«Основная ценность этого момента в том, что у нас сегодня есть возможность увидеть свои таланты и сделать их конкурентоспособными в масштабах в том числе мира», — рассуждала на прошедшем заседании экспертного клуба «Волга» министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Его темой стали итоги нацпроекта «Культура». Однако бо́льшую часть времени участники встречи посвятили не инфраструктурным изменениям, а происходящему переосмыслению сферы. О том, как оценивают ситуацию с культурой жители РТ и почему для творцов сейчас «золотое время», — в материале «БИЗНЕС Online».
«Основная ценность этого момента в том, что у нас сегодня есть возможность увидеть свои таланты и сделать их конкурентоспособными в масштабах в том числе мира», — рассуждала на прошедшем заседании экспертного клуба «Волга» министр культуры Татарстана Ирада Аюпова
«Культура — это не только социальная сфера, которая финансируется по остаточному принципу»
Какие изменения сегодня происходят в культуре и в каком направлении она развивается? С такого вопроса начал в минувшую пятницу заседание экспертного клуба «Волга», которое на этот раз было посвящено итогам реализации национального проекта «Культура», генеральный директор агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов.
«Для меня основной результат пятилетки национального проекта — это отнюдь не развитие инфраструктуры, хотя это тоже очень важная история», — призналась министр культуры РТ Ирада Аюпова. Говорить, по ее словам, сейчас следует о двух тенденциях. Первая — объединение сообществ, а в каких-то направлениях и формирование новых. Вторая — это переосмысление экономической составляющей культуры. «Не секрет, что долгие годы мы воспринимали отрасль культуры как [только] государственные или муниципальные учреждения», — отметила она. В целом же, по предварительным итогам, за 11 месяцев 2023 года общий объем рынка сферы культуры в Татарстане составил около 6,3 млрд рублей. Из них доходы госучреждений — 2,6 миллиарда.
Последние два года, продолжила Аюпова, доказали, что культура не имеет границ. «Кто бы ни пытался установить границы, это фактически нереализуемо», — подчеркнула министр, добавив, что практически все присутствующие на заседании имеют партнеров не только в других регионах РФ, но и во всем мире.
До начала заседания экспертного клуба «Волга» руководитель обособленного подразделения АНО «Диалог Регионы» в РТ Марсель Гильмеев представил результаты опроса, проведенного совместно с проектом «Татарстан — республика достижений».
Так, 67% опрошенных жителей РТ отмечают, что за последние пять лет их культурная жизнь стала несколько насыщеннее. 70% знают, что происходящие изменения так или иначе относятся к нацпроекту «Культура».
Максимально высокую оценку получили изменения, которые касаются развития инфраструктуры, строительства, ремонта, обеспечения техникой объектов культуры. В 90% случаев респонденты отметили, что именно формирование инфраструктуры способствует развитию культуры в Татарстане.
Высокую оценку получил проект «Пушкинская карта». Однако респонденты хотели бы его развития и расширения на разные возрастные категории.
В числе пожеланий на будущее: больше информации о культурных мероприятиях, продолжение развития инфраструктуры, наполнение ее содержательными мероприятиями, а также поддержка молодых артистов и деятелей культуры.
«Тот факт, что сегодня государство продемонстрировало свое отношение к культуре, возведя ее в ранг государственных приоритетов, лишний раз показывает, что культура — это не только социальная сфера, которая финансируется по остаточному принципу. Это очень амбициозная, развивающаяся сфера экономики, — заметила она. — То, что наше государство думает о том, каким будет лицо сегодняшнего дня в глазах будущего поколения, говорит о долгосрочной государственной политике».
Происходящие сегодня изменения в культуре режиссер и продюсер Ильшат Рахимбай сравнил с медитацией, погружением в себя
«Никогда такого не было. Любые деньги… Когда такое еще было?»
Происходящие сегодня изменения в культуре режиссер и продюсер Ильшат Рахимбай сравнил с медитацией, погружением в себя. «Я заметил именно в этом году, что в масштабе государства и региона люди стали прислушиваться к тому, что внутри, к языку, культурным кодам», — пояснил он. По его словам, деятели культуры и зрители начали перестраиваться и обращать внимание на вещи, о которых нужно говорить «через призму нашего менталитета».
«[Фильм] „Микулай“ — это произведение, созданное в пределах нашего региона, в нашем менталитете, он снят и показан здесь. Такой опыт лично мне показал, что это возможно, и в данном направлении можно и нужно развиваться, надо развивать культуру», — отметил Рахимбай. Режиссер признался, что до сих пор получает отзывы о картине. «Каждый день мне приходит отзыв, в котором говорят, что фильм сделал что-то невероятное. Многие признаются, что они не испытывали таких эмоций [раньше]. Это показывает, что искренне сделанная здесь [работа] имеет абсолютно другую силу воздействия», — резюмировал он.
«Если в основе всего, что мы делаем, будет любовь, то границы, пространства сразу исчезают. Потому что сердца говорят с сердцами. И не надо никого агитировать и так далее. Единственное, мы должны гореть, желать делиться любовью. Тогда все сразу заиграет красивыми удивительными красками. И вот это сейчас появляется», — подхватил телепродюсер, гендиректор НПО «Кириллика» Николай Шкаруба (директор фильмов цикла «Земля людей» на канале «Культура»).
Николай Шкаруба: «Если в основе всего, что мы делаем, будет любовь, то границы, пространства сразу исчезают. Потому что сердца говорят с сердцами»
Также он привел несколько примеров, которые демонстрируют происходящие изменения. Например, во время съемок фильма о Тверской губернии представители его команды отправились в архив, но «были вынуждены занимать очередь». Т. е. люди в последние 5–6 лет таким образом стали проявлять интерес к истории, чего раньше не было, сделал вывод он.
Шкаруба также поделился, что выступает экспертом президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). «Порой приходится изучать много заявок из разных регионов. То, что было вначале, когда в ПФКИ присылали заявки, читаешь, там какие-то инопланетные… И сейчас — совершенно другое. А это как раз и есть индикатор. Происходит трансформация, осмысление того, что мы все делаем», — обратил он внимание.
Позже спикер отметил, что сегодняшний момент для творцов — «золотое время». «Если мы посмотрим историю, то любой творец должен был иметь или покровителя, или связи с каким-нибудь промышленником, ему приходилось идти на поклон. Сейчас есть фонд президентских грантов, ПФКИ, пожалуйста, творите. Никогда такого не было. Любые деньги, только должен быть правильно сформированный проект. Когда такое еще было?» — сказал продюсер.
«Мы на протяжении очень долгого периода жили в парадигме «модное все, что произведено не в России», — заметила в ходе дискуссии Аюпова
«Сегодня есть возможность увидеть свои таланты и сделать их конкурентоспособными»
«Мы на протяжении очень долгого периода жили в парадигме „модное все, что произведено не в России“. Это касалось всего — и фильмов, и художественной литературы, и театральных постановок. Эта парадигма была доминирующей», — заметила в ходе дискуссии Аюпова.
«Заискивание перед импортным», по ее словам, формировалось не одно десятилетие. Но любая трансформация — это смена парадигмы. Уже сегодня появляется большое количество модных российских дизайнеров, национальных фильмов, «которые глубже и интереснее многих западных». «Наверно, основная ценность этого момента в том, что у нас сегодня есть возможность увидеть свои таланты и сделать их конкурентоспособными в масштабах в том числе мира, не ограничивать рынок только Россией», — подчеркнула она.
Внутреннее потребление национального культурного продукта также растет. Так, по итогам 2023 года жители республики и ее гости более 90 млн раз посетили различного рода культурные активности на территории Татарстана. Здесь важная цель — чтобы люди, готовые «опубликовать» свое творчество, получили поддержку со стороны земляков, соотечественников. «Чтобы было модно не только купить какую-то штучку зарубежную, но еще и уважить, увидеть талант рядом с собой», — сказала министр.
Дискуссию продолжила руководитель креативного агентства Evolution Арина Судакова. Ее команда среди прочего работала над концепцией дизайна Сберхаба, который располагается в IT-парке им. Рамеева. «[Гости] идут и говорят: „Ну да, а здесь уже не наши работали дизайнеры“. [А им отвечают]: „Почему? Здесь работала казанская команда“», — вспомнила Судакова, добавив, что сейчас ее команда реализует аналогичный проект Сберхаба и в Санкт-Петербурге.
Руководитель креативного агентства Evolution Арина Судакова
«Возможен ли был такой рост [в прежних условиях] маленькой „замкадешной“ компании (которая родом из Татарстана, но очень гордая), что мы начинаем работать с такими корпорациями, как „Ростех“, „Газпром“, Сбер, СИБУР? — задалась она вопросом. — Наверно, нет. Скорее сохранялся бы тот тренд, что мы хотим посмотреть на Запад, привлечь западных архитекторов…» При этом, заметила Судакова, сегодня в архитектуре на передовой находятся азиаты, а в любом китайском архитектурном бюро обязательно найдутся (помимо китайцев) индус, русский и европеец.
Позже руководитель Evolution высказала пожелание, чтобы в России креативную индустрию приравняли к IT-индустрии: «Я бы очень хотела, чтобы у нас был сниженный налог, чтобы таких компаний, как у Арины Судаковой или коллег, возникало как можно больше. Потому что мы действительно являемся драйверами экономики. <…> Мы как отрасль сможем дать огромный вклад в ВВП нашей страны». Напомним, в прошлом году российский минкульт предлагал ввести для креативных индустрий льготы по налогам, как в IT. «Коммерсантъ» писал, что в весеннюю сессию Госдума должна рассмотреть во втором чтении законопроект, создающий правовую базу для этого сегмента.
По словам Ильяса Гафарова, сегодня именитые музыкальные критики оценивают татарстанскую музыкальную сцену как «очень развивающийся рынок»
Казань — столица медиаискусства
В последние пять лет инди-лейбл Yummy Music начал выпускать альтернативную музыку не только на татарском, но и на чувашском, калмыцком и башкирском языках, заметил директор лейбла Ильяс Гафаров. По его словам, сегодня именитые музыкальные критики оценивают татарстанскую музыкальную сцену как «очень развивающийся рынок, который становится заметным на просторах российской музыки».
О более локальных изменениях также рассказал создатель фестиваля медиаискусства «Нур» Рашид Османов. Он напомнил, что его мероприятие проходит в Казани уже три года. И если на первый фестиваль пришли 14 тыс. человек, а большинство людей не понимали, «что это такое», то в 2023-м событие за три дня собрало уже около 100 тыс. посетителей.
Создатель фестиваля медиаискусства «Нур» Рашид Османов
Казань он назвал столицей медиаискусства и напомнил, что именно здесь в 1960-е годы было основано студенческое конструкторское бюро «Прометей», участники которого в числе первых в Советском Союзе начали экспериментировать с лазерами и видео. «Когда-то эта традиция по каким-то причинам была частично утеряна», — с сожалением заметил Османов.
Создатель «Нура» также рассказал о самом большом в мире фестивале медиаискусства, проходящем во французском Лионе. За неделю он собирает 2 млн посетителей со всего мира. «Это вообще градообразующий экономический проект, который проходит один раз в год. Вот эта экономическая составляющая от притока туристов действительно приносит очень много городу», — поделился спикер, добавив, что сегодня коммерческий сектор в России также начинает понимать, что это «интересное направление, в которое стоит вкладываться».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.