Ахмад Абу Яхья: «Закрытая одежда характерна не только мусульман, это вообще традиционная одежда замужней женщины всех народов» Ахмад Абу Яхья: «Закрытая одежда характерна не только для мусульман, это вообще традиционная одежда замужней женщины всех народов» Фото: Андрей Титов

«В исламе женщина должна закрывать все тело, кроме лица и кистей рук»

— Сейчас часто приходится слышать от этнических мусульман о том, что наши татарские бабушки так не одевались и что сегодняшняя молодежь придерживается арабских, турецких традиций и т. д. Все-таки как должны одеваться мусульманки согласно Священному Корану и сунне?

Ахмад Абу Яхья: Дело не в форме одежды, обычно, когда говорят, что «так не одевались», то имеют в виду конкретный стиль, фасон одежды, возможно, ее цвет. Например, часто у некоторых вызывает страх черная абая, покрывающая женщину с головы до пят, кто-то, говоря «наши бабушки так не одевались», держат в уме афганскую бурку и другие экзотические наряды стран Азии и Африки. Любая одежда, национальная татарская или брендовая европейская, любого цвета и фасона одинаково будет считаться хиджабом, если будет соответствовать всем условиям хиджаба. И мы видим возрождение интереса к национальной теме в моде. Это можно сравнить с бородой — лет 20 назад она пугала обывателей или вызывала недоумение. Сейчас борода есть не только у мусульман, но и у хипстеров, чиновников и генералов. Вероятно, однажды так будет и с хиджабом.

Закрытая одежда характерна не только для мусульман, это вообще традиционная одежда замужней женщины всех народов. Открытая одежда раньше была признаком женщин низкого социального происхождения. У меня есть фотография моей бабушки из Белоруссии, она носила сразу два платка: снизу один и поверх него еще один. Никогда на улицу она не выходила без платка, хотя она была христианкой.

Если же посмотреть с канонической точки зрения, то в исламе женщина должна закрывать все тело, кроме лица и кистей рук. Еще богословы ханафитского мазхаба говорят, что могут быть открыты стопы, но все едины в том, что остальные части тела должны быть закрыты от посторонних глаз. Иногда говорят, что этого в Коране нет, но в Коране есть повеление закрывать свою красоту.

«Фасон одежды может быть разный, самое главное, чтобы было закрыто то, что нужно закрывать» «Фасон одежды может быть разный, самое главное, чтобы было закрыто то, что нужно закрывать» Фото предоставлено ЧУ «Издательский дом «Хузур»

— Кто-то даже говорит, что это предписание относится только к женам пророка…

Абу Яхья: Да, но люди, которые так говорят, пытаются что-то для себя изобрести в исламе. На самом деле в исламе есть строгая иерархия доводов, а доводом в исламе является Коран и хадисы пророка, а также другие доводы, например иджма — единогласное мнение, консенсус мусульманских богословов. Если такой консенсус произошел, то он тоже выступает как Коран, как сунна. И требование закрытия тела существует согласно этому консенсусу, и по силе довода оно такое же, как если бы это был прямой аят.

Фасон одежды может быть разный, самое главное, чтобы было закрыто то, что нужно закрывать.

— Но как вы ответите тому, кто спросит: «А для чего это делать?»

Абу Яхья: Мы, мусульмане, верим, что это божественные законы от Всевышнего Аллаха, поэтому не спрашиваем, почему и зачем. Но мы можем говорить о мудрости данного правила, потому что хиджаб — защита женщины, ее чести, красоты и чистоты, идентификатор ее высокого положения и роли в мусульманском сообществе, ее благородного нрава и пристойности. Хиджаб прячет ее от посторонних недостойных взглядов и побуждает мужчин к серьезному отношению, останавливает их от неуважительного поведения в присутствии женщины. Аллах говорит в Коране: не приближайтесь к зина, то есть прелюбодеянию, ведь это как воронка, если ты к ее краю подплывешь, то она тебя утянет. Потому что шайтан не дремлет, шайтан будет сбивать человека.

Это один из способов сохранения целомудрия в обществе, в том числе и внешнего целомудрия. Хотя некоторые мусульманки говорят, что надо к этому прийти осознанно, в конечном итоге это повеление Всевышнего Аллаха. Если женщина на самом деле верит в Аллаха, верит в то, что после смерти будет воздаяние и ее будут судить за совершенные поступки, то должна, несмотря ни на что, готова она или не готова, соблюдать это правило. Это как намаз или пост — готов ты или не готов, но мусульманину необходимо молиться и держать уразу.

Наиля Зиганшина: «Наш внешний вид показывает, что собой представляет ислам. Внутренний хиджаб женщины — это границы ее поведения» Наиля Зиганшина: «Наш внешний вид показывает, что собой представляет ислам. Внутренний хиджаб женщины — это границы ее поведения» Фото: Андрей Титов

«Иногда внешний хиджаб бывает обманчив»

— Некоторые мусульманки разделяют хиджаб на внешний и внутренний. Что такое «внутренний хиджаб», который, очевидно, связан с духовностью, зрелостью человека?

Наиля Зиганшина: Да, хиджаб бывает и внутренний, и внешний. Внешний хиджаб — это наша одежда. В наших реалиях, в нашей жизни, в нашей стране внешний хиджаб — тоже дагват (продвижение ислама — прим. ред.), потому что, глядя на нас, рассуждают об исламе. Наш внешний вид показывает, что собой представляет ислам. Внутренний хиджаб женщины — это границы ее поведения. Хиджаб не только прикрывает красоту женщины, но и обязывает ее иметь достойные манеры, избегать легкомысленного поведения, быть скромной.

— В то же время считается, если женщина надела платок, то она чуть ли не святая, поэтому мусульман притыкают, вот, например, такая-то в платке, а сама людей кинула на деньги или украла что-то.

Зиганшина: Иногда внешний хиджаб бывает обманчив, человек еще внутри не обрел свой хиджаб, а внутренний хиджаб — это совесть, воспитание, взаимоотношения с людьми.

Абу Яхья: В религии же много обязанностей, например, намаз, ураза, честность, халяльный заработок и так далее. Хиджаб — одна из них. Хиджаб не делает женщину святой, а означает, что она соблюдает одну из этих религиозных обязанностей. Но если женщина, надев платок, не исполняет намаз или пост или обманывает людей, то хиджаб тут уже не виноват.

Но даже во внешнем хиджабе есть свое благо: в этом случае, глядя на покрытую мусульманку, люди вспоминают об Аллахе, мужчины не позволяют себе непристойного поведения и понимают, что отец, муж или брат этой женщины ревниво оберегают ее от негативных внешних обстоятельств в обществе.

В повелении хиджаба много мудрости и пользы. Скромность и целомудрие женщины положительно влияют на нравственность общества в целом. На женщину смотрят не как на сексуальный объект, а как на личность.

Кроме того, даже врачи признают, что в жару лучше носить закрытую одежду из натуральных тканей, которая не облегает тело, и покрывать голову. Это закрывает кожу от вредных солнечных лучей и позволяет потоку воздуха охладить тело. Обтягивающая одежда, напротив, приводит к перегреванию.

«Если мусульманка не хочет совершать грех и быть наказанной в Судный день, ей необходимо покрыться»Фото предоставлено ЧУ «Издательский дом «Хузур»

«Женщина может выбирать то, к чему лежит ее душа»

— А как в целом устроено законодательное поле России относительно защиты прав соблюдающих правила мусульманок? Ведь очень часто приходится сталкиваться со случаями дискриминации по религиозному принципу.

Абу Яхья: Конституция РФ гарантирует свободу вероисповедования. В России равные права у всех граждан, независимо от национальной и религиозной принадлежности. И те нормативные акты, которые принимаются в организациях, должны соответствовать Конституции и федеральному законодательству. К примеру, федеральное законодательство гарантирует невмешательство государства в воспитание детей родителями. То есть это касается, допустим, ношения платков в учебных заведениях.

— Но бывает, что в том или ином учебном заведении запрещают платки.

Абу Яхья: У нас в Татарстане, хвала Аллаху, таких вопросов не возникает. Все конфликты на этой почве решаются путем переговоров.

— А как быть с родителями, которые против того, чтобы их дочь покрылась?

— Самое главное, что нужно знать про хиджаб, — что это повеление Господа, который создал нас, установил для нас правила и будет спрашивать с нас в Судный день за то, как мы их выполняли. И если мусульманка не хочет совершать грех и быть наказанной в Судный день, ей необходимо покрыться.

Что же касается непонимания родителей и родственников, то с этим нередко сталкиваются девушки, которые только-только покрылись. Здесь нет универсального совета, но нужно помнить две вещи: хиджаб — это обязанность, и в то же время родители заслуживают уважения и хорошего отношения. С одной стороны, мы должны проявлять к ним почтение, объяснять мягко, ни в коем случае не рвать отношения, с другой — в шариате есть принцип «нельзя подчиняться творению в ослушании Творца». Мягко, терпеливо выслушиваем их слова, но стоим на своем. Покажите им фото татарок-мусульманок до революции, если услышите «наши бабушки так не одевались».

— С каждым годом число принимающих ислам и надевающих хиджаб женщин среди предпринимателей, ученых спортсменок, артисток растет. Это, с одной стороны, показывает, что ислам принимают и те, кто уже чего-то добился в жизни, а с другой — эти женщины усиливают позиции хиджаба, показывая, что можно быть в платке, оставаясь самостоятельной и самодостаточной.

Абу Яхья: Согласен. При этом самореализация женщины — это же необязательно наука или спорт, может быть самореализация в качестве хозяйки, матери, супруги и так далее. Это тоже достойно, это тоже самореализация.

Ислам не запрещает работать женщине, если эта работа, дозволенная с точки зрения ислама, естественно, она может учиться и работать, получать профессию, которая нужна мусульманской общине, умме. Но не должно быть крайностей, а то общественное мнение подталкивает женщину к выбору: или сиди дома, никуда не выходи, или же заставляет работать, дескать, если ты домохозяйка, то, значит, какая-то неполноценная личность. Обе крайности противоречат свободе, которую Аллах дал женщине, она может выбирать то, к чему лежит ее душа.