С 2024 года портал «Электронное образование РТ» (Моя школа) должен уже полноценно заработать во всем Татарстане. Чтобы переход на новую систему был эффективным, в республике развернута масштабная программа обучения педагогов, которая проходит в очном и онлайн формате С 2024 года портал «Электронное образование РТ» (Моя школа) должен уже полноценно заработать во всем Татарстане. Чтобы переход на новую систему был эффективным, в республике развернута масштабная программа обучения педагогов, которая проходит в очном и онлайн-формате

В Новый год — с новым электронным образованием

С Нового года все школы Татарстана перейдут на обновленную систему электронного образования — «Электронное образование РТ» (Моя школа). Старый портал edu.tatar, просуществовавший почти 15 лет, морально устарел, его заменит новый сервис ms-edu.tatar.ru.

Татарстанский сервис на 75% обогатит федеральная ГИС «Моя школа», которая взяла за основу «Московскую электронную школу». Мэр Москвы Сергей Собянин и президент РТ Рустам Минниханов договорились об этом еще в конце августа — на концерте в честь традиционных Дней Татарстана в Москве. На данный момент систему в пилотном режиме уже протестировали в трех школах РТ.

«Образование — одно из важнейших направлений цифровизации. В Татарстане работают 1 410 школ, у системы электронного образования более миллиона пользователей, – отметил министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. – С 2020 года опросы учителей показывали, что прежняя система не закрывает все потребности учителей. Перед нами стоит задача создать более эффективные инструменты организации учебного процесса: начиная от разнообразных учебных материалов для подготовки уроков и домашних заданий, заканчивая готовыми отчетами и аналитикой для администрации школы. Все это должно освободить время учителя на более качественную подготовку учебного процесса». При этом за счет партнерства с Правительством Москвы и использования федеральных компонентов республике удалось сэкономить более 500 млн рублей.

С 2024 года портал «Электронное образование РТ» (Моя школа) должен уже полноценно заработать во всем Татарстане. Чтобы переход на новую систему был эффективным, в республике развернута масштабная программа обучения педагогов, которая проходит в очном и онлайн-формате. Выделено 6 агломераций, куда съезжаются педагоги из близлежащих районов на очный этап обучения. Например, в казанскую «Адымнар» приехали учителя из Тюлячинского, Верхнеуслонского и Высокогорского районов.

Вопрос о серьезной переработке системы стоял уже с 2020 года, отмечают в минцифре. «Основными причинами этого являются устаревшая технологическая база системы, устаревший и неудобный для работы интерфейс, система может работать нестабильно и выдавать сбои, накопившийся набор технических ошибок и проблем не позволяет эффективно разрабатывать и развивать новый функционал», — указывали ранее в министерстве образования и науки РТ.

При этом модернизация портала проходила ежегодно, указывали в минцифры, но монолитная архитектура системы на технологиях 2009 года имела ограничения, которые нуждались в глобальном обновлении. Сделать систему современной можно было, только построив ее заново. К такому решению команда минцифры пришла в 2021 году, после чего были собраны пожелания татарстанских педагогов, создан проект модернизации. Обновление системы оценили в 356 млн рублей, республика выделять такие средства не спешила, и министерство решило поискать альтернативные варианты. В итоге решено было внедрить компоненты федеральной ГИС «Моя школа».

Первыми обучение начали 2,8 тыс. педагогов, которые возьмут на себя роль администраторов платформы. Помогать татарстанским специалистам минцифры, ИТ-парка и компании «БАРС Груп» (является партнером московской системы) приехали и эксперты из Москвы. «Сейчас они настраивают учебный год для всей школы — готовят расписание для того, чтобы учителя могли зайти в систему и увидеть свои уроки, классы, детей», — рассказал начальник управления организации внедрения «Центр цифровизации образования Москвы» Максим Ролдугин.

Эксперты практически круглосуточно станут сопровождать учителей в телеграм-чатах — педагоги могут написать даже среди ночи и всегда получат ответ. «Большинства функций в старой системе вообще не было. Чтобы привыкнуть к новому, нужно время, это всегда энергозатратно, но педагоги понимают, какие преимущества они получают от новой системы», — говорит начальник отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и молодежной политики Центра цифровой трансформации РТ Булат Габдрахманов.

Остальные педагоги пройдут онлайн-обучение. Вебинары продолжатся до конца года, а полноценное сопровождение московских экспертов останется, пока система не будет полностью готова к работе. Уже разработан и механизм дальнейшей технической поддержки: «В текущей системе поддержка была по телефону и по почте, — рассказывает Габдрахманов. — Такой же механизм сохранится, но помимо татарстанской команды поддержку также будут оказывать специалисты МЭШ в течение как минимум года. Кроме этого, на обновленном ресурсе очень простая справочная система, в которой можно получить ответ в любое время суток».

Также на основе Центра цифровой трансформации РТ формируется центр компетенций, специалисты которого в дальнейшем будут проводить обучающие мероприятия для татарстанских педагогов.

Административной нагрузки у педагогов станет меньше. В системе ведется полная аналитика, и школа сможет сама автоматически формировать нужные отчеты, сделав всего несколько кликов Административной нагрузки у педагогов станет меньше. В системе ведется полная аналитика, и школа сможет сама автоматически формировать нужные отчеты, сделав всего несколько кликов

Чем обогатят edu.tatar?

Существующая система электронного образования в Татарстане имела очень простые и ограниченные возможности в части ведения журналов учителя, а функционал отчетов практически отсутствовал. Новая же имеет множество функций и интеграций, которые в том числе теперь зафиксированы в федеральных методических рекомендациях к региональным электронным системам для общего образования.

Одна из главных — конструктор для планирования уроков, в котором вся программа расписана на год вперед в соответствии со всеми требованиями. Учебные материалы, видео и презентации учитель может добавить из специальной библиотеки. Более того, «Моя школа» сама предложит нужные материалы для урока. Вместе с тем педагоги смогут разрабатывать и предлагать авторские материалы, сценарии уроков и даже учебники.

Система будет давать рекомендации и для учеников — им предложат материалы по теме урока для самостоятельного изучения. Задавать домашнее задание учителя тоже могут прямо в системе. Есть и игровые, и интерактивные задания. Например, с помощью виртуальной лаборатории по химии можно управлять скоростью химической реакции, изучать свойства веществ, переливая из колб реагенты, а лаборатория по робототехнике поможет школьникам научиться моделировать и конструировать электронные устройства.

На платформе «Моя школа» также доступен сервис автоматической проверки цифровых домашних заданий, учителю останется только выставить оценку, делились с корреспондентом «БИЗНЕС Online» учителя из «пилотных» школ. Кстати, изменится и система оценивания знаний учеников. У оценок появится «вес» — коэффициент. Это значит, что у каждой отметки появится своя значимость. «Самая главная функция — это вес оценки, она будет весить определенный балл. Например, у оценки за контрольную работу будет коэффициент 2. Поэтому средний балл, который получит ребенок, станет честнее», — считает заместитель директора по учебной работе в школе Иннополиса Динара Смага.

У ребенка появится возможность исправить оценку. «В существующей версии нашего электронного журнала исправить оценку невозможно. А в новой системе школа может сама решить локальным актом временной период, когда можно исправить оценку. Это очень хорошо», — добавляет замдиректора по учебной работе Верхнеуслонской гимназии им. Зиннурова Алия Гусамова.

Еще одно новшество — больше никаких конференций в Zoom и мессенджерах. У учителей появится возможность записывать уроки и проводить дистанционные занятия для заболевших прямо внутри системы. И все это по защищенному соединению.

Одна из главных возможностей— конструктор для планирования уроков, в котором вся программа расписана на год вперед в соответствии со всеми требованиями. Вместе с тем педагоги смогут разрабатывать авторские материалы, сценарии уроков и даже учебники и получать за это гранты от 5 тыс. до 150 тыс. рублей Одна из главных возможностей — конструктор для планирования уроков, в котором вся программа расписана на год вперед в соответствии со всеми требованиями. Вместе с тем педагоги смогут разрабатывать авторские материалы, сценарии уроков и даже учебники и получать за это гранты от 5 тыс. до 150 тыс. рублей

Меньше бумажной работы, больше мобильности

Административной нагрузки у педагогов станет меньше. В системе ведется полная аналитика, и школа сможет сама автоматически формировать нужные отчеты, сделав всего несколько кликов. «Будет очень стройная система. Действительно, это даст вышестоящим организациям возможность быть в курсе школьных дел всего региона, всей страны, — отмечает замдиректора по учебной части Баландишской основной школы в Тюлячинском районе Гульнара Заббарова. — Возможно, мы таким образом идем к унификации и образованию единого образовательного контента на территории всей Российской Федерации, что, конечно, нами, учителями, приветствуется».

Кроме этого, заявления о приеме учащихся из татарстанских и федеральных госуслуг наконец объединятся в одном месте. «У нас в Иннополисе учатся дети со всей страны: от Калининграда до Иркутска. К нам каждый год приходит 100 детей. И мы сталкиваемся с тем, что у нас заявления висят в трех разных источниках, — рассказывает Смага. — Объединение заявлений в одном месте будет очень большой победой, это облегчит жизнь нашему регистратору, который принимает эти заявления».

У татарстанских детей уже есть свое приложение «Я — школьник», где имеется доступ к электронному дневнику и другим полезным сервисам. Его интегрируют с новым сервисом. Наконец, появится и мобильное приложение для педагогов — «Моя школа. Журнал», в котором будет доступен весь основной функционал электронного журнала.

Кроме этого, в январе станет доступным приложение для родителей — «Моя школа. Дневник». Родители теперь смогут увидеть не только оценки ребенка, но и то, за что они были поставлены — за ответ на уроке, проверочную или домашнюю работу. Появится больше функций для родителей — они смогут уведомить классного руководителя об отсутствии ребенка по уважительной причине. Также им станет виден учебный план до конца года, расписание уроков, кружков, темы и содержание каждого урока. А также у них появится возможность получать электронную справку об обучении, не запрашивая школу напрямую.

Что касается старого edu.tatar, то система продолжит работу. На нем учителя станут проходить повышение квалификации и аттестацию, а также пока сохранятся сайты школ. Рассматривается также возможность внедрения татарстанских наработок совместно с Москвой в другие регионы, например модулей по ведению фонда учебной литературы или того же сервиса для повышения квалификации, аналогов которого в других субъектах нет.