У «Туполева» опять меняется первое лицо — за последние 12 лет это уже 6-й новый руководитель компании. Правда, на сей раз есть основания полагать, что на нынешнем управленце череда директорских отставок закончится. Вообще. В чем причина отставки Вадима Королева, можно ли назвать Константина Тимофеева ставленником Татарстана и какие ветры перемен задули в авиапроме, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сегодня Вадим Королев покинет пост управляющего директора «Туполева»
Конец «эры милосердия»?
Сегодня Вадим Королев покинет пост управляющего директора «Туполева». Во главе компании его сменит первый заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Константин Тимофеев. Об этом сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Мы направили соответствующие запросы в ОАК и «Туполев», но на момент выхода статьи ответа на них не получили.
Знакомые с ситуацией собеседники «БИЗНЕС Online» указывают на возможность трех толкований причины смены руководителя «Ту».
Во-первых, по их версии, мы имеем дело с этапом радикального структурного преобразования ОАК, которое было обещано еще в 2019 году, при переходе корпорации под крыло «Ростеха». Конкретнее об этом сказали в марте 2021-го: все авиастроительные компании будут лишены статуса юрлица и станут просто «отделами» ОАК. На сегодня такое уже сделано с «Сухим» и «МиГом». На очереди — «Яковлев» (ранее — «Иркут»), «Ильюшин» и «Туполев». Очевидно, что ликвидация юрлица «Ту» произойдет не сегодня и даже не завтра, но не исключено, что выполнение этой задачи достанется именно Тимофееву.
Константин Тимофеев
По задумке, такая централизация позволит сделать управление авиапромом более гибким и оперативным, серьезно сократит управленческий аппарат, улучшит кооперацию между авиастроительными школами и производственными площадками. Источники подчеркивают, что, возглавив «Туполев», Тимофеев сохранит прежнюю должность. «Таким образом, одним уровнем управления становится меньше — вот в чем смысл», — полагает один из наших собеседников.
Вторая причина, полагают наши собеседники, в том, что в нынешних условиях без такой реформы, т. е. без подключения напрямую всей мощи ОАК, «Ту» не сможет выполнить возложенный на него гигантский объем работы. Ведь сегодня к самим по себе внушительным военным программам (Ту-160М, Ту-22М3М, ПАК ДА) добавилась грандиозная гражданская — Ту-214, да еще и очередная модернизация завода.
Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев находит эти объяснения логичными. Он уверен, что изменился сам подход к авиастроению. «Мы видим, что в проектирование, производство самолетов и финансирование их поставок государство вкладывает сотни миллиардов, — указал он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — И этот тот самый случай, когда за дела придется отвечать, причем очень серьезно. Уже нельзя будет сказать: ой, нам недодали, нас недофинансировали, неправильно поняли. Все будет очень жестко. Поэтому надо заботиться об управляемости, чтобы важные решения не терялись по дороге и не забалтывались противоречиями между КБ и серийными заводами и чтобы операционная эффективность была. Мне кажется, что ситуация, когда запросы авиастроителей старались удовлетворять, но особо с них не спрашивали, уже далеко в прошлом».
Но вышеприведенные толкования смены власти в «Ту» не объясняют того, почему новым главой компании выбрали именно Тимофеева. Очевидно, ответ надо искать в его биографии.
По задумке, централизация позволит сделать управление авиапромом более эффективным
Фанаты идут
Тимофеев родился в 1973 году в Казани. По окончании в 1994-м Казанского финансово-экономического института сделал стремительную карьеру: уже в 24 года стал председателем правления казанского ИнтехБанка и оставался на этом посту до 2009-го, когда кредитная организация перешла под крыло Роберта Мусина. Далее Тимофеев год возглавлял московский филиал Ак Барс Банка, еще столько же был финдиректором основанной ВЭБом компании «Краслесинвест», а в 2011-м мэр Москвы Сергей Собянин назначил его председателем комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест). Структура подчинялась заместителю мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, которым тогда был еще один выходец из Татарстана — бывший глава минстроя РТ Марат Хуснуллин. Утверждают, что нынешний вице-премьер РФ и Тимофеев тесно знакомы еще с 1990-х.
Королев Вадим Владимирович родился 25 октября 1969 года.
В 1992-м окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное Краснознаменное училище по специальности «летательные аппараты и силовые установки». Кандидат экономических наук.
В 2012-м окончил Высшую школу бизнеса Государственного университета управления по специальности «корпоративное управление и корпоративные финансы».
До прихода в «Туполев» занимал различные должности в Вооруженных силах РФ.
С 2015-го — заместитель генерального директора «Туполева».
С 2016-го — заместитель генерального директора, директор программы Ту-160.
С апреля 2021-го — первый заместитель генерального директора по управлению программами.
С 23 июня 2021-го — управляющий директор.
В январе 2019 года Тимофеев вдруг уволился и объявился в кресле старшего вице-президента по операционной деятельности «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) — создателя Sukhoi Superjet 100. Объяснение дал Хуснуллин: «Ему предложили перспективную работу с повышением в авиаотрасли. Он все свое свободное время уделял полетам на самолетах, теперь у него появилась возможность их строить». Оказалось, Тимофеев за это время успел отучиться в Вяземском учебно-авиационном центре, Ульяновском институте гражданской авиации и Московском авиационном институте, а еще в паре частных авиашкол США. Летает он не просто профессионально, а искусно — настолько, что принят в летный состав (левый крайний ведомый) группы высшего пилотажа «Русь», которая летает на учебно-боевых L-39. Также прошел обучение и получил сертификаты пилота Superjet и Ту-204/214.
В авиационной среде Тимофеев (третий справа) известен как создатель аэродрома Караишево и участник пилотажной группы «Русь»
Вдобавок в авиационной среде Тимофеев известен как создатель Караишево — одного из самых продвинутых частных аэродромов (находится в Лаишевском районе РТ) России. Прошлой осенью Тимофеев вместе с председателем совета директоров группы «Тулпар» Азатом Хакимом открыли там авиационный учебный центр (АУЦ) «Академия 033» — для подготовки пилотов-любителей, инженеров и техников для обслуживания Ту-204/214, МС-21 и Superjet. В перспективе — переучивание пилотов с типа на тип магистральных лайнеров. Параллельно АУЦ выполняет функцию авиационного музея: на доступной всем площадке там выставлены настоящие МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27, Ми-8, Ми-24, L-39. Как говорит Хаким, Тимофеев фанатично предан авиации.
Что касается официальных должностей, то в 2020 году ГСС прекратили существование как самостоятельное предприятие (стали частью «Иркута»), Тимофеев вернулся в строительную сферу, т. е. в епархию Хуснуллина. Сначала его назначили генеральным директором фонда защиты прав дольщиков, а с преобразованием последнего в фонд развития территорий — его исполнительным директором. Но, похоже, это была своего рода передышка перед вторым авиастроительным прыжком.
Как говорит Хаким, Тимофеев фанатично предан авиации
Третья попытка Минниханова
18 октября 2023 года Тимофеева назначили (и вновь это произошло вдруг) замгендиректора ОАК. Официально объявили, что среди его обязанностей — «стратегическое планирование, управление программами стратегической авиации, управление капитальным строительством и инфраструктурой». А как выяснилось чуть позже, в данном списке еще и кураторство «Туполева». Учитывая, на фоне каких обстоятельств произошло назначение, это принципиально важный момент.
Весной 2022 года, после прекращения поставок в Россию импортной авиатехники, правительство страны положительно отреагировало на предложение президента РТ Рустама Минниханова возобновить выпуск Ту-214. В июне 2023-го стало известно, что для реализации этой программы потребуется грандиозная стройка – модернизация КАЗа. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что на программу выделят 41,8 млрд рублей из ФНБ и 42 млрд заемных (на максимально выгодных условиях).
И тут, как уверяют некоторые источники «БИЗНЕС Online», между Москвой и Казанью возникли серьезные разногласия по поводу контроля за проектом вообще и за движением денег в частности. Наши собеседники утверждают, что в начале осени трения стали приобретать нешуточные и уже мешающие делу масштабы. Источники предполагают, что фигура Тимофеева, который, как мы помним, и должен контролировать стройку на КАЗе, стала для сторон компромиссным вариантом — он и одновременно свой для республики, и уже настолько ассоциируется с федеральными проектами, что на чувствах к малой родине не очень-то и сыграешь. И это третья причина назначения Тимофеева.
Весной 2022 года, после прекращения поставок в Россию импортной авиатехники, правительство страны положительно отреагировало на предложение президента РТ Рустама Минниханова возобновить выпуск Ту-214
«С одной стороны, он понимает стройку, с другой — не чужд авиации, полетам и имеет опыт работы в контуре ОАК, с третьей — мягко говоря, не чужой человек для республики, — подводит итог один из источников. — В общем, понимает, как сделать так, чтобы все работало отлаженным механизмом, в том числе с учетом задач РТ».
Отметим, что Татарстан со времен Минтимера Шаймиева предъявляет особые права на непосредственное участие в делах «Туполева» — через КАЗ, который республика считает своим производственным, интеллектуальным и даже духовным активом исполинского масштаба. Но прежняя попытка РТ поставить на «Туполева» конкретно своего человека провалилась. В июне 2020 года генеральным директором (тогда руководитель «Ту» еще именовался так) компании ко всеобщему удивлению назначили Рониса Шарипова, до того трудящегося гендиректором казанского НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко, а еще ранее в его послужном списке была работа следователем прокуратуры, заместителем председателя комитета РТ по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению, замглавы Пестречинского района РТ, гендиректора КОМЗа и «Радиоприбора». Шарипов не хотел данного назначения, понимая, что это не его, но ослушаться не смог, однако через год все равно «сбежал» (вместо него и пришел Королев). Утверждают, что уговорить Рониса Накиповича остаться не смог даже Минниханов, который увещевал его не торопиться с отставкой и обещал всяческую помощь. В итоге президенту РТ не осталось ничего, кроме как стать (в сентябре 2021 года) председателем совета директоров «Туполева». Кстати, по иронии реформа ОАК с ликвидацией юрлиц, если она все-таки случится, в итоге избавит его от этой почетной, но ко многому обязывающей должности.
На еще один важный — психологический — момент в беседе с «БИЗНЕС Online» указал коллега Тимофеева по авиации общего назначения, президент федерации АОН России, генеральный директор аэродромного комплекса Первушино (Башкортостан) Сергей Минигулов: «Самое главное, что он авиационный человек. И чем больше таких в отрасли, тем лучше. У него будет возможность применить свои знания. И что важно в любой власти? Чтобы она не была компенсацией отсутствия авторитета, а у него авторитет точно есть, и он может стать хорошим инструментом».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 99
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.