«Это в первую очередь была рука помощи простым людям», — вспоминает одна из вкладчиц Татфондбанка, получившая выплаты от Республиканского фонда поддержки. 7 лет назад она и еще почти 18 тыс. клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка остались без своих средств на счетах. Ощущение дежавю на днях возникло и у клиентов КИВИ Банка — не все вкладчики уложились в гарантированный АСВ лимит, а средства электронных кошельков и вовсе в него не попадают. Как в Татарстане протянули руку помощи пострадавшим от банковского кризиса и можно ли повторить этот проект в современных условиях — в нашем материале.
Рустем Ибрагимов: «Благодаря совместной работе РФП и АСВ к страховым выплатам были присоединены средства, полученные в ходе конкурсного производства»
Настигло ощущение полной катастрофы
Отзыв лицензии у КИВИ Банка стал первым за 2023–2024 годы случаем, когда Банк России прибег к крайней мере наказания за нарушение требований законодательства и нормативных актов. Затем последовал отзыв лицензии у «Гефеста».
Что испытывают сейчас тысячи людей, хорошо понимают клиенты Татфондбанка и ИнтехБанка, лицензии которых были одновременно отозваны 3 марта 2017 года. Тогда же многие вкладчики одного из старейших финансовых учреждений республики были дополнительно шокированы тем, что не могли претендовать даже на выплаты из АСВ, так как их деньги были переведены в инвестиционную компанию «ТФБ Финанс». (Перед крахом Татфондбанка «ТФБ Финанс» начал массово привлекать к себе клиентов банка, переводя застрахованные государством деньги в статус рискованных. Впоследствии люди утверждали, что «ТФБ Финанс» вводил их в заблуждение, обещая, что эти вклады будут застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов.)
Ощущение полной катастрофы настигло и другую часть клиентов лопнувших банков — это юрлица, индивидуальные предприниматели и те, у кого были обезличенные металлические счета, сберегательные сертификаты, кто через банк оплачивал налоги и коммунальные услуги. Их деньги оказались просто заморожены, а перспективы получить возмещение в третьей очереди реестра АСВ были туманны.
Впервые о проблемах одного из старейших банков республики, ТФБ, заговорили в начале 2016 года. Летом у его клиентов появились сложности со снятием наличных в банкоматах, стали закрываться отделения ТФБ по всей республике. В банке это объясняли временными техническими проблемами.
9 декабря Татфондбанк ввел ограничения на досрочную выдачу вкладов, а спустя три дня — лимит на снятие наличных и условие о заказе на выдачу средств за 5 дней. Клиенты начали массово закрывать вклады. 15 декабря Центробанк России ввел в ТФБ временную администрацию и мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка.
Ограничение работы ТФБ запустило эффект домино. Проблемы начались у его «дочек» (Радиотехбанк и банк «Советский»), в санируемом ТФБ «Тимер Банке», у находящихся на процессинговом обслуживании партнеров (Алтынбанк, ИнтехБанк и Татагропромбанк). Так, ИнтехБанк держал в Татфондбанке около 10% активов, фактически весь свой капитал, и сразу же перестал проводить платежи.
23 декабря 2016 года ЦБ ввел временную администрацию в ИнтехБанке, наложив мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Причинами назывались неустойчивое финансовое положение и наличие угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков.
О проблемах в Анкор Банке стало известно в феврале 2017 года, когда банк ввел ограничение на выдачу вкладов, объяснив данную меру необходимостью противостоять паническим настроениям вкладчиков.
3 марта 2017-го ЦБ отозвал лицензии сразу у трех банков Татарстана — Татфондбанка, ИнтехБанка и Анкор Банка.
Счет финансовых потерь шел на миллиарды, количество пострадавших физических и юридических лиц в республике перевалило за 18 тысяч. А если учесть, что за многими стояли их семьи, сотрудники, контрагенты, цифру тех, кого затронуло крушение Татфондбанка и ИнтехБанка, можно умножать кратно. Ситуация была близка к социальному взрыву, который предотвратили решительные действия руководства республики.
«Это была рука помощи простым людям»
В середине января 2017 года руководство Татарстана договорилось с местным управлением ФНС, отделениями Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, что налоги и взносы, которые зависли в Татфондбанке и ИнтехБанке, будут считаться уплаченными. В Торгово-промышленной палате РТ развернули штаб по поддержке предпринимателей – клиентов проблемных банков, по распоряжению президента Татарстана Рустама Минниханова на их поддержку правительство выделило 1 млрд рублей. Также глава РТ принял решение об учреждении Республиканского фонда поддержки (РФП), который оказывал бы финансовую помощь пострадавшим людям и организациям.
Фонд на старте возглавил помощник президента РТ Айрат Нурутдинов. Сейчас глава совета фонда — первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин.
Два года продолжался процесс регистрации заявлений потерпевших — в РФП обратились более 7 тыс. человек. С 2017 года и по сей день работа фонда ведется беспрерывно. На сегодня около 70% обратившихся — это более 4 тысяч заявителей, физические и юридические лица — полностью вернули свои средства. Суммарно выплаты РФП превысили 2,6 млрд рублей.
«Было морально неприятно, обидно, что обманули и деньги со счета просто исчезли», — вспоминает одна из клиенток ТФБ Лейсан Гасимова, вклад которой насчитывал 1,6 млн рублей. Из АСВ была возмещена гарантированная часть в 1,4 млн. Еще 200 тысяч она получила, обратившись в РФП. «Это в первую очередь была рука помощи простым людям», — уверена девушка.
Жительница Азнакаево Нина Латыпова узнала о создании фонда из СМИ, но ехать в Казань ей было неудобно, так что выездной прием специалистов РФП в Альметьевске пришелся кстати. «Нам все подробно объяснили, продиктовали тексты писем для запроса необходимых банковских документов, которые мы затем представили в фонд», — рассказывает Латыпова. Будучи мамой ребенка-инвалида, она попала в группу льготников, РФП возместил ее семье свыше 400 тыс. рублей. Как и многие ее товарищи по несчастью, Латыпова благодарна за создание такого фонда в Татарстане — вкладчикам он дал надежду получить более крупные суммы, чем если бы процедура возмещения шла только через АСВ.
На принципах законности и справедливости
«Республика своих не бросает, поддерживает людей, которые попали в беду, доверившись менеджменту кредитно-финансовых учреждений, — комментирует исполнительный директор РФП Рустем Ибрагимов. — Многие физлица имели вклады в закрывшихся банках на суммы более 1,4 млн рублей, люди годами откладывали на квартиру, лечение, образование детей. Благодаря совместной работе РФП и АСВ к страховым выплатам были присоединены средства, полученные в ходе конкурсного производства. Могу констатировать: те частные лица, у кого были вклады в размере около 3 млн рублей в Татфондбанке, полностью вернули свои деньги».
Деятельность фонда основывается на принципах законности, публичности и справедливости. Так, на сайте с официального согласия каждого вкладчика отображается персональная информация по выплатам, а очередность оказания помощи решилась через открытую процедуру онлайн-голосования. С большим отрывом тогда победили юридические лица, так как для предпринимателей оказаться с замороженными на расчетном счету средствами означало буквально смерть бизнеса. Потом настал черед физических лиц льготной категории, после — просто физлиц.
«По результатам десяти объявленных этапов поддержки удовлетворены требования заявителей первой и третьей очереди до 800 тысяч рублей, — рассказал Ибрагимов. — Завершены этапы поддержки льготной категории заявителей, в результате суммарные выплаты составили до 1 миллиона рублей льготникам, до 1,5 миллиона рублей труженикам тыла, полностью погашены требования ветеранов ВОВ».
Работа фонда будет продолжена — в том числе за счет выручки средств от проекта застройки территории бывших артскладов в Аракчино, переданной РФП властями республики.
«За 2023 год была проведена большая работа по территории „Экорайон“, — сообщил Ибрагимов. — Заключен договор аренды с правом выкупа со строительной компании GLORAX, заключены договоры на выполнение проектных работ, что в дальнейшем позволит спроектировать и приступить к строительству инженерных сетей на территории».
По словам исполнительного директора, сейчас перед Республиканским фондом поддержки стоят две важные задачи — это поддержка пострадавших и развитие участка. Без развития земельного участка, в частности подведения к нему магистральных сетей (таких как водоснабжение, хозяйственно-бытовые канализации, кабельная канализация связи, ливневые канализации, теплоснабжение), невозможно его освоение и последующая реализация. Напомним, благодаря поддержке РФП и выплатам АСВ кредиторы первой очереди, чьи вклады составляли около 3 млн рублей, смогли вернуть деньги в полном объеме.
Оглядываясь на период семь лет назад, Ибрагимов резюмирует: РФП стал уникальным проектом для России. В нем сошлись воля властей, масштаб, скорость принятия решений, юридическая и социальная модель помощи гражданам, которые пострадали как от собственных финансовых решений, так и от действий третьих лиц и обстоятельств непреодолимой силы, отмечает спикер. Как показывают последние события, этот кейс не утратил актуальности и по нынешний день.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.