Несмотря на китайское нашествие, в структуре рынка по производителям безусловный лидер — бренд LADA Несмотря на китайское нашествие, в структуре рынка по производителям безусловный лидер — бренд LADA Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Парадокс LADA: цена за 2 млн и 40% рынка

Рынок автомобилей экономсегмента на фоне премиального рынка показывает определенные рекорды. Данные статистики демонстрируют, что в июле – сентябре текущего года объем продаж бюджетных автомобилей вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Если в III квартале 2022 года было реализовано 5,1 тыс. авто, то по итогам того же квартала 2023-го из автосалонов выехало свыше 12,8 тыс. новеньких автомобилей. Показателен рост и внутри 2023 года. Если учесть, что в I и II кварталах было поставлено на учет 8 310 и 9 350 машин, то продажи в июле – сентябре превысили на 40% динамику.

Если смотреть в целом, то продажи автомобилей пока далеки от показателей допандемийных лет, когда среднеквартальные продажи находились на уровне 16,5 тыс. новеньких авто.

Стоит отметить, что среди татарстанцев китайские автомобили приобретают все бо́льшую популярность. Это связано не только с увеличивающимся предложением машин из Поднебесной и развитием дилерских сетей, а также доступностью в стране новых комплектаций, но и с уходом основных западных игроков. Так, если в июле – сентябре 2022-го доля продаж китайских автомобилей составляла 17,6%, то за год эта цифра поднялась до 42,6%.

Несмотря на китайское нашествие, в структуре рынка по производителям безусловный лидер — бренд LADA, причем за квартал он сумел сохранить свою долю на уровне 40%. Марку LADA в Татарстане в отчетном периоде выбрали в 2 раза больше автолюбителей, чем годом ранее. Если в 2023-м за июль – сентябрь реализовано 2 482 автомобиля марки LADA, то в этом году — свыше 5,1 тысячи. На общероссийском рынке в III квартале 2023-го продано почти 99 тыс. машин бренда, что, как и в Татарстане, в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2022-го. Несмотря на то что в РТ растут продажи марки, доля от общероссийских продаж с начала года сократилась в 3 раза с 15 до 5%.

Согласно официальным данным, АвтоВАЗ с начала 2023 года продал 242 552 автомобиля, и это на 96% больше, чем за аналогичный период (с января по сентябрь) в 2022-м. На текущий год завод ставил амбициозную цель произвести 401 тыс. машин. Однако достигнуть этого показателя у компании не получится: план производства будет скорректирован до 370 тыс. авто. Также сообщалось, что в 2024-м АвтоВАЗ планирует увеличить объемы производства на 32% и выпустить на всех своих заводах 550 тыс. автомобилей. Отмечалось, что рост производства в следующем году будет продиктован в том числе переводом такси на отечественный автотранспорт.

Пока же АвтоВАЗ рассматривает возможность расширения гаммы LADA Granta автомобилями в бюджетной комплектации без подушек безопасности, а до конца ноября текущего года возобновит выпуск Niva Travel, оснащенных двигателями экологического стандарта «Евро-5». АвтоВАЗ летом запустил на бывшем заводе Nissan производство нового кроссовера X-Cross 5, который будет представлять собой перелицованную версию китайской модели FAW Bestune T77. Пока таких автомобилей собрано более 100, полноценно же завод заработает в течение 2024-го.

Самой популярной моделью на рынке Татарстана в текущем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбек. Суммарная продажа авто данной модели составила 3 182 единицы, увеличившись по сравнению с 2022-м в 2,7 раза. Доля продаж Granta в Татарстане внутри модельного ряда АвтоВАЗа снизилась с 74 до 62%, а доля среди общих продаж автомобилей — с 36 до 25%. Основную часть продаж обеспечила Granta в кузове седан, на нее пришлось 1 643 регистрации новых авто, еще треть продаж — на автомобиль в кузове хетчбэк. Если в начале 2023-го минимальная стоимость седана в дилерских центрах составляла 678 тыс. рублей, то сейчас Granta обойдется в 699 тыс., а в комплектации #Club — 999,9 тыс. вместо прежней 891 тыс. рублей.

Самой популярной моделью на рынке Татарстана в текущем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк Самой популярной моделью на рынке Татарстана в текущем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбек Фото: «БИЗНЕС Online»

На втором месте по продажам разместилась LADA Vesta нового поколения, производство возобновили в конце I квартала текущего года, перенеся его из Ижевска в Тольятти. Весной 2022-го выпуск Vesta был приостановлен из-за нехватки комплектующих. В 2021 году это была самая популярная модель АвтоВАЗа в России. Сейчас же это высоколокализованный автомобиль, 85% комплектующих которого собирается в РФ. Авто стоимостью от 1,23 млн рублей в базе в Татарстане раскупили в количестве 913 штук, что в 7 раз с лишним больше, чем в прошлом году.

Почти в 7 раз увеличила объемы продаж «новая» Niva. Вернувшихся под крыло АвтоВАЗа Chevy Niva, «освежившихся» и теперь зовущихся LADA Niva Travel, за III квартал было продано 557 штук (82 в 2022-м). Все комплектации начинены 1,7-литровыми 80-сильными моторами, а цена варьируется от 1,2 млн до 1,3 млн (было от 1 млн). За специальные версии Niva Travel KHL и [Black] нужно выложить минимум 1 млн 483 тыс. рублей (в начале года — 1,29 млн) и 1 398 тыс. рублей (было 1,2 млн рублей) соответственно.

Объемы продаж классической, практически неизменной по форме с начала своего выпуска 4х4 выросли в 3 раза. Так, если в 2022-м ее купили только 157 татарстанцев, то по итогам III квартала 2023 года было реализовано 464 автомобиля. Произошли и потери у Niva — все решил рынок, итогом стали нулевые продажи пятидверной Niva, у которой показатели продаж падали и до пандемии.

Удивительно, но факт. В то время как на заводе АвтоВАЗ уже давно не производят модель XRAY, по итогам прошедшего квартала были проданы две такие машины, завалявшиеся у какого-то дилера на складе, правда, одна 2022 года, а вторая — 2021-го.

С 2 ноября АвтоВАЗ резко поднял цены на все модели. Прибавка существенная: меньше всего подорожала Granta — на 64 тыс. рублей. Больше всего прибавили в цене Niva Legend (плюс 85–86 тыс. рублей в зависимости от версии) и Niva Travel (плюс сразу 106 тыс. рублей). Цены базовых версий Granta и Vesta остались неизменными, но средние комплектации подорожали, а также добавились новые. В результате стоимость топовой Vesta достигла 2,176 млн рублей, и это не предел: ожидаются и более дорогие версии.

Еще один российский автопроизводитель — УАЗ — порадовал своей продукцией в 4 раза больше поклонников. Если по итогам июля – октября 2022 года в РТ было реализовано 30 машин, то в 2023-м — 116. Благодарить за это надо модель 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками Татарстана приобретено 67 таких авто. Еще 47 продаж пришлось на пикап на базе Patriot. Оставшиеся две продажи взял на себя Hunter — это обновленный старый добрый армейский «УАЗ-469», который выпускается с 1972 года.

Стоит отметить, что премиальный суббренд Chery — EXEED занял первое место в рейтинге люксовых автомобилей. Таким образом марка занимает большую часть рынка, начиная от эконома и заканчивая премиальным сегментом Стоит отметить, что премиальный суббренд Chery — EXEED — занял первое место в рейтинге люксовых автомобилей. Таким образом, марка занимает бо́льшую часть рынка, начиная с экономсегмента и заканчивая премиальным Фото: © Xu Qin / XinHua / www.globallookpress.com

Chery и его суббренды устроили настоящую экспансию и захват авторынка

На втором месте по популярности среди автолюбителей Татарстана — китайская марка Chery, одна из самых активных не только в республике, но по всей России. Бренд развивает не только свое имя Chery, но и за счет своих постоянно создающихся суббрендов усиливает влияние на авторынок. Стоит отметить, что премиальный суббренд Chery — EXEED — занял первое место в рейтинге люксовых автомобилей. Таким образом, марка занимает бо́льшую часть рынка, начиная с экономсегмента и заканчивая премиальным. Всего бренд и его четыре суббренда суммарно смогли реализовать за прошедшие три месяца 2 284 автомобиля. Это почти в 7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Если брать в разбивке, то на втором месте рейтинга разместилась марка Chery с показателем в 1 413 проданных авто, что в 4 раза с лишним больше, чем в 2022-м.

Самый популярный автомобиль в группе — Chery Tiggo 7 Pro Max стоимостью от 2,8 млн до 3,6 млн рублей без учета всевозможных скидок. Модель представляет собой рестайлинговый вариант Chery Tiggo 7 Pro с «громким» дополнением к названию — Max. От младшего брата его отличает усовершенствованная оптика, соединенная светящейся планкой, сетчатая радиаторная решетка, более фактурные крылья и бамперы. Декор же выполнен в духе старшей модели Tiggo 8 Pro Max. Всего автомобилей такого типа и размера было поставлено на учет 593.

423 татарстанца нашли замену вечному бестселлеру Hyindai Creta — Chery Tiggo 4 Pro стоимостью от 2,12 млн рублей. Продажи Tiggo 4 Pro стартовали в конце сентября 2022-го, а в самом Китае эта машина продается под названием Tiggo 5x, хотя в анфас автомобиль похож на старшего брата — Сhery Tiggo 7 Pro. До рестайлинга модель оснащалась двухлитровым 122-сильным бензиновым мотором и 1,5-литровым бензиновым двигателем в вариантах без наддува (113 л. с.) и турбо (147 л. с.). Сейчас же двухлитровый «атмосферник» больше не предлагается.

На третьем месте во внутригрупповом рейтинге стоит самый дорогой Chery в России — Chery Tiggo 8 Pro Max — от 4,15 млн рублей. Всего «восьмерок» от Chery уже четыре: базовая 8 Pro, существующая на рынке с 2021 года; полноприводная 8 Pro Max с двухлитровым мотором; гибридная 8 Pro e+ и рестайлинговая 8 Pro Max. Крупноразмерный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max — это единственная модель от Chery с 7 посадочными местами и колесной формулой 4×4. Автомобили комплектуются двухлитровым турбированным двигателем мощностью 197 л. с. и роботизированной 7-ступенчатой коробкой переключения передач.

11 продаж пришлось на Chery Tiggo 8 Pro E+ — переднеприводный 7-местный кроссовер с гибридной силовой установкой, которая построена на бензиновом турбированном двигателе 1,5 л мощностью 147 л. с. и двух электромоторах с суммарной максимальной 30-минутной мощностью 65 кВт (88 л. с.).

На замену Toyota Camry, Sonata и Kia K5 на российский рынок зашла новая модель D-класса, Chery Arrizo 8, которая появилась в Татарстане сравнительно недавно. На дорогах РТ добавились еще 78 проданных автомобилей с ярким спортивным дизайном, эффектной безрамочной иксобразной радиаторной решеткой и фарами на светодиодах с узким профилем.

Второй по популярности суббренд от Chery в массмаркете — это Omoda, которую в иерархической лестнице можно поставить между Chery и EXEED, потому что модели сделаны с уклоном на премиальность. Стоит отметить, что Omoda была создана Chery специально для рынков России и Казахстана. По факту это перелицованные и видоизмененные автомобили Chery с запросом на премиальность. В Татарстане реализуется две модели — это С5 и S5. Первая — близкий родственник Chery Tiggo 4 Pro с таким же 147-сильным 1,5-литровым турбированным двигателем и вариатором CVT25, просто посимпатичнее и технологичнее. Вторая модель — это, по сути, экспортная версия седана Chery Arrizo 5 Plus. Всего было реализовано 566 автомобилей данной марки, из которых на С5 пришлось 456 продаж, а на S5 — 110.

Рассмотрим очередной дочерний бренд Chery — известная многим марка Kaiyi. Известность в России ей придает тот факт, что собирают модели на российском заводе «Автотор», находящемся в Калининграде. Первым с конвейера начал сходить седан E5, который является обновленной версией Chery Arizzo 7, а по своим габаритам это конкурент Hyundai Elantra. Сборка модели происходит на той же линии, где раньше выпускали Hyundai и Kia. Всего таких автомобилей ценой от 2,2 млн разошлось по РТ в количестве 225 штук.

Еще один суббренд, который принадлежит компании Chery, — Jetour. Марка пока делает акцент на кроссоверах. В республике представлено три кроссовера. Первый — Dashing, который является новейшей разработкой и по технике схож с Chery Tiggo 7, при этом имеет оспортивленный и современный дизайн. Второй — это 7-местный кроссовер X-90 Plus с моторами 1,6 л мощностью 197 л. с. и 2,0 л в 254 л. с., а третий — Jetour X70, сопоставимый с моделью Tiggo 8.

В целом таких городских кроссоверов было продано 79, из которых на первую, вторую и третью модели пришлось 50, 23 и 6 продаж соответственно.

Следующий кроссовер от Chery — это вроде бы новая самостоятельная марка, но вместе с тем являющаяся ответвлением имеющегося бренда Omoda — Jaecoo. В Татарстане в прошедшем квартале был продан пока только один Jaecoo модели J7.

Продажи марки в республике выросли в 5,5 раз, количество обладателей автомобилей китайского производства увеличилось с 249 до 1376 Продажи марки в республике выросли в 5,5 раза, количество обладателей автомобилей китайского производства увеличилось с 249 до 1 376 Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Haval в Татарстане менее популярен, чем в других регионах

На третьем месте по количеству зарегистрированных новых автомобилей в Татарстане в III квартале 2023 года расположилась китайская марка Haval — внедорожное подразделение Great Wall Motors. В России марка занимает второе место. Объемы продаж марки в республике выросли в 5,5 раза, количество обладателей автомобилей китайского производства увеличилось с 249 до 1 376.

Половина продаж пришлась на вышедший в тираж в мае 2021-го Haval Jolion. Таких авто продано в 5 раз больше, чем в прошлом году, — 729 единиц. По габаритам Jolion превосходит такие модели, как Kia Seltos, Nissan Qashqai и Skoda Karoq — они разве что слегка выше. Переднеприводный Jolion на «ручке» в базовой комплектации обойдется в 1,95 млн рублей, полноприводный автомобиль с 150-сильным 1,5-литровым турбированным двигателем и 7-ступенчатой роботизированной КПП в комплектации Premium — от 2,6 млн рублей.

206 регистраций пришлось на автомобиль российской сборки Haval F7. Haval крупнее таких машин, как Sportage и RAV4. В арсенале — пара турбомоторов: 1,5 (150 л. с.) и 2,0 (190 л. с.). Цена — от 2,4 млн до 3,3 млн рублей. Сюда можно еще приплюсовать 90 проданных авто — результат выбора купеобразной новинки, скопированной с BMW X6, — Haval F7x ценой от 2,5 млн рублей.

Помимо предыдущих моделей, набирает популярность Haval Dargo. За год количество поклонников этого кроссовера выросло в 9 раз с 18 до 168 человек. Haval Dargo относится к категории «три четверти». В данной системе координат ä — обычные компактные кроссоверы, а четыре четверти — это уже внедорожники. По размерам Dargo перерос компактные кроссоверы, а по проходимости приближается к полноценным внедорожникам. Как и все автомобили из Китая, внешность у Dargo эклектична: черты от Jeep, оптика от Geländewagen.

За три месяца 2023 года на татарстанском рынке было продано 733 кроссоверов и внедорожников Geely За три месяца 2023 года на татарстанском рынке было продано 733 кроссовера и внедорожника Geely Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Китайская Geely от белорусов

Объемы продаж автомобилей китайской марки Geely в Татарстане в июле – октябре 2023 года выросли в 3,2 раза по сравнению с таким же периодом 2022-го. За три месяца 2023 года на татарстанском рынке было продано 733 кроссовера и внедорожника Geely. В результате Geely заняла четвертое место по продажам среди всех автопроизводителей в республике.

По итогам III квартала текущего года кроссовер Geely Monjaro оказался самым популярным автомобилем в Татарстане — его выбрали 253 наших земляка. Автомобиль представляет собой локализованную премиальную версию Geely Xingyue L, адаптированную для эксплуатации в российских условиях. Кроссовер построен на платформе CMA и делит ее с такими моделями, как Volvo CX-40 и Geely Tugella. Надо отметить, что платформа разработана компанией Volvo, которая, как известно, с 2010 года принадлежит Geely. Это касается и мотора: тут он также от Volvo. Стоимость Monjaro, который и выглядит как европеец, начинается от 4,3 млн рублей.

«Серебро» достается компактному кроссоверу Geely Coolray с показателем в 205 автомобилей (рост 75%). Coolray входит в пятерку самых продаваемых моделей авто в России и является третьим по популярности кроссовером. Причем летом уже начали продавать модифицированную и модернизированную версию, которую оснастили новым 1,5-литровым бензиновым турбомотором с непосредственным впрыском и мощностью 181 л. с.

Третье место занял купе-кроссовер Geely Tugella — 133 проданные машины (рост в 4 раза). На одну строчку ниже расположился кроссовер Geely Atlas Pro, на котором остановили свой выбор 132 покупателя (рост на 81%).

Помимо Geely, которые поставляются напрямую из Поднебесной, в Татарстан стали завозить автомобили Belgee. «Белджи» — это белорусско-китайское совместное предприятие по сборке китайских легковых автомобилей Geely. Пока завод собирает одну модель — кроссовер Belgee X50, который является точной копией китайского Geely Coolray. Несмотря на то что «Белджи» выкупила у китайцев расширенную гарантию, которая позволяет менять детали в автомобиле без согласия разработчика в лице Geely, отличия в машине пока лишь сводятся к оригинальным шильдикам, а также некитайскому аккумулятору. Всего в Татарстане за анализируемый период было реализовано три китайских автомобиля в белорусской маске.

После того, как 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешло в собственность правительства Москвы, на заводе стали собирать китайские бензиновые и электрические кроссоверы под маркой «Москвич-3» После того как 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешло в собственность правительства Москвы, на заводе стали собирать китайские бензиновые и электрические кроссоверы под маркой «Москвич-3» Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Электрический «Москвич» отдали на испытание ГИБДД Татарстана

Опыт совместных предприятий, как, например, у белорусов с китайцами, в России также практикуется. После того как 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешло в собственность правительства Москвы, на заводе стали собирать китайские бензиновые и электрические кроссоверы под маркой «Москвич-3».

В Татарстане в июле – октябре 2023 года реализовано 302 таких автомобиля, из которых 298 с ДВС и четыре на «батарейке». Всего же в России в III квартале поставлено на учет 4 163 автомобиля. Таким образом, на РТ пришлось больше 7% продаж.

В настоящий момент модельный ряд бренда «Москвич» состоит из кроссоверов «Москвич-3» и электрокара «Москвич-3е». Бензиновый «Москвич-3» оснащается 150-сильным турбомотором объемом 1,5 литра. Он может комплектоваться как 6-ступенчатой «механикой», так и вариатором. Цена на модель варьируется от 2,2 млн до 2,48 млн рублей.

Электрический «Москвич-3е» оснащается одним электромотором мощностью 68 л. с. с запасом хода до 410 километров. Цена такой модели — 3,95 млн рублей.

Напомним, в ГИБДД республики начали тестировать отечественный электрокар «Москвич», оснащенный инновационным бортовым программно-аппаратным комплексом для выявления и фиксации нарушений ПДД. Инспекторы намерены выяснить, как автомобиль поведет себя в летний и зимний периоды. Результаты тестирования определят, подходит ли «Москвич» для службы или нет.

Также в России выпускается электрический седан Evolute i-Pro и кроссовер i-Joy. Первый представляет собой перелицованную и слегка доработанную модель Fengshen A60 — электромобиль китайского концерна Dongfeng, а исторически корни модели уходят в Nissan Bluebird Sylphy, упрощенная версия которого выпускалась в России под именем Nissan Almera.

I-Joy представляет собой кроссовер, который начали выпускать в Чунцине на заводе совместного предприятия Dongfeng Motor и Sokon Grouр осенью 2020 года. Паркетник оснащался только 1,5-литровым бензиновым мотором и назывался Fengon 500. Позже появилась электрическая версия E3 EV, на базе которой и построен i-Joy.

Стоимость таких «электричек» с учетом господдержки начинается от 1,59 млн рублей и 3,07 млн соответственно. 17 татарстанцев приобрели Evolute в кузове седан, а 8 — в кузове SUV.

Спустившийся на 8 строчку рейтинга KIA также не смог удержать свои позиции несмотря на положительную динамику продаж Спустившийся на 8-ю строчку рейтинга Kia также не смог удержать свои позиции, несмотря на положительную динамику продаж Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Китай vs Корея: победа за первыми

Если по итогам I и II кварталов Hyundai и Kia как-то удерживали четвертое и пятое места на массовом авторынке, то III квартал сломал «оборону» корейцев, отодвинув их на 6-ю и 8-ю строчки соответственно.

Хоть и продажи Hyundai превышают на 30% показатели 2022-го, все равно этого было мало для того, чтобы завоевать свое место под солнцем. Ведь в лучшие годы объемы продаж марки насчитывали 2–2,3 тыс. авто в квартал. Сейчас же по итогам прошедшего квартала татарстанцами было приобретено 545 автомобилей марки Hyundai. География поставок обширна: бо́льшая часть «корейцев», или 328 автомобилей, доставлена в Россию напрямую из Казахстана, 126 прибыло из Кореи, 78 — это машины, собранные в России, пять доставлено из Китая, три — судами из США, по одному автомобилю импортировано из Австрии, Индонезии и Чехии.

На первом месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson. Благодаря своему динамичному и прогрессивному дизайну он сумел нарастить число поклонников почти в 3,5 раза, итог — 186 проданных в РТ авто против 54 в 2022-м. Автомобиль, который еще в начале 2022 года стоил от 2 млн рублей, сейчас предлагается дилерами по цене от 3,8 млн рублей.

Рестайлинг, который принес кроссоверу Hyundai Santa Fe IV технические обновления, дал и почти 11-кратную прибавку. В июле – октябре таких среднеразмерных кроссоверов было реализовано 108 единиц, тогда как в прошлом году продано всего 10. Ценник на такой автомобиль начинается от 5,3 млн рублей. На рынке появились уже Hyundai Santa Fe V-поколения с ценой от 7,7 млн рублей, но пока никто из татарстанцев за отчетный период не поставил в свой гараж такое авто.

На татарстанском рынке появилось 56 новых кроссоверов Hyundai Bayon. Эту модель дилеры и перекупщики называют заменой популярной Creta. Иногда и вовсе говорят, что это и есть Creta, только для других стран. На самом деле это самый компактный кроссовер в модельном ряду южнокорейской компании, который даже меньше Creta. Несмотря на то что Bayon и Creta построены на платформе хетчбэка i20, предназначались они для разных стран: Bayon — для европейского рынка, а Creta — для Индии и России. В РФ кроссовер привозится из Казахстана. Сборку наладили на заводе Hyundai Trans Kazakhstan в Алма-Ате летом этого года.

В Татарстане появилось 8 новых седанов Hyundai Accent 2022 и 2023 годов выпуска, которые собираются в Казахстане, но по факту это тот же Solaris. Кузов для нового Accent штамповался в прошлом году в Санкт-Петербурге, а сборка автомобиля уже осуществлялась в Казахстане.

Из новинок можно выделить Hyundai IX35, который вроде как и не новинка для знающих рынок. Hyundai ix35 в России продавался официально с 2009 по 2015 год, тогда это был кроссовер первого поколения. Затем Hyundai стал выпускать на этой же базе модель Tucson, но в то же время в Китае запускается в работу IX35 второго поколения, который в 2020-м пережил рестайлинг. Таким образом, если раньше IX35 приезжали к нам из Чехии, то теперь — из Китая, пока в количестве одной штуки.

Спустившийся на 8-ю строчку рейтинга Kia также не смог удержать свои позиции, несмотря на положительную динамику продаж. За год марке удалось нарастить реализацию своих авто на 19% с 396 до 471 единицы. Как и в случае с Hyundai, 198 автомобилей Kia завезли из Казахстана, 170 авто российской сборки, 96 — корейской, пять машин привезено из Китая, по одной — из США и Словакии.

В разбивке по моделям первое место занимает Sportage пятого поколения ориентировочной стоимостью 3,5 млн рублей. В III квартале 2023-го продано 158 кроссоверов последнего поколения, которые сыграли в плюс за счет недавнего выхода этой модели — в аналогичном периоде прошлого года она только начала продаваться в РТ.

Крупногабаритный кроссовер Sorento, показав положительную динамику, разместился на втором месте по продажам. Увеличившись почти пятикратно в объеме, или прибавив 44 позиции, модель разошлась в количестве 56 реализованных авто. Еще 51 продажа пришлась на среднеразмерный внедорожник Mohave.

В Татарстан привезены два новеньких Kia KX3 — это кроссовер для китайского рынка, который впервые был представлен в далеком 2014 году на выставке в Гуанчжоу. Автомобиль построен на платформе Hyundai ix25 / Creta и является эксклюзивным для рынка Китая, где призван конкурировать с такими кроссоверами, как Ford EcoSport, Peugeot 2008. Помимо того, из немассовых у нас авто можно выделить Kia K3, который ранее был известен нам как Cerato, а также полноразмерный бизнес-седан K8.

Если раньше Toyota продавала в квартал в среднем 800 автомобилей, то сейчас показатели продаж зафиксировались по итогам III квартала 2023 года на цифре 210 Если раньше Toyota продавала в квартал в среднем 800 автомобилей, то сейчас показатели продаж зафиксировались по итогам III квартала 2023 года на цифре 210 Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Название японское, сборка китайская

По причине ввода запрета на производство и поставку автомобилей в Россию количество новеньких машин японских брендов на дорогах Татарстана все меньше и меньше. Так, если раньше Toyota продавала в квартал в среднем 800 автомобилей, то сейчас показатели продаж зафиксировались по итогам III квартала 2023 года на цифре 210. Половина машин с шильдиком Toyota была изготовлена и импортирована из Китая, 65 авто доставлено судами из Японии, часть машин собрана в ОАЭ, Таиланде, Мексике, Бельгии и Индонезии.

Первая по популярности — Camry XV70 8-го поколения, отличительная особенность которой — это дерзкая архитектура решетки радиатора. Седан разошелся по 59 новым владельцам (на 33 автомобиля больше, чем годом ранее).

Еще четверть, или 54 автомобиля, марки взяли на себя японские RAV4. В плюсе на 16 авто до 25 регистраций выросли продажи другого легендарного представителя семейства — внедорожника Land Cruiser Prado. Новый Toyota Land Cruiser 300 поставили себе в гараж 15 любителей «сидеть высоко и надменно».

Среди необычных моделей выделяется Toyota Rush — пятидверный мини-SUV, совместный проект с дочерней компанией Daihatsu. В России второе поколение Toyota Rush появилось благодаря программе параллельного импорта. Модель ориентирована на продажу в Юго-Восточной Азии, а производство налажено в Индонезии.

Один татарстанец по паспорту, но «техасец» в душе приобрел новенький Toyota Tacoma — это модифицированный среднеразмерный пикап Toyota Hilux для Северной Америки. Tacoma имеет рамную конструкцию — современную унифицированную платформу TNGA-F, которую уже используют внедорожники Land Cruiser 300 и Sequoia, а также большой трак Tundra. Отличительная особенность пикапа — электрический усилитель руля вместо гидравлического. В базовой комплектации Tacoma имеет 2,4-литровый бензиновый мотор мощностью 228 л. с. и крутящим моментом 329 Н*м. Стоимость такого вездеходного автомобиля начинается от 7,5 млн рублей.

Mitsubishi на фоне Toyota в относительном выражении смотрится гораздо увереннее — продажи выросли в 2,7 раза до 165 регистраций. И опять половина машин приехала из Китая, а еще часть — из Таиланда. 21 автомобиль был произведен в 2021 и 2022 годах в России, а остатки завезли из Индонезии, ОАЭ и с Тайваня.

Основную кассу компании, как и в прошлые времена, сделал кроссовер Outlander, чей объем продаж составил 93 автомобиля (рост в 7 раз).

Пикап в гамме трех бриллиантов L200 пятого поколения приобрели 32 любителя перевозить не только себя, но и материал для стройки. Продажи полноразмерного внедорожника Pajero Sport, обновленная версия которого ранее собиралась в Калуге, просели в 2 раза с 23 до 11 регистраций. Помимо классических моделей, 8 автолюбителей приобрели Mitsubishi Xpander, который внешне чем-то напоминает LADA.

В Татарстан завезли три новеньких VW Lavida, который выпускается в Китае, на совместно предприятии FAW-Volkswagen, и является аналогом седана Jetta В Татарстан завезли три новеньких VW Lavida, которые выпускаются в Китае на совместном предприятии FAW-Volkswagen и являются аналогом седана Jetta Фото: © Ren Yuming / Imaginechina / www.globallookpress.com

Европейские машины остаются в прошлом

На фоне растущего рынка, хоть и за счет LADA и китайских брендов, отрицательные темпы роста показывают практически все европейские марки.

Демократичный французский бренд Renault показал в абсолютных показателях просадку на 69% на рынке Татарстана. По итогам III квартала количество проданных в республике французских машин составило 128 штук, что на 282 единицы меньше, чем годом ранее. Все проданные авто — это складские остатки. 126 машин произведено в 2022-м, два автомобиля — в 2021-м. Сколько еще «прячется» произведенных, но непроданных автомобилей марки, покажет время.

У немецкого концерна Volkswagen дела за исследуемый период чуть лучше. В Татарстане кризис марки в июле – сентябре составил минус 8%, а в абсолютных числах убавилось 7 проданных авто — с 91 до 84. От «обнуления» результатов VW спасает все тот же Китай, который выпускает и импортирует в Россию новенькие автомобили данной марки.

Среди татарстанцев все еще популярна модель Polo, ее приобрели 18 автолюбителей. Пользуются спросом электромобили на платформе Volkswagen Group MEB — это ID.4 и ID.6.

В Татарстан завезли три новеньких VW Lavida, которые выпускаются в Китае на совместном предприятии FAW-Volkswagen и являются аналогом седана Jetta.

Следующая новинка — это VW Tharu, исходник Taos из китайской линейки VW, который, в свою очередь, является «переодетым» Škoda Karoq. Разница между Taos и Tharu заключается лишь в том, что модель для Китая построена на длиннобазной версии Karoq, а в Россию привезли машину, унифицированную с «коротким» кроссовером.

Пока в единичном экземпляре дороги Татарстана бороздит VW Talagon, который в нашу страну ранее никогда не экспортировался и не планировался поставляться. Он считается самым большим кроссовером марки. До этого крупнейшим кроссовером было семейство полноразмерных кроссоверов Teramont, но созданный на его базе Talagon превзошел своего предка по размерам.

Чешская Škoda также в списке аутсайдеров. За последний квартал продажи марки снизились на 56% с 108 до 48 единиц. Внутри модельного рейтинга только одна модель показала положительные результаты — Škoda Karoq, ее выбрали 17 покупателей против 12 в прошлом году. Все остальные модели марки показали кратное снижение. И дело тут уже даже не в цене, а просто в физическом отсутствии автомобилей у дилеров.