Ольга Медяник: «Идет активный поиск таких персоналий через соцсети, где виден профиль человека, его образ жизни, где он порой открыто демонстрирует свои взгляды и отношение к тем или иным событиям и людям» Ольга Медяник: «Идет активный поиск таких персоналий через соцсети, где виден профиль человека, его образ жизни, где он порой открыто демонстрирует свои взгляды и отношение к тем или иным событиям и людям» Фото предоставлено Ольгой Медяник

«Сформировалась определенного рода психика, которая легче воспринимает разговор по телефону»

— Ольга Викторовна, вы занимаетесь психологией телефонного мошенничества и манипулированием сознания в киберпространстве. Сегодня это стало настоящим бичом наших граждан. Обманывают всех. Даже профессиональных психологов. В чем феномен этого явления?

— Если рассматривать эту проблему исторически, то еще Владимир Михайлович Бехтерев в 1908 году написал очень интересную книгу «Внушение и его роль в общественной жизни». Она стала настоящим прорывом, предоставив глубокий анализ феномена внушения. В те времена, когда Бехтерев размышлял над страницами своего труда, научное сообщество начало признавать существование так называемого психического контагия (contagium psychicum) — явления, которое, хоть и не имеет видимых под микроскопом микробов, распространяется среди людей через слова, жесты и движения. Эта концепция предполагала, что мы, находясь в любом общественном пространстве, подвергаемся воздействию невидимых «микробов» внушения, что делает нас уязвимыми к психическому заражению. Таким образом, работа Бехтерева не только обогатила понимание психологии того времени, но и предвосхитила современные исследования в области социального влияния и массовой психологии.

Медяник Ольга Викторовна — доцент кафедры управления рисками и страхования Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук.

Родилась в Арзамасе-16 (сейчас Саров, федеральный ядерный центр) в 1974 году.

В 1999-м окончила кафедру политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1999–2004 годах работала политическим психологом в штабах избирательных кампаний кандидатов в президенты и политических партий в Санкт-Петербурге и Республике Дагестан.

2004–2006 — начальник отдела продаж северо-западного филиала страховой компании «Уралсиб».

2006–2018 — генеральный директор и основатель страхового брокера «Экспресс полис».

С 2018 года по сегодняшний день — основатель единого центра страхования и центра страховой грамотности «Страхование будущего» в Санкт-Петербурге.

В 2019-м окончила аспирантуру на кафедре политической психологии факультета психологии СПБГУ.

В 2020 году защитила кандидатскую диссертацию по политической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете по теме «Отношение российских граждан к страховой политике как фактор экономической безопасности».

2015–2021 — старший преподаватель кафедры политической психологии СПБГУ.

2021–2022 — научный сотрудник лаборатории изучения социально-экономических и политических процессов современного общества.

С 2022 года по сегодняшний день — доцент кафедры управления рисков и страхования экономического факультета СПБГУ.

Член международной ассоциации исследований в области экономической психологии IAREP.

Член рабочих групп по финансовой грамотности СПБГУ, межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия преступлениям, совершаемым с использованием приемов и методов социальной инженерии ЦБ.

Участник пяти научно-исследовательских грантов по цифровой экономике, страховой политике и исследованию поведенческих стратегий потребителей финансовых услуг в условиях кибермошенничества.

Автор более 40 научных работ.

Автор трех патентов по экономической психологии: «Программа для определения типов финансового поведения пользователей» (Fintech User Behavior), «База данных для оценки финансовой тревожности потребителей» (Financial Anxiety); «База данных для оценки страхового поведения» (lnsurance Behavior Assessment).

Так вот, если рассматривать с точки зрения коллективного внушения то, что сейчас происходит, а это действительно уже очень похоже на массовую историю, скорее всего, можно предположить, что мы действительно находимся в определенном состоянии переживания многочисленных стрессов. Такая, знаете, общественная психодрама. Если раньше мы могли общаться через книгу или небольшое количество людей, то сейчас ту информацию, которая поступает к нам, мы расцениваем уже как свою. Но она не всегда нас касается. Мы уже немножко приучили себя к такой открытости и получению информации, которая проникает в нашу голову, может быть, не совсем осознанно. Даже, возможно, бессознательно. В результате сформировалась определенного рода психика, которая легче воспринимает разговор по телефону, которая верит, доверяет тем, кто звонит. И это может быть одной из причин.

Второй момент связан с уровнем образования последних 30 лет, когда не формировалось в учениках, которые становились уже взрослыми людьми, понятийного мышления. Поясню. Понятийное мышление часто называют критическим или нестереотипным мышлением, которое подвергает анализу и селекции любую входящую информацию и происходящие события.

В общем, причин множество.

— А как этому противостоять?

— Чтобы защитить себя от мошенничества и киберугроз, осознанность, финансовая грамотность, а также знания в области киберграмотности и кибергигиены становятся ключевыми инструментами в арсенале каждого пользователя.

Я являюсь экспертом недавно созданной межведомственной рабочей группы, задача которой состоит в разработке стратегий и методов противодействия преступлениям, осуществляемым через техники социальной инженерии. Этот коллектив собрал в своих рядах специалистов из Росфинмониторинга, Центрального банка РФ, ассоциации российских банков и ученых-психологов, объединивших усилия для борьбы с финансовыми мошенничествами. Основной фокус нашей работы направлен на проведение пилотных проектов в регионах России по внедрению профилактических мер, направленных на предотвращение финансовых мошенничеств. В рамках наших рекомендаций мы призываем банки проводить тщательные инструктажи для своих операционистов и клиентов по вопросам безопасного выполнения финансовых операций еще до открытия счета.

Такой подход не только повышает уровень защиты каждого отдельного клиента, но и способствует созданию более безопасной финансовой среды в целом.

Представители правоохранительных органов рассказывали нам даже о случаях трехдневных перебежек из одного банка в другой, что свидетельствует о пребывании людей в определенном состоянии суггестии (суггестия, или внушение, — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки,прим. ред.), как мы бы назвали профессиональным языком.

О ней говорил наш соотечественник Борис Сидис (после переезда в США Сайдис) еще в 1902 году. Его замечательную книгу «Психология внушения» тоже можно почитать. Сидис выделяет один критический элемент внушения, который заключается в преодолении или обходе сопротивления субъекта. Внушенная идея проникает в поток сознания как нечто чужеродное, нежелательное, подобно паразиту, от которого сознание стремится освободиться. Поток мысли индивида борется с внушаемыми идеями так же, как организм борется с бактериями, пытающимися нарушить его гомеостаз. Книга автора не будет лишней в повышении грамотности и получении информации о воздействиях, которые мы как обычные люди можем иногда получать от суггестеров.

— То есть от мошенников?

— Необязательно. Суггестия может быть и законной. В принципе, это та же реклама, те же продажи. Мы в принципе привыкли к разного рода маркетинговым заходам и воздействиям. К скидкам, акциям. Но злоумышленники, естественно, используют эту суггестию в незаконных целях. Хотя, в принципе, скрипты и техники очень и очень похожи. Поэтому иногда очень сложно разобраться тем, кому звонят, кто с ними ведет разговор: законный рекламодатель, продавец, распространитель информации или злоумышленник.

Злоумышленники ведь действуют в различных тактиках. Они почти сразу понимают, кто на другом конце провода, с кем конкретно в этом случае они имеют дело и какой именно стратегией легче будет внушить человеку нужную информацию. И это не просто информация. Это часто руководство к действию. Они могут заставить человека выйти из дома и пойти в банк. Это целая процедура, процесс, через который они проводят своих жертв.

«Злоумышленники почти сразу понимают, кто на другом конце провода, с кем конкретно в этом случае они имеют дело, и какой именно стратегией легче будет внушить человеку нужную информацию» «Злоумышленники почти сразу понимают, кто на другом конце провода, с кем конкретно в этом случае они имеют дело и какой именно стратегией легче будет внушить человеку нужную информацию» Фото: Алексей Белкин

«Очень большой процент, почти 50 процентов наших граждан склонны к финансовому внушению»

— Кого чаще всего обманывают? Есть, так сказать, психологический портрет потенциального «терпилы», или жертвы?

— Весь прошлый год в рамках гранта российского научного фонда мы как раз пытались через опросные методы найти такой психотип. Я бы не сказала, что это даже портрет. Это больше именно психотип. Причем, по статистике, это далеко не всегда пожилые. Там бывают и молодые люди, и предприниматели. Всех их в определенной степени объединяет некая открытость к разговору. Наши исследования показали, что люди отличаются друг от друга определенными психотипами потребительского поведения.

Если статистически смотреть на эту проблему, то среди жертв мошеннических действий чуть больше женщин. Возраст может быть 45+. В исследовании была выделена типология, состоящая из четырех психотипов финансового поведения. Мы для этой типологии разработали некий «светофор рисков» по склонности к суггестии, или внушению: высокий риск, умеренный риск, низкий риск. И, как оказалось, по российской выборке очень большой процент, почти 50 процентов наших граждан склонны к финансовому внушению. Эти 50 процентов условно можно разделить на две категории. Это те, кто интуитивно принимает решения, и те, кто принимает решения спонтанно, импульсивно, реагируя на внешние факторы. В каждом конкретном случае на них может влиять и обстановка, и дефицит времени, которым пользуются мошенники. Есть даже такое определение у мошенников: когда они проводят все эти свои воздействия, то помещают свою жертву в своеобразную психологическую дымку. Такой эфир, если хотите. И в этом так называемом эфире человек может находиться в среднем до двух минут. Кто-то больше, кто-то меньше. Все зависит и от образования, и от каких-то личностных особенностей. Поэтому какую-то жертву легче победить за короткий срок, а с кем-то им приходится поработать больше.

— А что это за четыре психотипа, о которых вы сказали?

— Первый — доверчивый психотип. Это высоковосприимчивые, с развитым воображением, импульсивные и открытые к новому люди. Такой потребитель может принимать спонтанные решения и при покупках. На него могут хорошо влиять акции или какие-то скидки.

Второй тип, который был найден (примерно 25 процентов), — это рациональный. Хорошо, что он есть. Если на рациональный тип воздействовать такими кодировками, как инструкция, например, рассказать все подробно, показать альтернативы, привести сравнения, то и рациональный тип может в какой-то момент склониться под давлением злоумышленника.

Третий тип — тревожный. У некоторых наших граждан есть склонность к личностной тревожности. Они, возможно, чувствуют и понимают, что что-то происходит не так, начинают сильно волноваться, но в какой-то момент злоумышленник может переломить самоконтроль потерпевшего и привести его к формату жертвы преступления.

И четвертый психотип — недоверчивый. У него недоверчивость — это свойство личности. Такой человек, как правило, не готов общаться, тем более по телефону. У него высокий самоконтроль и устойчивость психики. Но таких людей всего 5 процентов. Это очень небольшая категория, в основном представленная мужчинами постарше.

Многое, конечно, зависит еще от самооценки жертвы, от ее психологического состояния.

— А какой инструментарий используют мошенники? Вы опять же начали говорить о том, что человека погружают в некую дымку. Что это за дымка? Как в нее погружают? Вообще, как «заходят» на человека?

— Есть различные техники воздействия, которые могут применяться. От релакса до жестких воздействий. С помощью голоса, конечно. Либо это спокойный, успокаивающий тон, либо это ритмичное, достаточно жесткое, с элементом волевого давления воздействие на жертву. Например, такие известные методики, как повторение каких-то ключевых сообщений. Воздействующий старается несколько раз повторять какое-то сообщение с утверждением, которое увеличивает вероятность запоминания и восприятия этого сообщения как истинного в голове жертвы. Какие-то социальные доказательства. Злоумышленник может представиться знакомым известного жертве лица или вообще его знакомым. Поскольку сейчас благодаря технологиям можно даже голос поменять, то человеку может позвонить злоумышленник и голосом начальника попросить перевести деньги на благотворительность или срочно отправить деньги на какие-то нужды.

Может быть также внушение какой-то идеи или повторение через демонстрацию поддержки. Мошенники используют повторение фраз о безопасности, заботе и важности конфиденциальности, чтобы убедить жертву в необходимости сотрудничества. Или одобрение со стороны авторитетного лица. Если взять пример врача и пациента, когда пациент находится уже в кабинете врача, у него не возникает никаких отрицаний, поскольку авторитет врача для него в этот момент лежит в основе коммуникаций.

Ну и на контрасте представление каких-то очень неожиданных сценариев. Того, что может на какое-то время выключить человека из рационального поля, из критического восприятия информации и переключить его на новую переработку каких-то других категорий, может быть, более сложных, когда требуются затраты мозга на какие-то новые проработки нестереотипного характера, не свойственные для этого человека. В таком случае человек может усилить затраты ресурсов на осознание каких-то несвойственных ему вещей и уйти в новое пространство, где его легче и проще ввести в заблуждение и зомбировать на выполнение каких-то команд.

Также может быть создание каких-то ассоциативных связей. Тоже один из весьма действенных методов.

Что касается дымки и погружения в нее, то здесь очень важно, кто на другом конце, кто жертва. Как злоумышленнику удается установить контакт, выстроить какой-то ассоциативный ряд с этим человеком. Может быть, благодаря тембру голоса, возможно, благодаря ритмике разговора или выстраиванию волевого разговора, когда человек на какой-то момент замирает. Замирает его сознание, и возникает когнитивная каталепсия. Каталепсия — это спазм мышц, а здесь идет спазм сознания. То есть возникает состояние, когда у человека нет возможности рационально и логически оценивать информацию, которая к нему поступает. Есть такие варианты. У каждого они свои. У каждого человека есть свои ресурсы либо принимать это воздействие, либо ему противодействовать. Все зависит, как я уже сказала, от определенных психотипов, набора определенных характеристик личности потенциальной жертвы.

Проводили исследования и в Великобритании. Эта проблема же интернациональна. Выборка включала 8 тысяч человек, и было доказано, что все-таки личностные характеристики влияют на формирование того или иного профиля жертвы.

«Если вы чувствуете, что испытываете от этого разговора некое волнение, то с большой долей вероятности можно сказать, что вы общаетесь с мошенником» «Если вы чувствуете, что испытываете от этого разговора некое волнение, то с большой долей вероятности можно сказать, что вы общаетесь с мошенником» Фото: Алексей Белкин

«Мошенник тоже находится в определенном эмоциональном состоянии»

— Как идентифицировать мошенника? Как понять, что на том конце провода злоумышленник, или это невозможно определить?

— Мне кажется, что интуитивно иногда есть определенное чувство, что тебе звонит, возможно, мошенник. Например, идет текст очень ровный, красивый, ритмичный, достаточно жесткий, понятный и ясный, который, как правило, не свойственен другим разговорам по телефону. Если вы чувствуете, что испытываете от этого разговора некое волнение, то с большой долей вероятности можно сказать, что вы общаетесь с мошенником. Интуиция в такой ситуации, как правило, запускает состояние легкой тревожности. Если вы почувствуете, что испытываете какой-то дискомфорт в разговоре или даже оттого, что вы слышите этого человека, то лучше просто положить трубку. Не вести никакие дальнейшие разговоры, потому что, чем дольше вы будете находиться со злоумышленником в контакте, тем тяжелее будет отказаться от разговора. Там идет воздействие и через мышление, и через воображение, и через какую-то ассоциативную память. Соответственно, злоумышленник через все это как бы засасывает свою жертву в зону своего воздействия, и чем дольше это будет продолжаться, тем тяжелее будет освободиться. Поэтому если вы почувствовали даже легкое беспокойство от звонящего, то лучше сразу положить трубку.

— А как воздействуют на пожилых, которые почти чудесным образом отдают в прямом смысле последние деньги, которые держали на смерть, то есть вообще неприкосновенный запас, переписывают квартиры не пойми на кого, а сами остаются на улице?

— У этой категории людей уже идут возрастные изменения, поэтому снижен уровень каких-то когнитивных способностей, скептицизма. Они могут быть очень доверчивы. Им скучно. Но при этом они открытые. В такой ситуации любой разговор по телефону для них — это определенная часть их жизни. Проведение времени за разговором. Тем более они привыкли к телефонным разговорам. Они не используют компьютеры или сложные современные гаджеты. По крайней мере, меньше используют. По этим причинам они попадают в зону риска. Поэтому если с людьми среднего возраста мошенники могут использовать более скрытую форму внушения, осторожно предъявляя информацию, то здесь иногда идет уже открытое внушение. Мошенники на другом конце понимают, что они имеют дело с возрастным человеком, которому очень сложно обрабатывать информацию. И они начинают ускоренно говорить, чтобы бабушке или дедушке было тяжело переработать эту информацию. В какой-то момент они понимают, что не успевают переработать информацию и соглашаются на приказную диктовку каких-то действий со стороны мошенников.

— А как защищаться, если почувствовал что-то неладное? Может быть, какой-то встречный обескураживающий вопрос задать мошенникам? Встречную психологическую атаку провести? Что посоветуете?

— Вы абсолютно правы. На другом конце провода мошенник тоже находится в определенном эмоциональном состоянии. Этот человек же не общается так в обычной жизни со своими знакомыми и родственниками. Он находится в определенном состоянии воздействия. Он тоже подключен к определенному коммуникационному каналу. Все его разговоры, все его мысли направлены на то, чтобы заставить человека на другом конце провода выполнить его действия. Но если вы еще не понимаете, что разговариваете с мошенником, а внутренняя тревога подсказывает вам нечто неладное, то можно неожиданно задать ему встречный вопрос.

Если это бабушка, то она неожиданно может спросить: «Который сейчас час?» или «А вы не знаете, выпила я сегодня таблетку или нет?» Таким образом, на другом конце провода произойдет переключение суггестера на какой-то другой поток информации, и, скорее всего, можно будет почувствовать, как там ломается эмоциональная схема воздействия. Если это человек эмпатичный и действительно звонит из банка или магазина, то вы услышите доброжелательную реакцию. Этим людям вполне приемлемо сделать паузу в разговоре, переключиться, отвлечься от темы. А если это злоумышленник, то вы, скорее всего, почувствуете нотки агрессии, которые с разговором не по теме будут только нарастать со стороны воздействующего мошенника.

«Есть люди очень склонные к внушению и которые после разговора с суггестером начинают исполнять определенные задачи, неосознанно идя на преступления» «Есть люди, очень склонные к внушению, которые после разговора с суггестером начинают исполнять определенные задачи, неосознанно идя на преступления» Фото: Олег Спиридонов

«Как правило, это, конечно, люди не высокообразованные и не высокоинтеллектуальные»

— Отдельный вопрос о том, как мошенники выводят людей на совершение противоправных действий. Скажем, сбор закрытой информации или совершение терактов. Как здесь все проделывается?

— Действительно, все эти воздействия могут влиять не только на финансовую безопасность наших граждан, но и, к сожалению, приводить к еще бо́льшим последствиям, в том числе политического характера. При этом хочу отметить, что это действует уже далеко не на всех. Если различными психологическими воздействиями отнять несколько десятков тысяч рублей можно практически у каждого, то воздействовать на идейность уже далеко не так просто. В ряде случаев такая попытка может вызвать возмущение и даже ярость. Поэтому идет поиск людей, которые способны помочь злоумышленникам, причем иногда даже неосознанно помочь, в этой борьбе с нами. Идет активный поиск таких персоналий через соцсети, где виден профиль человека, его образ жизни, где он порой открыто демонстрирует свои взгляды и отношение к тем или иным событиям и людям. Он сам показывает свои политические установки. Это позволяет злоумышленникам, вербовщикам проводить тщательную селекцию и отбирать нужный им контингент. Но при этом техники воздействия очень похожи.

— И вот ловят какую-то пожилую женщину, которая бросила бутылку с зажигательной смесью в военкомат или еще куда-то, а она говорит: мне сначала позвонили, предложили пройти бесплатное медицинское обследование, потом там сказали, что все плохо и нужно дорогостоящее лечение, затем я подписала большой кредит и мне начали звонить и говорить, что если я брошу бутылку, то все долги с меня спишут… И человек идет и бросает, не думая, что он там сожжет людей или важные документы. И это уже совершенно другая статья УК, по которой тебя осудят на большой срок. Как человек этого всего не осознает и не понимает?

— Я бы все-таки разделила эти преступления на две части. Да, есть люди, очень склонные к внушению, которые после разговора с суггестером начинают исполнять определенные задачи, неосознанно идя на преступления. Но есть и такие, которые потом могут сказать: я ничего не знал, ничего не понял, что со мной происходит. Но на самом деле предварительный разговор с ними все-таки проводят. Применяют определенные техники, благодаря которым в разговоре человек проявляет свою политическую ориентацию и установки. Всегда люди всем недовольны, пытаются свалить на кого-то какие-то свои проблемы и так далее. Как правило, это, конечно, люди не высокообразованные и не высокоинтеллектуальные. Чаще всего они, возможно, даже находятся за чертой бедности. С таким контингентом проще работать и выводить их на протестное поведение.

— А молодежь? Ребята ходят, релейные шкафы поджигают, пытаются вертолеты на аэродроме поджечь, а когда их ловят, то делают вид, что ничего в этом вроде особенного нет, что это как квест, какая-то рискованная игра…

— Здесь, я бы сказала, ситуация, наверное, даже попроще, поскольку у молодежи еще не до конца сформировано критическое и понятийное мышление. Возможно, в силу возраста у них еще есть склонность к гипнабельности (способность человека входить в гипноз — прим. ред.). Эмоциональное состояние очень подвижно, от одной тональности до другой там один шаг. Гормональные перестройки, которые могут увеличивать, усиливать восприимчивость к внушению. На них хорошо используются техники подражания.

Допустим, могут сказать, что ты должен быть, как все. Твои сверстники так делают, и ты должен так делать, иначе будешь белой вороной. Им очень важно быть в группе, идентифицировать себя с какой-то группой. Поэтому здесь, возможно, в большей степени применяется именно такая техника воздействия.

«Телефонное мошенничество, по-моему, 18 миллиардов рублей отобрало у россиян в прошлом году» «Телефонное мошенничество, по-моему, 18 миллиардов рублей отобрало у россиян в прошлом году» Фото: Алексей Белкин

«По киберпространству вообще нет исследований, чтобы понять, как безопасно вести себя в нем»

— Теперь давайте о соцсетях более подробно поговорим. Какими техниками пользуются «ловцы душ» на просторах интернета?

— Вы знаете, мы с вами здесь ничего не сделаем без государственной поддержки, регуляторов интернета, Финмониторинга и Центробанка. Сейчас, как никогда прежде, важна необходимость активных действий. Может быть, это все несколько долго, но в будущем нас ждет усиление влияния регуляторных механизмов, которые будут обеспечивать безопасность в интернете. Если телефонное мошенничество, по-моему, 18 миллиардов рублей отобрало у россиян в прошлом году, то по киберпространству вообще нет исследований, чтобы понять, как безопасно вести себя в нем, например, общаясь в соцсетях. Что нельзя оставлять информацию о себе, так называемый профайлинг. Особенно это касается молодежи. Им опять же хочется чем-то похвастаться, идентифицироваться с какой-то группой, отличиться в этой группе, высказав свое мнение, показав фотографии и так далее. Нашей молодежи сегодня даже трудно выступать с докладами, учась в институтах, потому что они привыкают к форме общения через СМС. Им так проще общаться.

Что касается фотографий, то это во многом еще вопрос самооценки. Она достаточно снижена сейчас у нашей молодежи. Поэтому здесь нужна комплексная работа и социальная политика, которую должно вести государство с молодежью. Ну и, конечно, специальные курсы, начиная уже со школы. Мы можем включить сирену и заставить учащихся выбежать из школы, провести урок техники безопасности, а один из важнейших каналов воздействия на молодежь, через телефон и киберпространство, в системе таких уроков безопасности пока в должной мере не присутствует. Если такие уроки и проводятся, то разово, несистемно. Специальных программ и курсов этому не посвящено. Даже целенаправленной пропаганды в данной области не ведется.

Поэтому здесь все только начинается. Нужно создание и рабочих групп, и, видимо, специальных школьных программ, возможно, проработка каких-то курсов в институтах. Дети должны получать информацию, как следует себя вести в киберпространстве или размещая какую-то информацию в телефоне. Конечно, и родители, и система образования, и общественность должны об этом позаботиться.

— Еще очень интересный вопрос — романтические мошенники в соцсетях. Согласно статистике ВШЭ, в 2022 году каждый 10-й россиянин и россиянка завели романтические отношения в сети. Но там же тоже ребята и девчата орудуют — и кредиты заставляют брать, и имущество на себя переписать. Как здесь соблюдать гигиену?

— Здесь мы не уникальны. Романтические преступления очень популярны в западных и азиатских странах. На английском языке есть масса статей, посвященных как раз романтическим преступлениям и романтическим интернет-аферистам. У нас, я бы даже сказала, слава богу, это еще не так разрослось. Но данный вид преступлений у нас, конечно, есть. Понятно, что в интернет-пространстве никто ни за что не отвечает, но ответственность все равно должна быть. У каждого приложения, интернет-ресурса есть хозяин, и, очевидно, назрела необходимость начать регулировать данную сферу. Вывести эти проблемы в законодательное поле. Хотя бы в формат обсуждения. Об этом надо чаще говорить. На тех же интернет-каналах. Это же молодежь. Она телевизор уже почти не смотрит.

Скорее всего, здесь тоже нужны заградительные сигналы. До 18 лет это вообще все противозаконно и «попадание» на педофилию, а с наступлением совершеннолетия — это твое личное дело, поступай как хочешь. Но так не должно быть. Должен быть профайлинг уже со стороны провайдеров, которые обязаны это все как-то отслеживать. У нас же отслеживают банки, какие покупки мы делаем. Почему здесь так же нельзя отследить? Это же все, в принципе, делается несложно. Была бы задача поставлена.

— Но у нас же там много не только молодежи, но и людей в возрасте (что называется, последняя любовь), которых безжалостно разводят на деньги более молодые партнеры. И женщины готовы все отдать молодому мачо, и мужчины — красивой девочке. С психологической точки зрения, как понять, что это не любовь, а тебя просто разводят?

— Это все старые истории. В эпоху, когда не было интернета, все подобное делалось через газеты, журналы, кого-то знакомили друзья: в общем, люди находили возможности как-то найти друг друга и дальше понять, нужен тебе этот человек или нет. Если идут разговоры или переключаются с романтической темы на денежный поток либо обсуждение каких-то имущественных проблем, то, скорее всего, вы попали в лапы мошенников. Если вы доверяете вашему контактеру, то попробуйте с ним уже со второго общения встретиться. Если он или она не готовы с вами встретиться, но хотят с вами общаться, то, скорее всего, вас начали вести брачные аферисты и на каком-то моменте вы сломаетесь и переведете какую-то сумму денег. Эти люди прекрасно знают, что голосом легче управлять человеком, чем какими-то иными способами. Как говорят, мошенники всегда идут на шаг впереди нас. Они используют все возможные технологии и опыт по давлению на свою жертву, который представлен и в интернете, и в литературе.

«Если мы видим тортик и нам хочется его купить, мы идем и покупаем, то здесь скорее всего есть проблема с самоконтролем» «Если мы видим тортик и нам хочется его купить, мы идем и покупаем, то здесь, скорее всего, есть проблема с самоконтролем» Фото: Андрей Титов

«Нужно научиться себя останавливать»

— Еще есть вопрос о всяких бизнес-тренерах, которые проводят семинары, вебинары за безумные деньги в интернете. Разводят тысячи и десятки тысяч людей на тему: «Как добиться успеха и стать богатым». Как сейчас выясняется, эти тренеры миллиарды собирают с доверчивых людей. Что вы скажете о таких техниках?

— Все эти онлайн-программы и тренинги проводятся официально и бесплатно во многих государственных и частных университетах нашей страны. Практически в каждом городе есть университет, институт, которые это практикуют. Смотрите сначала курс, допустим, на факультете психологии вашего института или университета. Если вы не найдете то, что вам нужно, посмотрите на YouTube. Там вы можете найти много интересных спикеров. Не стоит покупать рекламируемые этими псевдогуру от психологии курсы, потому что, как правило, такие блогеры не имеют никакого образования либо они проходили эти же трехмесячные курсы на факультете психологии. По итогам прохождения такого курса они получают какой-то сертификат, но, поверьте мне, настоящий, специализированный эксперт, который окончил факультет психологии или психиатрии, никогда не будет проводить подобных платных курсов.

Есть определенный формат подачи информации. Не каждому человеку подойдет одна и та же модель, которую пытается навязать так называемый спикер-блогер. Вся психология как раз в различиях, индивидуальном подходе. То есть слушать этих спикеров, которые получили сертификат о прохождении трехмесячных курсов и после этого разработали какие-то программы, — большой риск. У каждого, кто хочет повысить уровень своего профессионализма, личностный рост и так далее, это должно вызвать как минимум большие сомнения. Попробуйте найти сначала книги, поискать эти курсы в известных институтах, университетах. Там есть вечерние курсы, онлайн-курсы. Кроме того, в этом направлении тоже должна вестись какая-то работа с населением.

Сейчас, мне кажется, после громких налоговых историй с баснословными богатствами так называемых инфоцыган, должно, по идее, стать меньше всего этого психоза на тему успешности. Многие, наверное, задумались, что там, кроме денег и корысти, возможно, ничего особо и не было.

— Возможно, кто-то и задумается, но у многих не изжит синдром Емели или Вовки из Тридесятого царства, чтобы долго не морочиться, а по щучьему велению сразу все появилось и успех попер. На это и рассчитывают авторы таких семинаров. Они же говорят: «Вот меня послушаете, и жизнь сразу пойдет в гору без всяких факультетов и учеб». И это действует. Человек покупается на образ богатого и блистательного блогера. Хочет быть таким, как он, успешным и состоятельным.

— Вы знаете, в определенном подталкивании к хорошему поведению, к росту, я бы не сказала, что есть что-то плохое. Другое дело, что есть определенный код воздействия, который я называю фантомной фиксацией. Когда вас фиксируют на каком-то идеале. То, чего нет, но, скорее всего, будет. На том, что это обязательно произойдет, но попозже. Если вы попадаете на такую историю, когда ваше воображение фиксируют на том, что будет лучше, то здесь используют вашу эмоцию и искушение, ваше желание стать таким. В этом случае, скорее всего, надо задуматься и еще раз проверить ресурс, на котором вы сидите, и ту программу, которую хотите оплатить. А вообще, хорошо бы проверить, кому принадлежит ресурс, и ни в коем случае не переводить деньги на телефон, поскольку это, скорее всего, какие-то финансовые ловушки. Должны быть четкие и подробные юридические и банковские реквизиты. Если это юридическое лицо, за которым стоит данный блогер, тогда проверить, что это за компания и ее состояние. Сейчас в интернете такое довольно легко проверяется по реквизитам. Но чаще всего там даже могут размещать ложные сведения о компании или выгодоприобретателе этого ресурса.

Потому здесь, правильно вы сказали, нужна финансовая гигиена. Проверяйте информацию, куда вы переводите деньги. Зарабатывать деньги всегда очень сложно. Так почему их так легко тратить? Как сложно их заработать, так же сложно должно быть их и потратить. Сложно в плане длительности этого процесса. Не надо импульсивно принимать такие решения. Конечно, весь маркетинг и все сегодняшние технологии подготовили человека к быстрому, спонтанному, ситуативному финансовому поведению, когда можно сделать перевод в один клик. Вот здесь нужно научиться себя останавливать. Научиться отложенному поведению. Есть такой термин.

Он, кстати, был изучен еще в 1960-е в Стэндфордском университете. Тогда в специализированном детском саду провели эксперимент. Экспериментатор выходил из комнаты и говорил ребенку: «Вот лежит зефиринка. Если ты ее не съешь, а дождешься меня, то я тебе еще одну дам». В итоге всего порядка 30 процентов детей в возрасте 5–6 лет не съели эту зефиринку, а дождались экспериментатора и получили вторую. Этот экспериментатор Мишель через 20 лет нашел этих детей и обнаружил, что те 30 процентов, которые дождались вторую зефиринку, обладавшие способностью отложенного финансового поведения, стали в итоге достаточно успешными людьми. Мы тоже можем за собой понаблюдать. Если мы видим тортик и нам хочется его купить, мы идем и покупаем, то здесь, скорее всего, есть проблема с самоконтролем. Его надо потренировать. Обратить на это внимание и осознать, что и почему происходит с тобой.

— Вопрос о народных инвестициях тоже очень важный. С одной стороны, правительство призывает население активнее вкладываться в свою экономику, инвестировать в разные проекты, бизнес, акции и прочие инструменты. С другой — под эту агитацию хитро пристраиваются всякие мошеннические инвестфонды, паевые, долевые и прочие, которые обещают инвесторам золотые горы.

— Есть риск-профили, которые создают стратегию для инвестирования каждого человека. Здесь и психотип, возможно, имеет значение. Не всем же это инвестирование интересно. Но если кто-то этим заинтересовался, то первое, что нужно сделать, — определить способ инвестирования, стратегию. Она бывает консервативной, когда ты просто размещаешь деньги под процент в системообразующих банках. Не хотелось бы их рекламировать, но все их, наверное, прекрасно знают. Да, это такая спокойная стратегия, и все, кто размещает деньги в банке, знают, что до определенной суммы их вклад застрахован. Многим этого вполне достаточно.

Есть вторая стратегия. Она более умеренная, когда человеку недостаточно размещать такой вклад и он хотел бы, допустим, еще купить какие-то акции. Здесь тоже надо руководствоваться покупкой ценных бумаг в известных и высокорейтинговых инвестиционных компаниях и банках.

Третья стратегия совершенно не для всех. Таких инвесторов должно быть не более 10–15 процентов. Это высокорисковые инвесторы, которые, можно сказать, живут в такой истории. Они проходят специальные курсы, обучаются, имеют своего финансового консультанта, брокера. И это явно не новички. Они живут инвестированием, и пусть они сохраняются. Но те, кто первый раз пришел и пытается купить какие-то акции у каких-то неизвестных им контрагентов, конечно, это очень опасно. Вряд ли государство вам потом поможет. Нужно об этом говорить. И, может быть, даже пресекать попытки финансовых акторов или участников рынка обманывать население в таких вопросах.

— И последний вопрос, так называемый феномен хикикомори, или, проще говоря, эпидемия социальной самоизоляции, которая распространилась по всему миру. В особенности среди молодежи. Почему люди не хотят контактировать с другими людьми, с обществом, а предпочитают самоизоляцию и удаленные контакты через сеть и гаджеты? Почему мы стали неинтересны друг другу?

— Сложно сказать, откуда эта эпидемия идет. Можно только какие-то предпосылки перечислить. Жизнь идет вперед. Гаджетизация все больше захватывает человечество. Для многих она уже становится второй реальностью, в которой они живут. Человек создает благодаря этому виртуальному миру собственную зону комфорта, уходит в нее и живет в ней. Привыкает к ней и не хочет из нее выходить. Для многих того общения с другими людьми, которое они осуществляют с помощью телефона или компьютера, вполне достаточно.

На уровне государства и общества для исправления этой ситуации можно и нужно разрабатывать какие-то специальные программы. Например, для молодежи, семейных пар, пожилых. По поводу молодежной политики, мне кажется, что-то уже начинает происходить в этом направлении. Чтобы не было молодежи скучно, надо объединять их в какие-то сообщества, организации по интересам. Пусть это будет что-то спортивное, спортивно-развлекательное, познавательное. Что-то новое. То же зимнее плавание, которое сейчас признали в нашей стране видом спорта. Во всем этом есть элемент объединения и общения. Межличностного контакта. Ты не сможешь получить эти эмоции через телефон.

Но государство и общество должны придумать меры поощрения и привлекательности таких сообществ. Это ведь не только наша проблема. На Западе та же ситуация с молодежью. Но у нас есть, может быть, определенные преимущества в этом. Мы люди открытые, коммуникабельные. Более старшие поколения должны обратить внимание на молодежь. Не прекращать с ней общаться. Следить за их жизнью. Обращать внимание на то, чего они хотят, о чем думают. Не упускать из вида своих детей.