Начало Страстной недели в Татарстане омрачил духовно-криминальный скандал. Татарстанского священника Виталия Беляева, который активно занимается гуманитарными миссиями в зоне СВО и много лет окормляет военных, еще осенью запретили в служении. Причиной стали дисциплинарные нарушения и непослушание митрополиту Кириллу. Со временем клубок претензий разросся до серьезных церковных обвинений. В итоге же, как стало известно в воскресенье, деятельностью отца Виталия заинтересовались и полицейские, которые расследуют мелкую кражу икон из храма, которым долгое время руководил Беляев. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
За кражу икон арестовали татарстанского священника Виталия Беляева
Предъявили за две иконы
На минувшей неделе иерей Виталий Беляев был в своей очередной поездке в зону проведения спецоперации. Батюшка давно духовно окормляет военных, а в последнее время известен еще и активной гуманитарной деятельностью. Эта командировка для него была одной из многих. Возвращаясь обратно, он, вероятно, и подумать не мог, что дома ожидают вооруженные люди — со среды батюшку активно разыскивали сотрудники полиции. Даже приходили по месту его прописки, но на месте священника не оказалось. В воскресенье, 28 апреля, Беляев прибыл домой, и его тут же заковали в наручники, доставив в местный отдел полиции Куюков. Там он узнал, что его подозревают в совершении кражи, причем не абы чего, а икон.
По информации источников «БИЗНЕС Online», следователи отдела МВД по Пестречинскому району возбудили уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ («Кража с незаконным проникновением в помещение») еще 24 апреля. Над сопровождением дела трудились сотрудники отделения полиции Куюков. Параллельно над материалом работали и сотрудники центрального аппарата МВД — из отдела краж управления УГРО.
По версии следствия, не позднее августа 2022 года в Никольский храм в селе Куюки были переданы две иконы. Одна из них очень старая — в честь Святой Марии Магдалины, вторая новее — в честь Амвросия Оптинского. Стоимость двух этих образов, по предварительной оценке следствия, составляет 44,5 тыс. рублей. Позже эти иконы исчезли. Полиция при этом конкретизирует: кража произошла не позднее 15 февраля 2024 года. В материалах уголовного дела имени Беляева тогда не фигурировало, дело было возбуждено в отношении неустановленного лица. Однако период совершения преступления с точностью до дня совпадает со временем службы Беляева в Никольском храме настоятелем.
Виталий Беляев к вере пришел еще подростком, когда состоял в православной молодежной общине
Who is mr. Беляев
Ему 43 года, родом из Набережных Челнов, как он сам рассказывал в своих интервью, из интеллигентной семьи. К вере пришел еще подростком, когда состоял в православной молодежной общине. С малых лет, рассказывал священник, его интересовали две вещи — вера в Бога и армия.
При этом сам Беляев не служил: рассказывают, что, когда пришло время призыва, он не прошел врачебную комиссию из-за проблем с позвоночником. После этого решил связать свой путь с церковью, поступил в Казанскую духовную семинарию. Там не доучился, забросил и перевелся на юрфак ТИСБИ. После учебы устроился в спецподразделение «Рысь» при МВД, в какой-то момент служил даже в Казанском кремле, охранял Пушечный двор.
Потом все же решил связать жизнь с православием. Священнический путь он начинал с обязанностей алтарника при храме, а в 2009 году Беляева рукоположили в священники. Но «боевое» прошлое все никак не оставляло. Тогда он решил стать военным священником. Проходил подготовку в Рязанском воздушно-десантном училище (окончил даже специальные курсы при минобороны РФ), потом оказался приписан к Казанскому танковому училищу в качестве военного священника. Духовно окормлял танкистов, татарстанский спецназ Росгвардии и многих других местных силовиков на протяжении почти десятка лет. Был в командировке в Сирии и сопровождал наш спецназ во время их командировки на территорию Северного Кавказа. Так что среди военной публики Беляев известен.
Но были в его биографии и скандальные страницы. Одна из них — служба настоятелем в храме Святителя Гурия Казанского в селе Ташкирмень. Именно Беляев был инициатором установки спиленного поклонного креста, наделавшего в свое время немало шума, в 2016 году. Попутно за священником всегда был закреплен и Никольский приход в Куюках. После скандала в Ташкирмени медийная активность Беляева сходила на нет, пик «забвения» на ресурсах митрополии совпал со сменой власти в епархии.
Но в последнее время Беляев активно раздавал интервью многочисленным сторонним изданиям. Все они в основном касались его активной помощи фронту и окормления военных в зоне СВО. При этом пошли разговоры, что священник начал пренебрегать основными обязанностями. Мол, на СВО проводит больше времени, чем в своих приходах. И постепенно Беляев стал их лишаться. Осенью 2022-го его сняли из Ташкирмени, а через год с лишним — и из Куюков.
Как оказался в опале
Трениям Казанской епархии с батюшкой из Куюков уже добрых пару лет. Почти сразу с приходом на казанскую кафедру митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла собеседники «БИЗНЕС Online» неоднократно рассказывали в частных беседах об опале Беляева у владыки.
Неформальные претензии к священнику, по словам источников, изначально касались его активности вокруг СВО. Беляев, напомним, регулярно собирал и отвозил на фронт гуманитарные грузы, что епархией само по себе только поддерживается и одобряется. Есть лишь одно «но» — если делается все это не самочинно и с разрешения на то правящего архиерея в лице владыки Кирилла. По внутрицерковным правилам, любой батюшка должен попросить благословения у своего архипастыря перед оставлением своего прихода. А лучше всего — чтобы на момент командировки была найдена подмена. Уезжая на фронт на недели и порой месяцы, Беляев, рассказывали наши собеседники, субординацией якобы пренебрегал. Ему неоднократно выносились замечания, но ситуация с самовольными поездками не менялась. Тогда в отношении священника и началось внутреннее епархиальное расследование.
В сентябре прошлого года иерея Беляева указом митрополита Кирилла запретили в служении в церкви, а также лишили права ношения наперсного креста. Выражаясь светским языком, это как отстранение от работы на время расследования или служебной проверки. Формальной причиной такого решения стало выдвижение Беляева в депутаты совета Пестречинского сельского поселения, что духовенству неформально запрещено — с 2011 года такая практика под запретом. Нашему корреспонденту Беляев объяснял тогда, что выдвинул свою кандидатуру по незнанию и готов был просить прощения за эти действия у митрополита. Свою кандидатуру с выборов, к слову, священник тогда снял и ожидал по себе окончательного решения епархиальной дисциплинарной комиссии.
Оно подоспело только к 14 февраля и было суровым. Епархиальный церковный суд постановил извергнуть батюшку из священного сана. Когда решение вступит в силу, Беляев перестанет быть священником, будет лишен священного сана и не сможет совершать таинства. Практика показывает, что за этим следует и отлучение от церкви. Однако все это может произойти только после окончательного утверждения решения суда патриархом Московским и всея Руси Кириллом. До этого решение не считается вступившим в законную силу. Но такого патриаршего утверждения по состоянию на конец апреля все еще нет, хотя уже прошло как минимум два заседания Синода.
Как Беляев и епархия спорили в публичной плоскости
По данным собеседников нашего издания, Беляев пытается сейчас оспорить решение о своем извержении из сана в Москве. В том числе делает это публично — большая редкость для духовенства.
Как только епархиальный суд вынес решение, Беляев в соцсетях начал в резкой форме заявлять о противоправности таких действий, а также стал обвинять руководство епархии в том, что ему специально мешают заниматься гуманитарной деятельностью. Беляев стал записывать видеоролики и распространять их в сети. В них он то один, то вместе с неизвестными людьми в военной форме заявлял о беззаконии, происходящем в епархии. Говорил, что митрополит Кирилл окружил себя «украинцами-западенцами», выступает против СВО, всячески мешает заниматься гуманитарной миссией. Доходило и до откровенных оскорблений, которые он записывал из непрекращающихся поездок на фронт.
Казанская епархия через несколько дней опубликовала подробные разъяснения по делу Беляева. В них епархия утверждает, что к Беляеву было всего три обвинения. Первое касалось того, что у батюшки нашли дочь от женщины, которая не являлась его законной супругой. Священникам, как известно, запрещено даже иметь второй брак, что уж говорить о внебрачных детях. Давать свои показания по поводу этого обвинения, сообщали в епархии, Беляев отказался. Более того, тот якобы покинул в этот момент зал суда до завершения заседания, чем показал, что не собирается давать какие-то объяснения. «Все это изобличает факт совершения иереем Виталием Беляевым греха прелюбодеяния, влекущего за собой извержение из сана», — пояснили в епархии.
Второе обвинение касалось факта рукоприкладства со стороны Беляева. Поводом стало видео с камер наружного видеонаблюдения, где четко видно, как священник бьет мужчину — кстати, одного из свидетелей по своему делу. Этот ролик давно гуляет по соцсетям и мессенджерам. Беляев в суде заявил: не доказано, что на видеозаписи именно он. «На вопрос суда, считать ли это отрицанием подлинности видеозаписи или заявлением, что на ней запечатлен не он, иерей Виталий Беляев, находясь под присягой, данной перед началом судебного заседания („говорить правду и только правду“), ответа не дал и от разговоров на данную тему отказался», — сообщили в епархии.
Третье обвинение — клятвопреступление Беляева, которое, по версии епархии, выразилось в трех действиях. Вот они:
- нарушение церковной дисциплины и непослушание митрополиту (в частности, это касалось инцидента с выдвижением в депутаты и самовольным покиданием своего прихода без разрешения владыки);
- нарушение своего слова о строгом соблюдении приказов митрополита, данных Беляевым осенью, когда его запретили в служении;
- нарушение присяги в ходе суда, когда Беляев отказался предоставлять сведения о рождении всех своих детей.
«Вопреки нынешним публичным заявлениям иерея Виталия Беляева, предметом рассмотрения были совершенные им канонические преступления, а вовсе не его патриотическая позиция, участие в доставке посылок военнослужащим, находящимся в зоне проведения специальной военной операции, и так далее», — заявили тогда в епархии.
Позиция Беляева по уголовному делу неизвестна, на момент подготовки материала он все еще находился в отделе полиции. Также наш корреспондент направил запрос в Казанскую епархию с просьбой прокомментировать данную ситуацию. На момент публикации ответ еще не был получен. Однако очевидно, что о краже из храма сотрудники полиции наверняка узнали в заявительном порядке от представителей самой церкви. Без заявления потерпевшего дела о краже не расследуются.
Теперь Беляеву по ч. 2 ст. 158 УК РФ («Кража») грозит до 5 лет лишения свободы. Мера пресечения ему пока не избрана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.