаем хотя бы фасад? Нужно понимать, что средства на дома по маршрутам следования делегаций из стран БРИКС выделяют из бюджета республики дополнительно, без какого-либо участия «копилки» фонда капремонта»
Капремонт в Казани: что обновят к БРИКС и почему невыгодно собирать деньги со взносов на спецсчетах в банках
— Давайте перейдем к капремонту домов. В этом году в Казани программа выросла на миллиард — почему?
— Сэкономленные средства с финансирования прошлого года, дополнительные средства за счет увеличения тарифа — это и дает рост итогового объема программы. Конечно, вслед за финансированием растет и количество задач, поставленных на 2024 год. Общий объем средств получился 3,4 миллиарда рублей.
— Подготовка к саммиту БРИКС, наверное, тоже повлияла на финансирование программы?
— Да, такие события всегда влияют на текущие задачи города. В программу подготовки к саммиту БРИКС вошли 39 домов. Основной состав работ — обновление фасадов, но кое-где к замене идет и кровля. Если говорить только о домах, то объем финансирования будет около 400 миллионов.
— То есть затронете только, так скажем, «фантик» дома?
— А чем плохо, что сделаем хотя бы фасад? Нужно понимать, что средства на дома по маршрутам следования делегаций из стран БРИКС выделяют из бюджета республики дополнительно, без какого-либо участия «копилки» фонда капремонта. По-другому говоря, в будущем у этих домов останется больше средств на ремонт, допустим, сетей или подвала.
— И в Госсовете, и на уровне Госжилинспекции озвучивают проблему с домами, жители которых копят деньги со взносов на спецсчетах в банках. А в чем проблема?
— Приведу простой пример. Хрущевка на улице Достоевского за все время начисления платы за капремонт собрала 2 миллиона рублей, а мы ремонтируем ее на 10 миллионов. Почему? Это становится возможным при использовании «общего котла», в котором накапливают средства жители всех домов города и пользуются ими по очереди.
«Татарстан — один из немногих регионов, где на капремонт выделяют деньги из республиканского бюджета»
Но если деньги накапливаются собственниками на спецсчете — это их право, предусмотренное законом, то надо быть готовым к тому, что, когда придет срок замены, скажем, лифтов в доме, накопленных домом средств может и не хватить. Пример хрущевки, приведенный выше, это наглядно иллюстрирует.
Татарстан — один из немногих регионов, где на капремонт выделяют деньги из республиканского бюджета. Однако по закону РТ такого рода софинансирование предусматривается только для тех домов, собственники которых накапливают средства, собранные со взносов, в фонде капитального ремонта. То есть дома, отдавшие предпочтение спецсчетам в банках, на сегодняшний день на бюджетную поддержку рассчитывать не вправе.
Всего сегодня в Казани 713 таких домов. Все они включены в долгосрочную программу капитального ремонта с разными сроками.
— Получается, что решение о переходе на спецсчет для собственников не всегда выгодно. Почему остаются дома, которые отдают предпочтение подобному способу накопления средств?
— Чаще всего такой способ накопления взносов встречается среди домов, которые построены, к примеру, кооперативным способом. Вполне возможно, что там решение принимается на основании эмоций — что-то типа «мы своей земли никому не отдадим ни пяди».
— Проводится ли какая-то разъяснительная работа с собственниками таких домов?
— Мы объясняем жителям все риски решения о переходе на спецсчета. Есть примеры, когда собственники прислушивались и возвращались к накоплению средств в фонде капитального ремонта. Единственное условие — необходимо перевести все накопленные на спецсчете деньги в фонд.
Но и здесь имеются печальные примеры: бывает, что средств на спецсчете не остается из-за использования их не по назначению.
«В следующем году только на замену лифтов может уйти до 40 процентов всего финансирования программы капитального ремонта. Обычно лифты съедают 25 процентов программы»
В 2025 году лифты могут съесть до половины программы капремонта домов в Казани
— Вы упомянули, что наиболее дорогая статья в капремонте — лифты. Кажется, с этого и началась программа капитального ремонта, в 2007 году на совещании с участием Путина в Казани была показана глубина проблемы. Насколько этот вопрос сегодня острый?
— У нас в ближайшее время к замене подойдет очередная волна лифтов в микрорайонах Азино, которые, напомню, застраивались по программе ликвидации ветхого жилья в конце 1990-х – начале 2000-х. В следующем году только на замену лифтов может уйти до 40 процентов всего финансирования программы капитального ремонта. Обычно лифты съедают 25 процентов программы.
— И где решение проблемы?
— В 2012 году лифты вышли из-под контроля Ростехнадзора. После этого ушла возможность продлевать срок эксплуатации лифтов путем обновления отдельных элементов, например лебедок, направляющих рельсов, тросов, систем управления. По-другому говоря, в настоящее время по истечении срока эксплуатации лифт подлежит замене только полностью.
В прошлом году снова было принято решение о возврате лифтов под крыло Ростехнадзора. И мы в свою очередь вышли с предложением вернуться к предыдущей схеме. В этом вопросе собственникам помещений в доме тоже необходимо четко расставить приоритеты. Понятно, что лифт обеспечивает комфорт, но одно дело — стремление к комфортной жизни, и совсем другое — вероятность прорыва трубы или протечки крыши, на которые просто-напросто не хватило средств. Но, видимо, пока наше предложение не успевает вступить в силу.
— А могут собственники сами принять решение о замене лифта? Скинуться и заменить?
— Могут. Собственники вообще все могут, если открыть Жилищный кодекс. Хотя описанный вами случай в Казани на моей памяти был один раз.
«Люди так и не привыкли считать своей собственностью все то, что за порогами их квартир. Хотя по закону их собственность — и зона ответственности за нее! — распространяется вплоть до границы земельного участка»
К существующим трем способам управления жилым домом — УК, ТСЖ, прямое управление — нужно добавить четвертый — муниципальное
— Вы не раз высказывались о недоработках системы жилищного управления в России — мол, неверно, что все передано в руки собственников многоквартирного жилья. К каким проблемам приводит такое положение дел?
— Жилищный кодекс РФ вступил в силу в 2005 году. В нем было прописано решение о передаче общедомового имущества в руки собственников. При этом имущество не передается в натуре. Нельзя выговорить для себя в собственность сколько-то квадратных метров чердака или, скажем, тот же самый лифт. Нет, эта собственность общедолевая. А ответственность — коллективная.
Все решения по вопросам содержания и ремонта домов должны принимать собственники самостоятельно, демократическим путем, голосуя на общем собрании. Чтобы упростить процедуру, законодатель сначала дозволил проведение собраний в заочной форме, когда голоса собираются путем поквартирного обхода. Теперь в системе ГИС ЖКХ реализована форма проведения собраний онлайн- и электронного голосования.
Город тоже участвует в таких собраниях, внося свой вклад в размере порядка 2 процентов голосов — именно такое количество жилья сегодня остается в собственности муниципалитета. Больше чем в половине домов доли муниципалитета нет вообще — все квартиры приватизированы, там город не может даже голосовать.
Несмотря на то что мы почти 20 лет существуем в таких условиях, люди так и не привыкли считать своей собственностью все то, что за порогами их квартир. Хотя по закону их собственность — и зона ответственности за нее! — распространяется вплоть до границы земельного участка.
— А почему у людей за пару десятков лет не поменялось отношение к этой проблеме? Давно вроде прошло советское время, где за все отвечала власть…
— Могу сказать, что нигде в мире нет примеров, чтобы 98 процентов многоквартирного жилья было приватизировано и чтобы общедомовое имущество находилось в общедолевой собственности. Это абсолютно размытая формулировка, которая ни к чему и никого не обязывает, что и приводит к такому бардаку.
В России данным решением был поставлен грандиозный социальный эксперимент. Повторюсь — нигде в мире нет примеров общедолевой собственности на общее имущество многоквартирных домов в масштабе целой страны! Ближе всех к нам Финляндия, где порядка 60 процентов приватизированного жилья. Но и там общего имущества в собственности жителей нет: приватизированы квартиры, а у домов есть конкретный хозяин — муниципалитет, домовладелец, юридическое лицо с конкретной ответственностью и задачами.
— А у нас, получается, «все вокруг колхозное, все вокруг мое»? Центра ответственности нет, отсюда бардак… А жители могут быть таким центром ответственности?
Кухарке, собаководу, доктору исторических наук сегодня говорят о том, что они должны отвечать за безопасную эксплуатацию лифта. А ведь лифт создают дипломированные специалисты — проектировщики, инженеры, строители. Что это такое? Это диверсия.
— Кроме того, общество со временем меняется. Для молодежи покупка квартиры — это не мечта, а обуза. Современный человек хочет оставаться мобильным, в любой момент иметь возможность улететь в Дубай, открыть ноутбук и спокойно работать из любой точки.
И как в таких условиях может идти речь о собраниях жильцов и решениях вопросов многоквартирного дома?
А еще, если с другой стороны посмотреть, — проект дома разрабатывает целый институт, стройматериалы изготавливает специализированный завод, стройку ведут дипломированные инженеры. А в дальнейшем ответственность за обеспечение безаварийной эксплуатации всего этого хозяйства должны взять на себя обычные жители — домохозяйки, историки, пекари, собаководы. Мне возразят: мол, для этого есть УК, где все должно быть. Но, во-первых, законодатель не дает расслабиться и здесь, требуя создавать для управления домами товарищества собственников жилья. А во-вторых, управляющая организация — это лишь инструмент. Держит и направляет его, по мнению законодателя, уверенная длань хозяев помещений, гордо именуемая «общим собранием собственников».
«Нигде в мире нет примеров общедолевой собственности на общее имущество многоквартирных домов в масштабе целой страны!»
Еще раз — все решения по вопросам содержания и ремонта домов должны принимать собственники. Красим ли лестничные клетки, утепляем ли фасад дома, трубы пластиковые или металлические, нужен нам консьерж или нет, где он будет сидеть и сколько ему платить, сколько на все это надо денег и где их взять — все это прерогатива общего собрания собственников.
Хотим мы того или нет, но федеральный закон сегодня требует от граждан прямого и непосредственного участия в жизни своего дома. Жителя просто спросить забыли: есть ли у него время, здоровье, силы, квалификация для этого? Хочет ли он такого?
И вот в Казани 176 домов принимают решение о вывозе снега со дворов. Примерно столько же решением собрания утвердили размер платы за содержание дома. Из 5,8 тысячи! Эти ничтожные цифры и есть числовой индикатор реализации социального эксперимента «коллективное ЖКХ в РФ».
Однако горожане ведь считают ответственными за все происходящее в городах власти, в том числе и в домах. Это справедливо, но реальных механизмов влиять на ситуацию в частном, хоть и многоквартирном жилом фонде у муниципалитетов нет.
Тем самым под отношения горожанина и выбранной им городской власти заложен системный конфликт. Вообще, такое ощущение, что действующий Жилищный кодекс сильно похож на диверсию, в своей нынешней редакции он провоцирует хаос в ЖКХ.
— Как исправить ситуацию?
— Первое, что нужно сделать, — дать муниципалитетам право управлять жильем.
Для граждан это должно быть правом, возможностью выбора способа управления. К существующим трем — УК, ТСЖ и непосредственное управление — добавить четвертый — муниципальное.
У нас достаточно проверяющих контролирующих органов, которые могут следить за каждым шагом. Пожалуйста: есть Контрольно-счетная палата, дирекция муниципального заказа, которые могут открыто производить закупки на электронных площадках, есть служба технического надзора, административно-техническая инспекция. Кроме того, на решение самых острых проблем жилищного хозяйства можно будет направлять бюджетные средства.
Не хотим сами заниматься проблемами дома — выберем муниципальную компанию. Накопили компетенции, создался в доме костяк знающих, умеющих, желающих собственников — выбрали опять УК или создали ТСЖ, стали сами заниматься.
Потому что сейчас, если собственник не хочет участвовать в жизни собственного дома, как того требует Жилищный кодекс, это не значит, что проблемы решаются сами собой. Они копятся.
— Помнится, была же такая инициатива, в Госдуму вносили предложения?
— Да, по поручению раиса Татарстана кабинет министров РТ досконально проработал вопрос создания муниципального управления жильем. Материалы были представлены в Госдуму РФ и правительство РФ, где наша инициатива благополучно увяла. Там это посчитали покушением на священную корову — частное имущество граждан. Повторюсь: муниципалитетам не нужно это имущество, мы хотим помочь людям взять под контроль то, что они не хотят контролировать самостоятельно.
Хотя по-хорошему у общедомового имущества должен появиться хозяин. Для этого нужно дать возможность собственникам помещений сформировать это общедомовое имущество в некоем материальном виде и реализовать его на открытых торгах. Тогда можно будет вернуться к нормальной общепринятой системе взаимоотношений «домовладелец – жилец» с четко очерченным кругом ответственности, прав и обязанностей.
«В идеале на улицах Казани должны работать 6 тысяч человек, а сейчас — в 2 раза меньше»
— На многочисленных совещаниях в исполкоме города не раз озвучивали жалобы собственников многоквартирных домов на несвоевременную уборку снега с придомовых территорий. Вы говорили, что на сегодняшний день не хватает сотен дворников. Как остро ощущается эта проблема?
— Есть две оценки дефицита дворников. Первая исходит из размеров платы граждан, за которую управляющие компании могут нанять еще около 500 человек. Вторая вытекает из норматива уборки, согласно которому на сегодня у нас не хватает 2,5 тысячи дворников.
В идеале во дворах Казани должны работать 6 тысяч человек, а сейчас — в 2 раза меньше.
«Со мной регулярно вступают в полемику на тему того, почему не убирают снег во дворах домов — мол, мы же каждый месяц платим деньги!»
— Получается, что основная проблема — дефицит кадров. А сколько зарабатывают сегодня дворники?
— Средняя зарплата гуляет, потому что зависит от расширения зоны обслуживания. Сотрудник берет вместо одного двора пять, получает в 5 раз больше. Зимой, например, у некоторых до 50 тысяч рублей в месяц доходило. Но в этом случае нужно понимать, какое качество работы мы получаем в итоге.
— А сборов на уборку дворов хватает? Есть необходимость в повышении тарифа?
— Со мной регулярно вступают в полемику на тему того, почему не убирают снег во дворах домов — мол, мы же каждый месяц платим деньги!
Отвечу в цифрах. Возьмем недавно горячо обсуждавшуюся историю о невывозе снега со двора одного из трехэтажных домов в центре города. Площадь помещений в доме известна, тариф тоже — размер платы на уборку дворовой территории составляет 11 тысяч рублей. В месяц! А во время снегопадов в этом году трактористы на Avito подряжались на уборку за 10 тысяч рублей, но за час! Да еще и минимум на четыре часа! Вот и считайте, на сколько минут работы тракториста хватит собранных за месяц средств?
Управляющая компания снег с этого двора вывезла. За счет каких источников? Жители не скидывались, нет. Бюджетные средства направить было нельзя. Значит, УК отвлекла средства от каких-то иных задач. При муниципальном управлении жильем на такой дом можно было бы привлечь бюджетные средства и нанять тех же уборщиков без ущерба для других задач по дому.
«Сейчас основная проблема сосредоточена в поселках, потому что зимой образовывалось много навалов из-за невозможности проезда мусоровозов к контейнерным площадкам»
Готовится два проекта по компостированию органических отходов
— Одна из проблем, которые остро волновали жителей Казани, связана с мусором. Какие задачи сейчас решаются по части вывоза отходов?
— Сейчас основная проблема сосредоточена в поселках, потому что зимой образовывалось много навалов из-за невозможности проезда мусоровозов к контейнерным площадкам. Отходы разлетелись и сегодня вылезли из-под снега. Предстоит большая работа по сбору этого мусора.
— В целом заметны ли улучшения в части вывоза мусора?
— Мы начали об этом много говорить, перестали скрывать текущие проблемы. И региональный оператор УК «ПЖКХ» сегодня открыт для диалога. Например, их аккаунты в социальных сетях наполнены вопросами жителей и, что самое главное, ответами сотрудников организации.
«Если не заниматься сортировкой, уменьшением потребления, образованием мусора, вторсырьем, то можно завалиться — благоустроенную Казань окружит мусорный полигон. Безусловно, не допустим этого, но одной таблетки нет, нет одного решения. Начинаем с органики», — заявил мэр Казани Ильсур Метшин
Кроме того, региональный оператор действительно начал работать иначе. Они вышли за пределы своего основного функционала, мониторят общую экологическую ситуацию в городе. Например, открывают сбор покрышек и новогодних елок, хотя это и не входит в зону их ответственности, ставят во дворах сетки для сбора вторсырья, следят за состоянием полигона «Химическая» — уплотняют отходы, засыпают грунтом, чистят фильтрат, опрыскивают дезодорантом. Недавно при участии компании была открыта станция ПЖКХ в детском городе профессий Kid Space.
— Мэр Казани накануне анонсировал программу по снижению мусорообразования…
В Казани запущены два больших проекта по компостированию органических отходов. Один — на базе «Горводзеленхоза». Второй в работе у УК «ПЖКХ»: это экотехнопарк, где будут развиваться различные виды переработки отходов, в первую очередь компостирование органики.
«Горводзеленхоз» планирует таким образом перерабатывать порубочные и зеленые остатки. А ПЖКХ разрабатывает проект для участка рядом с полигоном «Восточный».
Хочу успокоить горожан — современная технология компостирования органики не приводит к загрязнениям окружающей среды. Сегодня продаются бытовые компостеры, которые устанавливаются на кухне безо всяких опасений и риска. Так же безопасны будут и новые компостные полигоны.
Почему это необходимо? Органика — единственный вид отходов, который не нужен ни переработке, ни на полигоне, ни на мусоросжигательном заводе. Из нее нельзя изготовить новые товары, при этом она занимает много места на полигоне — около 30 процентов. Именно органика является источником тех самых свалочных газов, которые так беспокоят всех, кто живет неподалеку. Поэтому важно организовать ее переработку в компост по современным технологиям.
«Гораздо больше органики попадает в мусор от предприятий пищевой промышленности, от сектора Ho-Re-Ca, то есть отелей, ресторанов, кафе»
— Не думаю, что население готово к организации раздельного сбора и выделению пищевых отходов!
— Во-первых, мы пока не ведем речь о сборе пищевых отходов у населения. Гораздо больше органики попадает в мусор от предприятий пищевой промышленности, от сектора Ho-Re-Ca, то есть отелей, ресторанов, кафе. Мы ставим задачу извлечь эти отходы из мусорной массы, вывозимой на полигоны, создать для их сбора и переработки необходимую инфраструктуру. И уже потом будем постепенно включаться в работу с населением — рассказывать, показывать, объяснять.
Задача важнейшая, и нам для ее решения нужны союзники. Наши ближайшие помощники и партнеры — это уважаемые казанцы, жители города, наиболее заинтересованные в достижении высокого уровня жизни, безопасном комфортном проживании в нашем любимом городе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 138
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.