Рекрутеры все чаще сталкиваются с ситуацией, когда кандидаты нужны, а искать их долго и сложно. Основная причина — изменение социально-демографической ситуации в РФ. Согласно статистическим данным, число людей в возрасте 30–39 лет в ближайшее время может сократиться на треть, что ощутимо скажется на рынке труда. При этом граждан в возрасте 20–29 лет, которые считаются наиболее привлекательными для найма, в 3,5 раза меньше, чем россиян пенсионного и предпенсионного возраста. Тем не менее рекрутерам нужно закрывать вакансии и формировать сильные команды. Помогут в этом продвинутые инструменты и техники рекрутинга, в частности сорсинг.
Обязательный этап до сорсинга — составление заявки на подбор, или, как ее еще называют, профиля и портрета кандидата
Что такое сорсинг и почему его стоит начинать с заявки на подбор
Сорсинг — холодный поиск кандидатов, когда рекрутер не собирает отклики, а сам ищет подходящих людей на позицию. Обычно топ-менеджеры и линейные руководители хотят, чтобы кандидатов находили быстро и эффективно и чтобы они при этом идеально соответствовали требованиям вакансии. На деле все не так просто, но есть правила и инструменты, которые помогут достичь лучшего результата.
Перед началом поиска нужно понимать, кого мы, собственно, ищем. Поэтому обязательный этап до сорсинга — составление заявки на подбор, или, как ее еще называют, профиля и портрета кандидата. Заявка — это четкое ТЗ, детальное описание человека, который будет успешным на позиции, с учетом реалий рынка труда. Важно, чтобы этот документ рекрутер составлял вместе с нанимающим менеджером.
Еще один плюс заявки — она позволяет рекрутеру управлять ожиданиями линейного руководителя, а значит, минимизирует возможность недоразумений и конфликтов.
Один из альтернативных инструментов — база резюме. Благодаря технологиям она может быть удобной для поиска и, главное, способна серьезно облегчать работу
Где искать: основные и альтернативные каналы поиска кандидатов
После того как рекрутер разобрался, кого искать, есть смысл переключиться на вопрос, где это делать. Каналы поиска кандидатов можно условно разделить на основные и альтернативные. Условно, потому что эффективность каждого из каналов будет разной в зависимости от сферы, позиции и других нюансов.
Один из альтернативных инструментов — база резюме. Благодаря технологиям она может быть удобной для поиска и, главное, способна серьезно облегчать работу. Это значит, что некоторые вакансии можно закрывать без публикации на внешних источниках.
ИТ-компании — клиенты облачной CRM-системы Talantix от hh.ru — говорят, что каждого десятого кандидата находят в собственной базе. Помогает она не только при поиске белых воротничков — компании, которые ведут подбор по массовым и рабочим позициям, также успешно пользуются этим ресурсом, а благодаря интеграции Talantix с «Авито Работой» легко импортируют резюме и возвращаются к кандидатам с новыми вакансиями.
Booleansearch для холодного поиска: как использовать
Чтобы сделать поиск более прицельным, можно использовать логический поиск, или booleansearch, то есть не просто вводить запросы, но еще использовать специальные операторы — AND (и), OR (или), NOT (нет) и другие. Вот как они работают:
- OR — ищет или одно, или другое слово;
- AND — ищет и одно, и другое слово;
- NOT — исключает слова из выдачи;
Такие операторы пригодятся для работы с разными источниками и площадками — от «Яндекса» и Google до hh.ru, LinkedIn, GitHub. Например, вы можете искать по запросу «Разработчик AND Новосибирск» и получите только те варианты, где в выдаче есть оба слова сразу.
С помощью кнопки импорта Talantix можно добавить такое резюме сразу в базу CRM-системы и прикрепить его к вакансии, по которой сейчас работаете.
Зная конверсию, вы определите, сколько кандидатов нужно привлечь, чтобы закрыть позицию — будь то массовую или единичную
Подбор каналов сорсинга как постоянное тестировние гипотез
Находить эффективные решения и инструменты для привлечения кандидатов помогает подход с формулированием и тестированием гипотез.
Прежде чем это делать, нужно понять, какая у вас воронка — сколько человек переходит с этапа на этап. Зная конверсию, вы определите, сколько кандидатов нужно привлечь, чтобы закрыть позицию — будь то массовую или единичную.
Например, вам нужны прорабы на стройку в Подмосковье. По каким каналам их стоит искать? Гипотезы могут быть такие: расклеить объявления на остановках, разместить рекламу в общественном транспорте или АЗС, опубликовать вакансию на сервисах по поиску работы. После формирования гипотез каждую нужно протестировать.
Полная схема тестирования гипотезы выглядит так:
1. Определите фокус. Нам нужно увеличить количество откликов. За счет чего мы можем это сделать?
2. Определите метрики успеха. Какое количество откликов мы хотим получить? Сколько будет стоить отклик, если ориентироваться на выделенный бюджет?
3. Задайте сроки, период. Сколько времени есть для поиска и привлечения кандидатов?
4. Сформулируйте гипотезу. Если мы сделаем X, то метрика Y вырастет на N.
5. Запустите гипотезу.
6. Снимите результаты.
7. Если все прошло успешно, масштабируйте результат.
Сравнивая каналы, помните, что, помимо чистого эффекта, есть множество опосредованных факторов. Важно учитывать контекст подбора — узнаваемость бренда работодателя, ценностное предложение — и смотреть на метрики. Все эти составляющие могут облегчать или, к сожалению, усложнять работу рекрутера, а также влиять на эффективность разных каналов.
Рынок труда в России существенно изменился. Для эффективного найма рекрутерам стоит пересматривать устаревшие установки и относиться к кандидатам без предубеждений
Метрики успеха: как оценивать и сравнивать каналы сорсинга
Конечно, самая важная метрика — это когда у рекрутера вакансии закрыты и штат укомплектован. Но есть и другие показатели, более точечные, но не менее значимые — например, показатели эффективности рекламной кампании. Они демонстрируют работу канала как маркетинговой площадки. Скажем, если вы используете контекстную рекламу в «Яндексе» и таргетированную в социальных сетях, обратите внимание на следующие метрики по продвижению.
Метрики для оценки реакции соискателей на вакансии:
- Количество просмотров вакансии — сравнивайте аналогичные периоды до подключения продвижения и после.
- Количество откликов на вакансию — как и в предыдущей метрике.
- Кликабельность измеряется в процентах. Показывает соотношение числа по рекламному объявлению и баннеру к общему числу показов.
Метрики для анализа бюджета на продвижение вакансий и подбор персонала в целом:
- Стоимость клика по рекламному объявлению — во сколько обходится один клик соискателя.
- Стоимость отклика на вакансию — какую цену вы платите за одного кандидата в воронке подбора.
Собирайте показатели в рамках метрик по разным каналам и сравнивайте их. Один из удобных инструментов для сравнения — рекрутинговая CRM-система Talantix. Например, на дашбордеTalantix вы видите, сколько кандидатов приносит каждый источник, и, если вы подключили рекламу в социальных сетях, сколько пришло оттуда кандидатов за отчетный период.
При этом помните, что со временем эффективность даже самого проверенного канала может падать — у этого есть как минимум две причины:
— Все каналы имеют свою емкость: узкопрофильные, нишевые могут истощаться. Например, вы нашли секретный Telegram-канал бэкенд-разработчиков и публикуете там вакансии. В какой-то момент ваши предложения увидят все потенциальные кандидаты и отклики закончатся.
— Ваши конкуренты также ищут каналы для сорсинга кандидатов. Рано или поздно в используемом вами канале могут появиться более выгодные предложения для соискателей — от других компаний.
Поэтому метрики — это еще и отличный способ понять, что канал работает не так хорошо, как раньше, и искать что-то новое, то есть запускать очередные гипотезы.
Рынок труда в России существенно изменился. Для эффективного найма рекрутерам стоит пересматривать устаревшие установки и относиться к кандидатам без предубеждений. А еще изменять подход к ведению базы резюме и ее использованию: CRM-система для подбора Talantix поможет упростить ежедневные задачи за счет автоматизации, автообновления базы кандидатов, прозрачных воронок и интеграции с популярными площадками для сорсинга.
CRM-система (сокращенное от англ.Customer Relationship Management — «управление взаимоотношениями с клиентами») — это специальное программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать взаимодействие бизнеса с клиентами. Рекрутинговые CRM-системы позволяют автоматизировать процесс работы над вакансиями, взаимодействие рекрутеров с кандидатами и заказчиками подбора.
Talantix — Талантикс
Booleansearch — логический поиск
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.