Сергей Ежов: «Мы хотим, чтобы люди знали про нашу школу во всей России. Что это классическая бесплатная бюджетная школа, мы берем всех по прописке. При этом по качеству образования и дополнительного развития детей мы примерно на уровне частной школы» Сергей Ежов: «Мы хотим, чтобы люди знали про нашу школу во всей России. Что это классическая бесплатная бюджетная школа, мы берем всех по прописке. При этом по качеству образования и дополнительного развития детей мы примерно на уровне частной школы»

«В Иннополисе я впервые ощутил вкус свободы»

— Сергей Константинович, расскажите, пожалуйста, немножко о себе. Как вы оказались в Иннополисе и возглавили школу, где до этого за короткий срок сменилось несколько директоров?

— Я, если можно так выразиться, потомственный директор школы: у меня дедушка и дядя были директорами. Изначально я, конечно, мечтал о карьере баскетболиста, но все же поступил в Елабужский педагогический институт. Уже с первого курса начал работать с детьми — был тренером по баскетболу и совмещал другую работу с учебой. Мы с друзьями издавали и раскидывали по ящикам газету, тираж был, наверное, 17–18 тыс. экземпляров. Лепили пельмени, организовали платную баскетбольную лигу, на лето я уезжал в детские лагеря вожатым, работал официантом, грузчиком, экспедитором. Но после педпрактики в школе все поменялось. Во-первых, я точно понял, как не хочу жить, а во-вторых, обнаружил, что дети ко мне тянутся, с коллегами-учителями легко нахожу общий язык и в целом у меня получается.

Выиграл республиканский грант «Наш новый учитель», по которому к зарплате доплачивали 7 500 рублей и давали оборудование — в то время это было очень круто. В конкурсе участвовали более тысячи человек, а выиграли 200. Я оказался одним из победителей, и меня распределили в нижнекамскую школу. Директор обещал, что найдет общежитие, но в итоге поселил меня в… теплицу. Такую советскую, с кирпичным основанием, переделанную под коммуналку, где уже жила семья дворника. Из удобств был унитаз. Дверь открываешь — напротив школьное крыльцо. А я не то чтобы очень прихотливый, но, когда я решил пойти в школу, я дал себя слово, что не буду таким кондовым учителем, который кричит, у которого неинтересно. И не мог понять, как зажигать людей и быть творческим, если каждое утро выходишь из теплицы во дворе школы. Ну и уволился. Меня перераспределили в елабужскую школу с кадетскими классами.

— Там была большая нагрузка?

— Отработал там три года с официальной нагрузкой в 37 уроков в неделю — это ровно в 2 раза больше, чем положено по трудовому законодательству. Вел историю, обществознание, экономику, право, физкультуру. Теперь всем учителям, которые к нам приходят, говорю, что для них колоссальный плюс, что в школе Иннополиса небольшая нагрузка относительно всей России (улыбается).

При этом я был очень активным учителем: школьный рекорд по ЕГЭ, который поставил мой класс, до сих пор никто не побил. А еще создал онлайн-сервис для проведения школьных конкурсов и олимпиад. Он приносил хорошие деньги, и на два года я ушел из образования. Но понял, что не могу сидеть дома, меня физически это угнетает. И нашел работу в ИТ-лицее КФУ.

В этот момент мой друг детства переехал в Иннополис и позвал меня в гости. А бывшие ученики, которые поступили в Университет Иннополис, пригласили сыграть за команду вуза. Помню, первый раз приехал: зима, ночь, минус 30, мы едем по городу, везде горят фонари, я думал, как же здесь красиво и уютно. И… мы сняли здесь жилье и переехали. И я каждый день ездил на работу в ИТ-лицей КФУ. А потом мне посоветовали сходить на собеседование в местную школу. Так я стал здесь учителем.

«Школа Иннополис всегда отличалась крайне дружелюбной атмосферой. Здесь дети очень добрые, и мы стараемся это поддерживать. Не в ущерб дисциплине, конечно, расслабленность к экзаменам ничего хорошего не принесет» «Школа Иннополис всегда отличалась крайне дружелюбной атмосферой. Здесь дети очень добрые, и мы стараемся это поддерживать. Не в ущерб дисциплине, конечно, расслабленность к экзаменам ничего хорошего не принесет»

— И какие задачи поставили перед вами в Иннополисе?

— Тогда здесь были неважные академические результаты по всем предметам, надо было их повышать, и в первый же год ЕГЭ дети сдали хорошо, выше республики. И здесь я впервые ощутил вкус свободы. Вначале был даже культурный шок. После дисциплинированного ИТ-лицея и кадетских классов, где, если дашь малейшую слабину, тебе на всех окнах неприличные слова нарисуют, я увидел, как здесь здороваются по имени с каждым ребенком, обращаются на вы, желают доброго утра. И меня поразила эта дружелюбная атмосфера. В ней дети защищены, они по-другому раскрываются. Все было отлично, даже во время пандемии мы очень круто организовали дистанционное обучение. И тут мне прилетает новый оффер.

— Стать директором?

— Директором полилингвальной школы «Адымнар» в Елабуге, которая тогда еще строилась. Я согласился и несколько месяцев этим занимался, но неожиданно 31 августа мне сообщают, что назначат другого директора, а мне предлагают стать замначальника местного управления образования.

Школа Иннополис — точка притяжения суперадекватных, лояльных к городу родителей. В основном сюда приезжают те, кто хочет здесь жить, строить будущее своих детей, с ними контакт отлично выстраивается
Сергей Ежов директор школы Иннополис
Сергей Ежов директор школы Иннополис

— И вы что?

— У меня уже было самоуважение. В общем, я доходчиво отказался и попросился в Иннополис. Так в 2020 году я стал шестым директором этой школы за 5 лет ее существования.

«Здесь дети очень добрые, и мы стараемся это поддерживать»

— Чем здешние родители и дети отличаются от других?

— Наш типовой родитель — это сотрудник IT-компании с высшим техническим образованием. У 81% детей как минимум один из родителей задействован в IT-секторе, 8 из 10 детсадовцев мечтают стать программистами.

Если говорить о детях, то школа Иннополис всегда отличалась крайне дружелюбной атмосферой. Здесь дети очень добрые, и мы стараемся это поддерживать. Не в ущерб дисциплине, конечно, расслабленность к экзаменам ничего хорошего не принесет.

— А откуда такая доброта?

— Я думаю, сказывается высокая образованность и благополучие родителей. У нас нет неблагополучных семей.

— То есть буллинга, травли у вас не бывает? Все равно же дети порой жестокие…

— Системной травли, буллинга у нас 100% нет. Есть мелкие стычки, когда кто-то что-то не поделил, но это же дети, они прощупывают границы дозволенного, и это нормально.

— А хулиганы водятся?

— Сейчас расскажу, что такое хулиганство в Иннополисе. Недавно в наш городской чат приходит сообщение: завелись хулиганы, кинули снежок в окно. Попали в уголок, ничего не разбили. Смотрим видео с камер, а там совершенно романтичная история: идет мальчик с девочкой, та берет снежок, лепит и отдает мальчику. Ну нет у него шанса отказаться, понимаете? Он берет и кидает в узор на стене дома, туда уже кто-то до него попадал. Но промазал и угодил в окно. Вот такие хулиганы (смеется).

Конечно, случаются конфликты и драки, но что такое драка по-иннополисянски? Мама пишет мне: „Разберитесь, у нас драка, ужас, старшеклассник избил пятиклассника“. Смотрю по камерам: пацан с портфелем на повороте задевает одиннадцатиклассника, тот ему выписал подзатыльник. Мальчик на него обернулся и дальше пошел, не заплакал, ничего. Вот и вся драка. Каждый случай, конечно, мы отрабатываем, стараемся разъяснить. Здесь очень важны позиции родителей.

У нас семиклассник может дружить с одиннадцатиклассником. Это в обычной школе нонсенс, а тут в порядке вещей. Это в данном случае хороший показатель: никто не говорит им, что они чем-то отличаются. И на религиозной почве нет конфликтов, а это суперважно: у нас учатся дети из 10 стран, а национальностей еще больше.

— Татарский учат у вас?

— Татарский учат. Более того, мы проводим тематические дни: английский, татарский, новогодний и так далее, в последний раз вот полностью меню столовой на татарский язык перевели и музыку национальную включили.

Есть у всего этого и отрицательная черта. Наш выпускник, к примеру, поступает в вуз на бюджет и оказывается в шоке от того, что там в санузлах нет мыла и туалетной бумаги. Поэтому мы сейчас даже специально чуть-чуть будем закручивать гайки, чтобы дети были готовы к реальной жизни. Но мыло с бумагой не уберем никогда (смеется).

Наши выпускники всегда легко поступали в зарубежные вузы. Даже не при самых безупречных баллах ЕГЭ они отлично показывают себя на собеседованиях, и их берут. До СВО поступали в Финляндию, Чехию, Испанию, Францию, Германию и так далее, хотя мы никак их специально к этому не готовили.

Сегодня по ЕГЭ у нас есть стобалльники, по всем предметам, кроме физики, результаты как минимум на 5−7 баллов выше республиканских. Если ребенок нормально учится, он в нашей школе без репетиторов спокойно сдает ЕГЭ выше 80 баллов.
Сергей Ежов директор школы Иннополис
Сергей Ежов директор школы Иннополис

— А за счет чего?

— В выпускных классах у нас были суперадекватные родители и мы добавили дисциплины. Мне бы вообще хотелось единую форму вести. Пока разрешены поло, бомберы и худи с логотипами школы, кеды и кроссовки. Подумываем шить на заказ, пока решение не принято.

«Главные навыки — ориентироваться в потоке информации и чувствовать себя»

— Кого готовите? Каким должен быть ваш выпускник?

— Мы в этом году приняли ценностно-смысловую модель, которая работает, например, в «Сириусе». Мы считаем, что наш ученик должен быть современным гражданином России и мира, открытым ко всему новому, умеющим учиться, любить, чувствовать себя. При этом должны быть такие качества, как ответственность, трудолюбие и дисциплина.

— Дисциплину и ответственность, допустим, формируют домашние задания, контрольные и экзамены. А как научить открытости и любви?

— У нас работает классный психолог, мы с каждым ребенком проводим ежеквартальную самодиагностику, которую превращаем в индивидуальный маршрут развития — как образовательный, так и воспитательный. Ребенок понимает, где его точки роста, а где сильные стороны, которые надо дальше развивать.

Сейчас мы хотим прицельно поработать над лидерскими качествами: нужно всем детям дать возможность проявить себя в роли лидера. Это умение брать на себя ответственность, вести за собой, быть пунктуальным, быть активным. У нас уже появляется пул таких детей.

Наша миссия — формирование современной мотивирующей среды для воспитания личности, готовой к вызову XXI века.
Сергей Ежов директор школы Иннополис
Сергей Ежов директор школы Иннополис

— И каковы вызовы века, в котором должна быть готова эта современная личность?

Самый актуальный — умение ориентироваться в потоке информации, фильтровать его и вообще рефлексировать. Второе — чувствовать себя, распознавать, когда ты идешь по верному пути, а когда нет. И делать правильные выводы. И только на третье место я бы поставил навыки, компетенции и знания, потому что, если ты в себе уверен и знаешь, чего хочешь, найдешь любые знания.

«Иннополис — город возможностей, и наша школа — школа возможностей и для учеников, и для учителей»

«С одним из родителей, венчурным инвестором, будем создавать бизнес-инкубатор»

— У вас очень внушительный состав учителей: треть высшей категории, треть первой категории. Где находите кадры?

— Это непросто, потому что в России в принципе дефицит хороших учителей. Мы очень активно участвуем во всех профессиональных конкурсах, знакомимся, хантим. У нас конкурс в начальном звене — 7–10 человек на место.

— Что их привлекает?

— Во-первых, у нас уже сформирован узнаваемый бренд школы Иннополис и города, к нам хотят приезжать. Мы его активно развиваем, я даже свой личный блог завел (улыбается). Иннополисгород возможностей, и наша школа — школа возможностей и для учеников, и для учителей.

У нас предложение по зарплате выше рынка — за счет субсидирования из фонда развития города Иннополис. Мы находим квартиру, компенсируем 75% затрат на аренду. Здесь нет бумажной волокиты. У нас учителя, кроме педагогики, ничем не занимаются. Они могут все рабочее время посвятить детям и саморазвитию. Даже в субботниках участвуют только по желанию.

У нас очень интересные задачи, привлекательные для хороших творческих учителей. У нас не задерживаются те, кто ведет уроки для галочки или у кого ценности не совпадают с нашими.

Наши педагоги могут запустить любой кружок, который пожелают, — я их в этом поддержу, мы найдем ресурсы. У нас хорошее, комфортное здание, где приятно работать. Малокомплектные классы — до 28 детей (в среднем 21 ребенок в классе). И еще остается место постелить за партами маты, чтобы дети после уроков на них покувыркались.

И сам город как преимущество — это отличное место для жизни. С одного конца города до другого можно пешком дойти, экология. Все это позволяет нам отбирать лучших педагогов, которые искренне любят профессию и заинтересованы в развитии детей.

«У меня получилось собрать команду, и административную, и педагогическую. Получилось сформировать образовательную систему, хотя этот процесс еще не остановился» «У меня получилось собрать команду —и административную, и педагогическую. Получилось сформировать образовательную систему, хотя этот процесс еще не остановился»

— Много кружков?

— Всего 21, как платные, так и бесплатные. Охват в 2,5 — это значит, что каждый школьник в среднем ходит более чем на 2 кружка. Они самые разные: робототехника, программирование, сейчас будем запускать направление по беспилотникам.

С одним из родителей сейчас будем создавать бизнес-инкубатор для детей. Он сам венчурный инвестор, так что великолепно знает, как все должно быть устроено. Чем больше будет таких родителей, тем лучше.

— А есть предпосылки, что их число будет увеличиваться?

— Я думаю, что, когда заселится «Квартал Ю», когда появится класс собственников жилья, таких примеров будет больше. Потому что пока у людей здесь не будет жилья в собственности, они не будут в полной мере чувствовать свою причастность ни к городу, ни к школе.

Собственники жилья — потенциальные партнеры, с которыми мы будем реализовывать в школе интересные проекты
Сергей Ежов директор школы Иннополис
Сергей Ежов директор школы Иннополис

Мы мониторили: многие семьи, которые уже живут в Иннополисе, хотят переехать из арендного жилья в новый «Квартал Ю». Я и сам ипотеку, наверное, буду брать. Мы с женой уже сходили, присматриваемся.

Заинтересованных и ответственных родителей уже становится все больше. У нас объединились несколько родителей, и они сами по своей инициативе создают фонд развития школы.

«Заинтересованных и ответственных родителей уже становится все больше. У нас объединились несколько родителей, и они сами, по своей инициативе создают фонд развития школы» «Заинтересованных и ответственных родителей уже становится все больше. У нас объединились несколько родителей, и они сами по своей инициативе создают фонд развития школы»

— Как он будет работать?

— У меня жесткая позиция: что мы с родителей ничего не собираем на базовые потребности школы. Ни на шторы, ни на что. Единственное, в чем мы предлагаем по желанию финансово поучаствовать, — благотворительная ярмарка или внешкольные мероприятия, которые классный руководитель иногда вместе организует вместе с родительским комитетом.

Но, если есть со стороны родителей инициатива организовать какие-то дополнительные воспитательные или учебные мероприятия, почему нет? Например, они могут профинансировать привлечение хорошего олимпиадного педагога по математике. Или мерч школы и подарки победителям конкурсов. У нас, например, вместо линейки раз в квартал проходит ассамблея, на которой мы награждаем отличившихся школьников — в среднем по 40 человек. Я считаю, ребенку даже за маленькую победу хотя бы браслетик силиконовый нужно вручить.

Еще один план — создать «говорящие» стены, чтобы был сменяемый визуал, и контент, который создают наши учителя, транслировался и за пределами уроков. Это то, на что государство не должно тратить деньги, а родители вполне могут реализовать свое видение того, что нужно их детям в школе.

— Какие ваши главные достижения на посту директора?

— Я считаю, что у меня получилось собрать команду, и административную, и педагогическую. Получилось сформировать образовательную систему, хотя этот процесс еще не остановился. У нас есть база знаний, и, если завтра придет новый заместитель, он за два дня войдет в курс дела. Многие процессы автоматизированы. Например, дежурные администраторы в специальной программе быстро отмечают, как прошел обход — состояние кабинетов, общение с воспитателями, посещение столовой. Я за системность во всем, от подбора персонала до организации мероприятий и запуска новых проектов.

Мы хотим, чтобы люди знали про нашу школу во всей России. Что это классическая бесплатная бюджетная школа, мы берем всех по прописке. При этом по качеству образования и дополнительного развития детей мы примерно на уровне частной школы в Казани и Подмосковье. Я проехал почти все топовые московские школы и уверен, что для государственной школы мы работаем на 120 процентов!