«Конец параллельного импорта» — так в сети уже окрестили новые правила ввоза автомобилей из стран ЕАЭС. С 1 апреля, по сути, закрывается схема, по которой можно было серьезно сэкономить, оформив иностранную машину не в России, а у соседей — Киргизии, Казахстана, Беларуси. От покупателя потребуют компенсировать выгоду, которую он получил. Такой подход позволит избежать ситуаций, когда у одних продавцов есть «необоснованное преимущество» перед другими. Правда, до сих пор схема благополучно работала. О том, как быстро дилеры воспользуются «устранением» конкурентов, надо ли торопиться с покупкой до 1 апреля, — в материале «БИЗНЕС Online».
С 1 апреля в России серьезно меняются правила ввоза автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС, входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)
Аттракцион невиданной щедрости заканчивается?
С 1 апреля в России серьезно меняются правила ввоза автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС, входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия). Изменения накануне вечером анонсировало правительство РФ. Таким образом, кабмин официально подтвердил слухи, которые ходили в автомобильных кругах с начала февраля. История с дешевым параллельным импортом машин, который расцвел после ухода иностранных автопроизводителей, может очень скоро закончиться. А бизнес, который занимается этим направлением, обещает «очень интересный» рост цен уже весной.
Что за схема действует сейчас? Правила ЕАЭС позволяют ввезти машину из страны союза в Россию без таможенного оформления. Во всех странах есть как общие для ЕАЭС правила таможенной очистки машин, так и собственные. И по внутренним правилам, например, в Киргизии оформить автомобиль намного дешевле, чем в России, где таможенная ставка за машину стоимостью от 830 тыс. рублей составляет 48% от стоимости. «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о ситуации ранее. По данным официальной статистики, за первое полугодие 2023 года объем ввоза легковых машин в Киргизию вырос в 4,5 раза, до 85 тыс. штук. Какая часть из них отправилась в РФ, неизвестно, но очень вероятно, что внушительная.
«Вся прелесть параллельного импорта была в том, что люди покупали автомобили заметно дешевле. Потому что машины ввозились через Беларусь в меньшей степени, в большей степени через Казахстан, Киргизию, [и происходило] занижение таможенных платежей. Так что автомобили могли ввозить в Киргизию с уплатой просто смешных таможенных платежей, — пояснил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „За рулем“ Максим Кадаков. — Естественно, этим пользовались все. И те, кто там ввозил, и оформлял, и государства [ЕАЭС] были в прибыли».
Текущую выгоду для покупателя легко увидеть на примере конкретного автомобиля. Возьмем, например, один из «бестселлеров» российского рынка параллельного ввоза, китайский кроссовер Geely Monjaro. Согласно данным портала Auto.ru, сейчас автомобиль, завезенный параллельным импортом, можно купить по цене от 3 млн рублей. У двух официальных дилеров в Казани стоимость начинается от 4,3 млн рублей, и это с учетом всех скидок. Если без них, заплатить придется почти 5 миллионов. Разница даже в 1,3 млн рублей для российского покупателя — более чем существенная. Это, например, стоимость LADA Vesta в начальной комплектации.
Новые правила, которые вводит кабмин, делают невыгодной схему завоза через страны ЕАЭС. С 1 апреля недоплаченные налоги и сборы из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, станут учитывать в составе утильсбора. «Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», — говорится в сообщении кабмина РФ. Считать неуплаченные налоги и сборы будут по формуле, которую утвердит кабмин. Чтобы правила соблюдались, во всех государствах ЕАЭС с 1 апреля заработает единая система управления рисками (СУР).
Согласно данным портала Auto.ru, сейчас автомобиль Geely Monjaro, завезенный параллельным импортом, можно купить по цене от 3 млн рублей. У двух официальных дилеров в Казани стоимость начинается от 4,3 млн рублей, и это с учетом всех скидок
Теперь вернемся к подсчетам. Если использовать универсальный таможенный калькулятор, таможенная ставка при ввозе в РФ из Китая «параллельного» Geely Monjaro составляет около 1,1 млн рублей. Еще плюс 300 тыс. рублей может добавиться к цене как коммерческий утилизационный сбор. К этому нужно прибавить плату за доставку машины из Китая и логистику по России. По оценке блогера и предпринимателя Елены Лисовской («Лиса рулит») это около 500 тыс. рублей, а еще 200 тыс. рублей составляет маржа физлица или компании, занимающейся ввозом. Также дополнительные деньги понадобятся на прошивку головного устройства машины, которое не русифицировано, поскольку автомобиль не предназначался для российского рынка.
Таким образом, итоговая цена за «параллельный» Geely Monjaro, по оценке Лисовской, достигнет минимум 4,3 млн рублей, а экономия по сравнению с машиной у дилера не такая «вкусная». К тому же дилер дает пятилетнюю гарантию, которая не всегда есть у продавцов «параллельных» машин. А если и есть, надо еще доплатить. В сети уже успели назвать решение кабмина «концом параллельного импорта».
Интерес дилеров понятен, «параллельные» продавцы отщипывают у них долю рынка
Власти и дилеры в шоколаде, покупатель платит дороже
Логика российских властей понятна. Получается так, что один человек покупает машину официально, со всеми уплатами и сборами в бюджет РФ, а другой мало того, что экономит, так еще и платит не в российскую казну, а соседу. При этом схема действует давно, но закрывают ее почему-то только с 1 апреля. Возможно, российским властям понадобилось время на согласование новых правил с партнерами по ЕАЭС.
Поступления в бюджет РФ из-за закрытия схемы должны вырасти, прогнозирует Кадаков. «Потом правительство РФ будет говорить официальным представительствам, что оно им помогает вести бизнес, зажимает нечестных импортеров. Так что вы давайте активнее работайте и платите все в казну по полной программе», — отметил эксперт. К тому же это еще один аргумент в беседе с китайскими компаниями о том, что надо не просто продавать машины в России, но и открывать здесь производство.
Интерес дилеров тоже понятен, «параллельные» продавцы отщипывают у них долю рынка. Причем ввозят не дешевые машины, а довольно дорогие. В итоге в минусе конечный покупатель. Не исключено, что конкуренция с параллельным импортом вынуждает официальных дилеров держать ценник, чтобы стоимость была хоть сколько-нибудь конкурентной. Как дилеры поведут себя после 1 апреля, большой вопрос. «Мы с вами получим ну такое интересное поднятие цен, прямо интересное», — обещает своим подписчикам Лисовская.
«Правительство убирает лазейку, по которой в страну начинают ввозить недорастаможенные автомобили. Причем такие лазейки возникали время от времени в законодательстве России и иных стран, которые входят в общий таможенный союз, не всегда полностью совпадают», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, прежде машины массово везли из Армении, но теперь эту «тему массовую» закрыли.
«Везут и дальше через Армению, но уже не в таком количестве, потому что сэкономить не получается. Через Беларусь закрыли… Сейчас закроют через Киргизию. Ничего в этом страшного не вижу. В принципе, параллельный импорт сократился уже по итогам года», — отметил спикер. Если ранее он составлял 12% рынка машин, то теперь — 5%, пояснил собеседник. По словам Кадакова, к концу прошлого года на параллельные машины приходилось около 10% рынка.
Если покупаешь автомобиль по параллельному импорту, нужно быть очень внимательным, предупреждает Моржаретто. «Потому что достаточно много людей погорали [на такой схеме]. Автомобиль был растаможен по другим правилам, а потом приходили с налоговой и говорили: „А доплати миллион рублей“. Если вы видите, что автомобиль вам предлагают новый, но по цене в 2 раза дешевле, чем остальные, это уже повод озаботиться и попытаться разобраться: а надо ли мне это и где бывает бесплатный сыр?» — указал собеседник.
Формально параллельный импорт никто не запрещает, так что говорить о его «конце» нельзя, скорее он сужается, отметил Кадаков. Он обратил внимание на еще одну новацию. Осенью 2023 года минпромторг РФ уже ограничил параллельный импорт продукции автомобильных брендов, не покидавших Россию. Правда, на практике ввоз продолжается.
Руслан Абдулнасыров: «Государство, как регулятор, нашло в себе силы. Понятно, что они сразу видели эту брешь, но ее держали для того, чтобы все-таки автомобилизация населения шла в том же темпе, в каком она шла до начала СВО»
Что думают дилеры и «параллельщики»?
Решение напрашивалось, схема ввоза через ЕАЭС была «очевидной брешью с точки зрения таможенного законодательства», сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель компании «Автосеть.РФ», президент ассоциации автомобильных дилеров РТ Руслан Абдулнасыров. «Государство, как регулятор, нашло в себе силы. Понятно, что они сразу видели эту брешь, но ее держали для того, чтобы все-таки автомобилизация населения шла в том же темпе, в каком она шла до начала СВО. Сейчас ситуация поменялась, и автомобилей более чем достаточно. Пришли китайские производители, которые фактически заполонили рынок абсолютно разными марками и моделями с разными качеством. Вопрос был только в том, когда это произойдет», — отметил эксперт.
С введением нового порядка ввоза импортируемые автомобили («неважно, из Китая, ОАЭ или Европы») подорожают на 30%, оценивает Абдулнасыров. При этом на параллельный импорт приходилась 10-я часть авторынка. «Она не сильно влияла, это не принципиально какая-то большая доля рынка в размере 30 или 40 процентов. Но в любом случае сейчас на автомобильном рынке затишье так называемое. Из рук продавцов рынок перешел в руки покупателей, и даже эти 10 процентов будут каким-то подспорьем.
«Автомобили, которые завозились параллельно вместе с машинами официальных дилеров, конечно же, отвалятся, потому что будет абсолютно неинтересная цена. Плюс у китайцев достаточно жестко работает техническая поддержка. Если автомобиль для китайского рынка был привезен в Россию, он под обслуживание не попадает. Даже если официальный дилер, технически он не сможет это осуществить, потому что у него недостаточно программного обеспечения и оборудования для ремонта этой машины», — подчеркнул собеседник.
Сам ввоз автомобилей станет более прозрачным, но машины при этом подорожают, отметил руководитель автоброкерской компании F5 Avto Айрат Султанов. «На сегодняшний день известно, что разрешили ввоз „недружественных“ брендов параллельным импортом до 2027 года, а это все известные бренды, также Россия хочет, чтобы на ввозимые автомобили распространялась таможенная сетка России, а она значительна выше, чем в других странах таможенного союза. Остается открытым вопрос, будет ли разрешен ввоз авто, если есть его дилер в РФ. Время покажет. Подводя итоги, можно сказать, что параллельный импорт не закончится, будет также работать, но цены в России вырастут. На 15–20 процентов, я думаю, вырастут как минимум», — поделился наш собеседник.
Особого ажиотажа в связи с новыми правилами пока нет, отметил Султанов. «Люди сейчас только узнают об этом. Дело в том, что сейчас китайский Новый год, поставки из Поднебесной на паузе. Когда новая партия приедет, уже наступит 1 апреля. Но я думаю, что 1 апреля изменения не вступят. К 1 апреля же только подготовят законодательную базу, ее еще нужно обсудить, принять. А это какое-то время. Поэтому люди еще успеют купить. С другой стороны, на те остатки, которые есть в той же Киргизии, цены тоже уже подросли. Допустим, те же Geely Monjaro стоили около 29 тысяч долларов, а сейчас уже 30–31 тысячу. Это еще 2023 год только, даже не 2024-й. Плюс в 2024 году растаможка в Киргизии самой подорожала на 15 процентов, это добавляет еще 700 долларов к стоимости», — говорит руководитель F5 Avto.
«Очевидно, что дешеветь машины не будут, — только дорожать. Вопрос — как быстро»
И что дальше?
По мнению Кадакова, параллельные машины все равно будут дешевле, но интерес к их покупке заметно снизится. «Уже разница [в стоимости] не будет такой существенной. Например, с Geely Monjaro разница была 1,5 миллиона [рублей], а теперь будет 300–400 тысяч. Многие скажут: „Зачем мне какая-то параллельная машина, без официальной гарантии? Ее надо еще русифицировать“», — сказал главный редактор журнала «За рулем».
Еще один вопрос, который обсуждается, — придется ли доплачивать в российский бюджет владельцам уже ввезенных машин? Четкого ответа на него российские власти пока не дали. Моржаретто не исключает: даже если сейчас успеть до 1 апреля и сэкономить на покупке, «потом, вполне возможно, придут и потребуют доплату». «Найти лазейку в законодательстве можно в любом. Другое дело, что с нашим правительством, нашим законом лучше не играть в азартные игры. Все равно заставят доплатить», — отметил эксперт.
Каким окажется «рвение» таможни и будет ли правило доплаты иметь обратную силу, пока неясно, подтверждает Кадаков. «Таможня может посмотреть по базе, что автомобиль ввозили 14 февраля, например, и сказать: „А давайте-ка мы доначислим“», — предположил спикер. При этом эксперт надеется на то, что обратной силы все-таки не будет. И в таком случае имеет смысл успеть купить автомобиль подешевле. «На этом сейчас всю свою рекламную кампанию строят эти „параллельщики“, которые подвязаны. Дескать, все, импорт закрывается с 1 апреля, успейте купить сейчас. В общем-то, конечно, не очень весело», — сказал наш собеседник.
Станут ли официальные дилеры поднимать цены после 1 апреля? Сейчас «немножко не то время», чтобы повышать стоимость, отметил Кадаков. Автомобилей на рынке сейчас гораздо больше, чем желающих их купить, и период скидок и подарков еще идет. «Но в целом, конечно, когда у вас иссякает канал, который хоть какую-то альтернативу составлял по цене, можно предположить, что при первой же возможности они (дилеры — прим. ред.) гораздо быстрее поднимут цены, чем если бы оставался параллельный импорт. Очевидно, что дешеветь машины не будут, — только дорожать. Вопрос — как быстро», — указал главред «За рулем».
Султанов не сомневается, что после вступления в силу новых правил ввоза дилеры поднимут цены. «Потому что конкуренция со стороны параллельного импорта ослабнет, соответственно, смогут увеличить свою маржу. Эти изменения в их интересах в первую очередь», — указал наш собеседник.
По словам Моржаретто, появятся новые способы дешевого ввоза: «Наши люди всегда найдут, где сэкономить». Кадаков же считает, что схем почти не осталось и единственная возможность сэкономить — это ввозить автомобиль сразу под конкретного человека и таким образом снижать размер утильсбора.
Несмотря на ожидаемое подорожание, спрос на параллельные машины частично останется, считает Абдулнасыров. «Есть разные категории клиентов. Есть те, которым цена неважна, для них имеют значение наличие автомобиля, марка, модель, имиджевая составляющая, безопасность — у всех свои критерии выбора, и им неважна цена. Безусловно, какое-то количество людей, которое искало именно выгоду в стоимости, пойдут покупать у официального дилера. Автомобили будут становиться более недоступными, и естественно, что на первый план выходит сегмент премиальности, когда для клиента важна не цена, а возможность покупки», — указал спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.