В галерее современного искусства «БИЗON» открывается новая выставка «Взгляни на дом свой, ангел» В галерее современного искусства «БИЗON» открывается новая выставка «Взгляни на дом свой, ангел»

1. Увидеть холсты-фасады, расписанные ведущими уличными художниками Европы и России

Художница Динара Хёртнагль привезла в «БИЗON» новые работы из серии «Говорящие стены». Она создает картины в виде фасадов зданий, а затем уличные художники — каждый в своей неповторимой манере — добавляют на холсты свои рисунки. Впервые этот проект был показан в музее «Эрарта», затем его оценили в Европе. В Казани Динара впервые в России представит работы в коллаборации с европейскими urban artists — в экспозиции получилось объединить целый срез ведущих уличных художников мирового уровня. Например, зрители смогут увидеть рисунки Berlin Kidz из Германии и Skirl из Австрии — эти авторы оказали огромное влияние на становление новой волны стрит-арта в России. А первый считается немецким Бэнкси — его безуспешно уже много лет разыскивает полиция.

«Коммуникация с европейцами из разных городов была очень трудной, — признается Хёртнагль. — Если в России мне достаточно было назвать пару-тройку имен тех, с кем коллаборации уже готовы, то с авторами из Европы приходилось подробно разъяснять концепцию проекта, условия сотрудничества. Привезти в Россию международный проект в наше время оказалось непростой задачей. Это настоящая победа, что европейские работы проделали такой долгий путь и оказались в Казани».

Восьмистворчатый полиптих «Дежавю» 8-створчатый полиптих «Дежавю»

2. Испытать эффект дежавю

На втором этаже урбанистическая тема продолжается. Там зрители увидят один из ключевых экспонатов выставки — 8-створчатый полиптих «Дежавю» Ленара Ахметова, занявший сразу две стены (длина произведения — 6 м). Художник работал над этим масштабным произведением 1,5 года. В строгой и изысканной графике Ахметов рисует панораму старого города: дымят паровозы, разъезжают ретрокары, художнику удалось передать почти сказочную безмятежность.

Создавая «Дежавю», Ахметов использовал авторский метод, секрет которого не раскрывает. Известно лишь, что художник применял голографические и зеркальные пленки, пейнт-маркеры, пластик, иногда фольгу. Главной сложностью стали расчеты в стыковках, ведь рисунок каждого последующего блока должен был четко продолжать предыдущий.

«В „Дежавю“ мы видим собирательный образ старого города. Его не существует и не существовало в реальности, — говорит Ахметов. — Отсюда и название — словно я однажды уже был там, одновременно с этим испытываю сожаление, что не могу вновь оказаться. Хотелось передать ощущение тепла от этого нетехногенного мира, запечатлеть его, как на старой черно-белой фотопленке».

Серия работ Underground художника Рината Миннебаева Серия работ Underground художника Рината Миннебаева

3. Бросить взгляд с высоты птичьего полета: какими могут стать города мира, если мы не изменимся

На втором этаже также представлены работы художника Рината Миннебаева. Он привез в Казань серию Underground, в которой изображает с высоты птичьего полета крупные города — Москву, Париж, Нью-Йорк, Рим. Миннебаев опирается на данные Google Maps, и зрителю может справедливо показаться, что узнаваемые контуры мегаполисов выглядят как места археологических раскопок, Помпеи будущего. Например, художник заливает очертания Нью-Йорка некоей бетонной массой, а в другой работе окружает московский Мавзолей обезвоженной пустыней, опуская его, как ископаемое, на несколько уровней ниже поверхности земли.

Серия несет в себе мощный посыл — она служит своеобразным предупреждением, обращенным ко всему человечеству. Миннебаев напоминает о хрупкости материального мира, которому постоянно угрожают климатические и техногенные катастрофы.

Художественная концепция автора перекликается с тем, что делал известный художник Христо Явашев. Он прославился тем, что упаковывал здания — такие, например, как Рейхстаг. Христо говорил: «Упаковка снимает с предмета его функцию и превращает в контур. Мы больше не отвлекаемся на функцию предмета, а смотрим лишь на его форму».

Экспонат «Барак» Экспонат «Барак»

4. Подумать об историях маленьких людей из барака

На первом этаже галереи сразу обращает на себя внимание экспонат «Барак», который светится изнутри. Эту работу Хёртнагль сделала в коллаборации с Иваном Симоновым — художником, имеющим солидный уличный бэкграунд. «Барак» отсылает к самому известному проекту Симонова — #маленькиелюди. Он распечатывает фотографии своих героев на домашнем принтере и внедряет в городские пространства — стены, водосточные трубы, подчеркивая тем самым их хрупкость и внутреннее одиночество. Теперь знаменитый проект #маленькиелюди добрался и до Казани — узнаваемые фотографии Ивана внедрены в фасад того самого покосившегося барака, созданного Динарой.

Завтра Симонов станет специальным гостем артист-тока «Стенография: зачем мы превращаем здания в арт-объекты?».

Серия работ «Красные линии» Серия работ «Красные линии»

5. Увидеть спутники ГЛОНАСС в фольклорном орнаменте

На выставке Ахметов презентует новую серию работ «Красные линии». В ней он синтезирует фольклорный узор с узнаваемыми символами времени — космическими ракетами, спутниками ГЛОНАСС и другими. Художник скрупулезно относится к деталям и выстраивает филигранно точную композицию. Сразу же вспоминается термин «красная линия», который в последнее время мы часто слышим. Что может произойти за пределами этих «красных линий»? Где их предел? Эта серия стала реакцией Ахметова на события, происходящее в России и в мире, — сам он сравнивает «Красные линии» с лентой новостей.

«Интересно было бы отправить эту серию в прошлое и увидеть, как считают наши предки незнакомые им символы современности», — говорит художник.

6. Почувствовать влияние Линча и Кафки

В столице РТ состоится первая коллаборация Хёртнагль с казанскими уличными художниками. Завтра, 24 января, на открытии выставки в присутствии зрителей они распишут готовый живописный фасад, который Динара заранее подготовила в своей мастерской. В соавторы она выбрала трех местных стрит-артистов — DUFONE, Моек, и phill_peace. Первые два автора активно рисуют не только на улицах Казани, но и расписывают стены в Москве и Санкт-Петербурге, третий создает колоритных монстров, напоминающих инфернальных персонажей писателя Франца Кафки и режиссера Дэвида Линча.

Также в Казани Динара вновь «преломила» холст с Симоновым. Художник прямо в галерее «БИЗON» украсит фасад высотой более 2 м новым персонажем из серии #маленькиелюди.

Серия работ «Эпидермис» Серия работ «Эпидермис»

7. Сравнить контуры городов с отпечатками пальцев

Еще один экспонат, занявший целую стену на втором этаже, — «Эпидермис» Рината Миннебаева. Как и многие работы мастера, она выполнена в технике бумаги ручного литья. Художник освоил этот метод еще в конце 90-х. К бумажной основе он добавляет глину, охру, мел и натуральные красители. Еще не высохшая бумажная масса поддается моделированию для воссоздания рельефа мегаполисов.

Название «Эпидермис» выбрано неслучайно — Миннебаев сравнивает план города с неповторимым рисунком папиллярных линий кожи на руке человека. Кстати, визуальный образ отпечатка пальца часто фигурирует в его творчестве.

8. Ощутить надежду

Еще одна примечательная коллаборация в галерее «БИЗON» — медиахудожник Рамиль Резванов, который на осенней выставке «Свои: выход из-под контроля» презентовал диджитал-арт с футуристичным татарским орнаментом, представит публике свое новое произведение. Он оживил колоритные элементы из «Красных линий» Ахметова — идеологически продолжая творческий посыл старшего коллеги, Резванов дает весьма оптимистичный прогноз на будущее. Медиахудожник неожиданно внедряет в орнамент мармелад, маршмеллоу, воздушные шары и дает символичное название своей видеоинсталляции — «Красные линии. Надежда».