Халиуллин задержался в Казани — ради похорон своего товарища

Еще на прошлой неделе Хайдар Халиуллин должен был уехать в санаторий. Там его ждали родственники, но Хайдар Хайруллович остался в Казани. Ради похорон.

В Казань должны были доставить его старого товарища и друга Наиля Галеева. Они вместе трудились в ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, но отношения были ближе, чем деловые: когда Халиуллин попал в тиски уголовного дела, Наиль на протяжении нескольких лет, как верный товарищ, ходил в суд и не прекращал его поддерживать. Осенью Галеев вступил в ряды Российской армии, заключил контракт с минобороны, в январе уехал на СВО — служить медиком, спасая наших солдат. Но себя уберечь не сумел.

Гроб с телом Галеева должны были доставить в Казань еще в пятницу, но рейс задержался в Ростове. Рассказывают, что близкие Халиуллина уже уехали в санаторий, но Хайдар Хайруллович решил дождаться похорон.

Галеева похоронили в мемориальном комплексе «Курган» на М7, оттуда Хайдар Хайруллович поехал в Удмуртию. После Набережных Челнов свернул на север, заехал на территорию Алнашского района — это 50 км до Можги и около 120 км до Ижевска. Халиуллин ехал один за рулем своего компактного кроссовера Kia Seltos.

Что именно произошло с Хайдаром Хайрулловичем за рулем — сейчас уже вряд ли возможно установить. По данным удмуртского управления ГИБДД, в 16:50 его автомобиль вылетел на встречную полосу — автоинспекторы указывают, что водитель не справился с управлением. По встречке летел другой автомобиль — Volkswagen Tiguan.

Судя по кадрам, у Халиуллина почти не было шансов: лобовая часть автомобиля разбита всмятку, хотя двигатель на месте — возможно, он и прижал Хайдара Хайрулловича. Еще одна важная деталь: на лобовом стекле нет следов удара, значит, бывший глава ассоциации МСБ был пристегнут. А еще сработала подушка безопасности.

Водитель Tiguan чудом выжил. Судя по опубликованным кадрам, он пытался уйти от удара с вылетевшей на встречку машиной. Но повреждения все равно выглядят пугающими. О состоянии водителя пока не сообщается. Известно лишь, что ему 53 года.

Прощание с Халиуллиным пройдет сегодня в Казани — в мечети Куддус в казанском поселке Карьер по адресу: Яснополянский переулок, 16. Траурная церемония начнется в 14:00.

Хайдар Халиуллин входил в общественную палату РТ, был зампредом торгово-промышленной палаты республики Хайдар Халиуллин входил в Общественную палату РТ, был зампредом Торгово-промышленной палаты республики Фото: «БИЗНЕС Online»

От строительных подрядов до создания бизнес-ассоциации

Халиуллин родился и вырос в Казани, а после окончания школы решил связать свою жизнь с речным флотом: в 1982 году окончил Нижегородскую академию водного транспорта. Начинал трудовой путь штурманом на грузовых судах Тольяттинского судоремонтного завода, после службы в армии преподавал экономику в Казанском речном техникуме.

А в 1991 году, на волне становления новой России, создал и возглавил фирму «Курс». Рассказывают, что брал небольшие строительные подряды и преуспел в первую очередь не в бизнесе, а в общении: талант объединять, заводить связи, выстраивать нетворк помог ему создать фактически с нуля и без какой-либо указки сверху профсоюз малого и среднего бизнеса Татарстана. Его назвали ассоциацией предприятий.

«Это мое детище, которому отдано более 15 лет жизни. Первые годы было трудно. Иногда свои деньги отдавал, иногда кредит брал, но текущие расходы и зарплату покрывал вовремя. И ассоциация развивалась», — рассказывал Хайдар Хайруллович в интервью «БИЗНЕС Online» о том, как в 2002 году возглавил ассоциацию МСБ.

Параллельно входил в Общественную палату РТ, был зампредом Торгово-промышленной палаты республики. «Никто не знал, что надо делать. Меня просили: „Давай, Хайдар, ты займись этим…“ Я организовал в палате рабочую группу по ЖКХ, вокруг собралось много специалистов, и дело пошло. Мы столько конференций, круглых столов провели, проблемы ЖКХ — а их немерено — со всех сторон рассматривали, решения предлагали, доносили их до правительства», — говорил Халиуллин.

Самое большое наказание получил Хайдар Хайруллович — 7 лет колонии общего режима. Это с учетом того, что суд оправдал его по трем эпизодам мошенничества, пяти эпизодам покушения и 25 эпизодам подделки документов и легализации денег Самое большое наказание получил Хайдар Хайруллович — 7 лет колонии общего режима. Это с учетом того, что суд оправдал его по трем эпизодам мошенничества, пяти эпизодам покушения и 25 эпизодам подделки документов и легализации денег Фото: «БИЗНЕС Online»

Уголовное дело: Халиуллин до конца заявлял о своей невиновности

Черная полоса длиною в пять лет началась в жизни Хайдара Хайрулловича в 2016-м. Тогда МВД по РТ заинтересовалось программой распределения лизинг-грантов министерства экономики РТ. Халиуллин и члены ассоциации входили в «распределительный» комитет, который решал, кто из предпринимателей достоин получения государственной поддержки в размере до 3 миллионов.

Показания на Халиуллина дал юрист ассоциации Тимур Аюпов — время от времени он заменял Хайдара Хайрулловича в конкурсной комиссии и заявил силовикам, что названия юрлиц-победителей были известны заранее. А часть денег они «откатывали» членам комиссии. Причем свои показания Аюпов дал после того, как отсидел около месяца в СИЗО.

Халиуллин свою вину не признавал и заявлял об оговоре со стороны Аюпова. «Еще раз обращаюсь к гражданам: я ничего не воровал, не похищал, никаких взяток не давал», — говорил Хайдар Хайруллович.

Хайдар Халиуллин: «Не видел этих денег, никому их не носил, вообще был не в курсе аферы»

Но убедить суд не смог — и даже около недели провел в следственном изоляторе, но, после того как в защиту Халиуллина выступили многочисленные предприниматели Татарстана, его меру пресечения смягчили до домашнего ареста.

На скамье подсудимых оказались 22 человека, а процесс в Вахитовском райсуде растянулся на полтора года. Вместе с ним обвинили его бывшую супругу Марину и ее подругу по вузовской скамье Веронику Мирзагалямову: по версии обвинения, именно они подыскивали подставные фирмы. Схема, по сведениям правоохранителей, принесла из бюджета около 22 млн рублей, еще в 18 млн оценили покушение на гранты, деньги за которые не были получены. Аюпова судили отдельно — он заключил досудебное соглашение, сознался во всех преступлениях и получил условный срок.

А самое большое наказание получил Хайдар Хайруллович — 7 лет колонии общего режима. Это с учетом того, что суд оправдал его по трем эпизодам мошенничества, пяти эпизодам покушения и 25 эпизодам подделки документов и легализации денег.

Полтора года Халиуллин добивался, чтобы его освободили из колонии по состоянию здоровья. И вот, в апреле 2021-го, суд выпустил его с формулировкой: «Учитывая неблагоприятный прогноз для жизни…» Полтора года Халиуллин добивался, чтобы его освободили из колонии по состоянию здоровья. И вот в апреле 2021-го суд выпустил его с формулировкой: «Учитывая неблагоприятный прогноз для жизни…» Фото: «БИЗНЕС Online»

Буквально за несколько дней до приговора стало известно, что у Халиуллина обнаружен рак второй стадии. «Я об этом вчера узнал от знакомых. Видимо, он не хотел, чтобы [мы] беспокоились», — говорил его сын Дамир. Хайдар Хайруллович надеялся на то, что его оправдают — на декабрь 2019-го у него была запланирована операция по удалению опухоли.

Полтора года он добивался, чтобы его освободили из колонии по состоянию здоровья. И вот в апреле 2021-го суд выпустил его с формулировкой: «Учитывая неблагоприятный прогноз для жизни…»

«Мой день рождения с 25 апреля переносится на сегодня!»: как освобождали Хайдара Халиуллина

«Меня освободили по болезни, но я не теряю надежд. Покажу еще себя в активной жизни. Тюрьма есть тюрьма. Кстати, у меня многие взгляды поменялись на жизнь. Я как будто бы побывал на курсах повышения квалификации по углубленному изучению жизненных позиций. Планов много. Нужно адаптироваться и полечиться», — говорил Халиуллин после освобождения.


«Мне кажется несправедливым, что он ушел в мир иной с этой репутацией»

Казанские предприниматели, члены ассоциации предприятий МСБ, вспоминают своего экс-руководителя, коллегу и товарища.

Айрат Гиматутдинов — управляющий партнер «Кроу Аудэкс»:

— Мы с ним были знакомы с 2005 года, я его знал только с хорошей стороны. Он всегда был очень справедливый, такой ответственный гражданин, стремился оказать помощь предпринимателям в первую очередь, участвовал в работе Общественной палаты РТ, ну и как человек был очень порядочный.

У меня как-то дети захотели поехать на Сабантуй, и я в присутствии Хайдара Хайрулловича обмолвился об этом. Он сразу же: «Давай поехали ко мне в деревню». Мы поехали, нас там очень хорошо приняли, дети были в восторге, всем очень понравилось. Вот так просто взял и пригласил, мы у его родственников побывали всей семьей. Это было лет 10 назад, дети (они были еще подростками) на всю жизнь запомнили эту поездку. Очень жалко, что так произошло вчера, только самые добрые воспоминания будут о нем.


Ильдус Янышев — генеральный директор группы предприятий безопасности «Контр»:

— Я Хайдара Хайрулловича знал с начала 2000-х, поэтому могу достаточно много о нем рассказать, зная его лично, его семью, друзей и членов ассоциации, которую он возглавлял. Об ассоциации вам расскажут много людей, но нас с ним связывала общая страсть к велосипедам, плюс к этому мы с ним 15 лет подряд делали велопробег предпринимателей. Начинали с небольших 70–100 километров и в дальнейшем развили его до 500 километров. Последний пробег был Казань – Ижевск. Он мужественно, невзирая на немолодой возраст, прошел его и все время вел себя как мальчишка…

Когда в отношении Хайдара возбудили уголовное дело (а я относился к нему как к самому близкому, брату), я спросил у него: «Хайдар, скажи мне как брату, ты брал эти деньги или нет?» Он ответил: «Я клянусь ребенком, что этих денег не брал». И мне кажется несправедливым, что он ушел в мир иной с этой репутацией. Я хотел бы, чтобы его родные и близкие предприняли все действия, чтобы разрешить это в скорейшее время.


Мунир Гафиятуллин — генеральный директор ОАО «СКАТ»:

— Мы с ним знакомы еще с 90-х годов. У меня при первом знакомстве создалось впечатление, что это человек действительно думающий, знающий и делающий все для того, чтобы поддержать малый и средний бизнес в Республике Татарстан. Не зря эта ассоциация работала и работает, я также являюсь членом ассоциации предприятий МСБ. Личные истории вспомнить не могу, потому что у нас больше была профессиональная деятельность и работа в ассоциации. Я вспоминаю, когда мы с ним вместе готовили изменения к 44-му закону о госзакупках, это была моя самая первая работа в ассоциации — рабочая группа в Общественной палате РТ, которую возглавлял Хайдар Хайруллович. Как раз здесь проявлялось его умение грамотно, толково работать. Очень жаль, что его больше нет, это действительно огромная потеря для предпринимателей Республики Татарстан.