О герое

Герой материала — детский тренер по футболу в Казани. Он увлекался футболом с детства, мечтал стать футболистом, но не получилось. Переехал в столицу РТ из-за учебы и решил стать детским тренером. Попал в одну из коммерческих школ, где работает по сей день.

На популярном сайте ваканский было написано, что моя зарплата будет от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Честно, я был в приятном шоке: думал, что окажется гораздо ниже «На популярном сайте вакансий было написано, что моя зарплата будет от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Честно, я был в приятном шоке: думал, что окажется гораздо ниже» Фото: Ulrich Doering/imageBROKER.com / www.globallookpress.com

О том, кто может стать детским тренером

  • Стать футбольным тренером не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно проходить специальное обучение в РФС, тратить на это много времени и денег, а по итогу получать специальные лицензии — A, B, C, D. Но все это актуально для тех, кто хочет работать в профессиональном футболе или достигнуть больших высот. Если же вы просто ищете себе работу и не загадываете наперед, ваш тренерский путь будет гораздо проще. В подобном убедился сам в этом году.
  • Я зашел во всем известное приложение hh.ru, посмотрел вакансии детского тренера по футболу, нашел три школы и отправил заявки. Мне показалось странным, что вакансий в Казани было так мало при таком количестве полей и школ. К тому же в каждой из них говорят о дефиците кадров. Также меня заинтересовало, что только одна школа запрашивала какой-либо опыт работы — от одного до трех лет. Остальные же готовы были брать без него.
  • На следующий же день мне пришло сообщение от администратора одной из школ, где не требовали опыт и образование. Для начала мне дали тестовое задание. Его я прошел без проблем. Меня пригласили на следующий день на встречу. Там проговорили какие-то основные моменты и объяснили, что от меня требуется и что мне делать дальше.
  • А дальше меня ждало обучение. Там нам дали всю необходимую базу перед работой с детьми. Курсы продолжались месяц, в это время мы каждый будний день занимались примерно по 1–1,5 часа. Было много промежуточных тестов и экзаменов. Нам все объясняли простым языком, давали советы по интересным упражнениям, делились секретами, как поступать со сложными детьми. Обучали три преподавателя, они менялись между собой.
  • По итогу я получил сертификат, что я лицензированный тренер. Конечно, данный сертификат действовал только в пределах этой школы. Если бы я с ним пришел в условный «Рубин», его бы не признали. Если дальше у меня возникали какие-то вопросы после обучения, я мог попросить встречи с кем-то из старших и задать свои вопросы. Такая система обучения новых тренеров есть во многих школах.

О зарплатах

  • На популярном сайте вакансий было написано, что моя зарплата будет от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Честно, я был в приятном шоке: думал, что окажется гораздо ниже. На собеседованиях и обучении тема зарплаты не затрагивалась. Когда я спрашивал, получал ответ: «Ну там много факторов. Как дадим группу, то узнаешь». Так вот, мне дали две группы — 7–8 лет и 11–12 лет. Проработав с ними месяц, я получил меньше 20 тыс. рублей. Конечно, я был разочарован.
  • Мне объяснили, из чего складывается зарплата детского тренера. Как правило, родители платят по 3 тыс. рублей за каждый месяц занятий. Из количества детей на тренировках и платежей затем рассчитывается заработная плата тренера. Мне сказали очень интересную фразу: «Хочешь хорошую зарплату — делай что-то, чтобы ее получать». Т. е. мне нужно заниматься набором, просить ребят, чтоб они позвали одноклассников или друзей, ходить в школы самому.
  • Еще есть система премий. У меня две группы, в них может быть максимум 48 человек. Если от этого количества у меня в группе есть больше 80% ребят, то я получаю премию каждый месяц. Общаясь с коллегами, я узнал, что около 30 тыс. рублей можно зарабатывать, но нужно иметь не менее трех групп, а в них должно быть как минимум человек 16–17 и желательно даже больше. Когда я им сказал, что в приложении фигурировала сумма в 50 тыс. рублей, то услышал смех.
  • Как видно, вся система заточена под привлечение как можно большего числа ребят к занятиям. За качество никто уже не спрашивает. В принципе, в этом и задача детского тренера — обеспечить массовость, давать азы, выделять лучших. А уже затем в профессиональных академиях и клубах из ребят должны делать больших футболистов.

Честно, думал уже уходить после первого месяца работы: слишком сложно было «Честно, думал уже уходить после первого месяца работы: слишком сложно было» Фото: Ulrich Doering/imageBROKER.com / www.globallookpress.com

О сложных детях и хитрых коллегах

  • Честно, думал уже уходить после первого месяца работы: слишком сложно было. Что меня остановило? Как-то привязался к детям после того, как увидел у них хотя бы маленький прогресс. Папа одного из мальчиков младшей группы (7–8 лет) сказал: «У меня сын ждет ваших тренировок и бежит на них». Было очень приятно услышать это.
  • Первая тренировка была волнительной. Во-первых, на ней оказалось сразу 17 детей 7–8 лет. Я подготовился, был уверен, но, увидев, сколько ребят пришло заниматься, конечно, испугался. Постепенно, с каждой тренировкой, ты становишься опытнее и как тренер, и как педагог. Все-таки есть дети, с которыми сперва надо заняться воспитанием, а уже потом футболом. Особенно это касается ребят 7–8 лет. Их больше на тренировках, да и в целом они больше балуются. Дети 11–12 лет уже более осознаны.
  • Многие убеждены, что родители доплачивают тренеру за то, чтобы их ребенок попадал в состав. Не берусь опровергать это — лишь скажу, что конкретно мне денег никто не предлагал. Моя команда играет 1–2 раза в месяц, как правило днем в субботу. Дети вообще ждут каждого матча, как решающего боя, постоянно спрашивают, когда следующая игра.
  • Больше беспокойств вызывают не родители, а мои коллеги из других школ. Был один случай, когда на одной из тренировок я упустил детей из виду. Иду к залу, а там стоит тренер, который перед нами тренировал ребят. Он что-то им говорит, и тут я понял, что он их зовет к себе. Это было, мягко скажем, некрасиво. Меня предупреждали о таком, что надо быть внимательнее. Я сразу же увел детей и теперь слежу пристально, чтобы они к нему близко не подходили. Никто из ребят не ушел к нему в команду.

О том, почему в Татарстане нет больших футболистов

  • Я сам из другого региона. До своего переезда в Татарстан всегда удивлялся: почему здесь так мало своих футболистов? Есть «Рубин» с большими традициями, академия, другие клубы, поля, школы, есть множество парней, интересующихся футболом. Теперь, погрузившись в детали и пообщавшись на сей счет с коллегами, я лучше понимаю этот вопрос.
  • Конечно, сказывается давление результата. Да, часто приходится слышать красивые слова от разных руководителей, что результат не первичен, главное — развитие игроков. Но это все слова… Что происходит на самом деле? Если ты побеждаешь и занимаешь высокие места, то получаешь хорошую экипировку: новые мячи, конусы, фишки, качественные манишки. Если результат проседает, то занимаешься во всем старом. А у кого-то на этом завязаны их зарплаты и премии. Поэтому многие тренеры скрывают талантливых игроков и не отдают их в академию «Рубина», пусть и понимают, что по-хорошему надо.
  • Мне один коллега рассказывал историю, что был у него очень талантливый парень. Тренер в него вкладывался, старался помочь ему прогрессировать, родителей заставлял дома заниматься с ним. По итогу спортсмена пригласили в команду посильнее, а наставник с этого ничего не получил. «Теперь я с такими детьми 24 на 7 хожу, чтобы их никто не забрал», — сказал мне этот знакомый. Финансовый момент также останавливает многих. Ты нашел игрока, возился с ним, уговаривал его родителей, ходил к нему в школу. Его забрали в условный «Рубин», а что ты имеешь с этого?
  • Еще один фактор — зарплаты маленькие, а нагрузка большая. Если вы думаете, что тренер просто выходит на поле, достает свисток и начинает тренировку, то сильно ошибаетесь. Тебе надо вести журнал посещаемости, заполнять бумаги, собирать со всех деньги, а у тебя в группах 30 человек. Если кто-то из них пропустил тренировку по болезни, нужно сделать перерасчет. Деньги не пришли вовремя? Тогда тебе названивают администраторы и спрашивают: «Почему эти не оплатили за тренировки? Напишите, позвоните и скажите, что надо».
  • Во всей этой волоките не остается времени, чтоб просматривать какие-то новейшие европейские тренировочные системы, развиваться как тренер, посещать семинары, растить игроков уровня «Рубина». Ты просто занимаешься своей работой, принимаешь выставленный руководством KPI и стараешься заработать. Я не знаю досконально, чем живут тренеры в государственных школах, но подозреваю, что ситуация там не сильно отличается.