В Доме дружбы народов провели накануне выездное заседание члены комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ. В Доме дружбы народов провели накануне выездное заседание члены комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Фото: Рамиль Гали, gossov.tatarstan.ru

Депутаты изучают Дом дружбы народов

«А во сколько начало?» — спрашивал у собравшихся в холле Дома дружбы народов депутатов министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин. Тревога главы минобрнауки была объяснима — через несколько часов он должен был лететь на мероприятие в Москву. Поэтому Хадиуллин несколько удивился, что заседание комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ состоится только через час. Оказалось, что сначала для гостей решили провести экскурсию. Министр принимать в ней участие не стал, а депутаты постепенно подтягивались к экскурсионной группе.

Гостей по зданию провел новый директор учреждения Тимур Кадыров. В ассамблею народов Татарстана входит 40 национальных культурных объединений. У каждого в Доме дружбы народов есть свой кабинет, который предоставляется им бесплатно, рассказал директор и показал помещение, которое делят две общины — еврейская и узбекская. К слову, наибольшее количество мигрантов в Татарстане из Узбекистана. Поэтому работы в этом кабинете хватает. «Большое количество обращений граждан. Руководители ведут здесь прием граждан, разъяснение миграционного законодательства. Бывает так, что мигранты сталкиваются с различными сложностями, проблемами, и руководители национальных культурных автономий пытаются им помогать», — рассказал Кадыров.

Провели депутатов и по недавно отремонтированному хореографическому залу. «Проходите, будем танцевать!» — шутил гендиректор телекомпании «Новый век» Ильшат Аминов. И это была не единственная хохма депутата. У Аминова было прекрасное настроение, поэтому он то и дело бросал шутливые фразы обо всем происходящем. Например, отметил, что ректор института культуры Роза Ахмадиева — реинкарнация армянской царицы, когда та решила сфотографироваться рядом с ее портретом. Правда, выяснилось, что на холсте изображена Сююмбике, нарисованная армянским мастером.

Доклад Хадиуллин посвятил изучению родного языка детьми в школах и детских садах Доклад Хадиуллин посвятил изучению родного языка детьми в школах и детских садах Фото: Рамиль Гали, gossov.tatarstan.ru

«Через неделю у нас начинаются собеседования с районами»

После экскурсии гости расположились в небольшом актовом зале. Заседание открыл министр образования. Доклад Хадиуллин посвятил изучению родного языка детьми в школах и детских садах. Во всех школах есть предметы «родной язык» и «родная литература», сообщил он. 63% детей в РТ изучают в качестве родного татарский язык, 35% — русский, 0,85% — чувашский, 0,23% — удмуртский, 0,1% — марийский, 0,01% — мордовские языки и 0,15% — иврит.

При этом ОГЭ по родному языку в Татарстане выбрали лишь 9% учеников. «Мы этими показателями не совсем довольны, можно сказать, вообще недовольны, потому что [это] мало. Через неделю у нас начинаются собеседования с районами республики, мы там будем поднимать вопросы, касающиеся выбора родных языков. Мы ведем подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, и в рамках этой подготовки вопросы, связанные с родными языками, будут подниматься. Будут определены дорожные карты», — указал министр.

В прошлом году родной язык сдавали 2 502 выпускника 9-го класса из 44 районов. Средняя оценка за экзамен составила 4,4 балла. «По всем языкам наблюдается положительная динамика, но потенциал у нас еще есть», — указал министр.

Минпросвещения России готовит новый перечень федеральных учебников, куда республика ждет включения дополнительных пособий по татарскому языку. «Федеральный перечень учебников ежегодно меняется. Этот момент очень серьезный для Татарстана, так как мы заинтересованы во включении наших новых учебников по татарскому и переводных по другим предметам», — отметил министр. При этом Хадиуллин указал, что вопрос о включении в перечень переводных учебников по другим предметам особенно сложный, т. к. такого понятия вообще нет. Речь идет о переводе например, учебников физики и химии на другие языки. «Но мы тогда объясняем, что есть те, которые издаются на языках народов Российской Федерации. Работа в этом направлении ведется с нашими коллегами из других республик», — указал министр.

63% детей в РТ изучают в качестве родного татарский язык, 35% — русский, 0,85% — чувашский, 0,23% — удмуртский, 0,1% — марийский, 0,01% — мордовский и 0,15% — иврит 63% детей в РТ изучают в качестве родного татарский язык, 35% — русский, 0,85% — чувашский, 0,23% — удмуртский, 0,1% — марийский, 0,01% — мордовские языки и 0,15% — иврит Фото: «БИЗНЕС Online»

«Желающих изучать язык платно будет мало, это будут особые патриоты»

Кроме того, сейчас в республике работает 110 воскресных школ, где дети изучают родные языки. Уменьшилось количество отделений в Зеленодольском, Новошешминском, Нурлатском районах. «Ну понятно, нам говорят, что причина — увольнение преподавателя, но, уважаемые руководители национальных автономий, просим оказать содействие в подборе кадров», — попросил глава минобрнауки РТ.

Но, возможно, количество кадров в воскресных школах сократится еще больше. В частности, речь о портале «Навигатор», через который школьники могут выбирать дополнительные секции и кружки и который будет работать по-новому. Он перейдет на «персонифицированное финансирование», программы станут платными, а родителям будут выдавать сертификаты на оплату кружков. Такая модель внедрена в 72 субъектах РФ, а в 2024 году охватит всю страну. «Чем это нам грозит? Если перед родителями возникает вопрос, какое направление оплатить сертификатом, то, конечно, выбор будет за инновационным направлением — робототехника, программирование. Мы понимаем, что это зов времени и родной язык останется на втором плане. Желающих изучать платно будет мало, это будут особые патриоты», — встревожилась директор «Многонациональной воскресной школы» Вахитовского района Казани, руководитель грузинской автономии Казани Маринэ Хухунашвили.

«При этом есть список учреждений, которые не входят в систему персонифицированного учета. Органы государственной власти в регионах могут самостоятельно определять механизм финансирования для различных образовательных программ. В связи с этим просим исключить нашу школу из системы персонифицированного учета как социально значимое учреждение», — обратилась к депутатам директор воскресной школы.

Школа работает на базе Дома дружбы народов. Здесь трудятся 29 педагогов и обучаются 560 детей. Воспользовавшись присутствием депутатов и профильного министра, директор похлопотала за родной коллектив, попросив повысить учителям зарплату. «Зарплата педагога дополнительного образования — 18,6 тысячи. В системе дополнительного образования на каждый урок выделяется четыре часа в неделю, значит, у нас делится на четыре части, получается, 4,6 тысячи получает наш педагог в месяц зарплату с минусом подоходного налога. Я вас прошу, наверное, субъект все-таки может решить вопрос надбавок для воскресных школ», — обратилась Хухунашвили.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она добавила, что для самих педагогов вопрос денег не приоритетный и жалоб со стороны учителей не возникает, у многих есть основная работа. «Для них важно, что у них есть возможность передать знания будущему поколению и не потерять навыки общения на родном языке на элементарном бытовом уровне», — указала собеседница.

В заключении всего за 1,5 минуты члены комитета поддержали поправки к закону «О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан» В заключение всего за 1,5 минуты члены комитета поддержали поправки к закону «О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан» Фото: Рамиль Гали, gossov.tatarstan.ru

«Понятия «Отечество», «Родина», «патриотизм» употребляются в Конституции»

В заключение всего за 1,5 минуты члены комитета поддержали поправки к закону «О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан». Напомним, он должен регулировать отношения, возникающие в сфере патриотического воспитания, определять его цель, принципы и задачи. Законопроект разработали по распоряжению спикера ГС РТ Фарида Мухаметшина. Авторы инициативы — вице-спикер республиканского парламента Марат Ахметов, депутаты Айрат Зарипов, Динар Бариев, Юрий Камалтынов и другие.

7 основных задач закона:

  • воспитание уважения к конституциям РФ и РТ, соблюдению законности;
  • формирование уважения к культурному, историческому прошлому и традициям России и Татарстана, готовности к служению Отечеству и его защите, добросовестному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга;
  • привитие чувства гордости к государственным символам РФ и РТ;
  • повышение престижа госслужбы, совершенствование подготовки к службе в армии;
  • развитие волонтерской деятельности;
  • формирование потребности в духовно-нравственном развитии и уважительного отношения к старшим, забота о пожилых и близких, укрепление института семьи и сохранение традиционных ценностей;
  • развитие дружественных связей между народами, противодействие проявлениям экстремизма.

«Мы внимательно изучили в ходе изучения проекта предложения. Отмечу, что понятия „Отечество“, „Родина“, „патриотизм“ употребляются в Конституции Российской Федерации, в этой связи раскрытие указанных терминов выходит за пределы законодательной компетенции субъектов. Кроме того, полагаем, что данные понятия являются общепринятыми и в дополнительном определении не нуждаются», — уточнил председатель комитета Госсовета Айрат Зарипов.

На этом обсуждение закона завершилось. Депутаты единогласно приняли правки, которые практически не изменили суть законопроекта и заключались в правке формулировок: например, «адресная работа» сменилась на «адресный подход в работе».