Айрат Нурутдинов рассказал, что «Таттелеком» установил и обслуживает уже более 42 тыс. камер по всему ТатарстануФото: Сергей Елагин

Для чего «Таттелекому» 42 тысячи камер?

Сегодня «Таттелеком» отмечает 135 лет. Казанская городская телефонная сеть, преемником которой является оператор, была создана в 1888 году, всего через 12 лет после того, как Александр Белл совершил первый в мире телефонный звонок. Это делает компанию одной из старейших в Татарстане, да и во всей России, при этом оператор развивается и преуспевает. Сам факт существования «Таттелекома» делает тарифы на сотовую связь в республике одними из самых дешевых в стране, при этом только на услугах связи компания не останавливается. Последние несколько лет она специализируется на предоставлении цифровых сервисов для безопасности и комфорта татарстанцев. Самый прямой путь к этому — камеры видеонаблюдения.

Как рассказал гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов, компания установила и обслуживает уже более 42 тыс. камер по всему Татарстану. Они делятся на 5 взаимодополняющих категорий.

Многие камеры сами устанавливают, но здесь вопрос компетенций, масштаба и стоимости. Наши инженеры перебрали более 100 камер, каждую проверили на ряде серьезных тестов, чтобы отобрать 4-5 моделей, которые устроили по всем параметрам Многие камеры сами устанавливают, но здесь вопрос компетенций, масштаба и стоимости. Наши инженеры перебрали более 100 камер, каждую проверили на ряде серьезных тестов, чтобы отобрать 4–5 моделей, которые устроили по всем параметрам Фотография предоставлена ПАО «Таттелеком»

«Безопасный город». Сеть из 3 тыс. камер развернута в местах массового пребывания людей и на объектах транспортной инфраструктуры совместно с МВД. Это наиболее мощные моторизированные камеры с оптическим зумом, хорошей светочувствительностью. Данные сохраняются в «облаке», архив доступен 30 суток. Зачастую такие камеры расположены в труднодоступных местах, куда надо провести под землей оптику или силовой кабель, и позволяют обозревать сложные участки дорог и общественные места. Например, ради двух камер на въезде с трассы М7 на улицу Амира в Дербышках пришлось проводить колоссальный объем земляных работ. Более того, для таких случаев по заказу «Таттелекома» разработан уникальный комбинированный кабель, сочетающий медные жилы и оптические волокна. В планах — установить в 2024–2025 годах еще 1 тыс. камер.

«Безопасная школа» (включает и детские сады). 10 тыс. камер установлено по заказу департамента информационных технологий исполкома Казани, но есть высокая вероятность, что проект будет развиваться и в других муниципалитетах. Они охватывают входы и выходы из зданий, прилегающую территорию, позволяют контролировать работу службы охраны. Единственный нюанс: эти камеры — с локальной записью видео, удаленный доступ к ним получить невозможно. «Это скорее недостаток, хотя есть и сторонники такого подхода, которые обосновывают его конфиденциальностью. Границу между приватностью и безопасностью провести сложно, — размышляет Нурутдинов. — Понятно, что, когда обеспечивается полная безопасность, жизнь людей во многом лишается приватности, и наоборот. Это вопрос выбора общества». Но факт остается фактом: в локальной сети информация может быть стерта случайно или злонамеренно, в «облаке» же ничего уничтожить невозможно. Так или иначе, компания планирует в ближайшее время оснастить видеонаблюдением территории школьных спортплощадок.

«Безопасный двор». Это самый крупный пул камер — 17 тыс., заказчик — управляющие компании и ТСЖ. Эти камеры выходят на дворовую площадку, автостоянку, контейнерную площадку, часто бывают и внутри подъезда, например, в лифтовом холле. Все они выводятся в «облако», доступ к ним имеют УК и сами жители дома. Соответственно, цели использования здесь самые широкие: кто-то наблюдает, как во дворе играют его дети, кто-то контролирует своевременный вывоз мусора. На будущий год эту сеть предполагается расширить еще на 1,2 тыс. камер.

«Безопасный подъезд». Три года назад «Таттелеком» занялся IP-домофонией и уже установил более 11,2 тыс. камер, которые очень качественно фиксируют всех входящих и уходящих, обозревается и дворовая площадка. Здесь идеальные условия для видеоаналитики, поскольку лицо звонящего в домофон находится прямо перед камерой. Весь функционал и видео выводятся в мобильное приложение жильцов.

Любопытно, но именно домофоны оказались магнитом для девиантных личностей Здесь идеальные условия для видеоаналитики, поскольку лицо звонящего в домофон находится прямо перед камерой Фотография предоставлена ПАО «Таттелеком»

Любопытно, но именно домофоны оказались магнитом для девиантных личностей. «Были сотни происшествий, зачастую люди проявляют феноменальную агрессию. Если подходить философски, конечно, лучше пусть выплеснут деструктивность на железо, чем на живые объекты, но тоже хорошего мало», — говорит Нурутдинов.

«Появляется интернет – участки дорожают на 10 процентов»: как «Таттелеком» перевыполнил поручение Минниханова

«Безопасный дом». Это камеры для физлиц, которые устанавливаются в частном секторе. Проект новый, запущенный летом, поэтому пока количество установок ограничивается всего несколькими сотнями, но желающих много. Видеопоток тоже сохраняется в «облаке», владельцы имеют к нему доступ в течение 7, 14 или 30 суток в зависимости от потребностей. Установка бесплатна, приобретается только сама камера, 5,9 тыс. рублей — цена ниже рыночной. Ежемесячная абонентская плата за обслуживание и доступ к архиву стартует от 249 рублей. Камеры устанавливаются на уличной территории, компания сознательно не ведет видеонаблюдение внутри частных домов — слишком серьезное покушение на приватность.

Ильдар Нургалеев: «Камеры "Безопасного города" позволяют определить направление автомобиля, «Безопасного двора» — отследить, где злоумышленник припарковался и куда направился, а домофоны покажут его лицо» Ильдар Нургалеев: «Камеры «Безопасного города» позволяют определить направление автомобиля, «Безопасного двора» — отследить, где злоумышленник припарковался и куда направился, а домофоны покажут его лицо» Фото: Сергей Елагин

«Многие камеры сами устанавливают, но здесь вопрос компетенций, масштаба и стоимости. Наши инженеры перебрали более 100 камер, каждую проверили на ряде серьезных тестов, чтобы отобрать 4–5 моделей, которые устроили по всем параметрам. Не все операторы имеют возможность этим заниматься, и не у всех такие масштабные закупки — при наших объемах поставщики делают существенные скидки. Наверное, есть более бюджетные решения китайских производителей, но надо понимать, что в таком случае весь видеопоток хранится… в Китае. И уровень защищенности совершенно иной. У нас построение сети находится на совершенно другом уровне, атаковать наши камеры извне практически невозможно», — подчеркивает Нурутдинов.

Все эти уровни позволяют выстроить системную безопасность, говорит заместитель генерального директора по ИБ – директор департамента ИТ компании Ильдар Нургалеев. Камеры «Безопасного города» позволяют определить направление движения автомобиля, зафиксировать съезды, «Безопасный двор» — отследить, где злоумышленник припарковался, когда вышел из машины и в какую сторону направился. А домофоны покажут его лицо и точное местонахождение.

По данным МВД, в республике ежегодно с помощью видеозаписей раскрывается порядка 2 тыс. преступлений и больше 5 тыс. административных правонарушений По данным МВД, в республике ежегодно с помощью видеозаписей раскрывается порядка 2 тыс. преступлений и больше 5 тыс. административных правонарушений Фото предоставлено ПАО «Таттелеком»

МВД: Камеры помогают раскрывать тысячи преступлений и дисциплинируют людей

«Хотелось бы, чтобы мы охватили камерами всю республику, каждую точку. Это большая помощь как при раскрытии преступлений и в качестве доказательной базы в суде, так и профилактике правонарушений: камеры дисциплинируют самим своим видом. И очень помогают на всех массовых мероприятиях», — говорит начальник управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти РТ и органами местного самоуправления МВД по РТ.

По данным МВД, в республике ежегодно с помощью видеозаписей раскрывается порядка 2 тыс. преступлений и больше 5 тыс. административных правонарушений. Конечно, сами по себе камеры ничего не раскрывают — это только звено целой цепочки оперативных мероприятий, но они зачастую значительно ускоряют и упрощают расследование.

«При раскрытии любых правонарушений (за исключением разве что дистанционных мошенничеств) мы все равно обращаемся к камерам, при расследовании ДТП тоже без них никуда», — отмечает представитель правоохранительных органов.

По проекту «Безопасный город» устанавливаются самые мощные камеры с хорошим зумом. Они вместе с остальными значительно ускоряют расследования. Это реальный скриншот видеозаписи с камеры на ул. Вишневского.Фото предоставлено ПАО «Таттелеком»

Примеров — масса. С помощью камер был раскрыт ряд громких преступлений, где прослеживался маршрут злоумышленника протяженностью до 50 километров. Из свежих показательных случаев, например, резонансное убийство в парке «Черное озеро» в Казани, когда на камеры попало взаимодействие подозреваемого с потерпевшим. При расследовании другого убийства, уже в Кировском районе, правоохранители с помощью камер обнаружили, что обвиняемый следил за своей жертвой, карауля ее возле работы. А когда труп нашли в лесопосадке Челнов, камеры показали, как убитый вместе с подозреваемыми распивали спиртные напитки, а потом его увели в лес. Предполагаемых преступников тут же вычислили по одежде — незадолго до этого они уже доставлялись в отдел полиции — и быстро задержали.

Камеры помогают раскрывать даже дистанционное мошенничество. Одного гражданина вынудили продать квартиру за 4,5 млн рублей. Все деньги он передал неустановленному лицу в сквере на Декабристов. Благодаря камерам установили его приметы, автомобиль такси, на котором он передвигался. Злоумышленника оперативно задержали, часть средств удалось вернуть.

Представитель МВД подчеркивает: видеонаблюдение на улицах и во дворах обладает и профилактическим эффектом, дисциплинирует граждан. «Злоумышленники не хотят попадать на видеокамеры. И не только они! Буквально только что смотрел видео: маленький мальчик подходит к лифту, начинает его пинать ногой, стучать по кнопке. Поворачивает голову, видит камеру — тут же прекращает! Погладил кнопочку, попросил прощения у камеры. Вот эффект, — приводит пример он. — Или еще случай: мужчина идет по чистому подъезду и ставит пиво на пол. Увидел камеру — поднял, забрал с собой. Камера хоть и неживая, все равно может человека воспитывать, заставлять соблюдать те нормы, которые заведены в обществе».

Как результат, во дворах, где установлены камеры, меньше хулиганств. А следовательно, снижается и общий уровень преступности. С каждым годом качество картинки улучшается, уже сейчас можно увидеть, как человек грызет семечки и куда падает шелуха.

Сергей Шагиахметов демонстрирует кабель, изготовленный по заказу «Таттелекома» и сочетающий электрическую шину и оптоволокно. И подчеркивает, что все ключевые элементы экосистемы домофонов — собственная разработка компании Сергей Шагиахметов демонстрирует кабель, изготовленный по заказу «Таттелекома» и сочетающий медные жилы и оптические волокна. И подчеркивает, что все ключевые элементы экосистемы домофонов — собственная разработка компании Фото: Сергей Елагин

В чем Бугульма опережает Барселону и куда дальше будут развиваться цифровые технологии

На сегодняшний день один из самых прогрессивных городов республики с точки зрения видеонаблюдения — Бугульма. Нургалеев рассказывает, что в городе с населением в 85 тыс. человек установлено почти 2,5 тыс. камер: 99 устройств в рамках проекта «Безопасный город», 910 — по «Безопасному двору» и еще примерно 1,5 тыс. IP-домофонов — 96% всего жилого фонда. Получается, что в городе 1 видеокамера на 35 жителей, и 88 камер на квадратный километр — это больше, чем в Москве (76 камер) и Барселоне (71).

«Бугульма действительно лидер по IP-домофонам, на втором месте — Иннополис, там 95% проникновения, на третьем — Набережные Челны, 85%. И количество домофонов растет с каждым днем», — добавляет заместитель генерального директора «Таттелекома» по коммерческой деятельности Сергей Шагиахметов.

Он обращает внимание, что для жителей домофон выглядит как панель с трубкой, но внутри нее скрыта огромная экосистема сервисов. И все ключевые элементы этой системы — продукт «Таттелекома». «Домофоны, конечно, мы сами не производим, они покупаются у российской компании, но „железная“ часть — всего 20% системы. Оставшиеся 80% — наша собственная разработка», — подчеркивает Шагиахметов.

«Проблема в том, что зонтики-трости, например, по своей форме очень похожи на ружье. Если пытаться заставить камеры реагировать на все предметы, похожие на ружья, доля правильных сигналов будет 1 к 50, если не к 1 к 100. У МВД ресурс же не бесконечный», — объясняет Нурутдинов. Системы, которая бы распознавала инциденты с приемлемой точностью, пока нет. Собрались 5–6 человек, кто-то похлопал другого по плечу — такая ситуация может быть распознана как драка. И таких ложных тревог 90%.

Помимо наращивания базы видеонаблюдения, у «Таттелекома» есть и другие планы на следующий год. Намечен большой проект по реновации Wi-Fi-роутеров: они есть больше чем у половины из 574 тыс. клиентов-физлиц, но далеко не все выдают максимальную скорость. Продолжается модернизация базовых станций (в этом году появились 72 новые станции, еще 280 было модернизировано, в итоге объем пакетного трафика за I полугодие увеличился на 13%). Появится возможность саморегистрации сим-карт, чтобы к услугам связи можно было подключиться не приходя в офис. Расширяется покрытие: сигнал уже улучшился в KazanMall, «Татнефть Арене» и Нацбиблиотеке РТ. Наконец, продолжается строительство сети GPON: скоростной интернет уже охватил 270 поселков, 274 тыс. домохозяйств по всей республике. Проверить, попадает ли ваш дом в зону подключения, можно по ссылке.