Прошедшая на этой неделе конференция на Мальте, где президент Украины Владимир Зеленский еще раз продекларировал свою «формулу мира», прошла без видимых результатов. Но что если у таких событий есть и второе дно? Много это или мало — 66 участников конференции — и почему бесполезно физически ликвидировать украинских парламентариев, а также при чем тут Тайвань? Ответы на эти вопросы — в колонке обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«28–29 октября на острове Мальта, в городе Валлетте, произошла международная конференция, посвященная так называемой формуле мира, озвученной Владимиром Зеленским»
Мальтийский форум
28–29 октября на острове Мальта, в городе Валлетте, состоялась международная конференция, посвященная так называемой формуле мира, озвученной президентом Украины Владимиром Зеленским. Это уже третья подобная встреча, две предыдущие прошли в Копенгагене и Джидде. Последняя стала самой представительной, всего прибыли 66 участников. Данное обстоятельство позволило Киеву заявить о «растущей мировой поддержке». Вместе с тем следует уточнить, что на этот раз в конференции не участвовали Китай, Египет и ОАЭ. Российский МИД назвал данное мероприятие «оторванным от реальности».
Одной из декларируемых задач встречи стало налаживание контактов между Киевом и странами глобального Юга, «Группой семи» (она же «Большая семерка», G7) и странами Евросоюза. Работа конференции, как уточняет издание «Коммерсантъ», происходила в пяти разных комитетах:
- группа по ядерной безопасности обсуждала ситуацию вокруг Запорожской АЭС;
- группа по продовольственной безопасности — зерновую сделку;
- группа по энергетической безопасности — «вопросы укрепления и защиты украинской энергосистемы от российских ударов зимой»;
- группа, обсуждавшая «освобождение пленных и возвращение депортированных детей»;
- группа, занимающаяся «восстановлением территориальной целостности Украины».
«О том, что на конференции в Валлетте присутствовали представители 66 стран, сообщил в своем обращении по случаю встречи на Мальте президент Зеленский. «Работает ли Устав ООН? Здесь, на Украине, на Ближнем Востоке и в африканских странах ответом на этот вопрос становятся крики матерей, хоронящих своих сыновей и дочерей, погибших на войнах, и отчаяние детей, осиротевших в результате войн. Мы можем и должны дать другой ответ. Мир видел слишком много крови», — заявил Зеленский, выразив надежду на то, что наступит день, когда история человечества «станет только историей мира», пишет издание.
Вместе с тем формат проведения конференции — закрытый, никаких официальных решений по ее результатам принято не было, более того, не обнародовали полный список участников. Даже западные страны, активно поддерживающие киевский режим и международные организации, не были представлены политиками и чиновниками первого уровня, ограничившись формальным присутствием представителей. Так, например, представителем европейских структур стал дипломатический советник председателя Евросовета Саймон Мордю вместе с главой кабинета председателя Еврокомиссии Бьорн Сейберт. Т. е. вышло уже слишком формально.
«Украина просила увеличить транспортные коридоры из стран Евросоюза, расширить логистические пути»
Чего тебе надобно?
Причина для собрания международной конференции очевидна. Так, министр экономики Украины Юлия Свириденко заявила, что Украина рассчитывает на дальнейшую помощь от своих партнеров, ждет еще больше вооружений и боеприпасов «для обеспечения продовольственной безопасности во всем мире». Отметим, что в прошлый раз обеспечение продовольствия средствами зерновой сделки помогло скорее не голодающим африканских стран , а группировке «ХАМАС» с оружием.
Кроме того, Украина также просит своих патронов разминировать морские пути в Черном море. Ситуация достаточно занятная. С одной стороны, просьба, безусловно, адекватная и понятная, с другой — именно Украина заполонила все Черное море старыми советскими морскими минами, часть из которых отметилась даже на черноморском побережье Турции. Кроме того, Украина просит сопровождать суда, которые направляются в контролируемые ей порты.
Также Украина просила увеличить транспортные коридоры из стран Евросоюза, расширить логистические пути. И тем не менее еще Киев просил о создании системы долгосрочных контрактов на поставки продовольствия в нуждающиеся страны и развитие продовольственных программ для таких государств. Проблема крылась в деталях — как все это может быть реализовано?
«Можно ли сказать, что была создана некая площадка для диалога Запада и глобального Юга по украинскому кризису? Правда, результативность таких разговоров остается весьма невысокой»
Что это было?
После того как конференция закончилась, российские и мировые СМИ достаточно расслабленно написали, что это если не провал, то по крайней мере ничего особенного. Никакой конкретики там Зеленскому не предложили, ни о чем точно не договорились. Просьбы, правда, выслушали.
«Эта встреча подчеркивает, что перед президентом Владимиром Зеленским и его союзниками стоит задача сохранить фокус на взаимодействии со странами, которые в значительной степени оставались в стороне во время вторжения России», — пишет издание Bloomberg.
Вместе с тем посмотрим по пунктам, что получилось.
Первое: можно ли сказать, что была создана некая площадка для диалога Запада и глобального Юга по украинскому кризису? Правда, результативность таких разговоров остается весьма невысокой. Странам глобального Юга в широком смысле проблемы Украины неинтересны. Как следствие, обсуждение вопросов, связанных с Украиной, для них носит общий, нагрузочный характер, а не характер задачи первостепенной важности.
Второе: заявленный Украиной «план Зеленского» становится доминантой в рамках этой конференции. С одной стороны, если бы Россия шла на уступки и согласилась бы участвовать тут, безусловно, это была бы победа Украины. Однако реальность сама диктует условия. Киев может сколько угодно предлагать свой план, а Зеленский, даже находясь в изгнании, — требовать «границы 1991 года»: все это будет бесполезно. Пока сила России остается с ней, большинство требований со стороны зарубежных структур так и остается не более чем декларацией.
Третий аспект — это очередность встречи и количество участников. Действительно, встреча стала уже третьей, а количество представителей других государств увеличилось с 15 до 66. Вместе с тем, как мы отметили выше, качество представителей достаточно невысокое. Конечно, в случае необходимости уровень делегатов может быть повышен, но в целом на данном этапе очевидно, что решения и договоренности, заключенные на конференции, не имеют принципиального значения.
Аналогичным образом дела обстоят и со структурами: с одной стороны, вроде бы и есть пять подгрупп для проработки конкретных решений, но с другой —обсуждать там решительно нечего. Декларировать некие тезисы возможно. Собирать единомышленников — тоже. Решать какой-либо вопрос — вряд ли.
Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще данный форум тогда нужен? И вот тут как раз все понятно, данное мероприятие не предназначено для реального решения проблем, некоего давления. В конце концов, все решает объективная военная мощь и экономика.
Можно предположить, что данная группа фиксирует представителей Украины на тот случай, если Россия все-таки возьмет Киев и Зеленскому придется организовать правительство в изгнании. Вот именно под это дело и начинают собираться различные форумы, конференции и прочее. Фиксация переговорных площадок — за конкретными исполнителями.
Например, в случае если режим Зеленского будет свергнут неким более здоровым правительством, то оно не просто не получит признания со стороны стран Запада. Ему и заблокируют места в таких организациях, как ООН. Тут можно вспомнить, что аналогичным образом поступили с Китаем, который только в 1971 году добился того, чтобы именно представители КНР, а не Тайвань занимали место в этой организации.
Отдельно отметим, что таких закладок на черный день будет еще больше. Это, безусловно, не «изменение глобальной реальности», как это пытается представить режим Зеленского, в реальности тут как бы абсолютно все пусто — любые разговоры о перспективе бывшей Украины без России лишены практического смысла. Вместе с тем, как показала практика, против России не действует не просто осуждение, а тяжелейшее санкционное давление. То есть как оружие современной информационной войны конференции по «формуле мира» Зеленского являются для России безопасными. А вот как площадка для иных встреч, установления связей, вербовки… Это ведь конференция закрытого типа, туда можно приехать и с глазу на глаз обсудить нечто, что не хотелось бы озвучивать публично. Как следствие, полным провалом это тоже не назовешь.
А что Россия?
Ситуация неновая и достаточно понятная. Проблема теоретически может заключаться в том, что США и страны Запада, так и не признав Крым и Новороссию в составе России, попробуют создать через подобные конференции их «легитимных» представителей, которые будут выступать с различными заявлениями. Подобный опыт тоже имелся: скажем, до распада СССР США не признавали три балтийские республики частью Советского Союза. Более того, в то время альтернативная элита, как правило, выходцы из бывших участников карательных батальонов в годы ВОВ, концентрировалась в Канаде и на севере США. После развала Союза подобные люди и заняли руководящие места в Прибалтике.
Надо ли России с этим как-то бороться? Вроде бы как минимум хуже не будет, но в реальности проблема усугубляется тем, что «легитимный президент в 20-летнем изгнании» — фигура настолько же незаметная, насколько и удобная. Можно уничтожить весь украинский парламент для надежности дважды. А какого-то толка не будет, его опять пересоберут, и он опять отправится делать все то же самое. Так же и с Зеленским — он всего лишь исполнитель роли, который, напомним, пришел под лозунгом, что точно остановит войну. Однако в процессе задача оказалась ровно обратной.
Значит ли, что на подобные конференции и комитеты нужно махнуть рукой? Разумеется, нет. Центральным направлением, по которому России придется двигаться, — это увеличение собственной экономической мощи, а также постепенное продвижение к признанию свершившихся обстоятельств других стран. Как следствие, с одной стороны, конференция на Мальте — это где-то даже хорошо, США понимают, что битва на короткой дистанции ими если не проиграна полностью, то проиграна частично, а значит, они готовятся к изнурительным сражениям вдолгую. А с другой, конечно же, плохо, потому что США подготавливают свои силы и средства к тому, чтобы обеспечить России «веселое» время еще на 10–15 лет и дольше.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.