«Мы выбрали длинный и сложный, но важный путь — исследовать свою ДНК»: как меняется «Ак Барс Дом»

— Елена Юрьевна, по данным hh.ru, дефицит кадров на рынке сейчас становится все острее. Насколько вы, как крупный девелопер, ощущаете эту проблему? Чувствуете ли вы градус борьбы за человеческий капитал?

— Данные в этом исследовании отражают суть происходящего: спрос на специалистов разных профессий серьезно превышает предложение. Причем у нас задача не количественно закрыть какие-то позиции, а взять в штат специалиста высокого уровня. И когда такой острый дефицит, начинается гонка среди работодателей. Мы, как один из лидеров рынка, участвуем в ней, и нам нужно эту гонку выигрывать. Но сделать это только за счет высокой зарплаты невозможно.

— Чего еще требуют соискатели?

— Им нужно лучшее предложение во всех смыслах. Безусловно, зарплата — основной драйвер рынка работника. И сейчас специалисты становятся дороже. Но нужно что-то еще — лучшим соискателям важны дополнительные ценности, причем нематериальные.

Большинство работников уже считают, что дополнительное медицинское страхование, современный офис, бесплатный кофе и другие прелести жизни — неотъемлемая, обязательная часть мотивации. Это должно быть по умолчанию, поскольку такой набор предлагают очень многие компании. И теперь, чтобы быть интересным соискателю, важно понимать, как он сможет развивать свой личный человеческий капитал внутри нашей компании.



Сейчас очень много талантливых уникальных специалистов с высокими компетенциями. И им хочется не просто сидеть в современном офисе. Профессионалы хотят менять компанию, мир вокруг себя, делать что-то глобальное.
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу

Запрос стал существенно глубже. И, чтобы в этом разобраться, мы провели внутри нашей компании исследование. Полученные данные открыли новую картину, и мы решили произвести некую реформу бренда работодателя.

— Но «Ак Барс Дом» — это же уже сложившийся бренд со своей историей, репутацией…

— Да. Бренд есть, есть репутация, восприятие, ассоциация. Но после проведенного исследования пришло понимание, что все это нужно переупаковать, поскольку пожелания сотрудников компании и тех, кто в ней хотел бы оказаться, меняются. Только за последние полгода в нашу компанию пришли 150 новых сотрудников. Проводя многочисленные собеседования, мы многое узнаем и, как один из лидеров рынка, хотим отвечать всем современным запросам. Оказывается, что для соискателей очень важно, чтобы в компании, куда они устраиваются, были со сходными ценностями, увлечениями, интеллектуальной средой.

Катают на яхтах и платят 100 тысяч даже рабочим: как казанский девелопер делает сотрудников счастливыми

Можно было бы пойти коротким путем и с помощью профессиональных рекламных специалистов, PR-специалистов, дизайнеров создать уникальные визуальные и речевые образы, попадающие в ожидания людей. Только в таком пути нет добавленной ценности. Мы выбрали длинный и сложный, но важный путь — исследовать свою ДНК, найти уникальность, которая уже сложилась в корпоративной культуре компании. Это целая экосистема взглядов, ценностей, смыслов, личностных профилей людей, носителей этого самого ДНК. С его помощью мы сможем притягивать к нам «своих» людей, которым будет хорошо именно в нашей корпоративной культуре.

Откуда в «Ак Барс Дом» «Феррари» и советские грузовики?

— Как долго вы проводили исследование в компании и какие результаты получили?

— Исследование проводилось несколько месяцев, и некоторые его результаты нас сильно удивили. В первую очередь, выяснилось, что в компании пять социальных портретов сотрудников. Среди них выделяется два полюса: «традиционалисты», которые считают, что успехи и результаты приходят через усилия, труд, время. А также new wave— люди новой волны, новой возрастной категории, которые максимально открыты новому и воспринимают мир как гармоничный и прекрасный, а работу — как игру, удовольствие или поток. Для них в приоритете постоянное развитие, творчество, чтобы их ценили как личностей. Они воспринимают работу не как упорный труд, а как удовольствие, состояние потока.

Для нас выявление такого количества портретов с одной стороны — легкий шок. А с другой — большое конкурентное преимущество, ведь в нашей компании каждый может найти свою группу по интересам.
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу

— Что еще вы спрашивали у сотрудников?

— Вопросов было много, в том числе и о том, что в компании не так. Но один из самых интересных срезов информации был собран в вопросе: с чем у вас ассоциируется компания «Ак Барс Дом»?

Оказалось, что сотрудники воспринимают нас как огромный «автопарк», который мчится вперед и имеет богатую историю. Поэтому в составе автопарка есть все виды транспорта: от гоночных «Феррари» до надежных советских грузовиков.

— Критика была?

— Определенная критика была, и это нормально: не бывает так, чтобы сотрудники всем были довольны. Кто-то хочет получать зарплату выше рынка, кому-то хочется расти по карьерной лестнице еще быстрее и так далее. Для нас вся собранная информация — повод стать лучше.

— Как вы определяете, что уровень предлагаемой заработной платы у вас — это на уровне или выше рынка?

— Мы постоянно анализируем зарплаты сотрудников относительно рынка, и в этом направлении мы тоже серьезно выросли. Прежде заказывали подобные исследования профильным агентствам, но сейчас эту работу проводим самостоятельно. Да и тенденции на рынке диктуют иные условия: если раньше фонд оплаты труда утверждался на год вперед, то сейчас, в 2023 году, по некоторым позициям мы пересмотрели уровень дохода дважды за год.

«Мы постоянно анализируем зарплаты сотрудников относительно рынка. Если раньше фонд оплаты труда утверждался на год вперед, то сейчас, в 2023 году, по некоторым позициям мы пересмотрели уровень дохода дважды за год»

— О каких специалистах идет речь?

— Об экспертах в управлении строительством, например. Сейчас на позицию заместитель директора по строительству «Ак Барс Дом» ищет профессионального претендента и готов предложить зарплату по запросу кандидата.

— Что еще волнует соискателей, почему они отдают предпочтение вашей девелоперской компании, ведь на строительном рынке Татарстана много сильных игроков?

— Рынок кадров сильно помолодел, и его львиную долю сейчас составляет поколение new wave, то есть новой волны. Для них, как я говорила ранее, фундаментальное значение имеет постоянное развитие. Они хотят непрерывно и многогранно обучаться, развивать личность, социум, технологии, свою профессию… все в фокусе их внимания. За эту задачу в нашей компании всегда отвечал корпоративный университет.

Но если прежде образовательные программы были про повышение квалификации, умение управлять людьми, определенные софт- или хард-скиллы для бизнеса и профессии, то сейчас он трансформируется в передовую обучающую платформу, где сотрудники сами смогут развивать навыки будущего, метакомпетенции, личность и мировоззрение. На платформе будут представлены все направления, которые интересны представителям new wave, включая даже то, что далеко выходит за рамки предметных знаний: нейрофизиология, развитие социального интеллекта и так далее.

Один из самых интересных срезов информации был собран в вопросе — с чем у вас ассоциируется компания «Ак Барс Дом»?

Многие сотрудники ищут информацию самостоятельно — в блогах, соцсетях… Но тут возникает вопрос к качеству этого контента: неопытному человеку сложно отличить педагога с практикой от красноречивого «инфобизнесмена». Мы же откроем доступ только к проверенным источникам, спикерам российских, и не только, высших школ.
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу

— Когда планируется запуск и сколько компания инвестировала в создание платформы?

— Бюджет — несколько миллионов рублей в год. Сейчас тестируем на фокус-группе, а запуск планируем в конце этого года.

— Как все эти новшества повлияют на период адаптации сотрудников в компании?

— Программа адаптации — один из важнейших этапов в интеграции сотрудника в компанию. Для всех новичков у нас есть период знакомства с компанией. Также в этом году запустили программу наставничества — когда новичка под свое крыло берет сотрудник отдела и становится его проводником на несколько месяцев. Мы помогаем с профессиональной и социальной адаптацией, чтобы каждый наш сотрудник знал, как выстроены связи, с каким вопросом и к кому можно обратиться, как вступить в разные группы по интересам. Все-таки компания у нас большая — больше 2,3 тысячи сотрудников.

«Одна из наших задач — постоянная работа с молодежью, чтобы в будущем вырастить из них высококлассных специалистов с хорошим бэкграундом»

В этом году будем запускать программу стажировки — к нам можно будет пробно устроиться на 3 месяца по конкурсу. Там будет своя версия наставничества.
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу
Елена Данилова заместитель генерального директора по персоналу

— Стажировка оплачиваемая?

Безусловно, причем платить будем с первого дня, а принимаем в течение всего года: подать заявку могут как студенты, так и молодые специалисты. Стажировка от 20 часов в неделю, гибкий график, что удобно для большинства новичков.

На стажировку приглашаем архитекторов, конструкторов, БИМ-ассистентов, проектировщиков, архитекторов-дизайнеров, сметчиков, а также специалистов строительного контроля и производственно-технического отдела. Одна из наших задач — постоянная работа с молодежью, чтобы в будущем вырастить из них высококлассных специалистов с хорошим бэкграундом.

«Ак Барс Дом» — динамично развивающаяся компания с постоянно растущим пулом проектов. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы растить кадры под себя, предлагая людям не только высокую заработную плату, современный офис или бесплатный кофе, но и возможность работать с единомышленниками, а также среду для непрерывного развития.