Главой МВД по Татарстану назначен Дамир Сатретдинов: как сообщили сразу несколько источников «БИЗНЕС Online», президентский указ об этом накануне подписан, хотя на момент выхода материала еще не опубликован. Сатретдинов — полицейский родом из Астрахани, последние годы служивший в регионе черного золота — ХМАО. Связей с Татарстаном, как минимум явных, у него нет. Из какой он семьи, какие генералы ускорили его карьеру, кого он задерживал в Астрахани, как проявил себя в ХМАО и есть ли у него своя команда? Ответы на эти вопросы — в материале «БИЗНЕС Online».
Главой МВД по Татарстану назначен Дамир Сатретдинов: как сообщили сразу несколько источников «БИЗНЕС Online», президентский указ об этом накануне подписан, хотя на момент выхода материала еще не опубликован
В Казани ждут во вторник
МВД по Татарстану ждало нового руководителя два месяца. Артем Хохорин, 12 лет возглавлявший ведомство, написал рапорт об уходе в отставку, и в феврале глава государства Владимир Путин ее принял. Кадровая комиссия в администрации президента РФ состоялась на этой неделе. Причем обычно она проходит в последний четверг месяца, но в феврале ее перенесли на понедельник. Вопросов к единственному кандидату Дамиру Сатретдинову не возникло. И уже вечером 29 февраля он попал в указ, подписанный президентом.
Указа нет в открытом доступе, но копия имеется в распоряжении нашего издания. В нем еще несколько фигур: назначение руководителей МВД в Хакасии, замначальника УВД по Москве и начальника МВД по Донецкой Народной Республике. В пресс-службе МВД по РТ информацию о назначении нового руководителя пока не подтверждают, но и не опровергают.
По нашим данным, к приему уже готовятся: во вторник Сатретдинов должен приехать в Казань. Его представит Владимир Колокольцев — по ВКС.
При этом Сатретдинов пока абсолютная загадка для республиканских элит. Тем интереснее присмотреться к его биографии.
1. Чем известна семья
Генерал Сатретдинов, которому в этом году исполнится 52, вырос в интеллигентной астраханской семье. Его отец Растям Умерович Сатретдинов около 30 лет работал актером в Астраханском ТЮЗе.
Важно отметить: в городе в то время функционировал Татарский народный театр, но Сатретдинов-старший выступал именно на русской сцене. Параллельно преподавал в Астраханском культурно-просветительном училище, а еще играл на баяне. С того периода сохранились даже архивные фото. До наших дней Растям Умерович не дожил: он скончался в 1996 году и был похоронен на Центральном мусульманском кладбище в Астрахани.
Дамир Растямович не единственный успешный ребенок в семье. По нашим данным, у него есть родная сестра Диляра Хасанова (фамилия супруга) — директор МФЦ Астраханской области, у которого 19 филиалов, 89 обособленных подразделений и более 300 сотрудников.
В 1989 году Растям Умерович, отец будущего министра, стал одним из отцов-основателей общества татарской национальной культуры «Дуслык». Это самое первое официально зарегистрированное национальное общество в Астраханской области. С 1991-го им руководит и продолжает руководить Анвар Алмаев (на фото), член ВКТ
2. Кто дал путевку в милицейскую жизнь
В 1989 году Растям Умерович, отец будущего министра, стал одним из отцов-основателей общества татарской национальной культуры «Дуслык». Это самое первое официально зарегистрированное национальное общество в Астраханской области. С 1991-го им руководит и продолжает руководить Анвар Алмаев, член ВКТ. Последний очень известен в Астрахани — в девяностые и нулевые работал в областной администрации, например возглавлял контрольно-ревизионную комиссию. В 2011-м даже стал первым зампредом областной Думы.
Но главное для нас — с 1970 по 1993 год он трудился в органах внутренних дел. Его последняя должность в МВД — начальник ОВД по Ленинскому району города Астрахани. Именно в данном отделе начинал свою офицерскую карьеру Дамир Сатретдинов. И это не совпадение.
Будущий глава МВД по РТ вообще мог не стать офицером, потому что первое высшее образование он получил в Астраханском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства, но Алмаев посоветовал семье Сатретдиновых отдать сына служить в милицию. Знакомые с семьей источники отмечают: можно сказать, дал Дамиру Растямовичу путевку в профессиональную жизнь.
Профильное юридическое образование Сатретдинов получил уже в Саратовской государственной академии права. Любопытная деталь: эту же академию окончил первый заместитель руководителя СКР по РТ Павел Олейник (на фото)
Профильное юридическое образование Сатретдинов получил уже в Саратовской государственной академии права. Любопытная деталь: эту же академию окончил первый заместитель руководителя СКР по РТ Павел Олейник. Правда, учились на разных потоках — Сатретдинов старше Олейника на 9 лет.
Знакомые с семьей министра собеседники рассказывают, что Дамир Растямович иногда ходит в мечеть и говорит на татарском языке.
По словам источников «БИЗНЕС Online», именно Олег Агарков (на фото) сразу приметил Сатретдинова
3. С чего начинал и кто заметил Сатретдинова
Первая милицейская запись в трудовой книжке Сатретдинова — должность оперуполномоченного подразделения по борьбе с экономической преступностью Ленинского района Астрахани. Шаг за шагом преодолевал карьерные ступени: служил старшим опером, заместителем начальника межрайонного отдела и начальником оперативно-разыскной части.
В 2012 году его назначили заместителем начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции областного управления МВД России. Для гражданских важно подчеркнуть: управление МВД и министерство (как у нас в Татарстане) — равносильные понятия, но форма организации напрямую зависит от масштабов региона по численности населения. В не самых крупных это управления, в крупных, как в Татарстане, — министерства. В особо крупных, как в Москве, — главное управление. Различаются и звания руководителя: чем больше регион, тем выше генеральская звезда. Например, министр в РТ имеет право на получение звания генерал-лейтенанта, а в ХМАО или Астрахани, где служил Сатретдинов, потолок — это генерал-майор.
В 2014-м Дамира Растямовича ставят начальником регионального управления БЭП. Как раз в это время начальником областного управления МВД стал генерал Олег Агарков, он переехал из Краснодара. По словам источников «БИЗНЕС Online», именно Агарков сразу приметил Сатретдинова. «Фактически взращивал в нем если не преемника, то точно одного из наследников своих знаний», — говорит один из собеседников. Уже в 2017 году на рабочем совещании глава УМВД представил Сатретдинова как своего заместителя. Вскоре сам Агарков ушел в другой регион — генерал-лейтенант возглавил главное управление МВД России по Ростовской области. В этой должности он и по сей день.
В кулуарах астраханского МВД вспоминают, что генерал Сергей Бачурин был частым гостем в регионе, но приезжал с частными визитами. Рассказывают, что он заядлый рыбак, а Астраханская область — рай для этого хобби
4. С кем могла связать рыбалка
В должности зама Сатретдинов был начальником полиции УМВД России по Астраханской области. Недолго — всего три года, но продуктивно.
По словам источников нашей газеты в силовых структурах, на этом посту он познакомился с начальником главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергеем Бачуриным. Авторитетный генерал-полковник в данной должности с 2016 года. А до этого с 2011-го руководил полицией Краснодарского края. В тот же период начальником УВД Краснодара был наставник Сатретдинова — генерал Агарков. К слову, Дамир Растямович косвенно связан с Краснодаром и по сей день: по слухам, там живет его дочь Диана.
В кулуарах астраханского МВД вспоминают, что генерал Бачурин был частым гостем в регионе, но приезжал с частными визитами. Рассказывают, что он заядлый рыбак, а Астраханская область — рай для этого хобби.
5. Как боролся с коррупцией и ОПГ в Астрахани
Астраханская область — крайне непростой с коррупционной точки зрения регион. С одной стороны — Каспийское море, с другой — впадающая в него плодородная Волга. Вот главные криминогенные факторы, которые подчеркивают наши собеседники в погонах. Схемы с продажей топлива для речных и морских судов и с реализацией икры были основным заработком преступных группировок. В 90-е годы браконьеры так «навалились» на Волгу, что белуга, чья икра очень ценится, почти полностью исчезла, а поголовье других осетровых было серьезно подорвано. Пока в Татарстане организовывали специальные отделы для борьбы с «казанским феноменом», в Астраханской области создавали управление, которое билось с браконьерами.
В конце 90-х регион поделили между собой, как считалось, две крупные ОПГ — «Русский клуб» и «Татарский профсоюз», позже появилась группировка, состоявшая из жителей Чечни и Дагестана. Опэгэшники вмешивались в работу портов, незаконно добывали рыбу, крышевали ввоз автомобилей, держали рынок оружия и интимных услуг, незаконный турбизнес. Естественно, в условиях «конкуренции» совершались убийства, грабежи и разбои.
Сатретдинов смог показать результат: например, в 2013 году областная экономическая полиция задержала в то время мэра Астрахани Михаила Столярова за взятку в 10 млн рублей, его приговорили к 10 годам колонии
Квинтэссенция противостояния группировок — середина нулевых. Доставалось и силовикам: например, начальника астраханского УБОП Рината Салехова арестовали в 2007 году. Ему дали пожизненный срок за организацию убийств, отправили в «Черный дельфин», но в 2018-м наказание заменили на 25 лет колонии.
В таких непростых для силовиков условиях приходилось работать Сатретдинову. И он смог показать результат: например, в 2013-м областная экономическая полиция задержала в то время мэра Астрахани Михаила Столярова за взятку в 10 млн рублей, его приговорили к 10 годам колонии. В 2015-м, когда Дамир Растямович уже руководил управлением БЭП, также за взятки осудили экс-министра соцразвития и труда Екатерину Лукьяненко — она получила 4 года колонии. В 2018-м осудили экс-министра ЖКХ региона Виктора Яковлева, который подписал документы на выплату 12 млн рублей подрядчику за несуществующие работы. Борьба с коррупцией там продолжается и по сей день — в 2021-м бывший председатель правительства Астраханской области Расул Султанов получил 5 лет колонии, а экс-министр финансов региона Виталий Шведов — 5,5 года колонии за кредитную аферу на 6,2 млрд рублей.
6. Наводил контакты через академию МВД
Параллельно со службой Сатретдинов получал дополнительное образование — в академии МВД России. Это специальное высшее учреждение для командующего состава ведомства. Обучение в нем в заочной форме занимает 2,5 года.
Как пояснил «БИЗНЕС Online» один из выпускников академии, ее окончание — обязательный пункт для продвижения и продолжения карьеры в МВД за пределами своего региона. Т. е. для попадания в федеральный кадровый резерв.
А еще академия — важный институт для нетворкинга. Там офицеры, которым суждено руководить региональными министерствами, налаживают контакты. «Важнейший инструмент в нашей работе», — подчеркивает один из источников.
7. Как попал в Югру с «пересадкой» в Хакасии
Весной 2020-го Сатретдинова в срочном порядке отправили в Хакасию — на аналогичную должность. Его предшественник Вячеслав Жданов был осужден за разглашение гостайны, в кадровом резерве срочно требовался кандидат из другого региона.
Но уже через полгода Сатретдинов возглавил управление МВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. На этом посту Дамир Растямович сменил генерал-майора Василия Романицу, который пошел на повышение в Москву. Сейчас он заместитель управления МВД России на транспорте.
«Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имеет стратегическое значение для развития экономики страны. Он в числе лидеров по производству электроэнергии, добычи газа, является крупнейшим нефтедобывающим районом. Все это оказывает влияние на специфику обеспечения экономической безопасности региона», — обратил внимание, представляя нового руководителя, глава МВД России Владимир Колокольцев.
Вероятно, именно акцент на экономике стал ключевым фактором при выборе кандидатуры Сатретдинова, ведь всю карьеру он провел в УБЭП. Другой косвенный фактор: и в Астраханской области, и в ХМАО велико влияние нефтяников. Это регионы с серьезным присутствием крупнейшей частной нефтяной компании страны «Лукойл». В Астраханской области, например, работает компания «Лукойл-Нижневолжскнефть», которая занимается нефтедобычей на Каспии. Про Югру и говорить не стоит: треугольник Лангепас – Урай – Когалым — это родина «Лукойла». Вообще, ХМАО — важный регион-донор, ВРП по итогам 2022-го составил порядка 6 трлн рублей (для сравнения: у Татарстана в том же году — 3,8 трлн рублей).
Несмотря на заметные успехи, были и неприятные моменты
8. Чем запомнился в ХМАО и за что получил «неполный стакан»
Напутственные слова министра новый глава регионального МВД, по всей видимости, воспринял крайне серьезно. Он с особым рвением взялся за налоги в нефтяной отрасли. Например, в 2021 году совместно с СКР выявил факт сокрытия налогов руководством одного из нефтяных предприятий округа на сумму почти 1,3 млрд рублей. Для сравнения: в 2022-м весь размер возмещенного ущерба по налоговым преступлениям в Татарстане в совокупности составил 2 млрд рублей.
Несмотря на заметные успехи, были и неприятные моменты. Самый громкий скандал связан с начальницей миграционной службы МВД Оксаной Семеновой. ФСБ и СКР обвинили ее в получении взятки от местного таджикского подрядчика, просившего легализовать своих земляков. Наши собеседники при этом подчеркивают: Семенова — человек из старой команды, она работала в ФМС задолго до прихода Сатретдинова.
Зато он лично получил предупреждение о неполном служебном соответствии от Колокольцева. Повод удивительно похож на тот, за который «неполный стакан» достался в свое время Артему Хохорину. В 2021-м в одной из школ Нижневартовска прошел урок мужества, где старшеклассники имитировали столкновение протестующих с бойцами ОМОНа. Мероприятие тогда было организовано руководителем отдела по работе с личным составом УМВД по Нижневартовску подполковником Сергеем Усенко, которого впоследствии уволили после служебной проверки. Спустя год дисциплинарное взыскание с Сатретдинова благополучно сняли.
Одна важная деталь: он сфокусировал своих людей в Сургуте. Или, как выразились наши собеседники, «расставил там свои глаза и уши»
9. Кто входит в команду и кого он может забрать в Казань
В ХМАО Сатретдинов полагался прежде всего на местные кадры: не устраивал чисток и смог наладить сотрудничество с подчиненными, но свою команду все же привез — из пяти человек. Одна важная деталь: Дамир Растямович сфокусировал своих людей в Сургуте. Или, как выразились наши собеседники, «расставил там свои глаза и уши». Сургут — крупнейший город автономного округа, экономическая столица ХМАО (Ханты-Мансийск же считается административной столицей Югры, как Вашингтон в США). В частности, начальником УМВД России по Сургуту назначил своего соратника из Астрахани Александра Глущенко, который в конце прошлого года получил повышение — стал замом Сатретдинова – начальником полиции автономного округа.
А сейчас Сатретдинов направил в Сургут другое доверенное лицо — Виталия Провоторова. Он начальник центра по противодействию экстремизму регионального МВД. Органами внутренних дел Сургута руководит с приставкой врио. И, по данным наших источников, вероятнее всего, тоже уедет в Татарстан. Называется даже конкретная должность: начальник УМВД по Казани. Сейчас это кресло занимает полковник Надир Закиров, однако он уже давно собирается на пенсию.
Еще один кандидат на переезд — полковник Николай Герасимов, ему в прошлом году исполнилось 40 лет. Герасимов — максимально доверенное лицо Сатретдинова, они вместе трудились в астраханском управлении БЭП, там первый дослужился до заместителя начальника управления. Позже переехал в ХМАО, куда его пригласил опять-таки Дамир Растямович. И также в управление БЭП. Некоторое время служил в Сургуте, а после переехал в столицу — Ханты-Мансийск. Казалось бы, плотно осел: рассказывают, что продал свою астраханскую недвижимость и купил на эти деньги квартиру на новом месте, однако ждет очередного переезда — теперь в Казань.
Наши источники прогнозируют, что уже весной он возглавит четвертый отдел управления экономической безопасности Татарстана, который отвечает за борьбу с коррупцией в топливно-энергетическом комплексе РТ. Должность давно вакантна: начальник Максим Колоколов переехал в Марий Эл. Так что Герасимов, возможно, стартует в Татарстане с этой позиции, а дальше — как пойдет.
Вообще, ряд собеседников в погонах напоминают о незыблемом правиле МВД: новый министр в первую очередь меняет руководство трех подразделений — службы собственной безопасности, управления экономической безопасности и БСТМ (бюро специальных технических мероприятий — прослушка). При этом сделать моментально такое нельзя: в МВД действует негласное правило, которое запрещает в течение первых 6 месяцев назначать своих ставленников на руководящие посты. Так что команда Сатретдинова, прогнозируют наши инсайдеры, начнет не с первых позиций.
Колокольцев решил подобрать человека, не связанного с Татарстаном, но принадлежащего к татарской культуре
10. Как ведет себя с исполнительной властью и кто отправил его в Татарстан
Собеседники «БИЗНЕС Online» в силовых структурах описывают работу Сатретдинова в ХМАО как «демонстративно дипломатичную». «Он подчеркивал дистанцию между собой и исполнительной властью, но прямых конфликтов никогда не создавал», — рассказывает один из наших источников, знакомых с работой Сатретдинова в регионе, подчеркивая, что это в целом черта выходцев из БЭП — не обострять там, где не надо.
Наконец, еще одна занимательная деталь, о которой вспоминают подчиненные Сатретдинова, — он совершенно не употребляет бранную лексику. Для силовых структур это вообще редкость. «После Романицы был небольшой культурный шок», — с иронией вспоминает наш собеседник, который служил под руководством Дамира Растямовича.
Кстати, о переходе Сатретдинова из ХМАО говорили давно. Например, в марте прошлого года уральские СМИ прочили ему перевод в Волгоградскую область. Спустя пару месяцев после инсайда журналисты писали, что Колокольцев направил проверку в полицию ХМАО — впервые за 8 лет. Сатретдинов, по словам инсайдеров, рассчитывал на положительное заключение комиссии. Но в Волгоград Дамиру Растямовичу было уехать не суждено.
А потом, спустя 9 месяцев, вакансия появилась в Татарстане. Наши инсайдеры утверждают, что кандидатура Сатретдинова была предложена лично главой МВД России. Судя по всему, сыграли роль как его профессиональные качества, так и национальный фактор.
Хотя, кроме Сатретдинова, обсуждалось не менее пяти претендентов: начальник полиции РТ Алексей Соколов, руководитель УМВД по Вологодской области Павел Серов, едва назначенный начальник управления охраны общественного порядка МВД России Ленар Габдурахманов, шеф ставропольской полиции Айдар Абраров и руководитель информационно-аналитического центра МВД России Ильдар Сафиуллин. Но кто-то из них не смог написать рапорт из-за недавних назначений, кто-то не состоял в кадровом резерве, а кто-то решил рапорт не писать вовсе.
В данных обстоятельствах Колокольцев решил подобрать человека, не связанного с РТ, но принадлежащего к татарской культуре. Что ж, со стороны федерального министра это можно рассматривать как своеобразный жест уважения и доброй воли по отношению к республике.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 140
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.