Сегодня в IT-парке в Казани начал работу семинар-совещание по вопросам оздоровления и сохранения водных объектов Сегодня в IT-парке в Казани начал работу семинар-совещание по вопросам оздоровления и сохранения водных объектов Фото: Оксана Король

«Экологическое состояние Волги давно вызывает тревогу»

Сегодня в IT-парке в Казани начал работу семинар-совещание по вопросам оздоровления и сохранения водных объектов. Мероприятие прошло по поручению вице-премьера России Виктории Абрамченко, которая недавно сама приезжала в столицу РТ и весьма впечатлилась тем, как здесь идет рекультивация иловых полей биологических очистных сооружений (БОС). А казанский «Водоканал» в шутку называли «главным виновником» того, что именно в Казани прошло само итоговое совещание. Мол, так четко и в срок выполняют казанцы все работы, что и другим волжским регионам тоже стал интересен этот опыт.

Для обсуждения будущего водных артерий страны в Казань приехали замминистра природных ресурсов и экологии России Павел Барышев, замминистра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько, главы региональных министерств природных ресурсов и экологии, а также министерств строительства и ЖКХ, «Водоканала» и подрядных организаций. В столицу РТ съехались представители из Нижегородской, Ярославской, Саратовской, Ульяновской, Самарской областей, Марий Эл, Чувашии, а также из Иваново, Подольска, Якутска, Новосибирска, Санкт-Петербурга и других городов.

Для обсуждения будущего водных артерий страны в Казань приехали замминистра природных ресурсов и экологии России Павел Барышев, замминистра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько Для обсуждения будущего водных артерий страны в Казань приехали замминистра природных ресурсов и экологии России Павел Барышев, замминистра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько Фото: Оксана Король

Модерировала встречу исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. Для начала она напомнила, что в 90-е годы и позже — во время пандемии коронавируса — Волга действительно серьезно очистилась, благодаря тому что свою работу приостановили многие промышленные предприятия, но «такого оздоровления нам не нужно», сетовала Довлатова. Она отметила, что проект по оздоровлению Волги как раз и был запущен в 2019 году, в первую очередь для того чтобы снизить негатив, льющийся в Волгу вместе со стоками коммунальных предприятий.

Барышев подвел предварительные итоги проекта по оздоровлению Волги, который будет завершаться в 2024 году. «То, что Волга является главной артерией нашей страны, напоминать не надо: 60 из 150 миллионов россиян живут на берегах Волги. Мы имеем [на берегах Волги] большое сосредоточение промышленных предприятий, хозяйственных районов страны, поэтому неудивительно, что в реку попадает огромное количество загрязняющих веществ. Во всяком случае больше, чем в любую другую водную артерию нашей страны», — начал Барышев и дополнил, что токсическое воздействие на систему Волги превышает средний показатель по России в 5 раз. Основная доля загрязнения — от предприятий ЖКХ.

Павел Барышев: «Мы имеем [на берегах Волги] большое сосредоточение промышленных предприятий, хозяйственных районов страны, поэтому неудивительно, что в реку попадает огромное количество загрязняющих веществ» Павел Барышев: «Мы имеем [на берегах Волги] большое сосредоточение промышленных предприятий, хозяйственных районов страны, поэтому неудивительно, что в реку попадает огромное количество загрязняющих веществ» Фото: Оксана Король

Экологическое состояние Волги давно вызывает тревогу. Основная задача проекта была сократить к 2024 году долю загрязненных источников. Насколько именно будет сокращен сбор неочищенных стоков к окончанию «волжского» проекта, чиновник так и не сообщил. Но очевидно, что одной 6-леткой все волжские проблемы не решить, а поэтому продолжение следует.

Барышев заявил, что в стране более 70% очистных сооружений построено 30–50 лет назад, 80% из них требуют скорейшей полной модернизации, а часть — не подлежит восстановлению и должна быть отстроена заново. И это самое капиталоемкое направление проекта стоимостью 85 млрд за 6 лет реализации. Плюс еще 12 млрд из субъектов и некоторые деньги из внебюджета. И к нему больше всего вопросов. Барышев сетовал, что пандемия 2020-го и санкции 2022-го негативно сказались на поставках оборудования, удорожании стоимости работ.

Лидером по количеству законченных мероприятий по оздоровлению Волги он назвал Нижегородскую область, на втором месте — Самарская область. Татарстан же расположился только на третьем месте Лидером по количеству законченных мероприятий по оздоровлению Волги он назвал Нижегородскую область, на втором месте — Самарская. Татарстан же расположился только на третьей позиции Фото: «БИЗНЕС Online»

«Но, несмотря на всю сложность положения, деньги на проект выделяются, а вот исполнение не всегда на высоком уровне… Мы везде идем вам навстречу, но по вам есть вопросы», — строгим голосом сообщил Барышев. Лидером по количеству законченных мероприятий по оздоровлению Волги он назвал Нижегородскую область, на втором месте — Самарская. Татарстан же расположился только на третьей позиции, регион похвалили за введение в строй самых мощных очистных сооружений мощностью 650 тыс. куб. метров. Плюсом к этому в республике проведена масштабная работа по строительству 33 новых объектов и реконструкции 22 действующих.

«Татарстан — субъект, с которого многим стоит взять пример, и мы сегодня рассматриваем его опыт. Никаких срывов выполнения работ, все в срок. Помимо строительства и реконструкции, в предыдущие годы выполнено 14 мероприятий», — сообщил замминистра.

В финале своего выступления Барышев просил регионы – участники проекта подтянуться: за оставшийся год с хвостиком на Волге нужно будет провести еще 45 «оздоровительных» мероприятий. «Надеюсь, за оставшиеся 14 месяцев мы с вами больше не будем сталкиваться в негативе, ругаться, постараемся мирно вопросы решить. Но думаю, что так не получится…» — завершил замминистра.

Алексей Ересько считает, что любой проект будет реализован успешно, если проектировщик будет «чувствовать себя частью команды» Алексей Ересько считает, что любой проект будет реализован успешно, если проектировщик будет «чувствовать себя частью команды» Фото: Оксана Король

ТАНЕКО, ТАИФ-НК, «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» вкладывают свои деньги в оздоровление водных ресурсов

Другой московский гость — замминистра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько — начал с того, что при реализации проектов случаются разного рода казусы с проектировщиками. Он считает, что любой проект будет реализован успешно, если проектировщик будет «чувствовать себя частью команды». Но по факту ряд техзаданий по реконструкции очистных сооружений, которые были подготовлены еще в 2015–2016 годах, могли содержать ошибки, недочеты и требовали изменений. Ересько призвал отправлять такие техзадания на доделку.

«Я вас всех призываю чувствовать и ощущать себя членами команды. Это очень важно при реализации такого грандиозного проекта», — повторял еще и еще раз Ересько. В пример он поставил несколько лучших проектов очистных сооружений — их построили в Самаре, Нижнем Новгороде, Казани и Московской области.

«Ни в одном объекте не повторяется подрядчик! О чем это говорит? Слава богу, у нас в стране есть не один хороший проектировщик. И о том, что если регион сильный и команда хорошая, то проект получается», — резюмировал замминистра.

Вопрос в тему московскому гостю задал глава казанского «Водоканала» Андрей Егоров. Он посетовал на то, что ряд подрядчиков и проектировщиков выигрывают конкурс, реализуют проект, но не берут на себя его сопровождение Вопрос в тему московскому гостю задал глава казанского «Водоканала» Андрей Егоров. Он посетовал на то, что ряд подрядчиков и проектировщиков выигрывают конкурс, реализуют проект, но не берут на себя его сопровождение Фото: Оксана Король

Вопрос в тему московскому гостю задал глава казанского «Водоканала» Андрей Егоров. Он посетовал на то, что ряд подрядчиков и проектировщиков выигрывают конкурс, реализуют проект, но не берут на себя его сопровождение — в случае возникающих вопросов. Егоров предложил создать в России реестр добросовестных проектировщиков и подрядчиков. «Думаю, нужно дать предприятиям, которые участвуют в таких глобальных проектах, в том числе федеральных, право, чтобы такие проектировщики и подрядчики участвовали в реализации таких проектов, чтобы без фокусов проходили», — предложил Егоров.

Ересько ответил, что некое подобие такого реестра уже есть, а модератор Довлатова к месту ввернула, что ее ассоциация водоснабжения и водоотведения зарегистрировала специальный центр развития квалификаций проектировщиков и изыскателей в части водоснабжения и водоотведения. «И мы сегодня готовы вместе с вами этот центр запустить. Там и реестр, и обучение, чтобы в федеральные проекты не несли, простите, всякую чушь», — прорекламировала Довлатова.

Александр Шадриков на правах хозяина начал с рассказа о том, что Татарстана — один их самых многоводных регионов в ПФО, 6,4% территории республики покрыто водой, в регионе 36 тыс. водных объектов Александр Шадриков на правах хозяина начал с рассказа о том, что Татарстан — один их самых многоводных регионов в ПФО, 6,4% территории республики покрыто водой, в регионе 36 тыс. водных объектов Фото: Оксана Король

Проблема накопленных за 50 лет 4 млн кубометров иловых осадков в Казани решится в 2024 году

Министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков на правах хозяина начал с рассказа о том, что Татарстан — один их самых многоводных регионов в ПФО, 6,4% территории республики покрыто водой, в регионе 36 тыс. водных объектов. Но, как и во многих других субъектах России, в Татарстане сегодня остро стоит проблема загрязнения водных объектов. Из-за плохой работы очистных сооружений, диффузного стока и незаконной застройки за последние 50 лет с карты Татарстана исчезли 3 тыс. 133 водных объекта. Мол, это, конечно, печально, но зато честно, важно знать истинную картину ситуации, а не замалчивать проблемы.

Далее он представил тот самый проект рекультивации иловых полей БОС Казани, который понравился Абрамченко. «За 50 лет их (БОС — прим. ред.) эксплуатации накопилось 4 миллиона кубометров осадков. Общая площадь участка с учетом санитарно-защитной зоны — 141 гектар, непосредственно ил расположен на 94 гектарах, находятся иловые поля в черте города. Негативному воздействию были подвержены 1,3 миллиона человек», — рассказал Шадриков.

Всего по проекту оздоровления Волги в Татарстане предусмотрено строительство 13 очистных сооружений, на данный момент уже построено 12-ть Всего по проекту оздоровления Волги в Татарстане предусмотрено строительство 13 очистных сооружений, на данный момент уже построено 12 Фото: kzn.ru

Некоторые участки достигали 8,5 м в глубину, а учитывая близость водохранилища, это создавало реальную угрозу как для реки — источника питьевой воды, так и в целом для окружающей среды. Министр отметил, что подготовка к проекту по поручению президента РТ Рустама Минниханова была начата еще в 2019 году. Провели проектно-изыскательные работы, привлекли научное сообщество республики, исследовали химический состав и санитарно-микробиологические показатели каждой отдельной карты осадка сточных вод. Изучили в общей сложности 36 вариантов предлагаемых технологий по рекультивации иловых полей. В 2021 году началась рекультивация иловых полей Казани. Общая стоимость работ — 8,13 млрд рублей, в 2024-м проект будет завершен, пообещал министр.

Всего по проекту оздоровления Волги в Татарстане предусмотрено строительство 13 очистных сооружений, на данный момент уже построено 12. «Важно взаимодействие власти и бизнеса, экологии и бизнеса. Предприятиями республики за пять лет направлено 32,8 миллиарда рублей на мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, из которых 22,4 миллиарда рублей — на охрану водных ресурсов», — радовался министр.

В прошлом году 1,2 млрд инвестировано в мероприятия по водоочистке и водоотведению. ТАНЕКО, ТАИФ-НК, «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», ООО «РИТЭК» вкладывают свои деньги в оздоровление водных ресурсов. Упомянул министр о собственном проекте Татарстана по улучшению состояния рек — «Свободный ток», в рамках которого убирают завалы деревьев.

Отдельно Алексей Фролов остановился на вопросе канализации. Около половины от объемов «бешеной» застройки в России — индивидуальное жилье, и строится оно с автономной канализацией Отдельно Алексей Фролов остановился на вопросе канализации. Около половины от объемов «бешеной» застройки в России — индивидуальное жилье, и строится оно с автономной канализацией Фото: Оксана Король

«С компанией, с которой мы совместно строили завод по обезвоживанию илового осадка, мы столько шишек набили»

Интересным получилось выступление первого замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Алексея Фролова, озвучившего проблемы, с которыми столкнулись строители при реализации проектов по оздоровлении Волги: отсутствие компетенций у проектировщиков и производителей оборудования.

«С компанией, с которой мы совместно строили завод по обезвоживанию илового осадка, мы столько шишек набили. Мы прекрасно понимаем, что без тиражирования этого опыта наши наработки просто пропадут. Прошу федеральных коллег обратить на них внимание, чтобы эти наработки двигались дальше», — попросил замминистра.

Отдельно Фролов остановился на вопросе канализации. Около половины от объемов «бешеной» застройки в России — индивидуальное жилье, и строится оно с автономной канализацией.

«Основная проблематика — загрязнение водоемов сточными водами, деградация водных объектов (заиливание дна, диффузное загрязнение и так далее), износ гидротехнических и водопропускных сооружений» «Основная проблематика — загрязнение водоемов сточными водами, деградация водных объектов (заиливание дна, диффузное загрязнение и так далее), износ гидротехнических и водопропускных сооружений» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это один из вызовов. Эти стоки собирают частники, бизнес. Куда его везут? Непонятно. Даже если сток везут на очистные сооружения, залповый выброс с машины просто „сжигает“ очистные. Это проблема: мы строим новые очистные сооружения, но понимаем, что нормативы по стоку до конца не работают. Можно посчитать проектную мощность, но не всегда угадываешь: не хватает сетей, чтобы все стоки были централизованными — это первое. Второе — залповые выбросы, которые „смывают“ биологию», — поделился Фролов.

Любопытно, что в рамках совещания был засвечен и будущий федеральный проект, который с 2025-го придет на замену завершающейся волжской программе. Пока он фигурирует под названием «Объединенный федеральный проект по экологическому оздоровлению водных объектов». Он коснется всех крупных рек и водоемов страны, сроки реализации — 2025–2030 годы.

«Основная проблематика — загрязнение водоемов сточными водами, деградация водных объектов (заиливание дна, диффузное загрязнение и так далее), износ гидротехнических и водопропускных сооружений», — объяснил Барышев. Судя по слайдам, в рамках проекта будет продолжено оздоровление уникальных водных природных объектов, включая Байкал и Волгу, в среднесрочной перспективе эта работа будет распространена на такие реки, как Дон, Кама, Иртыш, Урал, Терек, Волхов и Нева, озеро Ильмень.

Горячая сегодня тема низкого уровня воды в Куйбышевском водохранилище на самом совещании не обсуждалась, но на пресс-подходе в конце встречи журналисты спросили, есть ли какие-то решения этой проблемы. «Удар под дых», — прокомментировал Барышев сам вопрос. Он сравнил ситуацию текущего года с 2010-м, когда «Волга так же омелела». «С чем это связано? С тем, что называется подпором, и с питанием Волги малыми реками. Проблема неоднозначная, чтобы сказать, что обмеление Волги — это творение рук человеческих», — рассуждал спикер. Чиновник напомнил, что проблема рассматривалась в Госдуме, сейчас создана рабочая группа, к работе в которой привлечены и ученые из Академии наук.

Завтра гости семинара посетят иловые поля казанских БОС, а также осмотрят цех термомеханической обработки осадков сточных вод.