«Вход в пул поставщиков у Haier проще, чем у КАМАЗа, требований меньше. При этом потенциал больше, потому что Haier развивает свою номенклатуру изделий и больше заинтересован в расширении списка поставщиков», — объясняли ажиотаж вокруг китайской компании на Дне поставщика. На мероприятие, организованное для укрепления связей между бизнес-гигантами и малым и средним бизнесом, также позвали и КАМАЗ. В итоге челнинский автогигант оказался практически в тени: очереди к Haier были вдвое больше, чем к нему. О том, почему предприниматели хотели заключить договор с «китайцем», а не КАМАЗом и чем компании привлекали будущих поставщиков, — в материале «БИЗНЕС Online».
Бизнесмены приехали в город на Каме в поисках «вкусных» контактов с крупными игроками рынка
«Я считаю, что это мероприятие самое прикладное, практичное из всех»
В Набережных Челнах отгремел День поставщика — первое в этом году мероприятие в серии встреч крупного бизнеса с малыми производителями республики. Организовывать встречу гигантов и небольших предприятий взялись министерство экономики Татарстана, АНО «ЦКР „Иннокам“» при поддержке центра «Мой Бизнес» и Корпорации МСП. А вот «хедлайнить» встречу предстояло Haier, ПАО «КАМАЗ», ООО «Завод Горэлтех» и АО «Казанькомпрессормаш».
«Мы обычно привозим компании со стороны. Считается, что с местными налажена связь. Но тем не менее есть потребность в коммуникации и взаимодействии между местными производителями и крупными заказчиками. Потому были выбраны эти компании. Конечно, приглашали и других, но эти откликнулись и заинтересованы в импортозамещении», — рассказала организатор мероприятия Екатерина Конычева.
Среди гостей — предприятия из других городов республики и даже регионов страны. Бизнесмены приехали в город на Каме в поисках «вкусных» контактов с крупными игроками рынка. Впрочем, некоторые еще на этапе посиделок на фуршете находили новых деловых партнеров, обменивались контактами.
Первое слово по доброй традиции отдали заместителю сити-менеджера города Наталии Кропотовой. Чиновница осыпала теплыми словами Корпорацию МСП и КАМАЗ. Первые совместно с Центробанком РФ предоставляют малому и среднему бизнесу льготные кредиты. Так, в 2023 году 25 тыс. предприятий выделили более 680 млрд рублей по ставкам от 13,5 до 15% по программе «1764». Высокотехнологичные же предприятия или компании из обрабатывающей отрасли могут претендовать на кредит до 9%. Неудивительно, что Корпорация МСП получила хвалебные оды от чиновника автограда — малый и средний бизнес здесь занимает 35% в ВТП.
КАМАЗ же, отмечала Кропотова, — это судьба и ядро Челнов, 41% от всей промышленной продукции города. При этом минувший год автогигант встретил великолепно, достигнув 121% по индексу промышленного производства.
«Я считаю, что это мероприятие самое прикладное, практичное из всех. Потому что самое дорогое, что есть в рамках этого мероприятия, — B2B-встречи, когда вы можете задать друг другу вопросы и получить ответы», — отмечала она. Чиновница выразила надежду, что сегодняшнее мероприятие сдружит гигантов экономики и мелких предпринимателей. Это, добавила она, выгодно и бизнесу, и городу.
Среди гостей — предприятия из других городов республики и даже регионов страны
Haier выходит на федеральный уровень
В прошлом году Haier выросла вполовину от показателей в 2022-м. В день компания выпускала по 10 тыс. единиц техники. И это, отметил руководитель направления непрямых закупок Вячеслав Щеголев, далеко не предел. В III квартале завершится строительство завода по производству водонагревателей, в эксплуатацию ввели общежитие на 900 мест. В течение же 10 лет штат сотрудников вырастет с 3,3 тыс. человек до 8 тысяч. Космические планы потребуют в перспективе от компании больше новых поставщиков.
Щеголев рассказал, что сегодня компания сотрудничает с более чем 300 поставщиками по всей территории России. Более 60% — из Татарстана. Но этого количества, как определили они для себя, им недостаточно. «Компания Haier открыта и не ставит рамок для поставщиков по размерам, по каким-то еще критериям», — добавил он.
Директор по развитию промпарка Haier Сергей Спетницкий отметил, что изначально компания выбрала Татарстан из-за высокого промышленного потенциала и наличия высокоподготовленных кадров. На сегодня это самый крупный несырьевой инвестпроект Китая на территории России. Отдельно Спетницкий выделил промпарк компании, открытый в 2019 году. В нем действует 6 резидентов, а инвестиции в него составили порядка 23 млрд рублей. Спикер прогнозирует, что в 10-летней перспективе совокупная выручка участников промпарка вырастет с 44 млрд до 100 млрд рублей.
По словам представителя компании, для всех резидентов действуют те же условия, что и в ТОРе: 5-процентный налог на прибыль, нулевые налоги на имущество и землю. Требования для потенциальных партнеров «минимальные»: 20 млн рублей инвестиций, 2 млн из которых нужно вложить в первый год, и устроить 15 сотрудников.
Помимо этого, Haier предоставляет резидентам консалтинговые услуги по юридическому, бухгалтерскому, кадровому и таможенному оформлению, консультации по получению госпомощи. «Также мы планируем в ближайшие годы построить инжиниринговый центр, который тоже даст толчок развитию и получению технологических инноваций в будущем. Нам, конечно, важно, чтобы компании, которые к нам приходят и будут приходить, развивались вместе с нами», — добавил Спетницкий.
Доклад Haier завершали анонсом — в скором времени промпарк вырастет до федерального уровня. На прошлой неделе соответствующая заявка отправилась в минпромторг РФ. Соответственно, это позволит резидентам Haier получать дополнительные льготы.
Азат Хисматов: «Поставщик должен быть зрелым в технологических процессах»
Как КАМАЗ «муштровал» потенциальных поставщиков
Следом за ним выступил представитель КАМАЗа. Директор департамента стратегических закупок Азат Хисматов решил не мелочиться и сразу начал с требований от потенциальных поставщиков. Таковых у автогиганта немало, и перечисление ГОСТов и условий для партнеров заняло у спикера весомую часть речи.
«Поставщик должен быть зрелым в технологических процессах. Для выпуска продукции у него должен быть достаточный уровень компетенции, оборудования и возможности изготовления комплектующих изделий. Прозрачность ценообразования — мы должны знать, как формируется стоимость любого продукта для ПАО „КАМАЗ“. Его эффективные бизнес-процессы: покупает ли он дешевле то, что можно купить дешевле, не делает ли он дополнительных наценок на те или иные элементы. Это все мы проверяем, помогаем, рассказываем и находим какие-то решения по этой части», — перечислял Хисматов.
Первичный аудит, рассказал спикер, состоит из ряда пунктов. Сперва четыре службы автогиганта проверяют лист самооценки поставщика, затем — его готовность к поставкам. Далее идет аудит мощностей, затрат и систем менеджмента качества.
Помимо прочего, КАМАЗ на базе МИТТУ разработал учебные программы для поставщиков. При этом обучающие материалы, если судить по сайту МИТТУ, стоят от 5,9 тыс. рублей до 45 тысяч. За эти деньги партнеры научатся умело лавировать по бесчисленным (возможно, где-то и оправданным) требованиям автогиганта — все-таки он производит более технически сложную продукцию, нежели визави.
В пример Хисматов привел курс по APQP (перспективное планирование качества продукции), который предполагает, что поставщик либо разработает совместно с КАМАЗом новый продукт, либо сам предложит инновацию, а также достигнет целей по качеству и стоимости продукции. «Мы сейчас видим огромное количество китайских автомобилей. Мы должны быть конкурентоспособны, поэтому нам необходимо снижение стоимости продуктов», — добавил камазовец.
Планомерно от «кнута» бесконечных требований Хисматов дошел наконец-то до «пряника». Конечно, КАМАЗ не любящий родитель, но помощь своим партнерам он гарантирует. Докладчик даже привел пример такого кейса. Во время пандемии КАМАЗ помогал поставщикам открывать заводы в регионах, где местные власти наложили «ковидные» ограничения.
«Мы своих поставщиков никогда не бросаем, они всегда даже должны бежать чуть-чуть впереди нас. Мы с ними проводим финансовый мониторинг, аудиты, копаемся, где можно помочь поставщику. Также мы помогаем им и с субпоставщиками. Мы можем поставщикам открыть дорогу в Нефтекамск, на НЕФАЗ, на автобусный завод», — добавил он.
На этом официальная часть Дня поставщика закончилась. Теперь гигантов и небольших предпринимателей ожидали B2B-встречи в офисах неподалеку. В течение пяти минут переговоров стороны решат, подходят ли они друг другу.
Игорь Сидоренко, владелец рекламной компании ГК «Август», уже работает с «китайцем»
Предприниматели радовались: Haier еще не поразил русский менталитет
«Я знаю, что такое КАМАЗ — это ж… полная!» — недовольно прозвучало откуда-то из толпы. Нелестное высказывание в адрес автогиганта оказалось лейтмотивом оставшейся части мероприятия. Бизнесмены отправились обивать пороги Haier — очередь к «китайцам» была в 2 раза больше аналогичной у КАМАЗа. Кому-то, понятно, дорога туда была заказана — вряд ли бы автогиганта заинтересовало производство стиральных машин.
Некоторые, как владелец рекламной компании ГК «Август» Игорь Сидоренко, уже работают с «китайцем», соответственно, первым делом отправились к ним. Впрочем, предприниматель, будучи «в теме», объяснил, откуда такой ажиотаж вокруг Haier. «Я вижу несколько причин. Вход в пул поставщиков у Haier проще, чем у КАМАЗа, требований меньше. При этом потенциал больше, потому что Haier развивает свою номенклатуру изделий и больше заинтересован в расширении списка поставщиков», — объяснил бизнесмен.
Роман Шлыков: «С КАМАЗом сложно работать. Вы смотрели, что они показывали: тебя разбирают по составляющим. Тебя разберут, посмотрят, но не факт, что ты попадешь туда»
Ряд предпринимателей объяснили выбор просто: это китайская, а не российская компания. Такую же позицию высказал бизнесмен Роман Шлыков, ранее пытавшийся стать поставщиком автогиганта. «С КАМАЗом сложно работать. Вы смотрели, что они показывали: тебя разбирают по составляющим. Тебя разберут, посмотрят, но не факт, что ты попадешь туда. А если и попадешь туда, то тебе скажут: „У тебя все хорошо, но ты пятый и твоя квота — 10 процентов“. А ты под эти объемы закупаешь оборудование», — отмечал предприниматель. А дальше где гарантии, что обещанное выполнят, отмечал собеседник.
Бизнесмен вспомнил историю с «Автоагрегатцентром», который в свое время с НТЦ КАМАЗа разработал заклепки для литых тормозных колодок. Все процедуры были произведены, проведены испытания, вложены деньги, поставлено производство, начата закупка нового оборудования. И внезапно наработки пришлось отдать «стратегическому партнеру» — Актанышскому агрегатному заводу, который открыли на родине первого президента РТ Минтимера Шаймиева.
При этом «бизнес по-русски» живет не только на производствах, но и на разрекламированных маркетплейсах, говорит Шлыков. Мелким предпринимателям приходится отдавать до 70% от товара холдингам. Как при этом выживать? Неудивительно, рассуждает он, что люди делают ставку на Haier.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.