«Уже некого набирать!» — констатируют в большинстве российских компаний. Исследование одной из крупнейших платформ онлайн-рекрутинга HeadHunter показало: 85% опрошенных работодателей считают, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой в 2024 году. А соискатели стали отказываться от предложений о работе в полтора раза чаще, чем во времена до пандемии. Почему в последние годы кризис кадров ощущается все сильнее? По каким причинам соискатели отказываются от работы? Как помочь сотрудникам чувствовать себя комфортно? Об этом в колонке размышляет директор по развитию HRlink (входит в экосистему hh.ru) Дмитрий Махлин.
По статистике, в США люди отклоняют 17,3% оферов, то есть 1 из 6. В России соискатели стали отказываться от предложений о работе в полтора раза чаще, чем во времена до пандемии
Люди начали больше ценить себя
Мы наблюдаем один из худших кризисов на рынке труда. На кадровый голод из-за неблагоприятной демографической ситуации наложился отток специалистов, который начался зимой 2022 года. Даже те, кто, казалось бы, имеет и квалификацию, и возможности для активной трудовой деятельности, сегодня вдруг решают взять паузу — и не только в нашей стране. По статистике, в США люди отклоняют 17,3% оферов, то есть 1 из 6. В России соискатели стали отказываться от предложений о работе в полтора раза чаще, чем во времена до пандемии.
Конечно, у каждого человека свои причины уволиться и не искать новую работу, но можно выделить несколько общих предпосылок.
Смена ценностей. Неопределенность, связанная с пандемией, побудила многих пересмотреть жизненные приоритеты. Люди испытывают чувство беспокойства из-за затяжного кризиса во всех сферах. Поэтому некоторые выбирают саморазвитие и семью вместо карьеры.
Поиск баланса между работой и личной жизнью. Массовый переход на удаленку показал, что такой формат работы многим подходит. Сотрудникам нравится, что так они могут уделять больше внимания себе и своим семьям. Те организации, которые проигнорировали желание персонала остаться на удаленке, расплачиваются за это высокой текучестью кадров.
Чувство недооцененности и отсутствие карьерных перспектив. Все та же переоценка приоритетов привела к тому, что сотрудники стали больше ценить себя и свои навыки. У многих появились мысли о карьерном росте. Если работодатель не дает возможностей для роста, такие люди предпочтут уволиться. Придут ли они затем в вашу компанию, даже если ваши HR-специалисты «пылесосят» рынок соискателей вдоль и поперек? Зависит от нескольких факторов, которые рассмотрим далее.
Даже если вакансия идеальна с точки зрения должностных обязанностей и корпоративной культуры, вознаграждение, которое не соответствует ожиданиям кандидата, может стать препятствием для принятия офера
Почему соискатели отказываются от ваших предложений
Рынок труда благоприятствует кандидатам. Обладая широкими возможностями, соискатели становятся все более разборчивыми. Выделим три основные причины, почему они отклоняют ваши предложения.
1. Низкий уровень заработной платы.
Для многих низкая зарплата является одной из наиболее распространенных причин, по которым они отклоняют предложения о работе. Даже если вакансия идеальна с точки зрения должностных обязанностей и корпоративной культуры, вознаграждение, которое не соответствует ожиданиям кандидата, может стать препятствием для принятия офера.
Как работодателю избежать этого?
- Изучить рынок и выявить средний размер вознаграждения для данной должности.
- Честно и открыто говорить о зарплатной «вилке».
- Быть готовым вести переговоры с кандидатом.
2. Плохая корпоративная культура.
Корпоративная культура включает в себя множество элементов. То, как организация относится к сотрудникам, как работники взаимодействуют друг с другом и какие перспективы перед ними открываются.
Любой кандидат хочет работать в компании с прозрачными процессами, поддерживающей атмосферой и адекватным начальством. Если в организации проблемы хотя бы с одним из этих пунктов, соискатель может отклонить офер.
Как мы уже говорили выше, за последние несколько лет люди стали намного бережнее относиться к себе, а уровень запросов вырос.
Как не отпугнуть кандидатов отсутствием корпоративной культуры?
- Стремиться к созданию позитивной и доброжелательной атмосферы.
- Инвестировать в развитие сотрудников.
- Транслировать ценности компании вовне.
3. Отсутствие удаленки и бюрократия.
Для многих кандидатов длительные поездки на работу становятся препятствием при рассмотрении предложения о работе. Удаленка может стать отличным способом сделать жизнь сотрудников комфортнее. Так они смогут работать в удобном для них месте, без затрат на дорогу и потери времени на путь до офиса и домой.
Предложение удаленной работы может перевесить в глазах соискателя даже суперкрутую зарплату и дружный коллектив
Минус 30% зарплаты ради удаленки
А знаете ли вы, что предложение удаленной работы может перевесить в глазах соискателя даже суперкрутую зарплату и дружный коллектив? Недавнее исследование показало, что почти треть россиян готовы ради удаленной работы потерять в зарплате. Причем каждый десятый работник моложе 24 лет согласился бы потерять до 30% от заработка.
Конечно, не все виды деятельности предполагают хоум-офис. Но если такая возможность есть, то она может придать дополнительную ценность вашей компании. Правда, не исключено, что топ-менеджменту придется пересмотреть привычные подходы к оценке трудовой дисциплины и KPI подчиненных.
По опыту чаще всего в компаниях отсутствие удаленки идет рука об руку с бюрократией. Работодатели, которые создают множество правил и процедур, чаще всего не позволяют сотрудникам работать из дома. В таких компаниях время прихода работников в офис контролируется до минуты, а на каждое действие нужно отдельное разрешение в бумажном виде с личными подписями руководителей.
Как сделать жизнь сотрудников комфортнее?
- Ввести удаленный или хотя бы гибридный формат работы для тех должностей, которые это позволяют.
- Обеспечить сотрудников необходимой техникой.
- Перейти на безбумажный кадровый документооборот — КЭДО.
КЭДО расшифровывается как «кадровый электронный документооборот». Этот метод работы предполагает, что все кадровые операции проводятся онлайн без бумажных носителей. КЭДО позволяет подписывать документы и обмениваться ими без походов на почту и необходимости лично приезжать в офис.
Почти все кадровые вопросы можно решить через систему КЭДО. Исключения составляют приказы об увольнении для удаленных сотрудников, а также акт о несчастном случае и инструктаж по охране труда для всех остальных работников.
Благодаря КЭДО все кадровые документы хранятся в электронном виде. Так они не занимают место в архиве, а у сотрудников всегда есть доступ к необходимой информации.
Переход на КЭДО упрощает все процессы. Это освободит время на поиск более подходящих кандидатов и ускорит процесс найма
Как переход на систему КЭДО помогает компаниям уменьшить количество отказов кандидатов?
- Использование современных технологий в работе улучшает имидж организации. Это привлекает молодых и продвинутых соискателей.
- Сотрудникам не нужно ездить в офис, чтобы поставить подпись. Поэтому КЭДО особенно нравится тем кандидатам, которые хотят работать на удаленке или живут за границей.
- Переход на КЭДО упрощает все процессы. Это освободит время на поиск более подходящих кандидатов и ускорит процесс найма.
Получить консультацию о системе кадрового электронного документооборота HRlink можно здесь.
* По данным исследования в 2023 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.