«Снесено много зданий, к сожалению, а отреставрировано пока что ноль. У меня есть серьезные опасения — ни один проект не рассматривался экспертно», — бьет тревогу за судьбу памятников в Чистополе помощник президента РТ Олеся Балтусова. Исторический город должен преобразиться уже к 2025 году — таким было условие выделения почти 3 млрд рублей Новым банком развития стран БРИКС. Реставрация по этому проекту затронула 19 зданий, остальные продают с аукциона инвесторам по бросовой стартовой цене на торгах за 1 рубль. Городу нужны гостиницы и рестораны, чтобы привлечь больше туристов. Однако сами бизнесмены не спешат вливать миллионы. О том, что тормозит процесс и как местные власти пытаются вернуть памятник через суд, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Памятники за рубль: кому ушли с торгов аварийные усадьбы в Чистополе
С мертвой точки сдвигается долгий и мучительный реставрационный процесс памятников в Чистополе. На разграбляемые мародерами исторические здания нашлись инвесторы. Первые 9 лотов ушли с торгов по стартовой бросовой цене в 1 рубль. Призывы покупать здания от главы госкомитета РТ по охране памятников Ивана Гущина услышаны. И теперь у новых хозяев есть пять лет, чтобы привести их в порядок. Таковы условия договора с исполкомом, иначе объекты заберут обратно.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправилась в Чистополь, чтобы оценить масштаб работ. На часах 10 утра, на город спускается свет с пасмурного неба, и первое, что занимает разум, не Чистопольский часовой завод «Восток» и не строчки стихов Пастернака о домике с лодками в саду, чем знаком туристам город, а удручающий внешний облик. Малоэтажные здания, узкие улицы, местами выбитые окна и старые вывески «Ткани» больше напоминают минувшие времена СССР, нежели приглашают в привлекательный для путешествия город. Летом он, безусловно, манит природой — обилием зелени и набережной Камы, но с похолоданием картинка меняется до неузнаваемости: серо, мрачно и пусто.
Первое, что занимает разум, не Чистопольский часовой завод «Восток» и не строчки стихов Пастернака о домике с лодками в саду, чем знаком туристам город, а удручающий внешний облик
Наша прогулка начинается с центральной улицы Карла Маркса. Именно здесь расположен основной массив ценных исторических зданий. Двухэтажный деревянный жилой дом XX века перекупили уже второй раз. Инвестор, поверивший в ветхий домишко, хочет обустроить здесь медицинский центр на первом этаже и гостевые комнаты на втором. Из усадьбы купца Чукашева планируют сделать музейно-выставочный комплекс. Осложняет реставрацию советский пристрой: снести нельзя, а подлатать дорого. Еще одна местная бизнесвумен Галина Трошина приобрела с торгов жилой дом середины XIX века. 180 «квадратов» обошлись ей всего в 11 тыс. рублей.
— дом Полякова и Логутовых, 1833−1840 годы (ул. Карла Маркса, 60). Продан за 5 тыс. рублей;
— жилой дом, середина XX века (ул. Карла Маркса, 66). Продан за 100 рублей;
— дом Кирпичникова, конец XIX века» (ул. Ленина, 32). Продан за 1 рубль;
— жилой дом, середина XIX века (ул. Ленина, 79). Продан за 30 тыс. рублей;
— усадебный комплекс Житковых, XIX век (ул. Толстого, 137а; ул. Ленина, 37). Продан за 1 рубль;
— двухэтажный кирпичный жилой дом с оградой, верандой, конец XIX века (ул. Октябрьская, 81). Продан за 151 тыс. рублей;
— жилой дом, середина XIX века (ул. Бебеля, 126б). Продан за 11 тыс. рублей;
— полукаменный жилой дом, конец XIX – начало XX века» (ул. Ленина, 77). Продан за 40 тыс. рублей;
— двухэтажный деревянный жилой дом, XX век (ул. Карла Маркса, 5). Продан за 126 тыс. рублей;
— деревянный одноэтажный жилой дом (ул. Карла Маркса, 29). Продан за 25 тыс. рублей;
— одноэтажный деревянный жилой дом (ул. Карла Маркса, 63). Продан за 113 тыс. рублей;
— полукаменный жилой дом с кирпичными узорчатыми воротами (ул. Вахитова, 7). Продан за 158 тыс. рублей;
— кирпичный жилой дом (ул. Толстого, 108). Продан за 510 тыс. рублей;
— кирпичный жилой дом (ул. Толстого, 143). Продан за 178 тыс. рублей;
— деревянный жилой дом (ул. Урицкого, 69). Продан за 510 тыс. рублей;
— кирпичный жилой дом (ул. Маркина, 16). Продан за 200 тыс. рублей;
— дом, где в 1941–1943 годах жили писатели Тренев К.А., Павленко П.А. (ул. Толстого, 81);
— жилой дом, середина XIX века (ул. Вахитова, 48);
— жилой дом, XIX век (ул. Карла Маркса, 13);
— двухэтажный полукаменный жилой дом с воротами, конец XIX века (ул. Ленина, 60);
— городской дом почтовых служащих (ул. Карла Маркса, 42).
Еще одна местная бизнесвумен Галина Трошина приобрела с торгов жилой дом середины XIX века. 180 «квадратов» обошлись ей всего в 11 тыс. рублей
«В советское время здесь [в здании] было 20 квартир от горисполкома и никакого купеческого следа оставлено не было. Что хотели, то и творили! Советская драная штукатурка, заплесневелые стены. Поселились бомжи, текли крыши…» — вспоминает Трошина. Восстановительные работы в аварийном здании практически завершены — укреплен фундамент и воссоздана крыша. Правда, пока восстановлена лишь одна часть здания, вторая реставрации практически не подлежит: «Там вообще невозможно ничего сделать!» Решение нашли — отдать неотапливаемое помещение под хозблок, склад или гараж. По подсчетам женщины, на восстановление здания потребуется больше 10 миллионов. Скорее всего, здесь будут офисные помещения.
По подсчетам женщины, на восстановление здания потребуется больше 10 миллионов. Скорее всего, здесь будут офисные помещения
Мотивацию серьезных вложений в разрушенное здание Трошина объяснила так: «Ну вот хочется для города сделать хорошее дело под старость лет! Чтобы я ушла из жизни, а меня вспоминали: „Бабулька не побоялась, взялась и сделала!“ Никакой корысти, за свой город душа болит». «Ну красиво разве, приятно в Чистополе?» — вздохнув, риторически спросила она.
На все проданные с торгов памятники есть проектные решения, выполненные «Татинвестгражданпроектом». Из бюджета РТ на эти цели выделили 17,5 млн рублей
Проект есть, денег на реставрацию нет
На все проданные с торгов памятники есть проектные решения, выполненные «Татинвестгражданпроектом». Из бюджета РТ на эти цели выделили 17,5 млн рублей. Т. к. здания в основном находятся в центре города и на турпотоке, здесь будут преимущественно гостиницы, рестораны и магазины. Впрочем, конечный функционал за собственником.
Несмотря на то что проекты приспособления уже есть, не все идет гладко. Равиль Замалетдинов приобрел с торгов купеческий дом Полякова и Логутовых 1833−1840 годов еще в мае — это самый крупный лот, трехэтажный центровой особняк. 532 «квадрата» обошлись ему всего в 5 тыс. рублей. Однако, чтобы доработать проект под свои цели, ему нужен еще как минимум миллион, говорит инвестор.
«Я общался по этому поводу с Гущиным, говорю: „Иван Николаевич, а как так?! У нас есть „Татинвестгражданпроект“, который сделал нам эскизный проект, и он полностью развернут. Второй проект намного дешевле ведь должен быть?“ А он мне: „Ну вот так! Надо искать [другие институты]!“» — поделился Замалетдинов. По словам мужчины, у него со зданием связано множество воспоминаний — он жил в соседнем доме и все детство провел, играя в этом дворе.
Как рассказал Гущин «БИЗНЕС Online», предприниматель был на приеме и вместе с ним, как и с другими инвесторами, составлена подробная дорожная карта по объектам. «Это ключевой памятник, на центральной улице. Объем инвестиций будет немалый. Предприниматель должен соизмерять степень ответственности и свои возможности», — сказал Гущин. Локация позволяет открыть здесь отель, ресторан, есть большая приусадебная территория и флигели.
30–40% проектной документации у инвесторов уже на руках — это и колористические решения по зданиям, и вся научная документация
Впрочем, уже разработанные проекты ТИГП для бизнеса подарок, считают эксперты, т. к. в законодательстве такая норма для частных зданий вообще отменена и государство не обязано делать эскизные проекты. Так что 30–40% проектной документации у инвесторов уже на руках — это и колористические решения по зданиям, и вся научная документация. И механизм покупки зданий по бросовой цене предполагает, что предприниматели внесут свою лепту в сохранение зданий, не отойдя от концепции. Правда, не всегда это работает. Некоторым не помешало сделать убойный кислотный раскрас фасадов этим летом без всяких согласований. Помощник президента РТ Олеся Балтусова в своем телеграм-канале возмущалась: «В Чистополе происходят странные дела. Объекты продаются с аукциона в год по 1–2, однако реставрация идет вот так: в цветах, вызывающих изумление просвещенной публики».
«Сейчас все это перекрашивать — а есть ли смысл? Со временем все равно выцветет [дом] и тот же самый [спокойный] желтый цвет будет»
Безответственный подход инвестора руководитель аппарата совета Чистопольского района Равиль Мазгутов объяснил тем, что исследование по цветовому решению отсутствует и, по сути, все перекрашенные дома не соответствуют их историческому цвету. «Сейчас все это перекрашивать — а есть ли смысл? Со временем все равно выцветет [дом] и тот же самый [спокойный] желтый цвет будет, — предположил мужчина. Он объяснил казус так: — Я тоже сначала думал: „Надо же! Ну почему так сделали?“ А когда обратились к юридическим обоснованиям, поняли, что нет указанного обязательного цвета».
Частично работы идут в рамках программы восстановления малых исторических городов совместно с банком развития БРИКС — проект охватывает 16 объектов культурного наследия
Балтусова: «Снесено много зданий, а отреставрировано пока что ноль»
Всего под госохраной в Чистополе находится 236 объектов, 56 из них — это многоквартирное расселенное жилье, которое нужно возвращать к жизни. Частично работы идут в рамках программы восстановления малых исторических городов совместно с банком развития БРИКС — проект охватывает 16 объектов культурного наследия. Предстоит их реставрация и реконструкция с приспособлением для современного использования. Еще в 2019-м банк обещал выделить около 3 млрд рублей на эти цели, и Чистополь прошел непростой путь, пробившись в эту программу через всероссийский конкурс малых городов. Не дождавшись начала реставрации, активисты взялись за дома самостоятельно и съехались в Чистополь, чтобы в экстренном порядке спасти историческое поселение «от мародеров и непогоды». Существовавшее еще тогда республиканское отделение ВООПИиК совместно с Чистопольским музеем-заповедником и городской администрацией законсервировали 10 пустующих старинных домов XIX — начала ХХ века.
Разработка проектной документации в рамках программы БРИКС на финишной прямой, рассказал Гущин. «Мы на связи с фондом инвестиций, сейчас проекты проходят экспертизу, ждем сметные расчеты, — отметил он. — Проблема по Чистополю решается комплексно — строится новая пристань, по программе парков и скверов отремонтирован пешеходный бульвар. Плюс заложены инфраструктурные проекты по сетям водоснабжения. Благодаря градостроительным документам есть возможность строить и осваивать земельные участки, все регламенты утверждены, есть зоны охраны. Теперь вопрос за органами местного самоуправления, как они сработают на этапе с инвесторами».
По мнению заместителя исполкома Чистополя по инфраструктурному развитию Павла Емельянова, высокая стоимость реставрации памятников — главная причина того, почему пока не раскуплены все объекты. Ведь цены, как правило, гораздо выше, чем при обычном капремонте. Более того, среди «благодетелей» нашлись и те, кто просто хотел заработать. Так, один из инвесторов приобрел себе ветхое здание практически за бесценок, подождал год и выставил на продажу за 1,5 млн рублей. Сейчас администрация города пытается вернуть объект в свое владение в судебном порядке.
«Я пока не вижу в Чистополе положительных изменений в старом центре. Снесено много зданий, к сожалению, а отреставрировано пока что ноль. У меня есть серьезные опасения — ни один проект не рассматривался экспертно. Ни одного научно-методического совета никто не проводил», — говорит помощник президента РТ Балтусова. Да и следить за ходом работ здесь пока некому — отдел по охране памятников, несмотря на обилие исторических зданий, в администрации не создан. За 1,5 года не нашли и директора в государственный музей-заповедник — с бывшим руководителем Александром Печенкиным минкульт РТ не продлил договор.
«Чистополь — это одно из исторических поселений на территории РТ, это его официальный статус, соответственно, к нему должно быть и такое [внимательное] отношение»
Пристань за полмиллиона и пешеходный бульвар — чем еще будут завлекать туристов?
Чистополь входит в топ посещаемых туристами мест Татарстана после Казани, Свияжска, Болгара, Елабуги и Тетюшей. Правда, в этом году турпоток несколько поубавился. По данным госкомитета РТ по туризму, за 10 месяцев 2023-го город на Каме посетили 30,3 тыс. человек. В 2022-м в этот же период было аж 70,7 тысячи. Снижение связывают со строительством новой пассажирской пристани с причальной стенкой — Чистополь не мог принять круизные суда в период речной навигации, ее возобновят уже в следующем году. На строительство пристани из бюджета РТ выделили 419 млн рублей.
Руководство района хочет привлечь больше туристов. Но пока «развитие туризма — это порочный круг» для города, говорит Мазгутов. Чтобы инвестор захотел вложиться в гостиницу, нужны туристы. А чтобы приехали туристы, необходимы гостиницы. «Летом в рамках туристического развития мы проводили фестиваль. Людей селили в Алексеевском, потому что отелей нет!» — вспоминает он. Гостиниц и правда крайне мало — «Чистополь» на 45 номеров и «Кама» на 18, парочка гостевых домов ситуацию не спасает.
Благоустройство центральной площади Чистополя — еще один масштабный проект, который должен преобразить город. Местные жители предложили организовать здесь автомобильный кинотеатр, демонтировать Нижний рынок, а на его месте создать хорошую площадку с различными развлечениями для молодежи и детей. По словам Мазгутова, основной замысел заключается в том, чтобы соединить пристань и центральный парк и создать единую пешеходную зону для туристов и местных жителей. «В этом году уже стали благоустраивать пристань и делают набережную Камы», — гордо заявил Мазгутов.
«Чистополь — это одно из исторических поселений на территории РТ, это его официальный статус, соответственно, к нему должно быть и такое [внимательное] отношение. Его нельзя рассматривать как деградирующую среду, не имеющую ценности, которая, как пылесос, высасывает бюджетные средства», — считает архитектор и дизайнер Павел Тиняев. — За каждым объектом культурного контекста нужен уход. Если он был утрачен в какой-то период истории, желательно компенсировать сейчас, и тогда есть шанс оставить его для будущих поколений».
Но чтобы туризм развивался и в малых городах, а не только в столице, нужно создавать и условия для местных жителей. «Когда негде работать и нет перспектив, идет утечка жителей. А город — это не только про здания. Если не будет людей и преемственности — все! Сколько ни вливай, будет как в бездонную яму. Поэтому важно создать еще и социальные условия, при которых бы люди жили, гордились своим городом и взахлеб рассказывали об истории [родины]», — добавил Тиняев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.