Почему именно именем Рашита Вагапова был назван фестиваль, про который теперь знают все любители татарской эстрады? Как этот проект помог родиться на свет другим фестивальным начинаниям, которые сейчас находятся в свободном плавании? Об основных достижениях своего детища рассказывал на этой неделе журналистам директор фонда татарской культуры имени Вагапова, председатель союза продюсеров Татарстана Рифат Фаттахов. Он дал старт циклу юбилейных мероприятий, посвященных 20-летию международного фестиваля татарской песни им. Вагапова. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Появление памятника Рашиту Вагапову в Казани, безусловно, заслуга одноименного фестиваля
«За 20 лет мы побывали в 51 регионе страны и 15 странах мира»
Весь 2024 год в культурной жизни Татарстана пройдет под знаком 20-летия международного фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова, обещал на встрече с журналистами бессменный руководитель проекта Рифат Фаттахов. Праздничные мероприятия неслучайно было решено начать с пресс-обеда, главный спикер напомнил известное выражение, которое часто повторял его наставник на журфаке КГУ Флорид Агзамов: если о событии не написали газеты, значит, его не было.
Но этим в фонде им. Вагапова не ограничатся. «В дальнейшем будут другие праздничные мероприятия, в частности, 16 сентября состоится большой гала-концерт в ГБКЗ им. Сайдашева, кроме того, мы будем ездить по российским регионам, — рассказал Фаттахов. — Буквально в начале недели прошел финал конкурса молодых исполнителей, посвященный круглой дате, его победителей будем чествовать 23 мая в сквере филармонии, около памятника Вагапову. 20 мая мы должны поехать в Уфу, 29-го — в Баку».
После чего директор фонда привел любопытную и внушительную статистику. «За 20 лет мы побывали в 51 регионе страны и 15 странах мира, 11 раз провели конкурс молодых исполнителей, 211 артистов стали его лауреатами. Было дано около 2 тысяч концертов. Хочу сказать, что большинство наиболее ярких и профессиональных вокалистов на современной татарской эстраде — лауреаты Вагаповского фестиваля», — сообщил Рифат Ахметович. Действительно, музыкальный конкурс стал стартовой площадкой для многих популярных исполнителей: Филюс Кагиров, Ришат Тухватуллин, Рустем Асаев, Гульсирень Абдуллина, Азат Абитов, Раниз Габбазов и множество других лауреатов стали сегодня звездами татарской эстрады.
Для Ришата Тухватуллина и Филюса Кагирова именно Вагаповский фестиваль стал стартовой площадкой
Фаттахов также поделился с журналистами историей появления фестиваля: как оказалось, все началось еще в далекие 1980-е, когда будущий директор фонда им. Вагапова был еще студентом КГУ. «В 1988 году был 80-летний юбилей Рашита Вагапова, я написал письмо Мансуру Хасановичу Хасанову, он был тогда первым заместителем председателя Совета министров Татарской АССР, курировал культуру и искусство, — напомнил спикер. — К счастью, Хасанов оказался любителем творчества Вагапова. Он поддержал идею, и можно сказать, что большинство пунктов обращения было выполнено. Меня вызвали к Марселю Таишеву — министру культуры ТАССР, так как в письме был очень важный пункт — „организовать фестиваль „Татар җыры“ имени Рашита Вагапова“».
Однако в итоге минкульт организовал фестиваль «Татар җыры» без имени Вагапова, мероприятие через пару лет стал проводить уже «Барс Медиа». По словам Фаттахова, это его задело, но он не успокоился, а начал проводить конкурсы имени Вагапова на родине легендарного певца в Нижегородской области, куда в качестве председателя жюри умудрялся привозить даже Ильгама Шакирова.
Ильгам Шакиров долгие годы был бессменным председателем Вагаповского конкурса
«Зрители тепло встретили наше начинание»
И все же 21 апреля 2004 года состоялся первый гала-концерт тогда еще не международного, но фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова. Первой площадкой для его проведения стала сцена театра им. Тинчурина.
«Зрители тепло встретили наше начинание, пришли яркие представители татарской интеллигенции. С напутствием обратился Председатель парламента Ф.Х. Мухаметшин, — продолжил Фаттахов. — Тогда мы даже понятия не имели о пиаре, необходимости приглашать ВИПов, это сейчас даже за деньги приглашают таких зрителей. Помню, что к нам пришли великие актеры Камаловского театра — Равиль Шарафиев, Гульсум Исангулова, Ринат Тазетдинов. Тазетдинов даже сказал, что наш фестиваль является лучом света в темном царстве».
Одним из первых проект поддержал Ильгам Шакиров, который долгие годы возглавлял жюри фестиваля. По словам директора Вагаповского фонда, фестиваль оказался «востребован деятелями культуры и нашел понимание среди руководства республики». Его поддержал и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, а нынешний лидер республики Рустам Минниханов продолжает оказывать огромную помощь. О своих же заслугах Рифат Ахметович говорит скромно: «Говорят ведь, что нужно оказаться в нужное время в нужном месте, я думаю, что один из секретов Вагаповского фестиваля как раз в этом и заключается».
И все же почему именно Вагапов? По словам Фаттахова, дело не только и не столько в том, что они с артистом земляки — оба родились в деревне Актуково Нижегородской области, прежде всего Вагапов — это самый ярчайший татарский певец середины прошлого века и фактически основоположник профессиональной татарской эстрады.
В свое время Ильгам Шакиров так образно определил место и роль Вагапова: «Он указал путь тем, кто пришел в песенное искусство после него».
«Да, свою роль также сыграло то, что Вагапов был моим односельчанином, я искал о нем сведения, — рассказал Фаттахов. — Открыл для себя, что он был великим певцом, при этом данное имя начинало забываться». После этого спикер напомнил, что слушал на днях по радио интервью известного певца Фердинанда Салахова, который, рассказывая о жизни Татарской госфилармонии в советские времена, сообщил, что в 60–70-х годах прошлого века было всего 16 артистических бригад, которые на весь СССР распространяли культуру татарского народа, а в 40–50-е была всего одна такая бригада, которую возглавлял Вагапов.
Фаттахов признался, он часто слышит упреки в том, что так активно занимается творческим наследием легендарного земляка, дескать, тогда были и другие выдающиеся татарские исполнители. Однако, по словам Рифата Ахметовича, его оппоненты затрудняются назвать хотя бы одно имя. «Возьмем 1940–1950-е, он был единственный яркий исполнитель на татарской эстраде. Зифа Басырова пришла позже, она до 1956 года была актрисой Камаловского театра, Усман Альмеев в 1940-х работал в оперном театре. Более 10 лет татарская эстрада находилась в руках Рашита Вагапова. Да, он не первый певец на эстраде, до него были Камиль Мутыги, Фаттах Латыпов и другие, но именно Рашит Вагапов поднял татарскую эстраду на уровень профессионального искусства, — уверен директор Вагаповского фонда. — Вагапову удалось обогатить традиции национального народного исполнительства академизмом, высокой певческой культурой».
Проект Вагаповского фестиваля «Халык җәүһәрләре» буквально на днях получил статус самостоятельного этнокультурного фестиваля
«20 лет — это только начало. У нас много планов, много идей!»
Событие, произошедшее 20 лет назад, положило начало и множеству других проектов фонда им. Вагапова.
«На фундаменте Вагаповского фестивали родились новые проекты, например „Яңа татар җыры“ („Новая татарская песня“). Этот фестиваль появился по причине того, что было мало хороших современных татарских песен. В моей голове всегда носилась мысль, что нам нужна новая татарская песня. В этом году фестиваль „Яңа татар җыры“ прошел в четвертый раз как независимый проект», — напомнил Фаттахов.
Другой проект фонда — «Восточный базар в Казани» — также вышел из «шинели» Вагаповского фестиваля. Вагапов много ездил по Средней Азии с гастролями, исполнял местные песни, так появилась идея нового фестиваля. Сегодня «Восточный базар в Казани», пожалуй, один из немногих межнациональных музыкальных фестивалей такого уровня в масштабах даже всей страны. А проект «Халык җәүһәрләре» («Народные жемчужины») пару лет был частью Вагаповского фестиваля, сегодня это независимый этнокультурный фестиваль, вышло соответствующее решение кабмина РТ. Главное отличие «Халык җәүһәрләре» — здесь выступают самородки, не имеющие профессионального музыкального образования. А они разбросаны по всей стране, поэтому, по словам Фаттахова, его фонд совместно со Всемирным конгрессом татар будут проводить конкурсные отборы в местах компактного проживания татар, выявлять подлинные народные таланты.
«Вагаповский фестиваль внес свою лепту в сохранение татарского песенного искусства», — уверен Рифат Ахметович. А еще, по его мнению, именно благодаря фестивалю родилось такое понятие, как продюсирование, на татарской эстраде. «Лет десять назад в одном высоком кабинете прямо сказали мне, что нам не нужны продюсеры — это чуждое для нас явление, — рассказывает Фаттахов. — Хотя уже через пару лет правительство Татарстана приняло документ „О стратегии развития культуры в РТ“, где четко написано, что одной из стратегических задач является развитие системы продюсирования. Так что не все так просто. Но жизнь продолжается, доказывая верность нашего пути».
А еще 30 августа 2022 года по инициативе фонда был установлен памятник Рашиту Вагапову, до этого в Казани не было монументов, посвященных татарским певцам. Это тоже, безусловно, заслуга фестиваля.
«Мы переживаем, что татарская песня исчезнет, нет, она не исчезнет! Есть очень талантливые певцы. Их мы видели на конкурсе молодых исполнителей и этого года. Но их надо выявлять, помогать им», — резюмировал директор фонда им. Вагапова.
«20-летие — это только начало. У нас очень много планов, много идей!» — на такой высокой ноте завершил свое выступление Фаттахов.
Поздравляем фестиваль с юбилеем и желаем новых удач и новых открытий!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.