По словам Жанны Белицкой, городское искусство — это не только скульптуры, как заявлено в названии дискуссии, а еще муралы, мозаика, граффити, сграффито и другие художественные произведения По словам Жанны Белицкой, городское искусство — это не только скульптуры, как заявлено в названии дискуссии, а еще муралы, мозаика, граффити, сграффито и другие художественные произведения Фото: Сергей Елагин

Что не так в городской среде Казани

Современная городская среда в столице Татарстана начала формироваться относительно недавно. Люди «отпыхнули» после ликвидации ветхого жилья, разгребли руины на Баумана в 90-х, и к началу нулевых начал формироваться запрос на красоту улиц. «Город скульптур» — так обозначили эту тему организаторы весенней конференции «Диалоги», которая состоялась в конце прошлой недели в открывшемся после реконструкции бизнес-центре «Теплоприбор».

«Казань на самом деле уже выросла, ей тесно, ей хочется чего-то нового», — задала тон главный художник столицы РТ Жанна Белицкая. Городское искусство — это не только скульптуры, как заявлено в названии дискуссии, а еще муралы, мозаика, граффити, сграффито и другие художественные произведения, добавила она.

К 2000-м в Казани предприняли первую попытку создать карту декоративно-монументального искусства. И это понятно: город готовился отметить тысячелетие, ожидалось полмиллиона туристов (в 2023-м приехали 4 млн человек, но 20 лет назад такого не было даже в мечтах). Важно не только себя показать, но и на самих себя посмотреть. Правда, тогда это практически не отразилось на ситуации: слишком много других проблем имелось и у столицы РТ, и у людей. Первый начавший работу в Казани «Макдоналдс» (на 9 лет позже, чем в Москве), первая IKEA, первый участок метро в 2005-м, ТЦ «Кольцо» и «Пирамида», которую открывали в 2002-м при участии президента Бориса Ельцина, поражали воображение потребителя. Какое озеленение, какие деревья — вы вспомните, что было в домах и дворах, где годами ничего не ремонтировали капитально…

«Тогда еще не имелось никакой программы комфортной городской среды. Помним все парки, которые у нас были, со старыми лавочками, никто туда не ходил, все были в торговых центрах. И то, что мы делали раньше, создавали какую-то карту… Может, и хорошо, что с ней ничего не получилось, потому что, видимо, не пришло тогда для этого время», — отметила Белицкая.

Сейчас же общество созрело. Программы вроде «100 скверов» и «Зеленого рекорда» постепенно сформировали запросы на художественные пространства и оформление городской инфраструктуры. Но этому и сейчас мешает ряд проблем. Так, по словам спикера, к изменениям готовы не все застройщики. Последние не знают, с какими скульптурами работать, что зачастую порождает однотипные проекты.

В Казани есть несколько серий настенной живописи в разных жанрах, от фантастики до портретов.

В частности, в рамках фестиваля Like It.Art в 2012 году появились:

  • ул. Бондаренко, 20. Произведение называется «Елизавета, и мы будем летчиками!». В его основе плакат советского художника Юрия Чудова «И мы будем летчиками» 1951 года. Автор — знаменитый итальянский граффитист Pixel Рancho;
  • ул. Абсалямова, 23. Здесь располагается единственная в России работа польской команды Etam;
  • ул. Абсалямова, 27. Лучший мурал 2012 года по версии граффити-каталога Urban Roots. Причем для авторов работы, Марата Морика из Новосибирска и Андрея Абера из Барнаула, это был первый опыт создания настолько большого изображения.

Есть в Казани и муралы, посвященные знаменитым татарстанцам. Так, по адресу ул. Татарстан, 64 фасад дома украшает портрет поэта Габдуллы Тукая, а по адресу ул. 2-я Газовая, 5/1 изображен Муса Джалиль.

Серия муралов появилась в Казани к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Портреты знаменитых футболистов и тренеров разбросаны по всему городу. На Чернышевского, 39 изображен капитан сборной Аргентины Лионель Месси, на Лево-Булачной, 14а — бразильская звезда Неймар, а на Баумана, 30 — тренер французской сборной Дидье Дешам.

Отдельного внимания заслуживает работа по адресу ул. Камала, 4 — «Быт жителей Казани». Сюжет произведения отображает период конца XIX – начала XX века, когда сад Кирова был Сенной площадью. Художники с особой тщательностью проработали внешний вид элементов фасада дома — окна, наличники, барельефы и маркизы.

Еще одна интересная работа находится в Старо-Татарской слободе по адресу: ул. Шигабутдина Марджани, 8. Ее название — «Ретроспектива Старо-Татарской слободы», а отображает она историю района: ремесленники, кожевники, ложечники, населявшие слободу в былые времена, мечети и река Булак, разделяющая русскую и татарскую части Казани.

На ул. Гладилова, 14 изображен мурал с названием «Империализм 2.0», посвященный проблеме экологии, а на улице Завойского — самый длинный мурал в городе. Рисунок «Я могу дышать» имеет протяженность 183 м и рассказывает о детских мечтах о путешествиях в космосе.

Разрисовывают в Казани не только жилые дома, но и промышленные объекты. Одно из самых милых изображений находится на ул. Восстания, 100, к. 9013 — девочка в национальном платье с лейкой поливает настоящее дерево.

На ул. Баумана, 35 находится необычная интерпретация самого известного творения Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Художники осовременили картину, добавив в руку к девушке смартфон.

Настоящим же «рассадником» муралов является бульвар «Белые цветы». Изображения появились здесь в 2021 году во время международного фестиваля уличного искусства «Культурный код».

С рядом работ граффитистов на территории столицы Татарстана можно познакомиться на сайте Visit Tatarstan.

«Есть разные техники в искусстве. Хотелось бы, чтобы искусство было многогранным и разнохарактерным, чтобы оказались востребованы разные техники, потому что город разный и везде одинаковый почерк просто неприемлем и, наверное, неинтересен. Хотелось бы, чтобы была такая живая среда», — высказала пожелание представитель управления архитектуры и градостроительства Казани.

Кроме того, отражается на облике города и текучка творческих кадров: люди искусства меняют место жительства, оказавшись невостребованными у себя на родине. «Их привлекают в других местах, может быть, в более крупных городах, хотя, считаю, у нас тоже есть спрос. Просто нужно с этим работать», — отметила Белицкая.

Она добавила, что взаимодействовать необходимо и с застройщиками, привлекая их к созданию на своих территориях арт-объектов. Это должно решить и третью проблему — нехватку средств на художественное оформление у города.

«Как справиться с этими трудностями, которые я обозначила здесь, хотелось бы у вас спросить», — задала тон дискуссии Белицкая.

«Приезжая в Казань, Нижний Новгород, какие-то другие наши города, я просто радуюсь и удивляюсь, что появилась некая среда, какие-то сообщества. Люди становятся другими» «Приезжая в Казань, Нижний Новгород, какие-то другие наши города, я просто радуюсь и удивляюсь, что появилась некая среда, какие-то сообщества. Люди становятся другими» Фото: Алексей Белкин

Карл Маркс, «Тяп-Ляп» и машина без топлива

Модератор встречи искусствовед Анна Маполист в свою очередь заметила, что миграция специалистов — это не всегда плохо, ведь, вернувшись на родину, они привозят с собой новый опыт. Такой посыл подтвердил известный художник Александр Пономарев, который также принял участие в обсуждении. За его плечами выставки в Лувре и Третьяковке, художественные проекты в Мировом океане, Арктике, Гренландии и Антарктиде.

«Приезжая в Казань, Нижний Новгород, какие-то другие наши города, я просто радуюсь и удивляюсь, что появилась некая среда, какие-то сообщества. Люди становятся другими. У них немножко другой язык, другой визуальный разговор о жизни. Подобное уже никак не поменяешь — в этом и состоит прелесть искусства», — отметил спикер.

Он подчеркнул, что Казань «подготовлена, имеет содержательную платформу и вкус к такой деятельности», потому здесь идеально создавать культурные мероприятия, а для этого важно организовать условия. Пономарев перефразировал фразу Карла Маркса и неожиданно вспомнил казанскую преступную группировку «Тяп-Ляп».

«Мало кто помнит высказывание Карла Маркса: развитость любого общества определяется свободным временем людей. По сути дела, то, как мы живем, как получаем эмоциональные ощущения, как дышим, как едим, и говорит о том, как общество развито, — философствовал выступающий. — И Казань развивается в этом смысле. Мы уже не в той среде, где когда-то сформировалась группировка „Тяп-Ляп“, а в замечательном здании. Видно поступательное развитие столицы РТ».

Частично он попытался ответить и на вопрос Белицкой о том, где брать средства, и привел в пример Японию, местную материальную поддержку творцов и карт-бланш на свободу творчества. В России же отношение к художникам «пробуксовывает», потому что «человек создающий не всегда стоит в центре процесса».

«Это когда стоит машина, а топлива в ней нет, в итоге она не поедет. Можно создать все что угодно, назвать все это артом-периартом, муралами-перемуралами», — возмутился деятель искусства.

При этом Пономарев отметил опыт столицы РТ: здесь власти, по его словам, подходят к созданию уличных художественных проектов осознанно, привлекая уже состоявшихся авторов, причем не только казанских. В целом для создания качественного продукта, в том числе и для городской среды, важны такие составляющие, как личность художника, формирование определенного контекста и мастерские, где обучают новые молодые кадры.

По мнению спикера, секрет успеха развития городского художественного пространства прост: привлечение в художественную сферу молодежи с новыми взглядами и местных художников, их стимулирование и воспитание фандрайзеров.

Казанский паркинг вошел в историю: известный художник разрисовал 183 метра

Дополним мэтра кратким хит-парадом уличных творцов, чьи картины сегодня украшают город, — это Рустам QBic, Дмитрий Lil-Dee, Павел Griff, Андрей Москва, Юрий Юркий, Александр Stan, Константин Zmogk, творческое объединение Time и даже нейросеть.

«Здесь (в Казани прим. ред.) ситуация намного лучше. Здесь уже есть основа. Но хочу предостеречь: нельзя уходить в декоративность, нельзя формализовать этот процесс», — добавил художник.

Еще одна проблема, характерная для казанских творцов, — отсутствие мастерских, где могли бы развиваться юные таланты Еще одна проблема, характерная для казанских творцов, — отсутствие мастерских, где могли бы развиваться юные таланты Фото: Сергей Елагин

Застройка города в обмен на картины

Еще одна проблема, характерная для казанских творцов, — отсутствие мастерских, где могли бы развиваться юные таланты, да и прочие деятели искусства. Об этом рассказала директор Казанского художественного училища им. Николая Фешина Ольга Гильмутдинова.

«Для реализации себя как скульптора, как мастера по работе с металлом и со стеклом дома не поработаешь. Возникает вопрос наличия творческих мастерских. Они будут то ли личные, то ли свободного доступа… Я могу сказать точно, что в Казани такого сильно не хватает», — рассказала Гильмутдинова.

Тем не менее работа в этом направлении ведется. Так, слово было предоставлено Альбине Закируллиной, которая выступала от имени архитектурного бюро Bespoke Architecture. По ее словам, в галерее современного искусства ES Gallery у художников, не имеющих опыта выставок, есть возможность дебюта и обмена опытом с более именитыми коллегами.

«Для нас важно поддержать то, что кажется талантливым и интересным, невзирая на какие-то регалии, а именно опираясь на материал, который человек создает. Мы ставим для себя амбициозную цель — создать образовательный продукт», — рассказала выступающая.

Прибегают в галерее и к фестивальному формату, позволяющему мастерам поддерживать контакты между собой.

«В рамках быстрого трехдневного фестиваля, где участвуют, например, 150 человек, среди которых есть и „топчики“, и начинающие, все могут обменяться контактами и дальше уже коллаборировать без фестивальных кураторов. Это потрясающее такое варево», — подчеркнула она.

Рассказ о работе галереи прервал Пономарев, отметив, что говорить об образовании и инновациях в этой сфере можно долго, но эффективные методы уже придуманы.

Первая кинетическая скульптура появилась в Казани

«Здесь, в Казани, если бы я был мэром, то давал бы инвестору возможность застраивать при условии, что часть здания будет мастерскими для художников. Но это должен быть не коммерческий проект, то есть ты оплачиваешь воду и свет, а художник картинку тебе подарит или какое-то произведение. У тебя будет коллекция, ты будешь как Щукин, Морозов, Третьяков», — пофантазировал гость «Диалогов».

Собственно, этот пассаж оказался созвучен тому, о чем говорила в начале дискуссии и главный художник Казани Белицкая. Безусловно, при работе с уличным искусством очень важна позиция девелоперов. Создавая жилье, надо просто не забывать о том, что именно среда формирует человека, в данном процессе играет роль многое, в том числе и городской ландшафт.