Айнур Ягудин на фронте второй справа на фото Айнур Ягудин на фронте — второй справа на фото Фото предоставлено Айнуром Ягудиным

Роковая мина

Осенью 2022-го уроженец Высокогорского района Татарстана Айнур Ягудин был призван на фронт после объявления частичной мобилизации. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он подчеркнул: «Скрываться даже не думал». До получения повестки военного опыта у парня не было, кроме срочной службы в армии, которую он проходил с 2009 по 2010 год. Уже «за ленточкой» Ягудин попал в мотострелковые войска, дислоцирующиеся на купянском направлении. Несмотря на то что официально он состоял в должности водителя командира роты, в зоне СВО он также выполнял задачи по укреплению боевых позиций и обеспечению сослуживцев продуктами жизненной необходимости.

В январе 2023-го жизнь Айнура разделилась на «до» и «после». По приказу командования он отправился к линии боевого соприкосновения, а на обратной дороге в темноте наступил на противопехотную мину. Раненого бойца помогли вынести сослуживцы, а дальше началась экстренная эвакуация и оказание необходимой медицинской помощи.

«Это не забудется никогда. Это второй день рождения. Когда я оказался в госпитале, то у хирурга спросил: есть ли возможность как-то спасти ногу? Он сказал: „Честно — 50 на 50, уже немало времени прошло после ранения, омертвение тканей началось, и есть вероятность того, что заражение крови пойдет. Я могу постараться, но не факт, что все заживет, и может быть еще хуже“. И я пришел к тому, чтобы ампутировать ногу с сохранением коленного сустава», — вспоминал те страшные дни Айнур.

Гузель Удачина и Айнур Ягудин Гузель Удачина и Айнур Ягудин Фото: Андрей Титов

Высокотехнологичный протез изготовили за два месяца

После возвращения к мирной жизни Айнур получил протез, положенный ему по закону. Однако на нем было неудобно заниматься спортом и вести подвижный образ жизни. Зная, какой активный Айнур был в прошлом, социальные координаторы филиала фонда «Защитники Отечества» по Татарстану предложили ему подать заявление на получение высокотехнологичного протеза.

Процедура получения нового протеза уложилась в рекордные сроки — чуть больше двух месяцев. В понедельник Айнур был в Москве — забирал свою новую ногу. А в среду он пришел поделиться радостью и рассказать о своем опыте в филиал фонда «Защитники Отечества» на проспекте Ямашева, 1.

Встречала «обновленного» бойца руководитель фонда — Гузель Удачина. Она крепко обняла мужчину, а после с воодушевлением начала его расспрашивать. «Вы на нем? Легче ходить по сравнению с предыдущим? Вы не представляете, какое у нас было шикарное настроение вчера у всех, когда мы получили ваше видео, как вы [на протезе] ходите», — трогательно делилась Удачина.


В разговоре с гостями встречи выяснилось, что в филиал фонда Айнур не просто дошел на протезе, а доехал за рулем автомобиля на классическом управлении. «Приноровился», — с улыбкой говорил он. Невооруженным взглядом каких-то странностей в походке мужчины видно не было, настолько уверенно он передвигался на протезе.

«Всем говорил, что строим для эсвэошника»: лаишевскому бойцу, получившему ранение на СВО, подарили дом

«У меня первое ощущение было, как будто бы я обувь на ногу надел. Радуешься, что встаешь на две свои ноги! Сейчас я большую дистанцию могу пробежать. Если я больше хожу, то нога не устает, как раньше. Могу попрыгать, более проходимый стал», — сказал боец и на глазах присутствующих несколько раз бодро подпрыгнул.

«Я всегда думал татуировку делать или не делать, а сейчас в любой момент [рисунок] могу поменять», — к своей новой особенности Айнур относится с толикой юмор «Я всегда думал татуировку делать или нет, а сейчас в любой момент [рисунок] могу поменять», — к своей новой особенности Айнур относится с толикой юмора Фото: Андрей Титов

С креативом мужчина подошел и к выбору дизайна протеза: задрав штанину, он продемонстрировал «железную ногу», пестрящую разными цветами и замысловатыми узорами. «Я всегда думал татуировку делать или нет, а сейчас в любой момент [рисунок] могу поменять», — к своей новой особенности Айнур относится с толикой юмора.

Он рассказал, что ампутация и протез не мешают ему ни бегать за детьми, ни помогать жене по дому. Совсем недавно он еще помогал строить дом своим родителям. Есть у него и работа. Сейчас он занимает должность начальника на производстве террасной доски в ООО «Эсма». В этой организации, к слову, он работал еще до отправки на СВО. Помимо работы и активностей, сейчас Айнур проводит для школьников уроки мужества, а также не забывает и о своих сослуживцах: «Тут нам все равно намного легче, чем им там. Стараемся больше их поддерживать и семьи погибших по возможности. Братская связь не теряется».

Айнур рассказал, что ампутация и протез не мешает ему ни бегать за детьми, ни помогать жене по дому Айнур рассказал, что ампутация и протез не мешают ему ни бегать за детьми, ни помогать жене по дому Фото: Андрей Титов

Как выдают «спортивные» протезы и ждать ли паралимпийскую сборную

«Айнур — это наш ветеран, который прошел очень непростой путь, но при этом он очень сильный, волевой человек, очень активный, позитивный, с ним приятно и легко было работать. Он первый, кто у нас получил этот спортивный протез, еще 13 заявок в отношении наших ребят поданы в центральный аппарат фонда. Мы надеемся, что в ближайшее время наши ребята подобного вида протезами будут обеспечены», — рассказывала после встречи Удачина.

По ее словам, помощь нашим бойцам после возвращения из зоны специальной военной операции — это основная задача фонда «Защитники Отечества». В зоне особого внимания, по ее словам, ветераны, которые имеют инвалидность, с ампутацией: «Безусловно, все они возвращаются после лечения в военных госпиталях протезированные и, в принципе, достаточно адаптированные, мобильные в плане передвижения. Но со стороны фонда происходит обеспечение именно высокотехнологичными протезами — для занятия спортом, ведения активного образа жизни».

«Айнур — первый, кто у нас получил этот спортивный протез, еще 13 заявок в отношении наших ребят подано в центральный аппарат фонда», — рассказывала после встречи Удачина «Айнур — первый, кто у нас получил этот спортивный протез, еще 13 заявок в отношении наших ребят поданы в центральный аппарат фонда», — рассказывала после встречи Удачина Фото: Андрей Титов

Для того чтобы боец получил такой протез, проходит очень кропотливая работа — собирается большой пакет документов, обоснование, медицинское заключение, после чего все это отправляется в центральный аппарат фонда, где в индивидуальном порядке принимается каждое решение. Новую ногу бойца, например, изготовил центр инновационных технологий в ортопедии.

Прямо сейчас в филиале фонда разрабатываются варианты для привлечения ветеранов с инвалидностью к профессиональному спорту. Сотрудники фонда хотят взять высокую планку — собрать паралимпийскую команду. На данный момент, по информации «БИЗНЕС Online», уже есть договоренности с тренерами, которые возьмут на себя подготовку спортсменов. Например, Айнур хочет попробовать себя в сноубординге. А решение будет оставаться за самими ветеранами СВО.