Сергей Аликов: «Несмотря на унификацию судебной практики Верховным судом, момент с различными подходами к правоприменению имеет место быть. В разных округах, разных инстанциях могут трактовать решения по-разному» Сергей Аликов: «Несмотря на унификацию судебной практики Верховным судом, момент с различными подходами к правоприменению имеет место. В разных округах, разных инстанциях могут трактовать решения по-разному»

«Налоговая сфера сама по себе достаточно узка. Не каждый юрист может досконально знать все»

— Сергей, расскажите простым языком, кто такой юрист по налоговому праву? Это больше юрист или налоговик?

Юрист по налогам — это помощник в обеспечении стабильной работы налогоплательщика. Его задача — выстраивание грамотного взаимодействия с налоговыми органами. Например, если брать проверку, то это, как правило, всегда отвлечение работников компании от их основной деятельности. Тот же бухгалтер, вместо того чтобы считать зарплату, вынужден заниматься подготовкой документов, затребованных налоговым органом. Чтобы не отвлекаться от основных задач, есть такие помощники, как налоговые юристы. Налоговая сфера сама по себе достаточно узка, и не каждый юрист, работающий по широкому спектру вопросов, может досконально знать все нюансы в этих сложных процессах. Я, например, сам бывший сотрудник налоговых органов, за моими плечами 19 лет службы. И по своему опыту могу сказать, что наиболее эффективны те, кто профильно, каждый день занимается только той или иной темой.

— Вы сказали, что налоговые юристы — это помощники. А в чем конкретно они помогают? Какие услуги вы оказываете?

— Это может быть консультирование на стадии заключения сделок. Это проверка контрагентов, анализ договоров, операций на стадии либо вступления, либо уже исполнения договорных отношений. Если дело доходит до каких-то требований налогового органа, то это также изучение этих требований, помощь в выборе стратегии. Если уже есть какие-то результаты налоговой проверки, акты, то это сопровождение в досудебном урегулировании споров. Это обязательная стадия, на которой можно разрешить бо́льшую часть вопросов, не доводя дело до суда.

— Насколько часто это удается? И в чем здесь роль налогового юриста?

— Многое зависит от региона. Несмотря на унификацию судебной практики Верховным судом, момент с различными подходами к правоприменению имеет место. В разных округах, разных инстанциях могут трактовать решения по-разному.

— Но закон же един для всех…

— Это легко объясняется бытовой пословицей: «Два юриста — три мнения». Обсуждая какой-то вопрос с коллегами, один может сказать, что он считает так, а другой ему ответит на это: «А мне кажется так».

Надо всегда держать руку на пульсе. Например, в моей практике был такой случай: несколько лет идет суд в первой инстанции, дело доходит до апелляции, в какой-то момент Верховный суд рассматривает аналогичный спор, но из-за разницы в трактовках принимает абсолютно отличное от нашего решения. От него наше дело разворачивается сразу на 180 градусов.

— Как часто меняется налоговое законодательство? Насколько сильно это влияет на исход налоговых споров?

— Именно на исход — несильно. Если спор касается правильности исчисления налогов за определенный год, то там применяется закон, действовавший в период, которого касается налоговый спор. Поэтому на исход спора изменения законодательства влияют редко. Куда большее значение имеет изменение судебной практики.

— В этой постоянно обновляющейся практике надо уметь ориентироваться…

— Да, это может стать залогом успеха. Учитывая, что сам Налоговый кодекс очень обширный, следить еще и за нововведениями в вопросах налога на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц — все это имеет большое значение.

Фото предоставлено юридической компанией Yahatin

«Налоговые консультанты нужны всем, даже физлицам»

— Расскажите, по вашей практике, с какими налогами возникает больше всего проблем у предпринимателей?

— Множество споров возникает при применении предпринимателем нескольких способов налогообложения. Например, когда он работает одновременно с общим режимом и специальной системой налогообложения. Скажем, при применении патентной системы учет доходов и расходов необязателен. А при общем режиме, когда предприниматель платит НДС и налог на доход физлиц, учет доходов и расходов обязателен. И если у предпринимателя раздельный учет отсутствует, вот тогда могут возникнуть определенные нюансы в отношениях с налоговыми органами. Допустим, купил предприниматель какой-то товар у «общережимника» с НДС. Так вот, при отсутствии раздельного учета наш предприниматель не сможет возместить этот НДС из бюджета. Раньше с подобной проблемой сталкивались плательщики так называемой вмененки.

— Есть ли сферы бизнеса, где чаще всего требуется налоговый юрист? Понятно, что у крупного бизнеса больше головной боли, и ему наверняка не обойтись без отдельного специалиста. А если речь идет о малом и среднем бизнесе? Зачем им такие консультанты?

— Вопросы могут быть самыми разными. Они могут возникать еще на стадии заключения сделок в части налоговых последствий. Например, юридический консультант может помочь вовремя спланировать переход с упрощенной системы налогообложения на общую. Успешный бизнес имеет свойство расти, а значит, растет и налоговая нагрузка. Грамотный специалист здесь подскажет, в какой момент может произойти превышение порога применения специального налогового режима. По большому счету налоговые консультанты нужны всем, даже физлицам, например при покупке или продаже имущества. Купили машину, захотели ее сразу продать. У обычного человека может и не возникнуть мысли о необходимости оплаты налогов с этого. Или если купил квартиру, сделал в ней ремонт и продал — придется ли платить налог тогда, в каком размере…

— А придется?

— Если она была меньше 5 лет в собственности, то да. Там могут быть разные нюансы. Есть такое понятие, как предельный срок владения. Из практики: у семьи долгое время в собственности был большой земельный участок, который они выставили на продажу. Появился покупатель и говорит: «Такой большой мне не нужен, возьму только половину». Людям пришлось межевать участок, из одного возникло два. Площадь оговорена, все пополам поделили. Но вдруг покупатель говорит: «Я передумал, возьму оба». Ему продали оба участка, вроде все довольны. А потом внезапно приходит из налогового органа: «А заплатите-ка вы налоги». После сделки они узнали, что период владения старым участком не распространяется на размежеванные новые половины, значит, заплатите налог за продажу. А они уже все вырученные деньги потратили на постройку дома, средств не осталось.

— Получается, покупатель их подставил?

— Он преследовал какие-то свои интересы. Может быть, не хотел тратиться на межевание, чтобы не возиться с бумагами, или еще что-то.

— Часто возникают такие проблемные ситуации?

— Случаев множество. Допустим, предприниматель работает на общем режиме налогообложения, хочет купить какие-то запчасти. Ему продавец говорит: «Давай мы тебе за наличку продадим? Все документы выпишем. И дешевле будет». Вроде все хорошо, стороны расписались, вроде все чисто. Но потом предприниматель ставит эту сделку на вычеты по НДС, ему звонят из налоговой и говорят, что в выданных ему документах по приобретению запчастей указана фирма-однодневка.

— Неужели он не проверил этого?

— Его все устраивало: купил дешевле, документы тоже на руках, и вроде бы свой НДС при продаже он уменьшил, на налоге сэкономил. Но в итоге получилось, что контрагент оказался не очень хорошим.

— Какие последствия?

— Ту сумму НДС, что он поставил к вычету, ему доначислили к уплате, а сверху еще пени за неуплату и штраф 20% от заниженной суммы налога. А если налоговый орган придет к выводу, что плательщик умышленно завысил сумму налогового вычета по НДС, то ему грозит не 20%, а 40% от неуплаченной суммы налога.

— И все из-за одной строчки в договоре с контрагентом?

— Именно так. Оказалось, что этот продавец — ООО «Рога и копыта». Налоговая допросила директора, и выяснилось, что это обычный дворник, на которого за 1,5 тысячи просто оформили юрлицо.

«Налоговый консультант ежедневно занимается только этими вопросами, что позволяет ему постоянно поддерживать свою квалификацию, быть в курсе последних практик. Поэтому в части налогового консультирования аутсорсинг эффективнее» «Налоговый консультант ежедневно занимается только этими вопросами, что позволяет ему постоянно поддерживать свою квалификацию, быть в курсе последних практик. Поэтому в части налогового консультирования аутсорсинг эффективнее»

«Какая цель уголовного дела? Не посадить человека, а возместить ущерб в бюджет»

— Многих предпринимателей больше всего в налоговой сфере беспокоят так называемые ВНП, выездные налоговые проверки. Можно ли спастись от них еще до их начала?

— Можно. В ходе ВНП налоговые органы могут проверить только последние 3 года, предшествующие дате назначения проверки. И тут «налоговый аудит» оценивает деятельность предприятия, смотрит на совершенные сделки, отраженные в расходах и вычетах по НДС. Соответственно, в них можно что-то попытаться исправить. Например, если ошибочно указали неправильного контрагента, можно сдать уточненную декларацию и этого неблагонадежного контрагента заменить. Механизмов здесь достаточно. Перед проверкой же проводится предпроверочный анализ, наобум на выездные мероприятия не приезжают. Сначала оценивают перспективы правомерности доначисления и взыскания.

— То есть всех подряд не кошмарят проверками?

— Нет, конечно. ФНС в целом ведет политику сокращения числа налоговых проверок. Правда, все это приводит к увеличению суммы доначислений. Бюджет же нужно пополнять. Не количеством, так качеством.

— Что делать бизнесу, если ему пришло уведомление о ВНП?

— В уведомлении о назначении проверки будет указан проверяемый период. Как правило, вместе с ним начинают очень оперативно поступать требования, запрашиваются счета-фактуры, договоры, накладные и так далее. Если истребован большой объем документов, то есть возможность написать ходатайство о продлении срока подготовки документов в связи с большим объемом. Но желательно предоставленные сроки соблюдать, иначе могут выписать штраф, и довольно существенный. Поэтому какой здесь порядок действий? Перепроверить документы, пересмотреть всех контрагентов за проверяемый период и проанализировать все сделки.

— Если я сужусь с налоговой, то они параллельно передают документы в следственный комитет и возбуждают уголовные дела…

— Не совсем параллельно. Если предполагается большая сумма доначислений, которая соответствует квалифицирующему признаку уголовного преступления, то в проверяющую группу сразу включаются сотрудники МВД. То есть во время проверки сотрудники налоговой смотрят все документы вместе с оперативниками. А после проверки и вынесения решения о доначислении, если ими собрана достаточная доказательственная база, по истечении установленного законом срока материалы передаются в следственный комитет, где окончательно и принимается решение о возбуждении дела.

— Как здесь поможет налоговый юрист или впору обращаться уже к уголовным адвокатам?

— Для представления в уголовном деле, конечно, нужен адвокат с соответствующими знаниями УПК. Параллельно с расследованием дела налоговые доначисления могут оспариваться в суде. Я бы даже сказал, предпочтительнее как можно скорее обжаловать акты налоговой проверки. Потому что при обращении в суд накладываются обеспечительные меры, а это приостановка доначислений и мер по взысканию. Если максимально емко и оперативно «просудиться» в суде — допустим, налогоплательщик добьется отмены доначислений, то и само уголовное дело сойдет на нет, его прекратят в связи с отсутствием состава преступления. Но и тут есть один момент. Если у данного директора это первый случай неуплаты налогов, то он может доначисленную сумму налогов заплатить еще до передачи материалов проверки в следственный комитет, тогда налоговый орган и материалы передавать не будет. Ведь какая цель уголовного дела? Не посадить человека, а возместить ущерб в бюджет. Как показывает практика, реальные сроки по преступлениям крайне редки. Даже на стадии акта можно заплатить налоги. Так можно на пенях сэкономить. Потому что, если состоится решение о доначислении, потом судиться годами, то в конечном итоге все пени за эти годы будут доначислены. А если налог заплатить, то сумма пеней в итоге будет меньше. А в случае выигрыша этот налог можно вернуть из бюджета, и все.

— Какие сегодня есть проблемы в отрасли? Какие перспективы развития налоговых юристов?

— В Москве «налоговый аудит» сейчас развивается очень стремительно. Там понимают, что лучшая битва — та, что не состоялась. Соответственно, лучшая выездная проверка — та, что не была назначена. Лучше предотвратить саму возможность визита налоговых органов.

— Что выгоднее — иметь налогового консультанта на аутсорсе или в штате?

— Лучше на аутсорсе. У штатного юриста довольно обширный перечень вопросов в работе: проверка договоров, взыскание «дебиторки» — с налоговыми вопросами он каждый день не сталкивается. А налоговый консультант ежедневно занимается только этими вопросами, что позволяет ему постоянно поддерживать свою квалификацию, быть в курсе последних практик. Поэтому в части налогового консультирования аутсорсинг эффективнее.