«Что она делает недостойно? На пляж вы ходите в купальниках, кого это оскорбляет? Значит, не ходите на пляж!» — защищала сегодня свое детище руководитель «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова. Главной темой пресс-конференции по итогам республиканского конкурса красоты стал возраст победительниц. Титул «Мисс Казань», напомним, получила 16-летняя девушка, а главной красавицы республики — школьница в возрасте 14 лет. Как оказалось, 14-летний входной «порог» в Татарстане действовал практически всегда, хотя и на «Мисс Россия», и на «Мисс Вселенная» пускают только совершеннолетних девушек. О том, что о скандале думают психологи, — в нашем материале.
Изольда Сахарова убеждает, что модельная карьера у большинства девушек начинается с 12 лет и заканчивается до 20 лет за некоторыми исключениями
«Слишком юная для чего?»
Пожалуй, такого резонанса, как в этом году, республиканский конкурс красоты «Мисс Татарстан», проводящийся ежегодно с 1998-го, не имел еще никогда. И неясно, обрадовались ли ему организаторы, вот уже 26 лет занимающиеся этим мероприятием. Напомним, по итогам конкурса, который прошел 27 января на сцене казанской «Пирамиды», «Мисс Казань» стала 16-летняя Александра Кочергина родом из столицы Татарстана, а титул главной красавицы республики завоевала 14-летняя Эвелина Габитова из Набережных Челнов, которая «моделит» аж с 6 лет. И это решение привело общественность в замешательство. Обычно публика обсуждает, насколько право оказалось жюри и заслуженно ли раздали «короны», менее скромные приступают к оценке качеств участниц. Но на этот раз дискуссия свелась к возрасту главной победительницы.
«Мама» конкурса, президент общественной организации «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова сама завела разговор о возрасте на сегодняшней пресс-конференции и призналась, что заметила «шквал разговоров» в обществе. Несмотря на то что Сахарова держалась стойко, некое недоумение и отчасти раздражение в ее голосе ощущались. «Слишком [юная] для чего?» — удивлялась основательница конкурса, когда уточнили, чем продиктована необходимость ставить возрастной ценз с 14 лет, а не с 16, как это, например, было в прошлом году.
Сами победительницы всю пресс-конференцию сидели, сложив руки на столе, и мило улыбались. В речи Габитовой порой чувствовались заученные фразы — «получила невероятные ощущения, наполнена чувством безмерной гордости, безмерно благодарна жюри, обрела бесценный опыт»… В конце юную обладательницу короны «Мисс Татарстан» попросили на татарском языке немного рассказать о своей семье, на что девушка, как в школьном сочинении, сказала: «Я люблю татарский язык. В моей семье три человека — папа, мама и я. Я очень люблю свою семью, я очень люблю своего папу, свою маму. Все».
«Мисс Казань» стала 16-летняя Александра Кочергина родом из столицы Татарстана
Сахарова подтвердила, что победительница «Мисс Татарстан – 2024» не сможет принять участие в конкурсе «Мисс Россия» из-за своего возраста. Одно из условий федерального конкурса — девушке должно быть больше 18 лет. Но связано это якобы не с целомудренностью организаторов, а с тем, что бренд принадлежит холдингу «Русский стандарт», который известен алкогольной продукцией. «Разумеется, соседство юных девушек совершенно не соответствует этому бренду», — пояснила Сахарова. Так что в этом году в конкурсе примет участие победительница «Мисс Татарстан» прошлого года — Рамина Пронина. А у Габитовой «все еще впереди».
Корону «Мисс Татарстан – 2024» надели на голову 14-летней Эвелины Габитовой из Набережных Челнов
Большинство международных конкурсов также принимает конкурсанток с 18 лет, но есть и те, где позволяют участвовать именно с 14, отметила Сахарова. Впрочем, привести примеры с ходу затруднилась. Интересно, что, например, конкурс «Мисс Вселенная» недавно снял… верхнюю планку по возрасту, раньше здесь можно было состязаться, если тебе от 18 до 28 лет.
«Если девушка вышла на подиум и мы смотрим на ее фигуру, то это зазорно. А что зазорного-то? Почему красавица не должна обладать хорошей фигурой? Мы за спортивный образ жизни, за правильное питание в конце концов»
«Это серьезная, большая работа по эстетическому воспитанию детей и молодежи»
Нижний возрастной порог для участия в «Мисс Татарстан» всегда был с 14 лет, также заметила Сахарова. Только в прошлом году его повышали до 16, т. к. конкурс был юбилейный и на него приглашали девушек из соседних регионов. «Мы ввели новый титул „Мисс Бьюти Фест“, пригласили девушек из соседних регионов участвовать в нашем конкурсе. Именно в связи с этим мы малышек совсем звать не стали. А вообще, по условиям конкурса в „Мисс Татарстан“ всегда участвовали девушки от 14 лет», — сказала она, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
В целом же к модельной карьере девушек начинают готовить с 12 лет, а с 14 они уже «работают так, как положено работать именно в этой сфере», заметила президент общественной организации. «Более того, модельная карьера у большинства моделей заканчивается достаточно рано, [примерно] в 20 лет. У кого-то, у единиц, продолжается дальше», — добавила Сахарова. При этом она заметила, что конкурс не нацелен только на модельную карьеру, хотя такие возможности, конечно же, девушкам дают. А проект «Мисс Татарстан» в первую очередь носит образовательный характер.
«Мы не собираем девушек, смотрим их, показываем вам, стараемся выбрать из них лучшую и делаем из этого шоу. Нет, конечно! Это серьезная, большая работа по эстетическому воспитанию детей и молодежи. Наша деятельность вообще начинается со школы (школа моделей — Студия „Мисс Татарстан“ — прим. ред.). Мы туда приглашаем детей начиная с трехлетнего возраста. [Им преподают] этикет, культуру речи, стиль, основу дизайна и все те предметы, которые помогают быть уверенными и убедительными во внешних проявлениях», — уверяла она и добавила, что в этой школе стараются дать и как можно больше знаний, которые в дальнейшем могут пригодиться в любой сфере деятельности. Поэтому ничего зазорного в том, что участие в конкурсе принимают юные девушки, нет.
«О купальниках говорят… Почему о спортсменах не говорите? Давайте будем говорить о спортсменах. Почему гимнастки в купальниках выступают? Так в любом виде спорта, не возникает вопросов. Но если девушка вышла на подиум и мы смотрим на ее фигуру, то это зазорно. А что зазорного-то? Почему красавица не должна обладать хорошей фигурой. Мы за спортивный образ жизни, за правильное питание в конце концов», — защищала Сахарова и задалась вопросом, почему при входе в университет висят экраны с рекламой бургеров. «Вот к этому мы призываем молодежь? А если мы говорим, что тебе обязательно нужно в тренажерный зал, обязательно заниматься фитнесом, спортом, такой образ транслируем для окружающих, тех, кто смотрит. Мы создаем пример, которому стоит подражать, и показываем, что именно это красиво, именно в эту сторону надо следовать, а не в какую-то другую», — уверяла Сахарова.
Журналисты поинтересовались, а есть ли какие-то критерии оценивания девушек разного возраста. Понятие красоты включает в себя все и его нельзя разделить на какие-то составляющие, отметила Сахарова. «Живой человек, когда смотрит, он понимает, что одно дело — девушка в 23 года, как она общается, как себя позиционирует. Это одна история. Молодая девушка — это другая история. Это естественно воспринимает жюри. И из их субъективного, возможно, мнение создается, и то объективное. Я только этот путь вижу, и больше никакой», — сказала она, добавив, что жюри оценивают девушек по тем критериям, которые «традиционно вкладываются в понятие красоты». А это обаяние, артистизм, доброта, чистота.
«Меня очень оскорбляют нападки на 14-летнюю девочку! Пишут, что она что-то делает недостойно. Что она делает недостойно? На пляж вы ходите в купальниках — кого это оскорбляет? Значит, не ходи́те на пляж. Переключите канал или не приходите на конкурс, если вас это оскорбляет», — сказала Сахарова.
«Хотим говорить о настоящем, природном. Чтобы не было пошлости, ненастоящей красоты»
«Мы стараемся что-то противопоставить надутым губам!»
Комментарии про юный возраст участниц — это не нападки, а попытка защитить детей, возразил один из журналистов. «Вот эти 14-летние дети [которые участвуют в конкурсах красоты] — это результат потуг родителей, которые начинают водить детей на такие конкурсы с 7–8 лет», — подчеркнул он. Дальше возникла небольшая перепалка:
— Что именно вас оскорбляет? — спросила Сахарова.
— Знаете, в спорте есть разные весовые категории. Не будет же спортсмен весом 50–60 килограммов драться с тем, у кого 80!
— Вы знаете, мы не деремся!
— Нет, это борьба! Борьба за корону!
Сахарова призналась, что периодически сталкивается с вопросом, не рано ли детям участвовать в конкурсах красоты. «Нет, не рано! — рассуждала руководитель „Мисс Татарстан“. — Понимаете, чем раньше человек выходит на большую аудиторию, чем раньше обучается контактировать с людьми, тем менее болезненно это все происходит. Потому что, когда дети находятся в семье, [у них] все замечательно, хорошо. Все ему говорят: „Ты самый красивый, ты самый умный!“ А потом он (ребенок — прим. ред.) приходит в школу и понимает, что он не самый. И тут как раз и психологические травмы, и расстройства возникают».
Детский социум «достаточно жестокий», реверансов здесь не будет, и конкурс в том числе помогает участницам расти и социализироваться, подчеркнула спикер. Быть эстетически красивым — это очень важное качество, и его «нельзя игнорировать», отметила Сахарова.
«Разные могут быть мнения. Каждый выбирает для себя свой путь в жизни. Кто-то надевает хиджаб, кто-то идет служить монашками — это их выбор, они туда идут. Что такое профессиональный спорт? Это очень жестокая тема, но люди занимаются им», — рассуждала руководитель конкурса и указала, что в первую очередь организаторы говорят с родителями ребенка, с ними же заключается договор об участии.
Обе победительницы отметили, что сознательно пришли в «сферу конкурсов красоты, показов, съемок», и благодарили родителей, которые пошли навстречу их желанию. Кочергина призналась, что ее отец поначалу был против, но позже «смирился и понял, что был неправ». «Я безмерно благодарна Изольде Генриевне за такой конкурс. Потому что благодаря этому конкурсу я обрела бесценный опыт, много новых друзей и новых эмоций», — выступала Габитова с, казалось, заученным текстом. Чтобы опровергнуть утверждение о том, что участницы подобных конкурсов «глупые и ограниченные», Сахарова попросила рассказать Габитову о ее планах. Оказалось, девушка планирует продолжить модельную карьеру и выучиться на журналиста в одном из университетов Москвы.
Наконец, Сахарова выступила с критикой современной молодежной культуры. «Все сидят в гаджетах и смотрят на сделанные фотографии, следуют именно этим образцам. И вот от этого вы своих детей никогда не защитите, — заочно обратилась спикер к родителям. — И надо что-то противопоставлять. И мы стараемся что-то противопоставить надутым губам, <…> хотим говорить о настоящем, природном. <…> Чтобы не было пошлости, ненастоящей красоты», — пояснила руководитель конкурса и напомнила о существовавших прежде институтах благородных девиц.
Последней «Мисс СССР» в 1991 году стала Ильмира Шамсутдинова, ей тогда было 15 лет: «После меня девочки и в 13, и в 14 лет участвовали в конкурсе «Мисс Саратов», были такие случаи. Я считаю, что в этом ничего страшного нет»
«Я бы сказал, что там была другая достойная кандидатура»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают активное общественное обсуждение итогов «Мисс Татарстан – 2024».
Многолетним членом жюри конкурса является худрук и главный дирижер оркестра La Primavera Рустем Абязов, а среди конкурсанток была его дочь. «Делать скандал вокруг этого, мне кажется, не нужно. Или надо записать, что 14-летних не нужно допускать до конкурса, я бы поддержал такое решение, — говорит он. — Я бы сказал, что там была другая достойная кандидатура, но это была моя 16-летняя дочь, которую я не мог предложить на эту роль, поэтому стоял и молчал».
«Есть положение конкурса, где все прописано. Так было в течение 26 лет, что могут участвовать девушки от 14 до 23 лет. Все согласия от родителей несовершеннолетних имеются, — напоминает другой член жюри, замминистра по делам молодежи РТ и „Мисс Казань – 2016“ Софья Мустафина. — Есть жюри (порядка 25 человек), которые проголосовали. Посчитали голоса. У Эвелины Габитовой было больше всего голосов. Я свое предпочтение отдала другой девушке. Но, к сожалению, она набрала меньше голосов. А я за честность. На конкурс „Мисс Россия“ наша победительница поедет только тогда, когда ей исполнится 18 лет. Такое решение было сразу принято».
«В конкурсах красоты участницы в определенной мере оголяют свое тело, и тут вопрос к родителям, насколько их дочь, подросток, психологически к этому готова, — указывает психолог, доцент КФУ Лира Артищева. – Ей может быть забавно, интересно в свои 14 лет. Как мама, я была бы против участия в 14 лет на конкурсе красоты для взрослых. В жюри сидят мужчины и оценивают ее внешние данные, еще ребенка, наравне с более взрослыми участницами. У них неокрепшая психика, идет процесс становления себя как личности. Но в целом само понятие „конкурс красоты в 14 лет“ — почему бы нет. Что касается интимных моментов, то надо быть предельно аккуратными. Если родители контролируют весь процесс конкурса, отслеживают состояние своей дочери, то это решение только за ними». Другой психолог из КФУ, Рамиль Гарифуллин, считает, что надо разобраться, являются ли конкурсы красоты примером творчества. «Нужно смотреть в целом на развитие девушки, ее состояние. В любом случае возрастной ценз 16+ должен работать не только для кинозрителей, сайтов, книжечек, но, наверное, „16 плюс“ можно добавлять и для иных проектов. Например, если это афиша мероприятий каких-нибудь модельных агентств. Я сам сомневаюсь, что такие проекты относятся к творчеству и развивают ребенка. Эти дети решают психологические проблемы своих родителей, то есть те снимают свои комплексы», — считает собеседник нашей газеты.
Между тем последней «Мисс СССР» в 1991 году стала Ильмира Шамсутдинова, ей тогда было 15 лет. «У меня получилась такая история, не совсем красивая, конечно, — рассказала Шамсутдинова „БИЗНЕС Online“. — Я пошла с подругой на кастинг конкурса „Мисс Саратов“, чтобы поддержать ее, и мне пришлось заполнить анкету, я там вписала — 16 лет. И, когда прошла все этапы, то испугалась, рассказала маме. Она меня привела в дирекцию конкурса, а там сказали: „Ладно, пусть участвует девочка“. Я была уже высокой, мастером спорта по гимнастике. После меня девочки и в 13, и в 14 лет участвовали в конкурсе „Мисс Саратов“, были такие случаи. Я считаю, что в этом ничего страшного нет».
При этом собеседница нашей газеты признает, что сегодня времена изменились, тогда подобные конкурсы были экзотикой, а западный образ жизни казался образцом для подражания. «Сейчас время другое, да и конкурсы красоты изменились. Тогда это были конкурсы для комсомолок, а сейчас немножко другое содержание, да и репутация у них не очень хорошая, к сожалению. Думаю, поэтому такой скандал», — констатирует «Мисс СССР – 1991».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 142
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.