Выкатка долгожданных Ту-214 новых серий откладывается. До цеха окончательной сборки добрался один из запланированных на 2023-й самолетов, все остальные пока существуют только в виде отдельных агрегатов. Такой годовой итог закономерен, полагают эксперты. Все понимали: выполнить задачу невозможно. И «Туполев» не один в подобной ситуации. В том, зачем надо было верстать нереальные планы, делать громкие заявления о будущих победах и когда мы все-таки увидим Ту-214 в авиакомпаниях, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Пока в высокой степени готовности — только один Ту-214
2023 год: сдвигается все
Сдача первых Ту-214 переносится на 2024-й, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. По комплексной программе развития авиационной отрасли РФ до 2030 года (далее — КП) Казанский авиазавод – филиал «Туполева» (КАЗ) должен был построить три лайнера. Как утверждают наши собеседники, в высокой степени готовности — один, заложенный еще до СВО и, соответственно, решения о возобновлении серийного выпуска Ту-214.
В «Туполеве» нам подтвердили сдвиг программы вправо — самолеты сдадут в 2024 году. «Работа идет достаточно напряженная, но есть задержки, — рассказал „БИЗНЕС Online“ управляющий директор „Туполева“ Вадим Королев. — Во-первых, непросто разогнаться с учетом нашей пропускной способности — раньше КАЗ делал в среднем полтора Ту-214 в год. Во-вторых, ввиду уникальности схемы доведения ресурсов на масштабирование производства (деньги ФНБ и облигационный заем — порядка 84 млрд рублей — прим. ред.) формирование соответствующих правил потребовало ощутимо больше времени, нежели предполагалось изначально. Это сказывается на сроках техперевооружения — и у нас, и, насколько понимаю, по нашей кооперации. Сейчас все необходимые меры выработаны, деньги пошли, но изначальные сроки сдвигаются несколько вправо». По его словам, одна машина в цехе окончательной сборки, остальные — на стадии агрегатной сборки.
Проблемы со сроками не только у Ту-214. В начале октября стало известно, что сдача первых трех Ил-114 переносится с 2024-го на 2026-й. Причиной называют проблемы с доведением двигателя ТВ7-117СТ. В середине ноября объявили, что не будет и двух обещанных на 2023 год Superjet 100 — не завершена программа испытаний двигателя ПД-8. Обещано, что эта пара добавится к программе 2024-го (должны были сдать 20 машин, а будет 22). Поставки МС-21 пока не корректировали, но опять-таки смущает скорость: на 2024 год назначены одновременно испытания самолета и поставка 6 серийных машин. Заметим, что в сентябре 2022-го министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров первые коммерческие поставки отнес на 2025-й. В качестве исторического экскурса напомним, что МС-21 разрабатывается с 2008-го. Старт поставок планировали сначала на 2016-й, потом — на 2020-й, затем — на 2022 год.
Проблемы со сроками не только у Ту-214. В начале октября стало известно, что сдача первых трех Ил-114 переносится с 2024 года на 2026-й
«Серийные МС-21 уже собираются, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Все дело в завершении программы сертификационных полетов и программы импортозамещения — ряд агрегатов еще дорабатывается. На конец 2024 года было заявлено начало опытной эксплуатации, а серийные поставки — в 2025-м. То есть имеем „затык“ не в производстве, а в разработке и испытаниях. Откуда взялись обещания поставить Superjet в 2023-м, непонятно: программа ПД-8 никак не подразумевает завершения в этом году — не ранее конца 2024-го. Задержка с Ил-114 тоже связана с недоработкой самого продукта — в отличие от Ту-214, который разработан, проблем нет, но есть технологические ограничения. Обещания, что мы сделаем 5, 10, 20 самолетов, только дайте денег, — это все объективно нереально. Все-таки в производстве Ту-214 много ручного труда, это не такой цифровой самолет, как Superjet. Поэтому рассчитывать на то, что свершится чудо и мы начнем печь Ту-214 как пирожки, не приходится, даже если залить завод деньгами. Три самолета для нынешнего КАЗа уже сверхнагрузка. Я уж не говорю о том, что сейчас у завода Ту-214 не в приоритете — есть гособоронзаказ».
Ту-214 для специального летного отряда «Россия»
Что стоит за громкими заявлениями
Словом, нереальность сроков по всем типам была видна изначально. Тогда зачем было делать громкие заявления? Заслуженный пилот России Юрий Сытник в разговоре с «БИЗНЕС Online» выразился лаконично: «Врут, чтобы удержаться в своих креслах, ведь очевидно, что заводы для сборки есть, а с комплектацией беда: авионики, гидравлики, двигателей и много чего другого в достаточных объемах нет. Из чего они будут самолеты делать?!» Гусаров указал на еще один фактор: «Надо понимать, что это программа правительства, а оно слушает не только минпромторг, „Ростех“ и ОАК, но и регионы, которые имеют мощный лоббистский ресурс».
Впервые о графике строительства Ту-214 рассказали на заседании Госсовета Татарстана в апреле 2022 года. Премьер-министр РТ Алексей Песошин, отвечая на вопрос о том, существует ли внятная программа производства Ту-214, сообщил: «Есть установка: на следующий год — 3 самолета, потом — 7, в 2025–2026 годах — 10. Пока 20 самолетов оговорено». План первых двух лет был воспроизведен в КП, которую утвердили 25 июня 2022-го, а вот в 2025–2026 годах КАЗ обязали построить уже не 10, а по 10 самолетов, а всего к 2030-му — 70.
Цикл постройки с нуля лайнера типа Ту-204/Ту-214 — не менее 24 месяцев, в серии, т. е. с заделами, — 12–14
Сверхсжатые сроки и серьезные по нынешним временам объемы строительства сразу вызвали вопросы в авиастроительном сообществе. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» бывший директор ульяновского филиала «Туполева» Станислав Рыжаков, цикл постройки с нуля лайнера типа Ту-204/Ту-214 — не менее 24 месяцев, в серии, т. е. с заделами, — 12–14. Впрочем, планы по Ту-214 (как и другим типам, которые должны сформировать суверенную отрасль авиаперевозок, — МС-21, Superjet 100, Ил-114-300) сразу стали делом не только экономическим и промышленным, но и пропагандистским и политическим. Чего стоят только трения Казани с Москвой по поводу объемов. Президент Татарстана, председатель совета директоров «Туполева» Рустам Минниханов настаивал на массовом выпуске (сначала 20, потом 40 лайнеров ежегодно), а генеральный директор «Ростеха» (в него входит ОАК) Сергей Чемезов подчеркивал, что Ту-214 — это только подспорье до начала масштабного производства МС-21, поэтому максимум 10 в год. Появившаяся в августе 2022 года уточненная КП продемонстрировала общественности компромиссный вариант: 2023-й — 3 самолета, 2024-й — 7, 2025-й — 10, 2026-й — 15, с 2027-го — 20 самолетов ежегодно, а весь план до 2030-го увеличился до 115 машин.
За схваткой бульдогов под ковром отчетливо виден тянущийся уже лет 15 конфликт, в ходе которого «Туполева» отодвинули от гражданских программ, а ставку сделали на МС-21 и Superjet от «Иркута» и «Гражданских самолетов Сухого» (сегодня обе темы за «Яковлевым»). Но СВО и блокада поставок в Россию авиатехники поставили эту доктрину под сомнение, и «Туполев» воспользовался вторым шансом залезть в теперь формально чужую для него нишу. Будучи в дивизионе стратегической и специальной авиации ОАК, он не просто заявил права на кусок цивильного пирога, а решил отхватить едва ли не половину, ведь речь идет о создании параллельного по отношению к «Яковлеву» центра гражданского авиастроения с целой линейкой типов. Словом, противостояние продолжается, хотя и в более завуалированной форме. Это борьба и за деньги бюджета; и за политическое влияние; и за интерес авиакомпаний. А также, если угодно, за идеологическую чистоту — чья авиастроительная школа права. Вспоминается, как год назад на аэрокосмическом форуме в Казани директор ЦКБ «Туполева» Николай Васильев заявил: «Туполев», несмотря на препоны, всегда дожидался своего звездного часа и доказывал, что он прав.
При этом есть основания полагать, что баланс сил несколько изменился. Как полагают источники «БИЗНЕС Online», с недавних пор в администрации президента России хотят сами, без посредников в лице минпромторга РФ, «Ростеха» и ОАК, держать руку на пульсе отрасли — профильная информация идет и от других источников. Вероятно, один из них — Минниханов. В Казани же, мягко говоря, сомневаются в том, что МС-21 получит серийный облик в заявленный срок, а темп его выпуска сможет удовлетворить потребности авиаперевозчиков.
Среди первых Ту-214 будет борт для госавиации
Когда полетим на Ту-214
Между тем вообще возникает вопрос: что за Ту-214 должны были быть поставлены в 2023-м? Никто из перевозчиков не претендовал на машины этого года. Определенно заявлялся только один самолет. В декабре 2022-го Мантуров сообщил: «Первый Ту-214 планируется поставить в следующем году». Как позднее выяснил «БИЗНЕС Online», этот Ту-214 и предназначается для минпромторга, а эксплуатантом будет авиакомпания Red Wings. Уверенность в его скорой сдаче появилась потому, что самолет заложили еще в 2019 году (у него уже есть регистрационный номер — RA-64535). Но и он пока не продвинулся дальше цеха окончательной сборки. Предположительно, в 2024-м его сдадут первым, а за ним последуют две машины для «Аэрофлота». Королев на этот счет высказался обтекаемо: «Первые поставки предполагают машины как для „Аэрофлота“, так и в специальном исполнении».
Сегодня с высокой степенью определенности можно сказать только об одном Ту-214. В самом начале всей этой истории источники «БИЗНЕС Online» предрекали, что первыми переданными в эксплуатацию Ту-214 станут подержанные машины, восстановленные после хранения (из 12 серийных бортов, выпущенных в первый этап истории Ту-214, в 2001–2009-х, осталось 6: 2004, 2005, 2006, 2008 и 2009 годов выпуска), и данное предположение подтверждается. В минувшем октябре ОАК представила публике один из этих самолетов. На прошлом борта внимания не акцентировали. «ОАК продолжает формировать гражданскую линейку, — говорилось в сообщении корпорации. — Теперь и среднемагистральный пассажирский Ту-214, произведенный в Казани, нарядился в новую корпоративную ливрею ОАК. Самолет, принадлежащий ИФК (лизинговая компания „Ильюшин Финанс Ко“ — прим. ред.), после окончания работ по подготовке к эксплуатации на регулярных рейсах пополнит парк авиакомпании Red Wings и будет перевозить пассажиров».
Речь идет о борте с регистрацией RA-64518. Это самый молодой из построенных КАЗом коммерческих Ту-214. Его выкатили в августе 2009 года, а 2 октября передали авиакомпании «Трансаэро», которая к тому времени уже эксплуатировала два аналогичных борта. После остановки и последующего банкротства перевозчика в 2015-м самолет почти год стоял в Домодедово. Потом, как рассказал «БИЗНЕС Online» бывший экономист Red Wings Дмитрий Муравлев, было принято правильное решение «добить ресурс с пользой для дела».
Эксплуатация началась в июле 2017 года. У машины была двухклассная компоновка с салонами бизнес- (8 мест) и экономического (176) классов. За четыре месяца в Red Wings он совершил 383 рейса (в том числе за границу), налетав 917 часов и перевезя 74 302 пассажира. 30 сентября 2017 года RA-64518 отправился из Хабаровска в Казань на консервацию — вышел межремонтный ресурс.
В Red Wings готовятся передать один из Ту-214, который ранее летал в «Трансаэро»
Как показала себя машина в авиакомпании? «Модель его коммерческой эксплуатации была ужасна, — говорит Муравлев. — Этот по сути дальнемагистральный самолет поставили на маршруты, заточенные под Superjet (у Red Wings ранее было несколько таких бортов). Но даже при этом он вышел в плюс. Все зависит от авиакомпании. Если эксплуатировать, как тогда, можно что хочешь загубить. И потом перевозчику надо иметь не один, не два самолета конкретного типа, а дюжину. Словом, мое мнение относительно того, можно ли эксплуатировать Ту-214 рентабельно, — да».
По словам Королева, процедура восстановления летной годности RA-64518 в завершающей стадии, скоро он будет у перевозчика. Официально заявляли, что Red Wings передадут еще один восстановленный Ту-214. По информации «БИЗНЕС Online», это тоже экс-трансаэровский лайнер. Его путь в авиакомпанию будет сложнее. «Для него прорабатывается возможность поработать какое-то время летающей лабораторией для испытаний обновленных комплектующих, которые будут использоваться при производстве новых Ту-214, — рассказал управляющий директор „Туполева“. — А впоследствии эта машина планируется к передаче коммерческому эксплуатанту».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 150
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.