По словам Шараповой, против России сегодня ведется две войны: информационная и психологическая По словам Шараповой, против России сегодня ведется две войны — информационная и психологическая Фото: Алина Блинова

Кто пытается разрушить российский культурный код

Арина Шарапова, главная красавица и лицо отечественного ТВ с середины 1990-х – начала нулевых (кстати, эпохи великого и ужасного Бориса Березовского) — приехала на этой неделе в Казань с весьма необычным визитом, учитывая ее бэкграунд. В IT-парке им. Рамеева она стала ведущей семинара в первую очередь для местных журналистов «Наполнение инфополя позитивным контентом на основе примеров национально-культурных отношений». Учитывая контекст эпохи и заявленную тему, сама встреча по понятным причинам стала похожа на некий час политинформации от гостьи из Москвы, которая зафиксировала многие тезисы, которые сегодня можно слышать от руководителей страны и ведущих главных телеканалов.

По словам Шараповой, против России сегодня ведется две войны — информационная и психологическая. «Чтобы узнать это, достаточно посетить любой зарубежный видеохостинг с высокой долей присутствия русскоязычной аудитории или условно оппозиционные каналы и мессенджеры в „Телеграме“, — сообщила она. — При этом роль этих штурмовых отрядов нашего противника играют так называемые представители российской оппозиции».

Шарапова говорит, что существование оппозиции, которая действует при помощи закрепленных законом механизмов, нормально. Но российские псевдооппозиционеры «не желают бороться за власть в рамках политики» и приход к власти связывают с организацией переворотов и беспорядков, что автоматически превращает их из участников влияния внутреннего процесса в агентов влияния других государств.

«Поразительно вот что: они позволяют себе много того, что не имеют права позволять. И их тут же закрывают там», — сказала Шарапова, приводя в пример ситуацию с телеканалом «Дождь»*, когда в Латвии у них отозвали лицензию, потому что один из ведущих заговорил «с добром в сердце о русских солдатах». «Тот контент, который они делают, жестко цензурируется и выстраивается в соответствии со стратегией, которую противники нашей страны реализуют на своем внутреннем поле информации», — заявила телеведущая.

Психологическая же война Запада против России началась намного раньше. «Разрушение ментальных основ российской нации осуществлялось путем комбинирования разрушений и заменой элементов культурного кода косвенным образом через массовую культуру. Как осуществляется это на практике? Во-первых, развлекательный формат», — рассказала Шарапова. Этот способ разрушения культурного кода россиян требует наименьших усилий. Наверное, самое важное, что это говорит человек, который действительно знает проблему изнутри, ведь Арина Шарапова работает на главном федеральном ТВ с 1990-х, когда эти процессы были запущены, набирали ход, а далее к сегодняшнему дню фактически приобрели необратимый характер. Так сказать, от Березовского до Константина Эрнста.

По словам экс-ведущей программ «Вести» и «Время», информационные ресурсы настроены на генерацию лишь негативных новостей. В освещаемых сюжетах в качестве жертв выступают дети, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. А «настоящая охота» идет за сюжетами, в которых прямо или косвенно виноваты представители власти. И особенно ценятся сюжеты, где в роли виновных выступает человек в форме: военнослужащий, полицейский, прокурор.

«Мы раздуваем такую из этого драму, хотя это, конечно, драма. Но вы дайте решение, не просто ставьте точку: «Побили жену, она была несчастна“» «Мы раздуваем такую из этого драму, хотя это, конечно, драма. Но вы дайте решение, не просто ставьте точку: «Побили жену, она была несчастна» Фото: ru.freepik.com

«Вас бьют каждый день? Может, втихаря?»

«В сетевых СМИ активно муссируется тема семейного насилия. Но почему вдруг? Помните, был такой этап, когда все время говорили о семейном насилии. И приписывали семейному насилию повсеместный характер, повсюду как будто происходит», — задавалась вопросами Шарапова.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как в таком случае СМИ подходить к этой теме, если она все равно присутствует в обществе, Шарапова ответила: «Вы журналисты, у вас есть журналистская этика. Мы понимаем, что у нас 100 процентов население, а насилия, я не знаю точно цифры, но, допустим, это касается 0,001 процента населения во всей стране. А мы делаем вид, что это повсеместно. Мы раздуваем такую из этого драму, хотя это, конечно, драма. Но вы дайте решение, не просто ставьте точку: „Побили жену, она была несчастна“. Вы попробуйте развить эту тему, сходите к общественникам, задайте вопрос, кто вообще обращал на это внимание, предпримите хоть что-то, чтобы люди призадумались: „Ой, я ее бить не буду, себе дороже“… А это, еще раз повторю, 0,001 процента от населения всей страны, а возникает действительно ощущение, что бьют в каждом доме. Вас бьют каждый день? Может, втихаря?»

Зато Шарапова поделилась своей болью с публикой. Она сокрушается, откуда может возникнуть гордость за свой народ у человека, информационное поле которого заполнено негативом о событиях в собственной стране. И все это, опять же, та самая психологическая война.

«Книжка вот такая вышла, не буду уж произносить фамилию автора, ну ладно, Михаил Зыгарь* злодеями сделал Александра Невского, Екатерину II, Ивана III (видимо, речь идет о книге „Война и наказание“, где уехавший из страны журналист рассказывает о том, как Россия якобы на протяжении столетий притесняла Украину, прим. ред.). Разве это не есть прямое разрушение культурного кода? — не скрывала возмущения Шарапова. — Мы делаем вид, что не понимаем, делаем вид, что он денег просто хотел заработать… Все это направлено на уничтожение одной из главных составляющих культурного кода россиян — представления о необходимости обеспечить равенство и добрососедство всех народов РФ и пресекать все попытки разжигания межнациональной розни».

Изменение культурного кода, к которому ведущая семинара не раз возвращалась, стремится к тому, чтобы сдвинуть границы допустимого. И все это происходит в развлекательной форме. Ведущая «Доброго утра» говорит: «Никто не призывает с корабля российской современности выбросить „Гарри Поттера“, „Звездные войны“. Суть угрозы для ментального здоровья нации заключается в том, что в упаковке качественных произведений продвигаются принципиально новые смыслы, которые абсолютно противоречат традиционной российской культуре, демонизируя привычные для российского общества ценности».

Поневоле у Шараповой возникают сомнения в искренности сторонников этих новых ценностей. «Вот началась спецоперация, и многие российские релоканты успели заявить, что они привержены радикальному пацифизму, типа голуби мира. Но, как только начался конфликт в секторе Газа, эти голуби мира внезапно стали ястребами войны. И сейчас сложно вспомнить, кто из наших пацифистов не успел заявить о всесторонней поддержке, например, ЦАХАЛ. Вот каким должен быть ответ на эти вызовы?» — спросила Шарапова и сразу же ответила, что он не должен быть реактивным. А информационную повестку дня нужно формировать исходя из наших знаний.

За полтора года в новой информационной реальности обстрелы, беспилотники, жертвы, по словам Шараповой, стали уже ежедневным, иногда обыденным явлением За 1,5 года в новой информационной реальности обстрелы, беспилотники, жертвы, по словам Шараповой, стали уже ежедневным, иногда обыденным, явлением Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Советы от Шараповой

А вот и советы Шараповой региональным коллегам по наполнению инфополя позитивным контентом.

  • Сконцентрироваться на его продвижении. И этот контент должен быть максимально разработан. Нельзя замыкаться только на государстве. Забота о больных детях, помощь бездомным, людям с ограниченными возможностями, одиноким старикам, спасение брошенных животных — это волонтерство. У нас есть сотни тысяч героев и зачастую их даже не надо искать. Вспомним еще, что журналисты могут не только освещать, но и создавать инфоповод.
  • Задача — показать настоящих россиян. Тех, которые своими руками устанавливают детские площадки, решают проблемы с уличным освещением, ремонтируют тротуары, ливневые канализации.

«Что-нибудь сделайте, чтобы показать, что ваши россияне, ваши журналисты — классные ребята, они тоже герои, — обратилась телеведущая к аудитории. — Я прекрасно знаю, что здесь сидят профессионалы, которые скажут, что хорошие новости не привлекают внимания и не вызывают отклика, только плохое привлекает. Поэтому вы вынуждены, чтобы вас читали, печатать больше плохого. Но это решение было принято условно верным до того, как началась информационно-психологическая война против нашей страны». За 1,5 года в новой информационной реальности обстрелы, беспилотники, жертвы, по словам Шараповой, стали уже ежедневным, иногда обыденным явлением. Люди устают от потока информационного негатива.

«Сейчас, как никогда, нужны положительно окрашенные сюжеты, — уверена гостья Казани. — Нельзя забывать о другом источнике положительных инфоповодов. Есть аспекты, которые отчасти позволяют переключить аудиторию на позитивные эмоции. Произошла крупная авария? Давайте обратимся к медикам, заострим внимание на мужестве пожарных и их успехах на тушении возгораний за последние месяцы. Прохожий на вокзале оскорбил и избил бездомного мужчину? Можно рассказать не только о действиях полиции, но и упомянуть, что на этом вокзале регулярно проходит раздача горячей еды и теплой одежды для лишенных крова людей».

Также нельзя забывать о силе контекста, подводя факты под него. «Я слышала о том, что популяризировать многодетные семьи в России достаточно легко, нужно просто показать гражданам больше красивых картинок счастливых современных пар, — привела пример Шарапова. — Зататуированных в дорогой брендовой одежде на фоне 3–4-этажного Cayenne. Вот я вам сейчас говорю, а это уже вызывает отторжение. С учетом того, что средняя зарплата в России не слишком высокая, почти 60 тысяч рублей по всей России. И на этом фоне убедить наших сограждан на четвертого, пятого ребенка с помощью образов „мама — главный бухгалтер“ и „папа — нефтяник“ — бесперспективно».

В заключение ведущая Первого резюмировала, что все методы и подходы должны использоваться комплексно и лишь в этом случае получится серьезный эффект и будет возможность изменить ход психологической войны против России.

Интересно, что в зале сидели представители татарстанских СМИ, а спикер вроде как затрагивала острые и важные темы, вокруг которых можно было завязать разговор на самые важные темы России и эпохи, но в зале царила атмосфера обожания. Когда пришла пора задавать вопросы, они были исключительно из разряда «Как ваши дела?» или «Как попасть к вам в „Доброе утро“?». Конечно, проблема была не в том, что никто не хотел портить аппетит перед предстоявшим фуршетом. Видимо, прекрасно выглядящая Шарапова, как всегда, пленила всех своим обаянием и как-то было неудобно ставить в тупик своим вопросами одну из самых главных красавиц российского телевидения эпохи бури и натиска и безудержного гламура и развлекаловки. Видимо, этот момент и вызывал диссонанс и высказанными тезисами. В какой-то момент подумалось: «Эх, посадить здесь слушателями Константина Эрнста и его команду — может, мы получили бы другое телевидение в России, другую Россию...»

*Иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента