«Игры будущего» постепенно подходят к концу. В последний день зимы завершилась гонка дронов, в которой участвовали команды из 12 стран. В их числе, несмотря на санкционную обстановку, оказалась и Южная Корея, причем приехали мировые звезды пилотирования беспилотников. О том, как спортсмены берегли аккумуляторы и дроны, что иностранцы подумали о российских морозах и почему БПЛА было принципиально летать на улице, — в материале «БИЗНЕС Online».
Мин Чан Ким и Мин Джей Ким
Полупустые трибуны, светящиеся дроны и холода как испытание для пилотов
Соревнования по гонкам дронов выпадали на вечернее время, когда в городе уже темнеет. Поэтому площадку, где проходили гонки дронов, можно было заметить издалека. Привычное для всех место тренировки школьных спортивных команд — стадион «Трудовые резервы» — принимало лучших «дроноводов» мира. Все препятствия на гоночной трассе светились оттенками синего и фиолетового, а дрон каждой команды также имел свой цвет. Неоновые огоньки как будто перемещались между порталами.
На соревнования съехались представители из 11 зарубежных стран. И для большинства из них холода, встретившие их в России, — неожиданность. Несмотря на то что соревнования по этой дисциплине выпали на последние дни зимы с относительно небольшой для нас минусовой температурой, для зарубежных гостей холода однозначно стали испытанием. «В Сербии гораздо теплее, там прекрасная погода. Для Ивена (имя партнера по команде — прим. ред.) такая погода — это вообще… Он впервые летает при минусовой температуре», — рассказывала единственная пилот-женщина на этих соревнованиях Наталья Астахова. Девушка начала заниматься БПЛА в России, но уже на протяжении года выступает за Сербию.
Соревнования дронов — единственная дисциплина «Игр будущего» наряду с гонками, которая проводилась на открытой площадке. Это связано с техническими аспектами гонки. В помещении из-за помех сигнал не передается своевременно, а это чревато авариями. Так что соревнования по дронам, как правило, проводят на улице. Как известно, в Татарстане и многих других регионах сейчас действует бесполетная зона для дронов, так что для соревнований требовалось получить массу разрешений.
Все препятствия на гоночной трассе светились оттенками синего и фиолетового, а дрон каждой команды также имел свой цвет. Неоновые огоньки как будто перемещались между порталами
Пилоты и механики находились в специальных боксах, а вот зрители сидели на улице. Низкая температура стала причиной лишь наполовину заполненных трибун. На ярко-желтых сиденьях можно было разглядеть пару десятков зрителей — особенно выделялась делегация из Казахстана, которая размахивала флагом своей страны. «В Казахстане давно есть сильные пилоты, но гонки для них никто не проводит. А мы своим примером показываем, что можно собрать команду, поехать на международные соревнования и занять хорошее место», — рассказал Владислав Казеев из команды Aspan. Один из членов казахстанской делегации был убежден, что «Игры будущего» в 2025-м будут проходить в Казахстане, и приглашал всех спортсменов в гости на следующий год.
Многие участники делились тем, что собрать команду для этих соревнований было очень тяжело, т. к. в мире не так много хороших пилотов БПЛА. В России это направление развивается совсем недавно, а в связи с политической ситуацией полеты над страной запрещены. Т. е. возможностей для легальных тренировок стало намного меньше. С другой стороны, дроны сейчас как никогда актуальны: их используют на фронте, планируют внедрять в других отраслях, правительство намерено тратить на это сотни миллиардов. В Татарстане, например, намерены построить целый дронопарк на базе лаишевского техникума. Автор идеи этого проекта, который просил о парке у президента РФ Владимира Путина, а также самый молодой пилот БПЛА в России и казанский школьник Булат Нургалиев в «Играх будущего» участия не принял. Зато на церемонии открытия он пообщался с лидером Республики Беларусь Александром Лукашенко. Президент даже попросил Булата научить его управлять дронами.
Новый формат гонок
Гонки дронов не отошли от основной концепции фиджитал-формата «Игр будущего». Команда, состоящая из двух человек, вначале проходит квалификацию, т. е. диджитал-этап: прохождение на время трассы в техническом симуляторе DCL the Game, имитирующем трассу основного этапа. А после был физический этап — гонка на 50 кругов. Один из участников выступает в роли пилота, а второй — механика на пит-стопе; по завершении первых 25 кругов члены команд меняются ролями.
Участники команды RDR
Пилоты должны экономить заряд батареи дронов, чтобы меньше времени уделять пит-стопу для замены аккумуляторов. Из-за того что аккумуляторы приходилось менять часто в силу погодных условий, спортсмены тренировались не только в мастерстве пилотирования, но и в техническом направлении. В ходу — различные лайфхаки по особым способам крепления, чтобы замена происходила как можно быстрее, а батарея крепко держалась на дроне, чтобы она не отпала в случае столкновения или падения летательного аппарата.
Всего у каждой команды по три дрона, которые они собирали самостоятельно, и четыре аккумулятора. В случае, когда дрон ломается, команда не может больше пользоваться ни им, ни аккумулятором. И в распоряжении остаются два дрона и три аккумулятора. Менять дроны по ходу гонки можно только в случае поломки.
Одними из тех, кому не хватило ресурсов на финише, оказалась сербская команда Drone Village. «Нужно было сохранить батарею, чтобы нам хватило ее на 50 кругов. К сожалению, мы слишком нервничали, и в моих 25 кругах я врезался, когда менял дрон. И нам пришлось потратить три батареи, это изменило нашу стратегию. В конце у нас не осталось дронов на поле, но мы сделали все что могли», — рассказал о второй полуфинальной гонке Ивен Костич.
На удивление первый полуфинал гонки дронов обошелся без единой поломки и столкновений
Везение корейцев, невезение болгар и битва россиян с китайцами
На удивление первый полуфинал гонки дронов обошелся без единой поломки и столкновений. Все команды завершили эстафету, не потеряв ни одного аппарата, но интриги от этого не убивалось. Бо́льшую часть гонки в лидерах шли команды из Южной Кореи Team Min’s Korea и России Team Reactor, но на последних 20 кругах у российской команды произошла некая заминка и дрон чуть повело от трассы. А дрон команды DRD, который был третьим, воспользовался моментом, взяв разгон. В итоге он не только обогнал команду, идущую на 2-м месте, но и фаворитов соревнований. Но со стороны тактики такие действия были не особо уместны, т. к. в финал проходят две первые команды, поэтому спортсмены из Кореи решили поберечь аппарат перед финальной гонкой.
А вот в финале без ошибок не обошлось. Сенсационно на протяжении большинства кругов лидировала команда из Болгарии Flat-Out. Они на круг опережали двух братьев из южнокорейской команды — 19-летнего чемпиона мира Мин Чан Кима и 15-летнего обладателя Кубка мира Мин Джея Кима. Они считались главными фаворитами соревнований.
«Я не мог поверить в то, что мы будем вторые. Думал, что мы легко займем 1-е место, но это было очень тяжело», — рассказывали они после финала.
Корейцы долго выжидали момент для обгона Flat-Out — и он настал. Дрон болгарской команды врезался в препятствие на 42-м круге, что стало отличной возможностью для Team Min’s Korea сделать победный рывок. Сами спортсмены подчеркивали, что в финале им просто повезло. «У нас вообще не было никакой уверенности в победе, мы чувствуем себя суперудачливыми», — отметил пилот Team Min’s Korea Мин Чан Ким.
После награждения спортсмены из Кореи еще долго не могли покинуть холл. К ним подходили фотографироваться как зрители, так и члены других команд
А вот третьей к финишу пришла команда из России RDR. Они долго «бодались» с командой из Китая за «бронзу», но все же оказались сильнее, опередив их на 12,578 секунды. «Мы с командой пока не разговаривали о гонке. Стратегия была такая, что я должен был нагнать круги, но, видимо, слишком поздно начал это делать. Мы думали, что финальная гонка продолжается все 50 кругов, но почему-то остановили, когда прилетели корейцы. Так, может, и на 2-е место поднялись бы», — рассказывал Александр Холкин их Красноярска.
После завершения финишного круга в прямой трансляции сразу же показали корейцев, которые вскочили со своих мест. К ним тут же подбежали члены их делегации — тренеры, администраторы, механики. На победителей надели тюбетейки и вручили Кубок «Игр будущего». А после участники поделились, что призовые, скорее всего, отдадут родителям: «Возможно, я что-то отложу, что-то отдам родителям. Может, потрачу на машину», — рассказал Мин Чан Ким о своих планах.
После награждения спортсмены из Кореи еще долго не могли покинуть холл. К ним подходили фотографироваться как зрители, так и члены других команд.
«Вы чего? Тут такие ребята, дайте сфотографироваться!» — так спортсмены из России отреагировали на то, что администраторы пытались их увести в раздевалки от спортсменов из Кореи. Многие участники подчеркивали, что считали корейцев звездами дронного спорта, а благодаря играм в Казани они смогли не только увидеться, но и вместе посоревноваться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.