«Следствие идет уже пять лет, у нас было неоднократно много допросов, у меня лично проводили три обыска. Отдала все документы, никаких действий, которые угрожают следствию, я не производила. По первому требованию следователя являлась на допрос», — говорила экс-директор московского представительства «Аммония» Алла Куцакова на заседании Мосгорсуда. Сам заслуженный газовик Ринат Ханбиков просил отпустить его из СИЗО под домашний арест. О том, как адвокаты убеждали в незаконности решения Басманного районного суда, обещали, что их подзащитные будут являться по первому требованию, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Заседание по апелляционным жалобам на арест фигурантов «аммиачного дела» Рината Ханбикова, Фирдиса Абдрахманова и Аллы Куцаковой
Заседание со второй попытки
Заседание по апелляционным жалобам на арест фигурантов «аммиачного дела» Рината Ханбикова, Фирдиса Абдрахманова и Аллы Куцаковой должно было состояться еще в понедельник. Однако Мосгорсуд был вынужден отложить его до 10 апреля, т. к. адвокат Абдрахманова не явился, хотя о заседании был уведомлен. Вчера адвокат Руслан Советников прибыл вовремя — прямиком из Казани с пакетом чак-чака.
Все обвиняемые присутствовали на заседании по видеосвязи из СИЗО. Судья Людмила Смолкина установила личности всех фигурантов и кратко пересказала фабулу дела, а также апелляционные жалобы адвокатов.
Ханбиков обвиняется в особо крупном мошенничестве в составе организованной группы и с использованием служебного положения (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Следствие считает, что в преступную группу входили Ханбиков и три топ-менеджера дочерней компании АО «Аммоний» — ООО «Менделеевсказот»: экс-гендиректор Абдрахманов, его бывший заместитель — директор коммерческого департамента Гузель Салимгараева и начальник отдела продаж (сейчас отдела поставок на внутренний рынок) Зухра Зиятдинова. Кроме того, причастной считают экс-директора московского представительства «Аммония» Куцакову, которая также являлась директором московского ООО «ТТТ».
По версии следствия, в 2013–2018 годах обвиняемые похитили 246 млн 378 тыс. рублей. Схема была такой: компания «ТТТ» получала аммиачную селитру от производителя по заниженной цене, а продавала по рыночной.
19 декабря 2023 года пять фигурантов дела были задержаны, 20–21 декабря Басманный районный суд Москвы избрал меру пресечения: для Ханбикова, Абдрахманова и Куцаковой — содержание под стражей, а для Салимгараевой и Зиятдиновой — домашний арест. В конце февраля арест продлили на три месяца — до 19 мая, а Салимгараевой и Зиятдиновой заменили домашний арест на запрет определенных действий.
Так, бывший теперь уже адвокат Абдрахманова Саушкин в своей жалобе указал, что считает решение Басманного районного суда незаконным и необоснованным. «Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании, материалы досудебного производства не содержат конкретных фактических обстоятельств для продления срока действия меры пресечения в виде заключения под стражу. Выводы суда основаны на предположениях», — процитировала судья. Адвокат также обратил внимание на то, что полномочия Абдрахманова закончились 12 августа 2017 года, поэтому истекли сроки давности привлечения его к уголовной ответственности. «В этой связи, по мнению защитников, у суда не имелось оснований избирать Абдрахманову какую-либо меру пресечения», — зачитала Смолкина, добавив, что защитник просит изменить меру пресечения на домашний арест.
Нынешний адвокат Абдрахманова Советников согласился с коллегами и отметил, что, находясь под домашним арестом, подзащитный не будет воздействовать на свидетелей. «Большинство свидетелей находятся на территории Республики Татарстан, сами заводы на территории Республики Татарстан. В связи с этим прошу апелляционную жалобу удовлетворить и избрать для Абдрахманова меру пресечения в виде домашнего ареста», — попросил Советников. Его подзащитный с ним согласился и также просил изменить меру пресечения.
Ханбиков попросил изменить меру пресечения на домашний арест
«Обстоятельства являются недостаточными для продления срока содержания Ханбикова под стражей»
В своей жалобе адвокат Ханбикова Афанасий Медведев указал на существенные нарушения норм Уголовно-процессуального кодекса (УПК), а также на то, что «одна лишь тяжесть предъявленного обвинения не может служить достаточным основанием для продления данной меры пресечения. «Это противоречит требованию действующего законодательства», — указал защитник. Также он подчеркнул, что суд не дал оценку всем доводам стороны защиты, а заодно упрекнул следователей в неэффективной организации предварительного расследования уголовного дела. «Обстоятельства являются недостаточными для продления срока содержания Ханбикова под стражей», — зачитала судья. В тексте жалобы также говорится, что первоначальный этап сбора и закрепления доказательств завершен, по этой причине риск вмешательства в ход уголовного судопроизводства исключен, считает Медведев. Кроме того, он уверен, что избранная Ханбикову мера пресечения в виде заключения под стражу носит «явно избыточный характер» и не учитывает сведения о его личности, возрасте, состоянии здоровья. Поэтому он просил суд заменить содержание в СИЗО на домашний арест, запрет определенных действий или залог.
«Суд проигнорировал характеристику, подписанную Рустамом Миннихановым, главой Республики Татарстан», — указал защитник Ханбикова Антон Гусев. Кроме того, он рассказал, что его подзащитный всегда возвращался в Россию, когда уезжал за рубеж. Адвокат поддержал свою жалобу и попросил суд изменить меру пресечения на более мягкую — домашний арест.
Сам Ханбкиков просто согласился с адвокатами и попросил изменить меру пресечения на домашний арест.
Алла Куцакова: «Следствие уже идет пять лет, у нас было неоднократно много допросов, у меня лично проводили три обыска. Отдала все документы, никаких действий, которые угрожают следствию, я не производила»
«У нее неоднократно проводились обыски в компании. Неоднократно ее вызывали в допрос»
Текст апелляционной жалобы адвоката Куцаковой Кирилла Мухина почти идентичен двум предыдущим. Он также не согласился с постановлением суда. Кроме того, он отметил, что дело в судопроизводстве находится пять лет, при этом следователь не обосновал, по какой причине не хватило данного времени. «Защитник считает, что расследование уголовного дела проводится неэффективно», — зачитала Смолкина. Также адвокат утверждал, что Куцакова ни разу не пыталась скрыться от следствия и уничтожить доказательства, не злоупотребляла своими процессуальными правами, а также никогда до этого не привлекалась к уголовной, административной ответственности. Мухин, кроме того, просил отпустить подзащитную под домашний арест или ограничиться запретом определенных действий.
Чуть позже адвокат просил суд приобщить к материалам дела документы на квартиру, в которой с 2011 года проживала Куцакова, ее загранпаспорт и заключение о состоянии здоровья матери обвиняемой.
«Если сказать, что это волокита, — ничего не сказать. Дело расследуется пять лет», — снова заострил внимание суда Мухин. — Уважаемый суд, мы пытаемся задать вопросы в первой инстанции. Уважаемые следователи, а почему пяти лет для этого не хватило? Пять лет — более чем существенный срок, чтобы это все сделать. Зачем под это продлять меры пресечения? Суд, к сожалению, уклонился от исследований этого вопроса, следователь никаких разумных пояснений этому не дал». Кроме того, сторона защиты отметила, что Куцакова находится под стражей с конца декабря 2023 года, т. е. уже почти четыре месяца. За это время, уточнил Мухин, следователь был у Куцаковой в изоляторе 2 раза.
Адвокат также заявил, что Куцакова была прекрасно осведомлена о том, что проводится предварительное расследование. «У нее неоднократно проводились обыски в компании. Неоднократно ее вызывали на допрос», — отстаивал права своей подзащитной Мухин. Он также уверял суд в том, что она за пять лет не проявляла никаких действий, которые можно истолковать как попытку скрыться от следствия или уничтожить документы. Суду также рассказали, что у Куцаковой нет никаких интересов за границей. «Какие-либо знакомые, друзья, наличие банковских счетов в том числе полностью отсутствуют», — добавила сторона защиты. По словам Мухина, после ареста имущества выяснилось, что Куцакова владеет маленьким кусочком земли с небольшой дачей, а на ее счету по состоянию на 2023 год всего 200 тысяч рублей. «На мой взгляд, никак на правосудие не повлияет и никакого ущерба не будет для следствия, если она будет находиться под домашним арестом», — убеждал суд адвокат.
Куцакова, в свою очередь, добавила: «Следствие уже идет пять лет, у нас было неоднократно много допросов, у меня лично проводили три обыска. Отдала все документы, никаких действий, которые угрожают следствию, я не производила. По первому требованию следователя являлась на допрос». Кроме того, она подтвердила слова своего адвоката о том, что она не будет скрываться от следствия, а также оказывать давление на свидетелей. «В моих интересах, чтобы следствие как можно быстрее разобралось в этом деле, и правосудие в конце концов восторжествовало», — заключила она.
Прокурор Екатерина Иванникова не поддержала апелляционные жалобы адвокатов и просила не изменять меру пресечения всем обвиняемым. В итоге Смолкина с ней согласилась: «Суд апелляционной инстанции постановил: постановление Басманного районного суда города Москвы от 16 февраля 2024 года, в котором продлен срок содержания под стражей в отношении обвиняемых Абдрахманова Фирдиса, Ханбикова Рината, Куцаковой Аллы оставить без изменения, апелляционные жалобы адвокатов — без удовлетворения». Все останутся в СИЗО до 19 мая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.