Западная пресса разразилась публикациями о предполагаемой сделке по продаже компании Danone своего российского бизнеса татарстанской структуре «Вамин» Минтимера Мингазова. Эти планы якобы подсветил директор ООО «Вамин Татарстан» в своем письме Дмитрию Патрушеву. Сам наследник молочной империи в общении с корреспондентом «БИЗНЕС Online» планов не отрицает и обещает поделиться подробностями позже. Если стороны ударят по рукам, то Мингазов может получить бизнес с годовой выручкой под 200 млрд с огромным дисконтом всего за 15% от реальной стоимости. О том, справится ли татарстанский сыровар с производством йогуртов и творожков и как от сделки выиграют республиканские фермеры, — в нашем материале.
Danone планирует продать свой российский бизнес Минтимеру Мингазову, наследнику молочной империи «Вамин»
Бывшие заводы Danone купит владелец «Вамина»?
Французская компания Danone планирует продать российский бизнес компании «Вамин» Минтимера Мингазова, наследника молочной империи «Вамин» из Татарстана. Информацию об этом накануне разместил «Интерфакс» со ссылкой на Financial Times. Издание ссылается на письмо, которое якобы написал директор ООО «Вамин Татарстан» Айрат Мухамадеев в адрес министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, в нем сообщается, что компания готова заплатить 17,7 млрд рублей ($191,5 млн) за получение контроля над российским бизнесом Danone. Причем 7,7 млрд рублей из них пойдут на обслуживание долга в российском бизнесе и лишь остальные 10 млрд — на оплату доли Danone в компании.
«В письме министру Мухамадеев также сообщил, что цена сделки представляет собой 56-процентную скидку к рыночной стоимости бизнеса, согласно независимой оценке, проведенной компанией», — говорится в сообщении. Также отмечается, что для обеспечения непрерывности своего бывшего российского бизнеса Danone согласилась оказать поддержку до конца июля следующего года — для сохранения «высокого качества продуктов, к которым привыкли российские потребители», пока новое руководство заводов продолжает локализовывать в РФ производство определенных ингредиентов.
Мингазов ответил на сообщение в мессенджере, что «пока без комментариев». В прошлом же году, вскоре после своего назначения в совет директоров «Данона», он сообщал, что целью своей работы там он видит «сохранение продовольственной безопасности Российской Федерации». В АО «Эйч энд Эн» (бывшее АО «Данон Россия») поступили аналогично — оставили запрос издания без комментария с пояснением в духе, что «это не новость о сделке, а лишь очередная версия».
Напомним, что 16 июня 2023 года президент РФ Владимир Путин своим указом передал во временное управление Росимущества 83 млрд обыкновенных акций АО «Данон Россия», которые принадлежали Produits Laitiers Frais Est Europe, а также 85 тыс. обыкновенных акций «Данон России», принадлежащих ООО «Данон Трейд». При этом французы юридически остались владельцами акций.
В совет директоров АО «Данон Россия» тогда вошли директор ГК «Вамин Татарстан» Минтимер Мингазов и зять главы ПСО «Казань» Яков Хачанян. Гендиректором компании был назначен теперь уже бывший зампред правительства Чеченской Республики и экс-министр сельского хозяйства Якуб Закриев. Председателем совета директоров Health& Nutrition стал Руслан Алисултанов — бывший вице-мэр Грозного и экс-министр сельского хозяйства Чечни.
В прошлом году «Данон Россия» переименована в «Эйч энд Эн». В структуру компании входят 11 заводов, один из которых находится в Татарстане
С 20 сентября прошлого года АО «Данон Россия» переименовано в АО «Эйч энд Эн» (H&N, Health & Nutrition), «Данон трейд» — в «Эйч энд Эн Трейд». На сайте компании сообщается, что в структуру Health & Nutrition входят 11 заводов: молочный комбинат «Чеховский» (Московская область), два завода в Краснодарском крае, по одному заводу — в Татарстане, Красноярской крае, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Курганской и Ленинградской областях, а также в Мордовии.
Активы головной компании «Эйч Энд Эн», по данным бухгалтерской отчетности на 1 января 2023 года, составляли почти 59 млрд рублей, «Эйч Энд Эн Трейд» — 17 млрд рублей. Выручка АО «Эйч Энд Эн» по итогам 2022-го составила 92,9 млрд рублей, ООО «Эйч Энд Эн Трейд» — 112,7 млрд рублей. Чистая прибыль обеих компаний превысила 6 млрд рублей. По данным, опубликованным в западной прессе, переданные под контроль Росимущества акции Danone оценила в 700 млн евро. При этом в июле прошлого года стоимость пакета была снижена из-за курса рубля на дополнительные 500 млн евро.
Таким образом, бизнес стоимостью 120 млрд рублей (700 млн плюс 500 млн евро) обойдется Мингазову всего в 17,7 млрд рублей (15%), из которых французская компания получит только 10 млрд рублей.
Татарстан, безусловно, получит плюс от этой сделки — через Мингазова татарстанские производители сырого молока теоретически могут получить огромный рынок сбыта своей продукции, что будет поддерживать стабильную цену на рынке
«Он в теме с пеленок!»
«„Вамин“ — молодцы! — комментирует новость директор ООО „ГК „Красный Восток“ Адель Хайруллин. — Думаю, для „Вамина“ это гарантированно выгодное приобретение, учитывая такие мощности, которыми обладал Danone. Это открывает неограниченные перспективы не только для внутреннего рынка, но и для внешних». Он считает, что Мингазову задача по управлению новыми активами вполне посильна, поскольку «не идет речи о замене профильного менеджмента на заводах». «Я уверен, что справится», — заключает Хайруллин.
Другие собеседники отмечают, что сделка выглядит странно, потому что масштабы «Вамина» и Health & Nutrition все-таки несопоставимы. «„Вамин“ входит в десятку крупнейших производителей сыров России, да, но вопрос в том, что они сыры производят, а Health & Nutrition — это и йогурты, и молочные напитки, и много всего того, что требует совсем другого подхода к управлению», — поясняет спикер.
Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев считает, что на рынок молочной продукции РФ будущая сделка никак не повлияет — ровно так же, как не повлияла смена совета директоров Danone на его работу в России. «Менеджмент же продолжает работать, — уверен Груздев, — Danone (ныне — Health & Nutrition) лидером рынка как был, так и остается — это более 100 миллиардов выручки».
Один из руководителей крупного татарстанского агрохолдинга оказался впечатлен услышанной новостью. «Я считаю, что сейчас время возможностей. Мне кажется, Минтимер при всей своей молодости парень адекватный. Он знает молочный бизнес. Команда есть, люди есть. Это как полет в космос, а почему бы и нет? Мы знаем этих Илонов Масков. Будет у нас такой молочный Маск Минтимер, дай бог процветания! Не боги горшки обжигают. Я только за, Danone станет татарстанским, прикольно же! Шанс — это не получка, не аванс, он выпадает только раз», — восклицает он.
17,7 млрд рублей, за которые могут уйти 11 заводов экс-Danone, спикер называет очень низкой стоимостью, так что такой возможностью просто нельзя не воспользоваться. «Но мы же не знаем всех условий договора, может быть, у них французы оставляют за собой право выкупа?» — добавляет он. «17,7 миллиарда рублей — это за что вообще? С брендами или без? С заводами или без? Для того чтобы оперировать цифрами, нужно понимать, что в них вложено: с опционом или без, с обязательством по инвестициям или без, нужно ли роялти платить? Там очень много условий, которые нужно уточнять», — согласен с ним другой собеседник.
Гендиректор союза производителей молока Татарстана Денис Пирогов отмечает, что Мингазов — хороший управленец, за два года он нарастил объемы переработки на своих заводах в 2 раза. «Как бизнесмен и управленец он уже имеет большой опыт, он в теме с пеленок! — восклицает Пирогов. — Команда у Health & Nutrition тоже высокого уровня, думаю, он (Мингазов — прим. ред.) с ними сможет работать, тем более что с точки зрения бизнеса это (заводы H&N — прим. ред.) хороший высокомаржинальный актив».
Что касается «даноновских» брендов, то Пирогов полагает, что вряд ли Health & Nutrition смогут в дальнейшем продавать под ними свою продукцию. «Скорее всего, им придется раскручивать новый бренд, многие продукты уже переименованы», — замечает Пирогов. Кроме того, некоторые используемые в продукции Health & Nutrition ингредиенты не производятся в РФ — их либо локализуют на территории России, либо продолжат завозить через параллельный импорт.
Татарстан, безусловно, тоже получит плюс от этой сделки — через Мингазова татарстанские производители сырого молока теоретически могут получить огромный рынок сбыта своей продукции, что будет поддерживать стабильную цену на рынке. Кроме того, компания Danone исторически славилась высокими требованиями к молочному сырью, так что это должно подтолкнуть молочников региона к работе над качеством своего сырого молока, замечает Пирогов.
«Сам немного шокирован данной новостью. Очень интересный разворот всей этой истории, наверное, можно было что-то такое предполагать (переход какой-то части), когда Минтимер вошел в состав совета директоров, но купить весь актив — это, конечно, мощно. Надеюсь, что у него все получится, так как наличие большого, сильного игрока на рынке всегда очень полезно для развития отрасли. Но согласен — масштаб совсем другой», — говорит на условиях анонимности руководитель одного из федеральных аграрных холдингов.
В Danone производится продукция под такими брендами, как Danone, «Активиа», Actimel, «Растишка», «Даниссимо», «Простоквашино», «Bio Баланс», «Актуаль», «Смешарики», «Тёма» и др.
Российская история Danone
Danone — французская продовольственная компания, известный производитель молочных продуктов и других продуктов питания. Была основана в 1919 году. В 1992-м Danone стала одной из первых западных компаний, пришедших на российский рынок. Тогда в центре Москвы, на Тверской улице, открылся первый фирменный магазин. Стремительное развитие и популярность бренда позволили открыть первый завод Danone в России уже в 1995 году в Тольятти. В 1998-м, когда многие компании закрывали бизнес, Danone приняла решение инвестировать в строительство самого современного и мощного завода Danone в мире. И вскоре начинает свою работу масштабный флагманский завод в Чехове.
В конце 2010 года Danone договорилась о слиянии бизнеса с российской компанией «Юнимилк», одним из крупнейших производителей в России, на Украине, в Казахстане и Республике Беларусь. По результатам сделки Danone получила 58% объединенной компании «Danone-Юнимилк» (в 2013-м название сокращено до Danone), еще 17% акций осталось у казахского фонда Meridian Capital, 21% принадлежал основателям «Юнимилка» Андрею Бесхмельницкому и Андрею Блоху, еще 4% — американскому фонду Capital International.
В начале 2016 года группа Danone увеличила свою долю в российской «дочке» до 92,5%, выкупив 40% акций у миноритарных акционеров. В группу на тот момент входили 18 заводов, на которых производилась продукция под такими брендами, как Danone, «Активиа», Actimel, «Растишка», «Даниссимо», «Простоквашино», «Bio Баланс», «Актуаль», «Смешарики», «Тёма» и др. В апреле 2022-го на фоне спецоперации России на Украине Danone прекратила импорт в РФ продукции Evian и Alpro.
В октябре 2022 года французская компания Danone объявила о планах отказаться от своего бизнеса в России и заявила о своем решении начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в РФ. В начале февраля 2023-го сообщалось, что Danone отобрала порядка 20 претендентов на свои российские активы, среди них — крупнейшие российские агрохолдинги, а также арабские и китайские инвесторы. Условия, на которых компания готова была передать потенциальным инвесторам контроль над частью активов в России и над отечественными марками, — опцион обратного выкупа на 5–10 лет, а также сохранение блокпакета акций. 16 июля 2023 года акции Danone перешли во временное управление Росимущества.
Компания на данный момент выпускает продукцию брендов «Простоквашино», «АктиБио», «Тема», Actimuno, «Biо Баланс», «Даниссимо» и др. Производство Health & Nutrition, по оценкам экспертов, занимает 6–7% от российского рынка.
По данным «Контур.Фокуса», Мингазов владеет 15 компаниями с общей выручкой за 2022 год в 17 млрд и чистой прибылью 310 млн рублей
Что известно о покупателе российской Danone?
В Татарстане Health & Nutrition владеет одним заводом — филиалом «Эдельвейса». В 2007 году французы купили его у братьев Айрата и Илшата Хайруллиных за $100 млн (структурно завод входил в «Эдельвейс групп» — отсюда название). По итогам 2023-го завод «Эдельвейса» входил в десятку крупнейших переработчиков сырого молока в Татарстане, ежедневно перерабатывая порядка 150 т сырого молока. На предприятии в 2022-м работали 250 человек. В позапрошлом году наши источники оценивали рыночную стоимость «Эдельвейса» в 750 млн рублей.
Что касается Мингазова, то 25 сентября 2023 года были созданы две компании «Вамин Р» и «Вамин Снаб», в которых 99% принадлежит самому Мингазову через ООО «Вамин Татарстан», а еще 1% капитала записано на Алисултанова.
По данным «Контур.Фокуса», Мингазов владеет 15 компаниями с общей выручкой за 2022 год в 17 млрд и чистой прибылью 310 млн рублей. За переработку молока и реализацию молочной продукции отвечает ООО «Вамин Татарстан» с выручкой за 2022-й в 7,3 млрд и чистой прибылью 6,5 млн, а также ООО «Арча» (выручка за 2022 год — 7,9 млрд, чистая прибыль — 110 млн). Кроме того, у него есть ряд других предприятий, не относящихся к профилю молокопереработки: ООО «СХП „Молочное Объединение Вамин“» — выращивание зерновых, ООО «Арский рыбхоз» — воспроизводство морских биоресурсов искусственное, ООО «Арское управление торговли» — аренда и управление имуществом, ООО «Уныш» — животноводство, ООО «в-Строй» — строительство жилых и нежилых зданий и др.
Мингазов — наследник молочной империи «Вамин» его отца, Вагиза Мингазова. Сегодня ГК «Вамин» владеет тремя молочными заводами в Татарстане. Арский и балтасинский заводы совокупно в сутки перерабатывают 650 т молока, производят сыр, сливочное масло и спреды, а также молочную сыворотку и сухое обезжиренное молоко. В рейтинге переработчиков молока Татарстана по итогам 2023 года ООО «Арча» заняло второе место в РТ (после Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината).
А вот Аксубаевский молочный комбинат с 2023-го не работает. Ранее на нем Мингазов планировал создать производство мягких сыров моцарельной группы, но позже отказался от такой идеи, объясняя это тем, что завод слишком старый и маленький, на данный момент актив продается. «Если кто-то согласен купить, пожалуйста, продадим, а если не продадим, то нужно вкладываться. Нам уже 60 тонн в сутки неинтересно, если делать, то делать на 400 тонн надо. А для этого вложения нужны гораздо бо́льшие и не только в плане покупки оборудования, но и строительства», — ранее комментировал Мингазов нашему изданию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.