«Бизнес, причем абсолютно из разных областей, привык работать по старинке: пытается найти «своего» наверху, чтобы обратиться за помощью. Для этого их кто-то должен «подружить». Пожалуй, пришло время вести дела по-современному, чтобы это было удобно и бизнесу, и властям», — говорит основатель бизнес-клуба «Код роста» Михаил Кузнецов. В интервью нашему изданию он рассказал, какую пользу бизнесу в Татарстане принесет еще один бизнес-клуб, на чьи средства живет «Код роста», зачем хочет заставить чиновников бегать с предпринимателями и как планирует превратить Татарстан в середину шелкового пути.
За пару лет Михаил Кузнецов стал одним из самых заметных предпринимателей Татарстана, который помогает другим предпринимателям
Прошел путь от лаборанта до успешного предпринимателя
Михаил Кузнецов пришел в бизнес в 2011 году из науки: прокормить семью на зарплату лаборанта в 6,5 тыс. рублей оказалось невыполнимой задачей. После нескольких попыток работы по найму Михаил ушел в текстильный бизнес: начал шить толстовки вместе с партнером. И если в первое время целевой аудиторией были студенты, то уже к Универсиаде-2013 Кузнецов стал одним из ключевых поставщиков экипировки в РТ, реализуя товар тысячами единиц.
Позже созданный им бренд TolstoyWear завоевал признание и в России — по стране открыто 8 франшизных производств. А за эти годы среди постоянных заказчиков появились большие бренды вроде Coca-Cola, «Додо Пицца», ICL…
Ключевая задача — помогать бизнесу выстраивать диалог с властью
Последние 6 лет Кузнецов активно занимается общественно-политической деятельностью. Сначала, еще при бизнес-омбудсмене Тимуре Нагуманове, он вошел в состав совета по предпринимательству при президенте РТ. Потом стал общественным представителем Фарида Абдулганиева, в 2020 году избрался в Казанскую городскую Думу, как раз как представитель интересов бизнеса. На этой волне стал уполномоченным по развитию предпринимательства в Казани и работает в партнерстве с мэрией города. Ключевая задача на этом поприще — помогать бизнесу выстраивать диалог с властью. За пару лет Кузнецов стал одним из самых заметных предпринимателей Татарстана, который помогает другим предпринимателям. «Когда мы брались за конкретный новый кейс какого-то бизнесмена, сразу становилось понятно: такая же проблема наверняка у кого-то уже встречалась, давайте вместо того, чтобы просто помочь одному человеку, создадим прецедент, чтобы как можно больше предпринимателей получили пользу», — рассказывает Кузнецов. Так он и пришел к тому, чтобы открыть свой клуб для предпринимателей республики. В интервью Михаил рассказал нам, чем этот клуб будет отличаться от других бизнес-сообществ и какую реальную помощь бизнесу он сможет оказать.
Михаил Кузнецов: «Код роста» — это не мой «свечной заводик», не бизнес ради денег. Это вполне понятная модель сообщества, которое объединяет ресурсы, чтобы вместе расти и решать общие задачи»
«Хотим, чтобы чиновники бегали вместе с нами, а не от нас…»
— Михаил, вас многие знают как успешного предпринимателя, а недавно вы открыли свой клуб для предпринимателей «Код роста». Возникает резонный вопрос: неужели в вашем собственном бизнесе настолько все налажено, что теперь вы можете переключиться на других?
— Основным бизнесом, который я развивал многие годы, теперь управляет жена, там действительно все хорошо, поэтому времени лично у меня стало чуть больше. Но тут вопрос не только во времени. Последние пару лет я, как депутат Казанской городской Думы и общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по городу Казани, несу общественную нагрузку. Я ежедневно помогаю предпринимателям по линии омбудсмена, Думы, мэрии. И создание клуба «Код роста» — логичное объединение всей имеющейся общественной деятельности в единое, понятное поле.
«Создание клуба «Код роста» — логичное объединение всей имеющейся общественной деятельности в единое понятное поле»
Еще одна причина создания «Кода роста» — сейчас нет единого органа, куда бы мог обратиться предприниматель для решения своих бизнес-вопросов с городскими, региональными или федеральными властями. Как и нет единой структуры со стороны бизнеса, с которой власти могли бы выстроить диалог и конструктивно решать все поставленные задачи.
Бизнес, причем абсолютно из разных областей, привык работать по старинке: пытается найти «своего» наверху, чтобы обратиться за помощью или с каким-то запросом. Для этого их кто-то должен «подружить». Пожалуй, пришло время вести дела по-современному, чтобы это было удобно и бизнесу, и властям.
Моя миссия — сделать так, чтобы в Татарстане за словом «бизнес» стояло сообщество, с которым власти выстраивают полноценное сотрудничество на всех уровнях.
— Предпринимательских клубов в стране десятки, если не сотни. И каждый из них имеет в своем арсенале схожие тезисы. Чем «Код роста» будет принципиально отличаться?
— Во-первых, мы не инфоцыгане, а первый GR-клуб для бизнеса в Татарстане. Причем учитывая все-таки, что мы не на пустом месте появились, а на базе уже сформированных кейсов, мы не просто стремимся выстроить диалог с властью, мы уже их равноценные партнеры. Государственные органы республики поддержали этот проект: с ключевыми профильными министерствами уже активно работаем и есть хорошие результаты для бизнеса.
Во-вторых, мы не занимаемся образовательной деятельностью и не приглашаем бизнес, чтобы его чему-то научить. Если членам клуба хочется послушать чью-то конкретную полезную лекцию, можем организовать, конечно, и организовываем. Но не в этом главная задача. Те, кто хочет научиться, могут бесплатно в любое время посмотреть миллион роликов и даже курсы пройти. Мы за то, чтобы предприниматели могли решать конкретные проблемы и расти. Потому что рост конкретных предпринимателей обеспечивает рост экономики в целом.
В-третьих, «Код роста» служит в определенном смысле маркетинговым агентством для бизнеса. При изучении проблем предпринимателей чаще всего оказывается, что они могут круто производить, но не умеют правильно упаковать и продвигать то, что произвели. Клуб помогает это сделать.
В-четвертых, собирая сообщество предпринимателей, мы аккумулируем у себя огромный пласт важнейшей информации для государства — по сути, собираем колоссальную социологию о бизнесе. Перед вступлением в клуб бизнес проходит наш опросник, из которого можно узнать все его боли. Поэтому у нас формируется база знаний о бизнесе уже на старте. Плюс мы прямо отдельным направлением себе выделяем проведение исследований — простых, но информативных, о том, что происходит сейчас с бизнесом в Татарстане. Своего рода большие данные, чтобы анализировать и принимать решения о предпринимательстве в республике. И здесь выиграют все: и бизнес, и власть, и рынок.
В-пятых, членство в клубе «Код роста» стоит 15 тысяч рублей в год — сумма, которую точно может себе позволить любой предприниматель.
Членский взнос нашего клуба сильно уступает рынку: как правило, вход в аналогичные сообщества начинается от 300 тысяч рублей в год, а предельной планки не существует.
— Почему такой низкий порог входа?
— Потому что мы просчитали бизнес-модель, которая позволяет эффективно существовать, регулярно проводить нужные мероприятия, и понимаем, что эта сумма — 15 тысяч рублей в год — и нас устраивает, и будущим членам клуба будет более чем посильной. При этом мы абсолютно независимы и работаем за свой счет, у нас нет задачи получить от кого-то бюджет и освоить его.
У нас в клубе тоже есть разные форматы участия. Но членский взнос в 15 тысяч рублей в год — это возможность полноценно пользоваться всеми возможностями клуба. Например, большинство наших мероприятий абсолютно бесплатны для членов клуба «Код роста». Но мы сейчас еще находимся в поиске самих форматов мероприятий и форм нашей работы.
За прошедшие несколько месяцев мы поняли, что самая важная составляющая клуба — это коммуникации. Поэтому самые востребованные мероприятия сейчас — это встречи по конкретной проблематике, когда мы заявляем тему, обсуждаем ее на опыте разных предпринимателей и придумываем, как можно эффективно решать проблемы. Вижу большую перспективу в формате мастермайнда. И, хоть его немного «затаскали» представители инфобизнеса, мы видим в нем ресурс для коллективной работы, генерации решений. Поэтому точно будем внедрять у себя тоже.
— А какие-то нестандартные форматы будут?
— Нельзя недооценивать неформальные встречи. Например, уже несколько лет у нас есть свой предпринимательский банный клуб. И я тут даже не боюсь про это рассказывать, потому что для российской ментальности это как будто вообще нормально: шутки шутками, но многие вопросы действительно решаются в неформальных разговорах в бане.
Есть в разработке несколько интересных форматов, которые мы предложим участникам нашего клуба. Один из них — утренние пробежки. А поскольку мы GR-клуб, то хотим, чтобы вместе с бизнесменами бегали и чиновники разного уровня: лучше с нами, чем от нас.
Обязательно будут и гастроужины. На первый взгляд может показаться, что это какая-то избитая форма, однако мы проводим эти мероприятия по-своему. Задача — познакомить приглашенных гостей с рестораном, как бизнесом, погрузить в тонкости кухни, обслуживания. Высока вероятность, что среди гостей есть и потенциальные инвесторы, с кем можно открыть еще одно подобное заведение.
«Самые востребованные мероприятия сейчас — это встречи по конкретной проблематике, когда мы заявляем тему, обсуждаем ее на опыте разных предпринимателей и придумываем, как можно эффективно решать проблемы»
Адаптация ветеранов СВО и «Служба экстренной помощи для бизнеса»: какие еще проекты помогает реализовать «Код роста»
— Вы ранее отметили, что «Код роста» уже сотрудничает с министерствами. Расскажите, кто из ведомств сотрудничает с вами и какие кейсы реализованы.
— Есть несколько проектов в высокой стадии готовности: у них готова техническая часть и они презентованы руководителям профильных ведомств.
Первый проект — адаптация ветеранов СВО. Очевидно, что военным, вернувшимся к бытовой размеренной жизни, необходимо помочь найти себя. Мы уже разработали программу обучения и переподготовки ветеранов СВО, проработали базу подходящих для них вакансий, чтобы быстро найти для них подходящую работу. К слову, по некоторым позициям доход адаптированного специалиста будет достигать 200 тысяч рублей в месяц. Этим проектом занимается член совета директоров «Кода роста» Альберт Урматов.
Есть ИТ-проект, развиваемый юридическим агентством «АргументЪ» Елены Аношкиной — они создали Службу экстренной помощи для бизнеса. Это такая «кнопка спасения» для предпринимателей, которые попали в беду. У участников «Кода роста» будут свои преференции в этом проекте.
Есть и проекты из сферы индустрии отдыха: в частности, прорабатываем с основателем группы компаний Soloma Тимуром Крыловым банный фестиваль. Также в совете директоров клуба «Код роста» — братья Дмитрий и Игорь Мульковы из «ФД-Телеком», директор центра резинотехнических изделий Ленар Сагдеев, основатель компании по производству спортивной одежды BARSSPORT Эмиль Сиразев, Альберт Латыпов из Васильевского хлебозавода, Артем Храпов, представляющий строительную отрасль и другие успешные предприниматели из реального сектора экономики.
— Вы упоминали сотрудничество с министерствами… С кем-то из них клуб уже ведет активную деятельность?
— Вплотную работаем с министерством промышленности и торговли РТ, министерством экономики РТ и мэрией Казани. С минпромторгом РТ развиваем направление «Промышленный туризм», но не с точки зрения развлечений и экскурсий, а с точки зрения площадки для потенциальных продаж. Предприниматели получают возможность съездить к крупным игрокам рынка и, с одной стороны, подсмотреть технологии, логистику, повысить насмотренность. С другой стороны, на таких турах у малого бизнеса есть шанс представить себя «крупнякам», запомниться, кто-то даже уже заключает контракты по итогам таких выездов. Этот проект развивает член совета директоров клуба Ильяс Мухаметшин, директор ООО «Зилант».
Благодаря министерству экономики РТ малые и средние предприятия получают возможность развивать экспортную деятельность.
С помощью министерства сельского хозяйства РТ объединяем фермеров и сегмент HoReCa. Звучит как «в Париж через Мамадыш», но вы даже не представляете, как много фермерской продукции из Татарстана сначала едет в Москву, а уже оттуда закупается казанскими рестораторами и возвращается в Татарстан. Вот мы хотим эту нелогичную логистику упростить и сделать более эффективной.
Плотно сотрудничаем с мэрией Казани, которая уже два года подряд входит в рейтинг лучших работодателей России и теперь развивает проект «Казань — город лучших работодателей». Интересы бизнеса в этом проекте тоже очевидны, потому что у любого предпринимателя всегда «болит» вопрос кадров. Надеемся на подписание соглашения и с министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ.
— С минцифры в клубе планируется развитие проектов ИТ?
— Конечно, но, как показывает практика, среди предпринимателей-инвесторов больше сторонников реального сектора. Заводы, недвижимость, сфера общественного питания, услуги — вот во что охотно готовы вкладывать средства члены клуба. Это осязаемые проекты, которые, в отличие от ИТ, можно пощупать.
И моя личная позиция, как основателя клуба, заключается в том, что на реальный сектор нужно делать акцент — это ближе для большинства представителей МСП.
«Среди предпринимателей-инвесторов больше сторонников реального сектора. Заводы, недвижимость, сфера общественного питания, услуги — вот во что охотно готовы вкладывать средства члены клуба. Это осязаемые проекты, которые, в отличие от ИТ, можно пощупать»
«Пока клуб существует на мои средства…»
— Кто может попасть в клуб «Код роста»?
— Критерий один — у вас должен быть действующий бизнес. Неважно при этом, у вас ИП, ООО или статус самозанятого. Вообще, я ставлю себе задачу — объединить в «Коде роста» 10 тысяч предпринимателей из Татарстана в течение трех лет. Учитывая, что в республике порядка 175 тысяч субъектов МСП и 300 тысяч самозанятых, цель вполне достижимая. Интерес к клубу уже высокий, но мы еще только начали, поэтому будем рады «свежей крови».
Условия очень простые: зайти на сайт клуба «Код роста», зарегистрироваться, оплатить членский взнос. Кстати, есть телеграм-канал, где уже сейчас почти тысяча подписчиков, а мы каждый день выкладываем полезные бесплатные материалы для бизнеса и анонсируем свои проекты. Поэтому тоже приглашаем подписаться (@codrosta).
Члены нашего клуба — проактивные бизнесмены из разных сфер: строительство, производство, сфера услуг, HoReCa, креативщики, банщики и многие другие. Главное — ориентироваться на то, что клуб работает не ради того, чтобы торговать лицом, а ради того, чтобы польза для дела была.
— На чьи средства существует «Код роста»?
— Пока я вкладываю только свои средства. Напомню, что «Код роста» — это не бизнес-проект, поэтому нет задачи генерировать какую-то определенную прибыль. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы клуб покрывал свои. Все-таки траты есть и порой они серьезные. Например, сейчас готовимся к крупному событию — 27 июня проведем в «Казань Экспо» Форум МСП, где ожидаем увидеть 3 тысячи предпринимателей, а бюджет мероприятия — 20 миллионов рублей.
«Наша республика — оптимальная площадка для диалога о малом и среднем предпринимательстве»
— 3 тысячи предпринимателей на мероприятии — амбициозная задача…
— Я бы даже сказал так: у нас есть амбиции со временем стать аналогом ПМЭФ, только для малого бизнеса. Да, задача сложная, но я уверен, что она вполне посильна нам. Татарстан — северный маршрут Великого шелкового пути, где традиционно кипит крупная торговля. При этом Казань и Челны — в числе лидеров по стране по объему валового территориального продукта в сегменте малого и среднего бизнеса РФ.
Наша республика — оптимальная площадка для диалога о малом и среднем предпринимательстве. Поэтому я не сомневаюсь — мероприятие соберет достаточное количество людей как со стороны предпринимательского сообщества, так и со стороны власти. Мы все для этого сделаем.
HoReCa — ХоРеКа
GR — Government Relations — государственные отношения
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.