«Не можем сказать, что удовлетворены итогом минувшего зимнего содержания, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин, оценивая сезон 2022–2023 годов. — Было много нареканий по тротуарам, дворам. Кроме как недоработкой, не назовешь». Сегодня в городе проверили готовность техники, закупку реагентов и назвали основные вызовы нового зимнего сезона. Главная проблема — острый недостаток дорожных рабочих и водителей, выбравших более выгодную дорожную стройку. Рост зарплат тормозят застывшие тарифы на уборку городских улиц. На штабе в казанском исполкоме разобрали критику от жителей прошлой зимой, рассказали, где будут применять мраморную крошку и как сэкономят время на «снежных» электронных талонах. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня Ильсур Метшин оценил готовность снегоуборочной техники к зиме
«Любая зима зависит от нашей слаженной работы»
Сегодня Ильсур Метшин оценил готовность снегоуборочной техники к зиме, а следом на городском штабе по зимнему содержанию поставил задачи всем участникам этого процесса. Кухню подготовки к зиме приоткрыли на базе одного из главных участников «битвы против снега». «Горводзеленхоз» показал машины для уборки дорог и тротуаров. Всего в Казани в общей сложности 589 единиц техники.
Здесь в ряд выстроили новых и уже бывалых «бойцов» за чистые улицы Казани. Красовалась большая техника для расчистки трасс, лаповые снегоуборщики, комбинированные снегоуборочные машины (КСМ) и небольшие тротуарные снегоуборщики.
«Мы к зиме все подготовили», — заявила управляющая «Горводзеленхозом» Роза Заббарова. К этой зиме трест приобрел 10 новых единиц техники, в том числе 3 снегопогрузчика и подметально-уборочную машину CityCat. Последнюю часто используют для уборки тротуаров. Общая сумма закупок — 76 млн рублей.
«Вы старожил среди предприятий по благоустройству. Десять единиц новой техники — это много или мало?» — сразу спросил Метшин.
Любая зима зависит от нашей слаженной работы. Как говорится, битва против снега. Коллектив готов к зимнему содержанию, поэтому, надеюсь, не подведем.
«Мы всегда столько приобретаем. Это же обновление — например, в этом году купили два трактора МТЗ (выпускаются Минским тракторным заводом — прим. ред.), а два из парка — списали», — ответила Заббарова, уточнив, что ежегодно «Горводзеленхоз» убирает около 7 млн «квадратов» дорог и тротуаров в Вахитовском и Приволжском районах. Сейчас в парке треста 146 машин, и, по словам управляющей, этого количества достаточно для двух смен водителей.
К этой зиме трест приобрел 10 новых единиц техники, в том числе 3 снегопогрузчика и подметально-уборочную машину CityCat. Последнюю часто используют для уборки тротуаров. Общая сумма закупок — 76 млн рублей
«Большие магистрали мы убирать научились. Но основной объем критики приходится на тротуары. Что приобрели к этому году для тротуаров?» — продолжил пытать Заббарову градоначальник.
«Горводзеленхоз» поставил на дежурство новые пескоразбрасыватели, ледоколы и специальную технику для обработки тротуаров мраморной крошкой. К слову, этот материал испытали в прошлом году. Сработала он хорошо, потому для этой зимы закупили сразу тысячу тонн. Но, как сказал замруководителя исполкома Казани Игорь Куляжев, объем небольшой и крошку будут использовать только вдоль магистралей, на центральных улицах города и туристических маршрутах.
Традиционную песко-соляную смесь заготовили в объеме 70,7 тыс. т, а для обработки улиц реагентом провели закупку на 21 тыс. тонн.
«Надеюсь, что зима будет такой, чтобы было возможно убирать снег. Помним и 2010 год, и прошлый, когда за один день могла выпасть половина месячной нормы осадков», — упомянул Метшин. Для таких ситуаций есть план «Буран». По нему уже подготовлен список, какие машины от субподрядчиков будут нужны в случае внештатных ситуаций. При аномальных снегопадах город может привлечь до тысячи единиц техники.
Снежный вызов усиливает постоянно растущая площадь дорог. Градоначальник отметил, что с момента празднования тысячелетия Казани до сегодняшнего дня площадь для уборки выросла в 2 раза — с 12 млн до 23 млн кв. метров. Таков результат дорожного строительства с 2005-го.
Нововведение этого года — система контроля уборки дорог «Монитор города». Эта платформа позволит не только отслеживать рабочую технику, но и контролировать процесс уборки дорог и даст возможность предприятиям оперативно выстраивать максимально оптимальные маршруты уборки.
Роза Заббарова: «Мы к зиме все подготовили»
А проблемы все те же: в Казани не хватает водителей снегоуборочной техники и дорожных рабочих
На обходе парка «Горводзеленхоза» подняли тему уже ставшей ежегодной нехватки водителей и дорожных рабочих. Проблема чувствуется, но есть и улучшения — удалось уменьшить количество обрабатываемых улиц на одного рабочего, т. е. снизить нагрузку на человека.
«Самый главный вопрос у нас всегда по водителям: как подготовлен штат?» — спросил Метшин у Заббаровой.
Штат треста составляет 110 водителей. Недостает 30 сотрудников, но, по заверению управляющей, предприятие над этим работает.
Что касается всего города, еще две недели назад насчитывалось около 500 водителей, сейчас привлекли еще 50 человек, сообщил Куляжев. «Это те сотрудники, которые работали на строительстве дорог. Сейчас сезон заканчивается, они приходят на предприятия», — объяснил замруководителя исполкома. Он надеется донабрать еще 200 человек.
Градоначальник высказал опасения и по недостатку дорожных рабочих. Напомним, что в прошлом году говорили о нехватке 700 человек. На одного специалиста приходилось 10 улиц, так что скорость очистки легко себе представить, поставив себя на место рабочего… Сейчас ситуация значительно улучшилась: на одного человека приходится три улицы. Штат укомплектован на 800 дорожных рабочих, и ждут еще поток по окончании строительного сезона.
Искандер Гиниятуллин: «Необходимо максимально внедрять механизацию, привлекать технику»
Не лучше ситуация с дворниками. К зиме управляющие компании подходят с 2,7 тыс. рабочих, нехватка — 500 человек. Цифра также звучит не впервые, и выход тут один. «Необходимо максимально внедрять механизацию, привлекать технику», — отметил замруководителя исполкома Искандер Гиниятуллин.
Заработная плата водителей и механизаторов предприятий благоустройства Казани составляет 80 тыс. рублей в месяц с учетом переработок. Зарплата дорожных рабочих — 47 тыс. рублей в месяц с учетом ночных смен. Для сравнения: летом водители зарабатывали 50 тыс. рублей, а дорожные рабочие — 35 тыс. рублей. Средний возраст работников колеблется от 50 до 54 лет.
Заработная плата водителей и механизаторов предприятий благоустройства Казани составляет 80 тыс. рублей в месяц с учетом переработок. Зарплата дорожных рабочих — 47 тыс. рублей в месяц с учетом ночных смен. Средний возраст работников колеблется от 50 до 54 лет
Уроки прошлой зимы: гололед на тротуарах, заснеженные остановки и подходы к соцучреждениям
Разговор о готовности к зиме продолжили на первом в этом сезоне городском штабе по зимнему содержанию улиц, тротуаров, дворов, парков и скверов.
Для начала начальник управления административно-технической инспекции города Наиль Минвалеев напомнил о требованиях к зимнему содержанию зданий и территорий. В прошлом году инспекторы зафиксировали 1,1 тыс. нарушений, которые касаются:
- гололеда на тротуарах;
- снежных шапок на крышах;
- снежных валов на дорогах и рядом с остановками общественного транспорта;
- складирования загрязненного снега на газонах и вне определенных мест;
- выталкивания снега на дороги общего пользования с территорий домов, предприятий и организаций. Город в этих случаях требует заключать договоры на вывоз снега. «Снег пешком не уходит на снегоплавильные камеры или площадки складирования», — подчеркнул мэр;
- неочищенных лестниц и пешеходных переходов.
Наиль Минвалеев напомнил о требованиях к зимнему содержанию зданий и территорий. В прошлом году инспекторы зафиксировали 1,1 тыс. нарушений
«С опозданием, а порой и большим очищались тротуары, — говорил о потоке жалоб за минувшую зиму Минвалеев. — Именно затрудненный проход до школы, детского сада или к остановкам вызывал справедливую критику жителей. Еще один поток жалоб был на неочищенные лестницы и тротуары. Инвентаризация показала, что не все объекты вошли в перечень муниципальных контрактов. Прошу глав администраций взять на контроль решение этой проблемы и при заключении новых договоров дополнить список объектов».
Автодороги, тротуары, наземные и подземные переходы, лестницы должны быть очищены от снега и наледи за 9 часов после снегопада, напоминал Минвалеев. Во время гололеда в течение четырех часов обрабатываются лестницы, подъемы и тротуары. Снежные валы на дорогах не могут быть ближе 20 м от остановок общественного транспорта.
Отдельный норматив у Казани по вывозу снега после снегопада:
- с дорог первой категории при осадках до 6 см — два дня, до 10 см — не более четырех дней;
- с дорог и тротуаров второй категории при снегопаде до 6 см — четыре дня, до 10 см — не более 7 дней.
Вывозят снег с территории дворов только за отдельную плату и по решению собственников, напомнили на совещании. Средства на вывоз и утилизацию снега в тарифе не предусмотрены. Но в прошлом году дополнительной опцией воспользовались жители 184 домов.
«Не можем сказать, что удовлетворены итогом минувшего зимнего содержания, — сказал Метшин, имея в виду сезон 2022–2023 годов. — Было много нареканий по тротуарам, дворам. Кроме как недоработкой, не назовешь. Но были и положительные примеры».
А как же наказания за нарушение правил благоустройства? В России до конца 2029 года действует мораторий на штрафы, который не позволит инспекторам в полную силу применять административную дубинку. «Применяются профилактические меры, предостережения», — сказал Минвалеев.
Вложения в снегоплавильные пункты города в этом году составят 557 млн рублей, но мощностей по-прежнему не хватает
Как будут утилизировать снег?
Часть собранного с дорог снега поедет на «снегоплавилки», часть — в места временного складирования снега. Остановимся на снегоплавильных пунктах, которые работают на улицах:
- Васильченко;
- Короленко;
- Несмелова. Там в этом году появится новая снегоплавильная камера;
- Портовая. Это новый объект с двумя камерами, построенный в этом году;
- Крутовская;
- Аделя Кутуя;
- проспект Победы.
Суммарно это 14 приемных камер для плавки снега, три из которых построены в этом году. Одна камера в проектном режиме плавит 574 т снега в сутки. За прошлый зимний сезон на «снегоплавилках» получили 665 тыс. кубометров воды — по объему это сопоставимо с 255 бассейнами казанского спорткомплекса «Буревестник». Загруженность станций в минувший сезон достигала 300%, рассказывал директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров.
Вложения в снегоплавильные пункты города в этом году составят 557 млн рублей, но мощностей по-прежнему не хватает, во время мощных снегопадов транспорт стоит в простой очереди на разгрузку от 10 до 20 минут. В этом сезоне время планируют сэкономить благодаря электронным снежным талонам — каждая «снегоплавилка» теперь оснащена системой автоматического учета. Бумажные талоны уйдут в прошлое.
«Увеличит пропускную способность, нагрузку в части учета и контроля лимитов утилизации снега», — говорил о преимуществах цифрового решения Егоров.
Построили новую и первую в городе оборудованную площадку для складирования снега на улице Тэцевской площадью свыше 1,2 гектара. Территория обнесена забором, освещена и оборудована ливневой канализацией с системой очистки талых вод. Туда планируют вывозить снег с части территорий Авиастроительного, Кировского и Московского районов. По согласованию с минэкологии РТ город определил еще 9 мест временного складирования снега.
Метшин сказал о том, что город работает над ростом тарифа на содержание дорог. Сегодня он ниже, чем для федеральных и региональных трасс, и это притом что в городе сложность работы выше
МУПы о низком тарифе, УК о запаркованных дворах, Метшин о травмах
Следом о готовности к сезону рассказали руководители муниципальных предприятий благоустройства: «Горводзеленхоз», «Городские мосты», «Городское благоустройство». В числе озвученных проблем:
- износ и нехватка техники;
- дефицит кадров;
- объемы финансирования;
- рост цен на горюче-смазочные материалы, запчасти.
«Звучит острота нехватки техники», — отметил Метшин, но напомнил о прошлогодней закупке 50 новых и 20 крупных машин в этом году. Следом мэр сказал о том, что город работает над ростом тарифа на содержание дорог. Сегодня он ниже, чем для федеральных и региональных трасс, и это притом что в городе сложность работы выше. Градоначальник также рекомендовал МУПам активнее вести коммерческую деятельность, поставив в пример «Горводзеленхоз».
Проблему с запаркованными дворами и внутриквартальными проездами, стихийными парковками и незаконными захватами территорий поднял директор ООО «УК „Райжилуправление Советского района“» Александр Поливин. Эта УК обслуживает 97 домов на 38,5 тыс. жителей. Частично озвученные проблемы решают через сайт УК, мессенджеры, работу со старшими по домам.
«К несчастью сидящих в зале, семимильными шагами город прирастает личным автотранспортом. Это и достижение, и вызов одновременно, — сказал казанский градоначальник. — По дворам ничего нового не придумаем — нужен четкий график уборки».
Мэр призвал ГИБДД активнее работать с оставленным на ночь на дорогах транспортом, мешающим уборке городских улиц.
Травмируются на остановках общественного транспорта, у магазинов, аптек. Это недостойно Казани.
И в завершение мэр привел статистику, обратившись к руководителям предприятий и бизнеса. По причине гололеда за минувшую зиму травмы получили 375 человек.
«Понятно, что свести на ноль число таких случаев нельзя. И летом люди ломают ноги на ровном месте. Но количество этих травм по причине гололеда должно сводиться к минимуму, — подчеркнул градоначальник. — Не дело, когда пишут пенсионеры о том, что из-за гололеда по несколько дней не могут выйти из дома. Это не наш уровень. Всех уважаем, у каждого заслуги перед предприятием, отраслью, городом, жителями. Но это осталось вчера. Новый сезон — новая ответственность».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.