«На территории республики образуется много медицинских отходов. Мы не знаем, утилизируют ли их как следует компании, которые сегодня за это деньги получают», — размышлял вчера президент РТ Рустам Минниханов на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Он поддержал идею о создании в регионе единого оператора по обращению с такими отходами — благо на помощь пришли новые технологии от структур «Роснано». О том, на базе какой компании появится регоператор и какую экономию это даст, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне в кабмине РТ прошло заседание совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» под председательством президента республики Рустама Минниханова
Проблема с катализаторами
Накануне в кабмине РТ прошло заседание совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» под председательством президента республики Рустама Минниханова. Первым к трибуне вышел Александр Ламберов — главный научный сотрудник химического института им. Бутлерова КФУ, где имеется лаборатория сорбционных и каталитических процессов, которая занимается разработкой и внедрением в производство катализаторов промышленной химии, нефтехимии и нефтепереработки.
«В процессе нашей научно-практической деятельности выявилась одна серьезная проблема, которая резко обострилась с началом санкционного давления на РФ, — обозначил спикер. — Около 80 процентов катализаторов имеют в своем составе оксид алюминия, содержание которого составляет от 70 до 100 процентов». Ламберов пояснил, что в нефтехимии и частично в нефтепереработке к оксиду алюминия предъявляются достаточно жесткие требования, а высокочистый продукт в нашей стране «достаточно дефицитная позиция».
Только у одного производителя, по его словам, оксид алюминия соответствует предъявляемым требованиям, однако его мощности не позволяют удовлетворить нарастающие потребности. Например, потребности СИБУРа в катализаторах на основе оксида алюминия — около 1 тыс. т в год. Проблему можно решить путем запуска производства высокочистого оксида и катализатора на его основе, перешел к делу докладчик. Он напомнил, что в 2023 году руководство КФУ выделило лаборатории здание «для масштабного переноса и пилотирования катализатора», закупило часть промышленного оборудования и оплатило изготовление пилотной установки.
Александр Ламберов пояснил, что в нефтехимии и частично в нефтепереработке к оксиду алюминия предъявляются достаточно жесткие требования, а высокочистый продукт в нашей стране «достаточно дефицитная позиция»
Теперь для полноценного запуска производства (1 тыс. т в год) лаборатории нужна помощь инвесторов. Необходимую сумму инвестиций Ламберов не назвал. Однако, как говорилось в его презентации, для дооснащения лаборатории оборудованием с учетом монтажных работ и пусконаладки требуется около 350 млн рублей. «После реализации второго этапа производство становится полностью независимым от внешних поставщиков, позволит производить высокочистые алюмооксидные носители и катализаторы», — было указано на слайде.
Минимальная рентабельность производства катализаторов составляет более 60%, а рентабельность производства высокочистого оксида алюминия — более 200%, указал докладчик и отметил: «Все это делает проект весьма привлекательным для инвестирования».
«Действительно, хорошего оксида алюминия не хватает. Он и для катализаторов нужен, и как абсорбент необходим, — согласился гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин. — Я считаю, что проект интересный. Думаю, и СИБУР поддержит, и другие предприятия. Тут вопрос качества: если сумеют хорошее качество сделать, будут и хорошие катализаторы». Минниханов в ответ попросил встретиться с татарстанскими компаниями и обсудить, как можно организовать работу, а после «доложить». «Все равно собственное производство — это собственное производство. Тем более университет сможет дальше работать над улучшением свойств», — сказал он.
Чтобы облегчить финансовое бремя медиков, Иван Ожгихин предложил создать единого регоператора по обращению с медицинскими отходами
Экономия на медотходах
Московское АО «Эфир» было создано в прошлом году в рамках реорганизации «Роснано». Компания занимается разработками в сфере утилизации отходов. Генеральный директор Иван Ожгихин ровно год назад (еще будучи директором по развитию госкорпорации) на совдире ТНХИ-Х презентовал технологию плазмохимической деструкции, которая применяется для утилизации медицинских отходов. За это время профильные специалисты из РТ ознакомились с опытной установкой в Жуковском, запустили «пилот» облачной информационной системы, сформировали бизнес-план по развитию соответствующего производства. Установки могут появиться в Казани и Заинске. Для этого нужно 960 млн рублей, авторы проекта надеются на финансовую поддержку со стороны властей республики.
Ежегодные затраты лечебных учреждений на утилизацию отходов составляют 1 млрд рублей. Но можно сэкономить, создав инфраструктуру для обращения с отходами классов Б и В (класс А скоро будет приравнен к ТКО, т. е. их станут собирать регоператоры). Чтобы облегчить финансовое бремя медиков, Ожгихин предложил создать единого регоператора по обращению с медицинскими отходами. Экономия от этого решения, судя по его презентации, составит 62,2 млн рублей. Оператора предлагается создать на базе ООО «Гринта» («мусорный» регоператор в восточной части РТ).
«На территории республики образуется много медицинских отходов. Мы не знаем, утилизируют ли их как следует компании, которые сегодня за это деньги получают. Вообще, это очень нужная технология. Давно надо было бы это сделать», — прокомментировал Минниханов. Он добавил, что сама технология может быть интересна «Татнефти», которая тоже занимается темой утилизации шин.
Полимеры для вкусной воды
Директор по развитию ООО «РусКомПолимер» (Санкт-Петербург) Олег Лоцман предложил создать в Татарстане производство водонапорных башен из полимерных композитов (соединенный теплопластик с пластиком). Он заявил, что, хотя цена на них в 1,5 раза выше металлических решений, полимерные башни дольше служат и дешевле в эксплуатации. И даже якобы вкус воды с ними лучше.
Олег Лоцман предложил создать в Татарстане производство водонапорных башен из полимерных композитов (соединенный теплопластик с пластиком)
— И где эта башня? Куда поехать, чтобы попробовать эту воду? — тут же поинтересовался Минниханов.
— Населенный пункт Дубъязы, — ответил докладчик.
— Хорошо, я узнаю.
Глава минстроя РТ Марат Айзатуллин пожаловался, что полимерная башня, установленная на Высокой Горе, вызвала много вопросов. «При минусовой температуре внутри вся пластмасса потрескалась. И самый главный вопрос — зимой они замерзают. Мы их греем. А как греть полимеры?» — вопрошал чиновник. Лоцман отчитался, что первую башню в РТ они ставили из пластика, а сейчас речь идет о конструкционных материалах, чья теплопроводность в тысячу раз меньше, чем у металла. Такие башни успешно эксплуатируются в Карелии, где сильные морозы.
Глава минстроя РТ Марат Айзатуллин пожаловался, что полимерная башня, установленная на Высокой Горе, вызвала много вопросов
Минниханов назвал этот рынок очень перспективным и отметил возможности республики по организации производства на уже имеющихся площадях, например в ОЭЗ «Алабуга». «Посмотрим плюсы и минусы. А то вы так рассказали о качестве воды… Надо идти в композиционные материалы. Но нужно снижать цену и двигаться вперед», — заявил президент РТ.
Четверть кибератак приходится на промышленность
Последним «рекламировать» свою компанию вышел Тагир Ахметзянов — основатель и директор ООО «Риэль Инжиниринг» (Набережные Челны) и ООО «Риэль Цифровые Технологии» (Иннополис). Он рассказал, что его IT-компания помогает предприятиям повысить производительность, работу и эффективность за счет внедрения автоматизации и цифровизации.
Тагир Ахметзянов рассказал, что его IT-компания помогает предприятиям повысить производительность, работу и эффективность за счет внедрения автоматизации и цифровизации
В качества «яркого примера» промышленной автоматизации он привел работу с «Татнефть-Пресскомпозитом». Там был реализован проект по импортозамещению системы управления линией по производству стеклопластиковых труб высокого давления. «Заказчик столкнулся со сложностями со стороны разработчика решений. И обратился к нам за помощью, чтобы мы совместно могли придумать решение по импортозамещению системы управления производством», — рассказал докладчик. Так были придуманы новые алгоритмы работы и повышена производительность линии на 30%, что дало заказчику 363 млн рублей экономического эффекта за три года.
Два других ключевых направления работы компании — цифровое производство и информационная безопасность. Здесь Ахметзянов рассказал об опыте сотрудничества с КАМАЗом и СИБУРом, а также напомнил об активизации хакерских атак на Россию. По данным «Лаборатории Касперского», наша страна в 2023 году стала самой атакуемой в мире. «Мы видим, что из секторов, которые подвергаются атакам, 24 процента — промышленность. Поэтому, конечно же, надо обратить внимание на обеспечение информационной безопасности на промышленных объектах», — пояснил он. И предложил использовать опыт компании в цифровизации производств при создании новых промышленных предприятий или модернизации действующих, а также в обеспечении их информационной безопасности.
Рустам Минниханов: «Сейчас кибербезопасность на первом месте»
«То, чем вы занимаетесь, — это очень важное направление. Автоматизация и, самое главное, вопрос безопасности. Сейчас кибербезопасность на первом месте», — подхватил Минниханов. Он также в шутку обратил внимание на фотографию Ахметзянова в презентации, где тот выглядит гораздо моложе своих лет. «Женщины в зале, поэтому [выбрал такую фотографию]», — согласился вице-премьер Роман Шайхутдинов.
Завершилось заседание организационными вопросами — включение кандидатов в новый состав совета директоров (их не озвучили) и определение оплаты услуг аудиторской организации ТНХИ-Х. Увидев сумму, Минниханов заметил, что она «нехилая». «Чтобы нам сказали, что с документами все нормально, за эту печать мы ставим деньги. Но это еще божеская цена. У нас же был опыт работы с международными компаниями. Поработали…» — улыбаясь, резюмировал президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.