О герое

Нашему герою 34 года. Больше 8 лет он работает риелтором в отделе аренды одного из крупнейших агентств недвижимости Казани. До этого инсайдер занимался ремонтом и установкой газового оборудования. Поменять профессию решился после предложения друга-риелтора. Сейчас наш герой занимается подбором жилья на долгосрочную аренду в самом разном ценовом диапазоне.

До сих пор часто встречаются объявления: «Сдаем только славянам». Да и аренда в основном идет по гражданам РФ. «До сих пор часто встречаются объявления: «Сдаем только славянам». Да и аренда в основном идет по гражданам РФ» Фото: ru.freepik.com

О клиентах

  • Контингент клиентов, которые обращаются с запросом подобрать им жилье, — это молодые пары, студенты, приезжие из соседних регионов. Кто-то ипотеку хочет взять и снимает квартиру, находясь в ожидании. В основном все это люди до 25 лет.
  • Я знакомлюсь с клиентами исключительно в офисе. Это важно — не общаться вслепую. Человек приходит, ты знакомишься с ним, и сразу становится видно, какой это клиент. Либо ты с ним намучаешься и толку от этого не будет, либо он будет адекватным, слушать то, что ты говоришь. Тогда все быстро получится и вопрос закрывается.
  • Что я подразумеваю под словом «намучаешься»?.. Бывают люди, которым объясняешь: «Есть ценовой диапазон этого района. Здесь будет дешевле, тут — подороже». Они говорят: «Нет», — показывают фейковое объявление. Ты им объясняешь, что оно не настоящее, их хотят обмануть. А они все равно едут туда, платят кому-то деньги. Их обманывают, они потом звонят, жалуются, говорят, что их обманули. Хотя ты их предупреждал.
  • Денег за консультацию мы не берем. Порой даже говорим клиентам многие адреса, по которым не стоит ходить.
  • За мою карьеру клиенты были разные: афроамериканцы, с юга, из дальнего зарубежья. Но не каждый собственник с такими людьми будет заключать договор, до сих пор часто встречаются объявления: «Сдаем только славянам». Да и аренда в основном идет по гражданам РФ. Если паспорт российский, то проблем нет. Если это иностранец, то там уже очень много вопросов и все зависит от собственника. Если он лояльный, то с ним можно договориться и объяснить, что человек — адекватный, будет жить долго и ничего не испортит.
  • Сейчас самые популярные районы в Казани для съема жилья — это Вахитовский и Ново-Савиновский. Оно и понятно — красивые районы с хорошей транспортной развязкой, парками. Раньше все отказывались жить в Авиастроительном районе, в «Салават Купере». Сейчас там все «отлетает» буквально за час, даже быстрее. Потому что там открыли склад Wildberries. Даже если взять Wildberries, то люди приезжают туда работать со всех регионов, со всех городов. Соответственно, всем им нужно снять жилье.

Грязь, пробитые двери и сломанная техника

  • Раньше риелторы работали с актами приема-передачи. Туда записывалась вся техника, имеющиеся дефекты. Опять-таки, это записывалось, когда в квартире было что испортить. Если сдается какая-то бабушкина хрущевка со старым ремонтом, то никто не будет заморачиваться. Сейчас мало кто акты делает: просто снимают квартиру на видео до заселения и сравнивают с состоянием после выселения.
  • Я недавно принимал квартиру в «Салават Купере» и увидел, что календарь на двери висит с двух сторон. Я еще удивился, думаю: почему он там висит? Оказывается, клиенты пробили дверь насквозь и, чтобы хозяева не увидели, повесили календари. Помимо этого, они прожгли линолеум в одном месте, кальян, видимо, курили, ну и мусор, грязь оставили, не убрались нормально. Был залог в размере 10 тыс. рублей. Собственники оставили его себе.
  • Некоторые собственники для возможного возмещения ущерба берут с жильцов полную стоимость аренды за первый и последний месяцы. Некоторые берут 5 тыс., а некоторые собственники, кто не сталкивался с негативным опытом работы с клиентами, вообще залог не берут.
  • Мелочи бывают со всеми, но на это многие закрывают глаза, потому что, когда ты сдаешь квартиру, в любом случае будет естественный износ всего. Недавно собственник мне пишет: «Что делать? У меня у жильцов микроволновка сломалась. Начала искрить». По итогу мы приехали в квартиру, когда человек съезжал, а микроволновке 100 лет в обед. Я уже собственнику говорю: «Она рано или поздно не с этими жильцами, так с другими бы сломалась».
  • Некоторые люди оставляют грязные квартиры. Они говорят: «Кто жил, можете прийти, убраться сами и заселяться». Некоторые, пока уборку не сделают, людей не приглашают. В зависимости от собственника. Если он ценит свою квартиру, то вызовет клининг либо сам приедет уберется. Если собственник не в городе, то он может попросить риелтора, который занимается его квартирой, все это организовать и просто перевести ему деньги.

С каждым клиентом мы заключаем договор аренды. Там прописано много пунктов: от чистоты и порядка до дырочек в стенах «С каждым клиентом мы заключаем договор аренды. Там прописано много пунктов: от чистоты и порядка до дырочек в стенах» Фото: ru.freepik.com

О неадекватных собственниках и ЧП

  • С каждым клиентом мы заключаем договор аренды. Там прописано много пунктов: от чистоты и порядка до дырочек в стенах. То есть ничего не передвигать, ничего не делать без согласия собственника.
  • Также есть там пункт, что собственник каждый месяц имеет право осуществлять проверку жилого помещения. Опять-таки, он может приезжать, а может не приезжать. Как правило, если собственник живет в другом городе, он может приехать в первый месяц, во второй, а потом если нормально платят, соседи не жалуются, то собственники просто забывают о жильцах на полгода-год и люди спокойно живут, деньги онлайн переводят, и все.
  • Встречаются в практике и неадекватные хозяева квартир. У меня были клиенты-девочки, которые работали в баре «Сафар-отеля». Работали допоздна, домой приходили только в час ночи – полвторого. Один раз они пришли, а собственник сидит на кухне пьяный, пьет их напитки, которые стояли в холодильнике. Он обозвал их «некультурными», видимо, подумав, что они чем-то другим занимаются, и сказал: «Все, съезжайте, чтобы я вас больше здесь не видел». А девочки просто спокойно работали.
  • Закончилось все тем, что я им подобрал новое жилье бесплатно. Я ведь тоже не могу гарантировать адекватность собственника, если его не знаю. Может случиться ЧП, с собственником тоже что-то может произойти. Не дай бог, начнется дележка квартиры или еще что-то.
  • Был случай, когда я с клиентом подхожу к дому, звоню в домофон, чтобы собственник открыл, а с соседнего подъезда, с четвертого этажа, летит мужик с балкона. Просто что-то упало, такой глухой звук был. Там такой район неблагополучненький… Клиент сразу отказался, сказал: «Я здесь жить не буду, контингент мне не нравится».
  • Может быть такое, что ты заселил нормальных клиентов, а они каждый день слушают, как ругаются соседи: орут или еще что. У меня было пару раз такое, что жаловались на моих жильцов, но опять-таки я с этим ничего поделать не могу. Людей либо выселяли, либо давали шанс.

О популярных схемах обмана и риелторах-мошенниках

  • На всех рекламных площадках 95% объявлений о сдаче — это просто фейки, реклама. И цены неверные, и фотографии нереальные. Бывают такие случаи, когда клиенты приезжают из других городов, показывают тебе объявление (а у нас есть такой ресурс — мы можем по фото определить район). Показывают фотографию, ты ее проверяешь, а эта квартира вообще стоит на продаже в Саратове. Люди ведутся, а в итоге остаются без денег и жилья.
  • В прошлом году приехали люди из Башкортостана. Сначала обратились ко мне, а потом им кто-то что-то пообещал. На следующий день они позвонили в слезах и рассказывают: «Мы сняли квартиру, отдали деньги, залог. С утра пришел какой-то мужик и сказал: „Я ее вчера посуточно сдавал. Вы кто такие, зачем вы свои вещи сюда принесли?“».
  • Есть такая поговорка: «Скупой платит дважды». Многие люди, которые хотят сэкономить, сначала обращаются к риелтору, а потом за 14 тыс. в Ново-Савиновском районе «снимают» квартиру. Только «отбитый» человек поверит, что за 14 тыс. есть такая квартира. Тем более зная, что Ново-Савиновский — это один из самых «посуточных» районов в Казани.
  • Сейчас очень много аферистов по Казани. Работают под видом риелторов, но называют себя «информационными агентствами». Сидят на улицах Сулейманова, Профсоюзной, Право-Булачной. Они сразу, никуда не выезжая, с людьми подписывают договоры, оплачивают комиссию. Клиентам просто показывают красивую фотографию и самих на эти объекты отправляют, а некоторым продают какую-то якобы закрытую базу.
  • Потом люди, которые наступили на эти грабли, начинают думать, что риелторы их обманывают, хотя это даже не риелторы. Риелтор должен провести сделку под ключ. Он должен привезти тебя на квартиру, подписать договор и деньги берет в самую последнюю очередь, после того как наниматель с наймодателем расплатился. А люди сами непонятно куда приезжают, не видят ни собственника, ни квартиры, а потом говорят: «Нас обманул риелтор».
  • Были случаи, когда клиенты приходили ко мне в офис, общались, а потом под предлогом того, что им надо позвонить, выходили и уезжали. Мы деньги вперед никакие не берем, и нам не платят. И клиентам тяжело нас обмануть, и нам сложно обмануть их. Договоры мы с порога никакие не подписываем.

Зарплата риелтора зависит от того, сколько он работает. «В сезон» можно и 100 тыс., и 200 тыс. заработать «Зарплата риелтора зависит от того, сколько он работает. «В сезон» можно и 100 тысяч, и 200 тысяч заработать» Фото: ru.freepik.com

О спросе, комиссии и растущих ценах на аренду

  • Я бы не сказал, что политические события как-то повлияли на спрос. Он всегда был, есть и будет. Все это, возможно, повлияло на ипотеку, процентные ставки. Из-за ставок, конечно, цена на аренду возросла сильно — чуть ли не в 2 раза в этом году. Клиентов меньше не стало, осталось меньше объектов. Сейчас в целом с квартирами тяжеловато.
  • Поэтому и риелторы берут комиссию больше, не то что раньше. Я работаю давно. Ко мне обычно обращаются одни и те же, поэтому делаю скидки, стараюсь брать не больше 50%. Сейчас средняя комиссия по Казани — 70%, а многие просят и 80%, и 100%.
  • За услуги риелтора платит не наймодатель, а наниматель. Тот, кто ищет.
  • Зарплата риелтора зависит от того, сколько он работает. «В сезон» можно и 100 тыс., и 200 тыс. заработать. Можно и больше, но можно и сойти с ума от общения с людьми. Клиенты в основном обращаются к одним и тем же, а новые находят через сарафанное радио.
  • Люди приходят в профессию и думают, что это легкие деньги, а недельку тут посидят и уходят на стройку работать. Потому что, грубо говоря, ты должен состыковать собственника и клиента, чтобы они друг другу понравились. Бывают случаи, когда ты приезжаешь на квартиру, а собственнику не понравился клиент. И он скажет: «Ой, вы знаете, у меня важное дело, мне надо отъехать». Он красиво отказывается. А моя задача сделать так, чтобы человек пришел и там остался.
  • Ради чего мы встречаемся с клиентами? Чтобы выявить их потребности и познакомить с рынком, чтобы розовые очки слетели, чтобы они увидели реальность своими глазами. Если я им по телефону скажу: «Нет, вы не найдете хорошую квартиру за 20 тысяч», — они же мне не поверят. Если они приедут ко мне, сядут за компьютер рядышком, увидят все своими глазами, а еще если я при них по громкой связи пару раз позвоню, тогда у них все сомнения рассеиваются.