Отрасль речного транспорта возрождается, но в портах остается немало пришедшего в негодность оборудования и имущества. Чтобы ускорить этот процесс, решено привлечь частный капитал. Для этого Госсовет РТ готовится принять законопроект о приватизации портового оборудования. На экономическом комитете татарстанского парламента накануне депутаты поговорили о переносе квоты на модернизацию с Заинки на Набережночелнинскую ТЭЦ, узнали, почему глэмпинги заполнены только на 50%, а также одобрили закон о регулировании маркетплейсов. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Госсовет РТ готовится принять законопроект о приватизации портового оборудования
Импортозамещение растет, инвестиции множатся
В комитетах Госсовета Татарстана началось рассмотрение отчета кабмина РТ о результатах деятельности за 2023 год. 9 апреля отчет на почти 300 страницах рассмотрел и комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству.
Основным докладчиком выступил первый замминистра экономики республики Олег Пелевин. Он напомнил, что на страну продолжается санкционное давление — в 2023 году против России было введено 5 тыс. новых санкций (всего их введено 19 тыс.!). Несмотря на это, Татарстан остается в топе регионов России по макроэкономическим показателям.
- ВРП республики составил 4,32 трлн рублей, темпы роста — 103,6%;
- инвестиции в основной капитал — 1,18 трлн рублей, в основном это собственные средства предприятий (70%);
- промпредприятия отгрузили продукции на 4,72 трлн рублей;
- объем строительных работ — 708 млрд рублей (плюс 115%), введено 3,4 млн кв. м жилья;
- растет потребительская активность, оборот розничной торговли в республике — 1,4 трлн рублей (плюс 111% к 2022 году);
- объем продукции сельского хозяйства — 289 млрд рублей;
- реальный рост зарплаты в республике с учетом инфляции составил 113,2%;
- ожидаемая продолжительность жизни выросла по итогам 2023-го до 75,25 года и т. д.
По сравнению с другими субъектами эффективность одного занятого в Татарстане выше, доля низкоквалифицированного труда в республике меньше, чем в среднем по стране, но «есть отставания от ряда регионов с аналогичной структурой экономики», отметил Пелевин.
Доля малых и средних предприятий в бизнес-среде Татарстана растет (МСП составляют 25% ВРП республики), увеличивается и доля их налоговых отчислений, количество занятых, однако минэкономики с неудовольствием отмечает, что только 30% таких компаний заняты в реальном секторе экономики. Зато промпарки республики радуют: их заполняемость за год выросла с 53% до 71%.
Олег Пелевин напомнил, что на страну продолжается санкционное давление — в 2023 году против России было введено 5 тыс. новых санкций
Первый замминистра промышленности и торговли РТ Родион Карпов сконцентрировался на теме импортозамещения. Примером стало машиностроение: в отрасли и отечественные технологии внедряют, и увеличивают отгрузку продукции (плюс 30% к году).
КАМАЗ, например, вместе с партнерами выполнил задачу по максимальной локализации грузовиков К5, «Соллерс» запустил производство дизельных двигателей двух видов. «„Эйдос-Робототехника“ завершила в 2023 году пилот по внедрению сварочного робота на ПАО „КАМАЗ“, опыт успешно тиражируется», — рассказал Карпов и добавил, что подобная работа ведется в сфере авиастроения, микроэлектроники.
Замруководителя АИР РТ Марина Епифанцева обратила внимание на частные инвестиции. Рост к прошлому году составил 22,7%, сильно увеличилась по объему частных инвестиций сфера обрабатывающей промышленности.
«Они выросли более чем на 10 процентов. Связываем это с проведением инвестсоветов и с тем, что мы поменяли порядок работы с проектами. Раньше мы доводили их до состояния почти полной готовности, практически оставалось нажать на кнопку и перевести деньги. Сейчас на заседаниях показываем проекты, которые только пришли. Эта наша практика была отмечена как лучшая в других регионах», — отметила Епифанцева. С прошлого года на текущий перенесся вопрос реализации инвестиционного стандарта, согласуется новая редакция инвестиционной декларации Татарстана.
Председателя комитета Лутфуллу Шафигуллина интересовало, появились ли у Татарстана новые партнеры в 2023 году взамен ушедших на фоне санкций
«У нас как были инвестиции из недружественных стран, так и есть»
У депутатов появились вопросы к докладчикам. Председателя комитета Лутфуллу Шафигуллина интересовало, появились ли у Татарстана новые партнеры в 2023 году взамен ушедших на фоне санкций?
«По сути дела, ничего не поменялось: у нас как были инвестиции из недружественных стран (по действующим проектам), так и есть. Что касается новых проектов, то постепенно растут инвестиции из Китая, из арабских стран — пока нет. Они как инвестировали по договоренности наших правительств через инструмент суверенных фондов, так и продолжают. Но работа идет», — сообщила Епифанцева.
Татарстан остается энергодефицитной республикой, и депутата Госсовета РТ Марата Галеева интересовало, на какой стадии решение вопроса по модернизации Заинской ГРЭС.
«Все мы знаем о проблемах с „Дженерал Электрик“, они от нас ушли. Наличие генерирующего оборудования в 236 мегаватт в собственности „Татэнерго“ позволяет приступить к реализации модернизации Набережночелнинской ТЭЦ с вводом в эксплуатацию в 2026 году. По сути, мы закрываем в ближайшей перспективе потребность Закамской зоны», — отметил Карпов. По его словам, в федеральном минэнерго уже прошли совещания, прорабатывается вопрос «необходимости замены проекта модернизации Заинской ГРЭС на проект модернизации Набережночелнинской ТЭЦ» при сохранении установленного ранее значения удельных затрат на 1 МВт мощности.
«Этим планируем решить проблему [Закамской зоны]. По самой Заинской ГРЭС перспектив в ближайшее время [нет]», — подчеркнул Карпов. Отметим, что глава «Татэнерго» Раузил Хазиев подчеркивал необходимость коренной модернизации Заинской ГРЭС и в декабре прошлого года сообщил, что «Татэнерго» выйдет с новым проектом по Заинке на КОММод (конкурентный отбор мощности проектов по модернизации ТЭС в России) в 2024 году.
Зампредседателя комитета ГС РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахира Галимзянова интересовало, как кабмин относится к идее агрегаторов по продаже фермерской продукции. Идея, напомним, вызывала критику у самих фермеров, которые при заявленной схеме теряют добавленную стоимость продукции.
Карпов отметил, что республика получила ряд предложений по этой теме — в частности, президент РТ Рустам Минниханов встречался с представителями X5 Retail Group, ретейл как раз ставил вопрос по агрегаторам.
«Есть такая возможность, чтобы у нас малый и средний бизнес напрямую поставлял в торговые сети свои товары. Да, есть определенные требования [к продукции], и, в принципе, в республике данный вопрос уже решается, через „Агропромпарк“, например. Но с крупными сетями мы вопрос также прорабатываем», — резюмировал Карпов.
Сергей Иванов напомнил, что за 2022–2024 годы в республике поддержали 31 проект глэмпингов, предприниматели получили более 500 млн рублей
Присутствовавшего на заседании председателя госкомитета по туризму Сергея Иванова спросили о глэмпингах — какова их окупаемость и заполняемость? Иванов напомнил, что за 2022–2024 годы в республике поддержали 31 проект глэмпингов, предприниматели получили более 500 млн рублей.
«Средняя загрузка по этим проектам по году составила около 50 процентов, в принципе, достаточно хорошая. Да, есть те, у кого поменьше, есть, у кого побольше. Пока общий вклад глэмпингов в отрасль туризма небольшая, но она растет», — отметил Иванов.
Комитет поддержал законопроект об изменениях в закон о туристической деятельности
«Есть проекты по освоению этой «золотой» земли, прибрежной полосы»
На заседании рассмотрели ряд законопроектов. Первый — вносит изменения в закон РТ «О приватизации государственного имущества РТ». По сути, все изменения касаются приватизации портового оборудования. Галеев пояснил: отрасль речного транспорта снова возрождается, но остается много пришедшего в негодность портового оборудования, имущества. Чтобы ускорить процесс восстановления отрасли, решено привлечь в нее частный капитал. Должен поспособствовать этому и федеральный закон, который по аналогии с республиканским скоро разрешит приватизировать неиспользуемое портовое оборудование (ФЗ от 27 ноября 2023 года №557-ФЗ, вступит в силу 26 мая 2024-го).
«Приватизация предполагает обременение и конкурсную основу. На конкурсе могут быть выставлены обременительные условия. Например, провести ремонт оборудования, привести его в нормативное состояние, сохранить рабочие места для персонала, обучить кадры и так далее», — объяснил Марат Гадыевич. Контроль над реализацией этих условий ляжет на плечи субъектов. Для Татарстана данный закон важен, поскольку грузовой порт планируется перенести из Казани в СММЛЦ, после чего логоцентр в Свияжске «заменит во многом» столичный речпорт.
«[В Казани] освобождается земля, которая является весьма привлекательной, есть уже проекты по освоению этой „золотой“ земли, прибрежной полосы», — резюмировал Галеев. Проект закона поддержали в первом-третьем чтениях.
Зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Ринат Гайзатуллин представил на заседании комитета «закон Бакальчук», который должен стать регулятором отношений между владельцами маркетплейсов, ПВЗ, покупателями, сделать отрасль более «прозрачной».
«Законопроект восполняет пробелы регулирования, вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников процесса, сформирует здоровую конкуренцию среди агрегаторов информации о товарах. Законопроект устанавливает условия и иные требования к договорам между агрегатором и продавцом, собственником пункта выдачи заказа», — рассказал Гайзатуллин. Вопросов у депутатов не возникло, законопроект поддержали, его рассмотрят на заседании Госсовета республики. Также на комитете поддержали законопроект об изменениях в закон о туристической деятельности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.