«Даже простейшие элементарные частицы — откуда-то все это прилетело к нам из космоса. Вода, все структуры — они, конечно, где-то доразвились на Земле, но изначально прилетели из общего космического пространства», — делится мыслями о существовании внеземной жизни первый российский космонавт Анна Кикина, слетавшая к звездам на корабле Crew Dragon американской компании SpaceX. В начале апреля она была удостоена звания Героя России. По случаю Дня космонавтики, отмечавшегося в минувшую пятницу, единственная женщина в отряде российских космонавтов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала о сложностях предполетной подготовки, работе на МКС и взаимоотношениях с американскими коллегами.
5 октября 2022 года Анна Кикина отправилась на МКС в составе экипажа корабля Crew Dragon компании SpaceX
10 лет до первого полета
5 октября 2022 года уроженка Новосибирска Анна Кикина отправилась на Международную космическую станцию (МКС) в составе экипажа корабля Crew Dragon компании SpaceX, которая принадлежит американскому миллиардеру Илону Маску. Кроме нее, в экипаж корабля входили астронавты NASA Николь Мэнн и Джош Кассада, а также японский астронавт Коити Ваката.
Полету предшествовали долгие и сложные сборы: с момента первого занятия по общекосмической подготовке в 2012 году до первого полета к звездам прошло 10 лет. С 2016-го Кикина — единственная женщина в отряде космонавтов «Роскосмоса». За ее плечами управление самолетом Л-39, тренировки в сурдокамере, 153 прыжка с парашютом и особая водолазная подготовка. Наша героиня участвовала и в наземном российско-американском эксперименте по моделированию дальних полетов на Луну SIRIUS.
После завершения космического полета, длившегося 157 суток, на единственную девушку в отряде космонавтов «Роскосмоса» обрушилась заслуженная слава: участие в ток-шоу, внимание СМИ, почетные звания. Ее именем назвали новосибирский планетарий. Еще до полета, весной 2021 года, американская компания Mattel презентовала сделанную по образу Кикиной куклу Barbie — космонавта. Ее можно одеть в тренировочный комбинезон или в космический скафандр типа «Орлан».
3 апреля 2024 года указом президента России Владимира Путина Кикиной присвоены звания «Герой Российской Федерации» и «Летчик-космонавт РФ».
Анна Кикина: «Полет в космос сочетает в себе, конечно, определенный набор опасностей, негативных факторов воздействия на организм человека, но безопасность здесь на первом месте»
«В пилотируемую космонавтику решила пойти, потому что эта сфера объединяет в себе все мои увлечения»
— Анна, начать хотелось бы с приятного. Поздравляем вас с присвоением высокого звания Героя России!
— Спасибо большое! Это очень важная и приятная награда.
— Вы работали и гидом-проводником, занимались рафтингом, трудились на радио… и тут неожиданно космонавтика. Как такое получилось?
— Ну это не то чтобы неожиданно, на самом деле, если говорить о рафтинге, можно спросить: вы же на радио были, как неожиданно начали заниматься рафтингом? И наоборот. Все отрасли и виды деятельности, активности не похожи друг на друга. А в пилотируемую космонавтику решила пойти, потому что эта сфера объединяет в себе все мои увлечения и дела, которыми мне нравится заниматься.
— Если сравнивать, то, условно говоря, что труднее: пройти Катунь или слетать в космос?
— Все очень относительно. Катунь можно проходить по-разному: с разными уровнями воды, гидами, снаряжением, погодными условиями, траекториями прохода препятствий. Если ты идешь «жестко», то река критична, опасна и может тебя убить. Если ты идешь «лайтово», с умом, трезвым рассудком, соблюдая технику безопасности, то горную реку можно пройти спокойно. Полет в космос сочетает в себе, конечно, определенный набор опасностей, негативных факторов воздействия на организм человека, но безопасность здесь на первом месте. Так что можно найти сложности в разных сферах.
Анна Юрьевна Кикина — российский космонавт-испытатель отряда центра подготовки космонавтов им. Гагарина. 592-й космонавт мира и 129-й космонавт СССР/России. Пятая женщина-космонавт СССР/России.
Родилась 27 августа 1984 года в Новосибирске.
До зачисления в отряд космонавтов работала программным директором на ООО «Радио Сибирь-Алтай».
Мастер спорта по полиатлону и рафтингу.
Инструктор парашютно-десантной подготовки.
В июле 2022 года, в соответствии с соглашением между госкорпорацией «Роскосмос» и NASA о перекрестных полетах, была назначена специалистом миссии экипажа пилотируемого корабля Crew Dragon в рамках полета Crew-5, став первой представительницей РФ, полетевшей на американском корабле. Прошла подготовку как участник 68-й длительной экспедиции на МКС.
Имеет звание «Почетный житель города Новосибирска».
— С какими сложностями вам приходилось сталкиваться при подготовке к вашему первому полету? И надеемся, что еще не последнему.
— Спасибо, у меня тоже есть такая надежда. В первую очередь это большое количество экзаменов, которые нужно было сдать, прежде чем полететь в космос. С самого начала работы, с первого дня в центре подготовки космонавтов, мы приступили к обучению и систематически (очень часто) сдавали всевозможные экзамены, зачеты, аттестации по всем видам подготовки к космическому полету.
— В эти моменты не возникало мыслей: «Зачем я сюда пошла, для чего мне это надо?»
— Я знала, зачем сюда пошла. Для чего мне это надо, тоже знала. Но естественно, когда мы все новенькие, одна из сложностей — попадание в незнакомую среду со своими правилами, законами, со своей терминологией. Когда ты оказываешься в чем-то чуждом тебе, незнакомом, это непросто. Любой ученик, переводившийся в другую школу, например, поймет, о чем речь.
И поначалу, естественно, все кандидаты в космонавты-испытатели полностью не осознают, что конкретно ожидает на пути, но такое в полной мере и не понять, пока ты не окажешься на этом месте. Когда возникали трудности, то мы просто с ними справлялись — и все, других вариантов не было. Инструменты для этого имелись. Главное — труд и упорство, где-то потерпеть надо. Если ты любишь свое дело, то все выполнимо. Если не любишь, то быстро сбежишь.
— Вы ждали полета 10 лет. Все эти усилия, затраченные ресурсы стоили того?
— Все потраченное тут же возобновлялось отдачей. Когда тратишь определенный ресурс, себя, то, во-первых, получаешь от этого удовольствие, во-вторых, развиваешь силу и опыт. То есть три в одном: тебе это нравится, ты становишься сильнее и квалифицированнее.
Я уже в процессе получала удовольствие от подготовки к полету. И конечно, вишенка на торте и вообще то, ради чего мы готовимся и к чему идем, — космический полет. Работа в космосе — это произошло. Спасибо жизни, что подобное случилось. Я к такому активно шла, а не сидела на скамеечке, на завалинке и не ждала ярких событий. 10 лет — это немало, бывает, что и быстрее люди летят в космос, все зависит от программы пилотируемой космонавтики в нашей стране.
«По программе научно-прикладных исследований экипаж на борту Международной космической станции выполняет различные эксперименты, исследования, решает практические задачи и участвует в образовательных мероприятиях»
«Ранний подъем — в 7 часов у тебя уже утренняя конференция со специалистами на Земле»
— Ранее вы говорили, что вид Земли из космоса особо вас не удивил, знали, чего примерно ожидать. А было то, что вас удивило?
— Самое удивительное и неповторимое — чувство невесомости. Это то состояние, которое максимально в реальности можно прочувствовать только в космосе. Существуют разные тренажеры, на которых есть возможность отчасти приблизиться к подобному ощущению, но по-настоящему такое испытать можно только в космосе. Невесомость — она необычная, она волшебная! Вот это, конечно, удивительно.
— Как проходил ваш первый день на МКС?
— Лучше расскажу, как проходил стандартный день на Международной космической станции, потому что вначале, когда ты прилетаешь, у тебя адаптация, график работы по-другому построен.
Стандартный день проходит так: ранний подъем — в 7 часов у тебя уже утренняя конференция со специалистами на Земле, на которой запрашивают состояние членов команды, бортовых систем, давление в герметичном объеме, проговариваются нюансы текущего рабочего дня, изменения, вопросы от экипажа. После этого завтрак, потом начинается деятельность по циклограмме работ, с которой мы ознакомлены еще с вечера. Разный функционал: замена каких-то блоков, прозвонка кабелей, обновление программного обеспечения компьютеров, проверка систем и аппаратуры, ремонт оборудования, выполнение задач по программе научно-природных исследований, обязательно два часа в день физическая подготовка и тому подобное. Вечером вновь конференция с Землей по радиосвязи, где также проговариваются основные моменты, которые произошли за день, а также обсуждается план действий на следующий день.
По программе научно-прикладных исследований экипаж на борту Международной космической станции выполняет различные эксперименты, исследования, решает практические задачи и участвует в образовательных мероприятиях. Направления исследований — это, например, космическая биология, физиология и медицина; исследование Земли из космоса; физика космических лучей; технология освоения космического пространства… У каждого космонавта свое количество сессий по разным экспериментам в конкретной космической экспедиции. В моей работе также были и задачи по управлению роботом-манипулятором ERA.
— А если это не стандартный день на МКС?
— Все дни стандартные. Если происходят какие-то «нештатки» — аварийные ситуации, поломки, то мы просто с этим справляемся — и все. Для того и нужен человек на станции, чтобы поддерживать жизнеспособность большого и мощного комплекса всех систем, работоспособность космической станции.
— Если бы у вас была возможность выйти в открытый космос, вы бы ею воспользовались?
— Мы возвращаемся к вопросу об определенных задачах на конкретную экспедицию. Если бы на меня была возложена данная задача как на космонавта, как на специалиста миссии космического корабля Crew Dragon, то я бы, естественно, это сделала. Мало того, с удовольствием.
А так, в моем случае я занимала позицию оператора поддержки внекорабельной деятельности: выполняла частичную консервацию и расконсервацию бортовых систем российского сегмента орбитальной станции, организовывала помощь в прямом и обратном шлюзовании, была готова к организации резервного шлюзования, выполняла функции оператора робота-руки ERA.
Возможно, в будущем для меня представится возможность работы в открытом космосе, это окажется большой радостью, и я с удовольствием выполню такую задачу.
«Я видела прекрасное сотрудничество людей, в том числе и в экипаже, с кем мы много времени провели до, во время и после полета. У меня только положительные отзывы!»
«Стараемся находить время, чтобы фотографировать на Земле какие-то любимые объекты»
— Какие мысли приходят в голову, когда в иллюминатор смотришь на бескрайние космические просторы?
— Я, помимо того что наблюдала сверху за тем, как выглядит подстилающая поверхность Земли, начинала представлять, как это выглядит внизу — с точки зрения человека, находящегося на поверхности, как это все создано природой в реальности, ее разнообразие. Это красиво.
— А о существовании внеземных цивилизаций мыслей не возникало?
— Почему-то нет. Мы настолько близко летаем к Земле, что я ни разу о них не подумала.
— А вообще ваше мнение: они существуют или нет?
— Я думаю, да. Даже простейшие элементарные частицы — откуда-то все это прилетело к нам из космоса. Вода, все элементарные структуры и «кирпичики» — они, конечно, где-то доразвились в дальнейшем на Земле, но изначально прилетели из общего космического пространства и уже в определенных условиях начали развиваться в разные формы жизни.
— Вы стали первой девушкой из России, которая полетела на Crew Dragon в составе американского экипажа. Насколько космос интернационален? Или, наоборот, каждый заинтересован в достижении результатов, в научных открытиях своей страны?
— Да, вы правы, я летала на американском корабле, соответственно, у меня и количество подготовки в США было больше, чем у космонавтов, которые летят на отечественных кораблях. Я могу сказать, что люди, работающие в этой отрасли, во всяком случае все те, которые попадались мне, заинтересованы в выполнении общих задач и поставленных единых целей. Я видела прекрасное сотрудничество людей, в том числе и в экипаже, с кем мы много времени провели до, во время и после полета. У меня только положительные отзывы!
— Чем вы занимаетесь в свободное от исследований время? Какие были развлечения на МКС?
— Почти все работы на станции сопровождаются фото- и видеосъемкой — каждый день накапливается определенное количество снимков и видеоинформации. Часть из этого по каналам связи отправляется сразу на Землю, остальное позже, все сохраняется на твердых носителях и в дальнейшем доставляется на Землю. В конце каждого дня все данные надо структурировать, разобрать, сортировать, сохранить, что занимает довольно много времени. Когда это заканчивается, остается не так уж и много времени на прием пищи, созвон со своими близкими, гигиенические процедуры, а там уже и спать пора.
— Согласен, особо не до хобби. Но что-то иногда удавалось успеть сделать «для себя»?
— Мы стараемся находить время, чтобы фотографировать на Земле какие-то любимые объекты.
— Родной Новосибирск и, может быть, Казань нашли?
— Да, но их очень плохо видно, потому что наклонение орбиты МКС — 51,6 градуса, а широта Новосибирска — примерно 56 градусов, почти так же, как и у Казани, — далековато, большая толщина атмосферы — не совсем четкие фотографии получаются. Стараемся фиксировать то, что наверняка четко можно уловить и отснять.
— Какие ощущения, эмоции у вас были, когда только приземлились на землю?
— Самая главная и первая эмоция — это радость, большое состояние радости, что вернулись все здоровые, целые. Все — миссия прошла успешно, осталось лишь реабилитироваться, сейчас увидим всех своих близких, людей радующихся! Люк только открылся — сразу люди улыбаются, это же так прекрасно.
«Почти все работы на станции сопровождаются фото- и видеосъемкой — каждый день накапливается определенное количество снимков и видеоинформации»
«О полетах до Луны еще рано говорить, хотя в будущем не исключено»
— Внимание общественности к вам как к единственной на сегодня девушке-космонавту в России достаточно высокое. Отвлекает ли оно от работы?
— Это часть деятельности по популяризации космонавтики, на это настраиваешься и с удовольствием такое выполняешь, но когда таких мероприятий много, то да — отвлекает и начинает мешать.
— Как вам кажется, сегодня космонавтам уделяют меньше внимания, чем в советское время? Раньше каждый школьник знал Терешкову, Савицкую, Леонова…
— Потому что сколько их было, первых космонавтов? Только путь открывался в космическое пространство, их было по пальцам перечесть. Сейчас данная отрасль развивается, космос изучается шире, людей, вовлеченных в такое, все больше и больше, потому, я считаю, все достаточно закономерно.
При этом на текущий момент в отряде у нас космонавтов не так много — меньше 30 человек, но есть много космонавтов, которые уже отлетали свое, стали ветеранами. На слуху чаще космонавты, которые находятся в активной фазе своей деятельности, которые на виду, поэтому их могут какое-то время знать и помнить. Завтра все равно всех забудут.
— Немного грустно…
— Такова жизнь…
— Как оцениваете вероятность еще одного своего полета?
— Это абсолютно реально. Я действующий космонавт, состою в отряде, имею годность к космическому полету, ожидаю назначения в следующий космический экипаж.
— В связи с этим у вас нет какой-то особой мечты? Например, слетать на Луну?
— О полетах до Луны еще рано говорить, хотя в будущем не исключено. И я бы с удовольствием тоже поучаствовала в этих экспедициях, главное, чтобы на первом месте была безопасность. Я всегда по жизни технику безопасности стараюсь соблюдать. Береженого, как говорится, жизнь бережет. Еще я бы хотела успеть попасть на МКС, пока она функционирует, слетать на нашем отечественном корабле «Союз», работать в открытом космосе, поучаствовать в интересных научных исследованиях.
— Кстати, раз мы затронули тему Луны, по вашему прогнозу, когда мы ее колонизируем? Или освоим Марс?
— Сейчас шаги в этом направлении делаются. До Марса еще далековато с точки зрения операторов, людей. Луна ближе, потому все возможно. Шаг за шагом, постепенно: космодром, ракета, люди… Когда это забрезжит, тогда начнут космонавтов готовить по данной программе. Пока что все космонавты в нашей стране готовятся только на Международную космическую станцию и корабли «Союз».
— То есть такое, как в фильме «Марсианин» (кинокартина режиссера Ридли Скотта о выживании астронавта на Марсе — прим. ред.), будет еще не скоро?
— Не думаю, что в ближайшие несколько лет. Но когда-нибудь все произойдет!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.