«Одно дело — типовые многоквартирные проекты. И совсем другое — комплексы с уникальными названиями, народной топонимикой, архитектурой, которая существенно отличает их от остальных», — говорили на лекции в «БИЗONе» об истории и идентичности Ново-Татарской слободы. Сейчас там разрабатывается концепция редевелопмента под общим брендом «Новая Портовая». Кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов рассказал, как можно объединить полузаброшенное пространство слободы в общую территорию с уникальными особенностями среды и что должно лечь в основу работы над «Новой Портовой». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Мероприятие прошло в окружении работ из выставки «Взгляни на дом свой, ангел», где собрали образы больших городов, фасадов зданий, контуров улиц, панорам городского пространства
«Ядрено-зеленая краска — это цвет Ново-Татарской слободы»
Лекция о сохранении исторического наследия Ново-Татарской слободы в контексте редевелопмента территории «Новой Портовой» на этой неделе состоялась в галерее «БИЗОN». Ее прочел кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов.
Мероприятие прошло в окружении работ из выставки «Взгляни на дом свой, ангел», где собрали образы больших городов, фасадов зданий, контуров улиц, панорам городского пространства. Символично — ведь речь Файзрахманова шла именно о качественной урбанистике, как говорится, сквозь века. Авторы коллекции — Динара Хёртнагль, Ленар Ахметов и Ринат Миннебаев. В ожидании лекции слушатели рассматривали экспонаты, обсуждали представленные работы. Сам Файзрахманов активно отвечал на вопросы любого желающего.
Презентацию вывели на экран напротив небольшого выставочного зала со стульями для слушателей. К моменту начала лекции свободных мест уже не осталось, и некоторым пришлось устроиться на пуфики в центре или остаться стоять в конце зала. Среди слушателей были представители управления архитектуры, проектировщики, студенты строительных специальностей и просто те, кому неравнодушна история города.
Наиль Галеев: «Мне кажется, что в будущем «Новая Портовая» обязательно станет уникальной частью города и будет считаться одной из визитных карточек Казани»
Напомним, что цикл встреч, дискуссий, лекций по работе с «Новой Портовой» проводят по инициативе генерального директора группы компаний «СМУ-88» Наиля Галеева и при поддержке главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной. Начало этой работы было положено еще прошлым летом. Тогда эксперты, ученые, старожилы территории, городские и республиканские чиновники рассуждали о способах сохранения исторического наследия при освоении этих полузаброшенных пространств. Осенью инициатива получила развитие — в исполкоме прошло совещание рабочей группы по наименованию 35 новых улиц «Новой Портовой».
На «Новой Портовой» соединятся жилье, общественные и культурные функции с выходом на берег Волги. Территория претендует на статус одного из новых центров Казани, точки притяжения для горожан, туристов, бизнеса, новых идей, смыслов.
Проект охватывает 287 гектаров близ речного порта Казани.
Объем частных инвестиций в комплексное развитие территории у речпорта оценивается в 500 млрд рублей, из которых 18 млрд рублей направлено на проект СМУ-88, состоящий из 20 домов премиум-класса. У первых домов уже заливают первые этажи.
«Мне кажется, что в будущем „Новая Портовая“ обязательно станет уникальной частью города и будет считаться одной из визитных карточек Казани. Наша задача — не просто построить что-то красивое, а сохранить душу и культуру этого места, раскрыть его историю», — отметил Галеев.
Взяв слово, Файзрахманов для начала провел небольшой экскурс в историю образования Ново-Татарской слободы. Решение о том, что татары Старо-Татарской слободы должны переехать на территорию Ново-Татарской, было принято в 1749 году. «Часть населения переселилась на эту болотистую местность — к примеру, озера находились на территории современного автовокзала и строящегося жилого комплекса „Яналиф“», — рассказал Файзрахманов слушателям.
Взяв слово, Файзрахманов для начала провел небольшой экскурс в историю образования Ново-Татарской слободы
По его словам, сохранилось множество воспоминаний местных жителей о том, что Ново-Татарская слобода постоянно находилась в состоянии подтопления. «Память об этом настолько сильно укоренилась, что многие не расставались с галошами и в 70-е годы прошлого столетия, несмотря на то что жили уже в хрущевках», — вспомнил интересный факт лектор.
В основном в Ново-Татарской слободе жили рабочие и выходцы из татарских деревень.
«Эта территория затерялась между городским пространством и селом. Соответственно, по большей части здесь проживало бедное население и развивались криминальные субкультуры», — продолжил Файзрахманов. Это основное отличие так называемой Новотатарки от Старо-Татарской слободы. Поэтому даже разговорная речь здесь была со своим колоритом — настолько, что ее не понимали в других районах. А жизненный уклад нес в себе массу деревенских черт — еще несколько десятилетий назад даже среди заводских рабочих было нормой держать корову на подворье.
«По большей части здесь проживало бедное население и развивались криминальные субкультуры»
Бо́льшая часть застройки представляла собой одноэтажные деревянные дома, а в период советской индустриализации образ территории дополнили и бараки в юго-восточной части.
Каковы основные архитектурные ценности этого уголка Казани?
- Во-первых, здесь можно выделить три пласта татарской городской культуры — встречаются постройки дореволюционного периода, раннесоветского и послевоенного.
- Во-вторых, более 10 объектов в Ново-Татарской слободе имеют историческую и культурную ценность, в том числе известный «треугольник» мечетей — историческое ядро этой территории.
Мечети здесь расположены достаточно близко друг к другу, что для современного человека может быть непонятным. Но дореволюционное население не могло представить свою жизнь без храма. Это касается и христиан, и мусульман.
Среди других значимых построек дореволюционного периода и так называемый Дом мазута, где какое-то время располагалось общество по торговле мазутом. В послевоенный период здание приобрело статус жилого дома. А из самых известных деревянных строений — дом Якупа Козлова. «Здесь жил купец Якуп Козлов, крупный меценат и владелец кожевенных производств», — прокомментировал историк.
Упоминались и целые комплексы зданий советского времени. К ним относится, к примеру, Меховушка — район с меховыми и кожевенными фабриками, где работала бо́льшая часть населения слободы.
«Такая ядрено-зеленая краска зданий меховой фабрики — это цвет Ново-Татарской слободы вплоть до нулевых годов. Сейчас комплекс облагородили плиткой, там располагаются современные офисные помещения», — объяснил Файзрахманов.
Ильсияр Тухватуллина: «Речь о том, какие люди жили на этой территории, какие события происходили, как назывались те или иные городские локации. С учетом данной информации мы будем давать названия новым улицам, переулкам»
В названиях новых улиц «Новой Портовой» будут опираться на имена известных жителей слободы и распространенные топонимы
В работе с новой территорией помогает топонимика, которая в том числе ложится в основу создаваемых заново улиц, пешеходных маршрутов, жилья и общественных пространств.
«У нас недавно прошла комиссия города по топонимике, где мы говорили и о „Новой Портовой“, — рассказала главный архитектор Казани Тухватуллина. — Речь о том, какие люди жили на этой территории, какие события происходили, как назывались те или иные городские локации. С учетом данной информации мы будем давать названия новым улицам, переулкам. Такая практика дает понимание ценности пространства. Подобный подход — это инициатива СМУ-88 и управления архитектуры, и я надеюсь, что мы будем использовать его в будущем и для наименования других новых микрорайонов».
На лекции перечислялась часть топонимов Ново-Татарской слободы — Мазут йорты, Штәпән башы, Йәмки, Пләтән. Это названия поселений, улиц, районов, которые до сих пор иногда используются жителями территории. «Есть еще один очень красивый по звучанию топоним — Ак ком асты. На русский язык дословно переводится как „низина белого песка“. Ак ком асты — это название улицы, которая сейчас находится в районе парка имени Тинчурина», — дополнил Файзрахманов.
Упомянул он и несколько известных жителей Ново-Татарской слободы. К примеру, каждый имам из старинного рода Амирхановых был известен и в пределах Казанской губернии, и в мусульманском мире Российской империи. А род Ваисовых называл себя сектой божьих воинов, булгарских воинов. «Они не признавали власть муфтия и вели себя достаточно радикально для того времени», — дополнил рассказ историк. Кроме того, часть детства Габдуллы Тукая прошла на территории Ново-Татарской слободы.
Файзрахманов привел в пример один из литературных образов, связанных с жителями Ново-Татарской слободы, в творчестве Тукая. «Все слышали поэму Габдуллы Тукая „Сенной базар“? — поинтересовался он. — Один из главных героев этой поэмы — Кисекбаш. В его образе прослеживается личность Гайнана Ваисова — лидера тех самых божьих воинов. А для Тукая „ваисовцы“ были отрицательными персонажами».
По мнению историка, на территории необходимо музейное пространство, где будет собрана вся информация о Ново-Татарской слободе
Воссоздать дорогу от Кабана до Волги, объединить мечети единым пешеходным пространством, перенести наследие музея 1000-летия Казани: способы сохранения исторического наследия Ново-Татарской слободы
Файзрахманов высказал и свои предложения по возрождению территории Ново-Татарской слободы. Часть из них уже положена на бумагу и планируется городом к реализации.
«Мы ранее много говорили о пешеходной связи между набережной озера Кабан, Азимовской, Розовой, Белой мечетями, мечетью Иске-Таш. Было решено сделать улицу Фаткуллина бульваром, чему я несказанно рад», — отметил историк.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, что необходимо привнести в проект реновации территории Ново-Татарской слободы, Файзрахманов ответил, что ключевой точкой может стать воссоздание пути между озером Кабан и рекой Волгой. «При возможности это станет мощным туристическим маршрутом», — отметил лектор.
Но в реализации этой мечты есть много сложностей. «Во-первых, там проходит железная дорога. Во-вторых, от улицы Фаткуллина придется уходит наискосок, то есть не получится создать прямой маршрут. В-третьих, на этом пути находятся работающие промышленные предприятия, которые явно не стремятся уходить с данной территории», — рассуждал Файзрахманов.
Вместе с тем ему очень хотелось бы увидеть там и парковое пространство, поскольку полноценной прогулочной территории здесь нет. «Приятно, конечно, гулять по парку имени Тинчурина, но, по моему мнению, он не завершен», — сказал корреспонденту Файзрахманов.
Уже начинают реализовываться планы по работе с кладбищем Ново-Татарской слободы. «По нему водят экскурсии, записывается информация об этом уникальном для истории татар месте. Здесь захоронены Тукай, Марджани, Каюм Насыри, Амирхановы и другие представители татарской интеллигенции», — сказал Файзрахманов. К его предложениям относится и закрепление могил известных личностей за крупными организациями, потому что за большинством таких захоронений некому присматривать.
По мнению историка, на территории необходимо и музейное пространство, где будет собрана вся информация о Ново-Татарской слободе. Кроме того, здесь же может появиться музей 1000-летия Казани, фонды которого пока хранятся в Национальной библиотеке.
Одна из главных проблем, с которыми могут столкнуться проекты новых жилых комплексов на «Новой Портовой», касается социального противоречия между местными жителями Ново-Татарской слободы и новоселами элитных многоквартирных домов
А не проще ли все снести? Нет — история места способствует успеху проектов
Инициаторы лекции уверены, что при освоении любой территории ориентация на ее историю — главная задача. Такое пространство с учетом современных трендов строительства приобретет уникальные черты, а новая архитектура будет нести их на протяжении веков.
«Работа над „Новой Портовой“ должна проходить с учетом истории этой территории. Чем лучше мы будем знать историю места, в котором мы живем, тем более качественными и встроенными в контекст объекты станут на ней появляться. Когда мы начинаем работать с новой территорией, всегда призываем застройщиков изучить историю места — какие события происходили и какие люди жили», — сказала Тухватуллина.
И это неслучайно. Мнение главного архитектора находит отклик и у застройщиков «Новой Портовой». «Развивая новую территорию, которая хранит в себе очень много информации, фактов, мы должны это использовать, потому что архитектура останется на века, — считает Галеев. — Есть узоры, дизайнерские подходы, материалы, лежащие в основе строительства того времени. Задача — интегрировать это в наши жилые комплексы с учетом современного прочтения».
Территория с историей всегда ценна. Исторические коды места могут войти в основу айдентики новой застройки. Одно дело — типовые многоквартирные проекты и совсем другое — комплексы с уникальными названиями, с народной топонимикой, архитектурой, которая существенно отличает их от остальных.
По его словам, одна из главных проблем, с которыми могут столкнуться проекты новых жилых комплексов на «Новой Портовой», касается социального противоречия между местными жителями Ново-Татарской слободы и новоселами элитных многоквартирных домов. «Этот барьер поначалу точно будет ощущаться. Поэтому, я думаю, нужно особое внимание уделять качественным общественным пространствам, восстанавливать культурные центры», — подытожил Файзрахманов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.