«В юности и детстве я мечтал быть военным — у меня есть определенная внутренняя тяга к воинской службе и большое уважение к ней», — поделился мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев на интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Спустя год после объявления частичной мобилизации мы поговорили, пожалуй, с одним из самых неравнодушных мэров республики в плане помощи семьям бойцов СВО. За год Челны мобилизовали 800 человек, только в этом году удалось отправить еще 500 контрактников. Большую финансовую поддержку оказывает местный бизнес. Градоначальник рассказал о том, что на него наложило сильный отпечаток, какие экономические показатели сделали Челны за 8 месяцев и какова судьба общественного транспорта.
Наиль Магдеев: «В юности и в детстве я мечтал быть военным — у меня есть определенная внутренняя тяга к воинской службе и большое уважение к ней»
«Дело чести — помогать»
Ровно год назад мы встречались с Наилем Магдеевым в день, когда в стране объявили частичную мобилизацию. Градоначальник сразу выразил свою активную жизненную позицию, отметив, что и сам готов идти на фронт, если призовут — у мэра Набережных Челнов воинское звание полковника.
Когда началась мобилизация, Магдеев собрал за закрытыми дверьми руководителей предприятий и предпринимателей и провел с ними 45-минутный разговор по душам о том, почему сейчас стране необходимо помочь. «На второй день после совещания, звонит директор одного из местных заводов и говорит: «Наиль Гамбарович, я после 40 минут, слушая вас, расчувствовался. Можно я чем-то вам помогу?» — рассказывает мэр. После обеда руководитель исполкома доложил мэру, что поступила значительная сумма денег в фонд поддержки военнослужащих в зоне СВО.
Градоначальник и сам признается, что в помощи семьям бойцов им самим движет жизненный опыт — он лично провожал всех 800 мобилизованных из города в зону СВО. «Было очень тяжело смотреть на плачущих жен, детей, матерей. Безусловно, это наложило отпечаток того, что нужно делать мэру города Набережные Челны», — сказал он.
Магдеев сразу принял решение о том, чтобы снять определенную финансовую нагрузку и материально, морально помочь семьям военнослужащих. Двухразовое горячее питание для детей, посещение детских садов, транспортные расходы — все это Челны взяли на себя. После их действий примеру последовали многие мэры. Кроме того, городские власти взяли на себя вопросы, связанные с обеспечением молодых мам, выписывающихся из родильного дома, чьи мужья находятся в зоне СВО. Мэр лично ездил в родильный дом встречать молодых мам с малышами. Их уже 37.
Магдеев сразу принял решение о том, чтобы снять определенную финансовую нагрузку и материально, и морально помочь семьям военнослужащих
«В одной руке держу букет цветов, в другой — конверт со 100 тысячами рублей. Дорога ложка к обеду. И моральную поддержку оказываем. Эти затраты ни с чем не сравнимы и не сравнимы с жизнью наших военнослужащих, — добавил он. — Внутренняя потребность есть поддержать наших воинов и с учетом того, что в юности я мечтал быть военным, — у меня есть определенная внутренняя тяга к воинской службе и большое уважение к ней».
С начала спецоперации город поддерживает финансовыми ресурсами также руководителя команды полевой кухни из Набережных Челнов Рустама Гатина, который уже больше года бесплатно кормит жителей Лисичанска. 6 волонтерам его команды ежемесячно Челны выплачивают зарплату. Крупу, тушенку, сахар, соль, чай, хлеб — все это отправляется также им в помощь в 10 пунктов раздачи горячей пищи в подконтрольный Татарстану город в Луганской области. Кормят жителей города — детей, женщин и пожилых людей. Эту работу Набережные Челны, сказал Магдеев «БИЗНЕС Online», продолжат.
За год в зону СВО было отправлено уже 353 т гуманитарной помощи на сумму более 60 млн рублей за счет спонсорских средств
Магдеев о бойцах СВО: «Замкнутыми стали, малоразговорчивыми»
В городе много волонтеров, говорит Магдеев. Кто сетки шьет, кто делает сухие завтраки, кто супы, кто варенья-соленья. С ними взаимодействуют напрямую главы районов города. «За год мы научились работать. В лицо знаем всех, кто к этому вопросу тяготеет и занимается. В основном это пенсионеры, активисты, комсомольцы-первостроители. Народ у нас очень активный, вышли на пенсию, им нужно чем-то заняться. Это бывшие секретари профкомов, секретари партийных организаций, начальники цехов, которые трудились на КАМАЗе и других предприятиях», — объяснил мэр.
За год в зону СВО отправлено более 1,2 тыс. т гуманитарной и шефской помощи. «Финансовая поддержка со стороны предприятий большая. Помогают многие. Безусловно, в первую очередь КАМАЗ, компания «ТЭМПО», Картонно-бумажный комбинат, «Татпроф», РБР16, «Камавтодор», «Профит», «Домкор», «Табыш», «Евростиль», Dalini и большой список предприятий, организаций, учреждений больших и малых, которые вносят свою лепту. Кто деньгами, кто приобретает необходимую крупу, товар, беспилотники, обмундирование, специальные снаряжения. Мы с командирами войсковых частей на прямой связи», — отметил Магдеев.
Руководитель исполнительного комитета Фарид Салахов держит связь с командирами войсковых частей. «Никаких у нас сомнений нет, что наш приобретенный товар, продукты питания или специальное изделие не доходит до адресата. Едет из города Набережные Челны полковник запаса, сопровождающий. Передает в зоне боевых действий или там, где это возможно, все необходимое. Делает видеозапись и присылает мне, и только после этого, когда я вижу, что это все попало в руки командира части или командира батальона, или командира полка, тогда он возвращается оттуда. Гуманитарная, шефская помощь по крайней мере из Челнов точно доходит до наших воинов и никуда не пропадает», — рассказывает Салахов. А на личных встречах с бойцами СВО в отпуске (таких прошло уже 14 — прим. ред.), мэр переспрашивает у них, доходит ли до них помощь из Челнов.
Бойцы поменялись, заметил Магдеев. «Замкнутыми стали, малоразговорчивыми», — отмечает он.
Еще какие изменения за год? Потребности за год в армии стали лучше закрывать, говорит мэр. «Уже и техники больше стало. С питанием, с обмундированием фактически нет вопросов. Этот вопрос уже не надо решать. Просят технику в основном — квадрокоптеры, запчасти к „КАМАЗам“, „КАМАЗы“ просят, если есть, „УАЗы“. Всегда нужно нательное белье, потому что мыться там особо негде», — добавил он.
Мэр рассказал, что совсем недавно от администрации на фронт было отправлено два морских контейнера. Их утеплили, обшили вагонкой. «Морской контейнер, оказывается, закапывается в землю, сверху кладется бетонная плита, 1,5 м земли, и в этом утепленном морском контейнере наши бойцы спят. Туда устанавливаются кровати с печками буржуйками. Два морских контейнера мы отправили в одну из воинских частей», — поделился он. В один такой контейнер вмещаются, по его словам, человек 10.
В 2023 году Челны уже отправили более 500 человек на контрактную службу. Им тоже оказывается материальная поддержка со стороны предприятий — выплачивается от 100 тыс. до 200 тыс. рублей каждому кроме тех средств, что выплатит минобороны РФ.
Бойцы поменялись, заметил Магдеев: «Замкнутыми стали, малоразговорчивыми»
«Адаптировались все, всех опустили в холодную воду, проснулись»
На фоне спецоперации, последующих за ней санкций и повышенных кредитных ставок объем промышленного производства в Набережных Челнах растет. Резюмируя, Магдеев сказал, что экономика работает, «не грохнулась»: «Понятно, есть трудности, они имелись и когда и нефть была 120 долларов за баррель, и когда кредиты были дешевыми, всему свое время. Адаптировались все, всех опустили в холодную воду, все проснулись, на ходу никто не спит. Кто хочет заработать, зарабатывает».
За 8 месяцев текущего года объем отгруженной продукции составил 481,9 млрд рублей. Индекс промышленного производства — 121,6% за счет КАМАЗа, но и не только. Свыше 100% ИПП обеспечили предприятия по выпуску автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов, готовых металлических изделий, металлургии, электрооборудования, пищевых продуктов и напитков и строительная индустрия. «Практически все промышленные предприятия идут с ростом», — отметил Магдеев.
В Набережных Челнах увеличился фонд заработной платы на 20%. Средняя зарплата по городу — 65,3 тыс. рублей. На 1 сентября 2022 года была 54,1 тыс. рублей. Реальная заработная плата повысилась на 15%. Сейчас зафиксирован самый низкий уровень безработицы в Челнах — 0,21. 6 тыс. вакансий — рук не хватает во всех отраслях, акцентировал мэр. «Без мигрантов пока проблему кадров решить не можем», — считает Магдеев. Всего мигрантов по республике на сегодня 117,6 тыс. человек: 52,5% в Казани, 14,5% в Набережных Челнах, 13% в Нижнекамске. Более 2 тыс. мигрантов работают на КАМАЗе, большое количество — на машиностроительных предприятиях, строительных объектах.
В Набережных Челнах увеличился фонд заработной платы на 20% Средняя зарплата по городу — 65,3 тыс. рублей. На 1 сентября 2022 года была 54,1 тыс. рублей
Валовой территориальный продукт сегодня составляет 340 млрд рублей с ростом 106,8%. Инвестиции в основной капитал за 8 месяцев составили 29 млрд рублей, рост — 110,5%. Большую инвестиционную деятельность продолжает КАМАЗ, строители и др. Из крупнейших — 1,5 млрд рублей вложила компания «РОСЛА» в производственный корпус по производству алюминия, 1,2 млрд рублей вложено автогигантом в научно-технический центр КАМАЗа и 5 млрд рублей компания «Челны-Бройлер» вложила в предприятие по убою птицы производительностью 10 тыс. голов в час.
Инвестиционных проектов достаточно много, сказал Магдеев. Территория опережающего развития работает — там проекты продолжают реализоваться. Сегодня в ТОР 43 резидента, сумма капитальных вложений — 32,3 млрд рублей, создано 8 830 новых рабочих мест. В 2022 году было зарегистрировано 6 новых резидентов, они создали 283 рабочих места, вложили более 825 млн рублей. В этом году два новых резидента, это 400 млн инвестиций и 137 рабочих мест.
«На подходе еще два инвестора по 100 миллионов рублей. Думаю, к концу года у нас будет 46 резидентов», — добавил Магдеев. Кроме этого, 18 предприятий –резидентов ТОР создали дополнительные рабочие места, 13 действующих резидентов внедрили новое производство и 14 резидентов вложили дополнительные инвестиции.
Общая сумма налоговых поступлений во все уровни бюджета и внебюджетные фонды за все время действия ТОСЭРа составили 16,7 млрд рублей — это в 2 раза больше объема и суммы предоставленных преференций из России, акцентировал Магдеев
За 7 лет действия ТОР Магдеев отмечает положительную динамику. Среди резидентов ТОР 29 челнинских предприятий и 14 из других регионов. Из 43 резидентов только 6 предприятий с иностранным капиталом. «Мы стали выпускать телевизоры, холодильники, стиральные машины, морозильные камеры — это новые компетенции для горожан и нашего города», — добавил он. За все время санкционных ограничений никто из резидентов ТОР не закрыл свои предприятия.
В целом по городу за 2022 год была отгружена продукция на 578 млрд рублей, КАМАЗ отгрузил 237 млрд — его доля составила 41%. Доля отгрузки резидентов ТОР в 2022 году — 11,9%. В 2016 году она составила 1,7%. «12 процентов экономики города сегодня занимают предприятия, не связанные с автомобилестроением. Да, КАМАЗ — это навсегда, это наша судьба. Но необходимо и дальше продолжать работу по диверсификации экономики моногорода», — резюмировал мэр.
Общая сумма налоговых поступлений во все уровни бюджета и внебюджетные фонды за все время действия ТОР составила 16,7 млрд рублей — это в 2 раза выше объема и суммы предоставленных преференций правительством Российской Федерации, акцентировал Магдеев. «В городской бюджет мы получили за все эти годы 755 миллионов рублей налогов», — добавил он.
Что касается малого и среднего бизнеса, здесь тоже наблюдается рост. 26,3 тыс. субъектов малого предпринимательства в Челнах — по итогам 9 месяцев их оборот возрос на 15% и составил 400 млрд рублей. Основная доля приходится на торговлю — 44%, на промпроизводства — 29%.
Набережные Челны за последние годы закупили 45 больших дизельных автобусов марки «НЕФАЗ», часть из них уже ходит по новому Московскому проспекту
В 2025 году горожане будут перемещаться на больших автобусах
Магдеев к началу 2025 году намерен полностью обеспечить город автобусами большой вместимости. В рамках реализации реформы общественного транспорта Набережные Челны за последние годы закупили 45 больших дизельных автобусов марки «НЕФАЗ».
В этом году на МУП «Горкоммунхоз» возложены обязанности по перевозке пассажиров. На базе муниципального предприятия развивается муниципальное автотранспортное предприятие. Сейчас в городе действуют 15 городских маршрутов, из них на 11 ходят более 200 автобусов малой вместимости частных перевозчиков.
«Мы планируем оставить только муниципального перевозчика. Другого пути нет. Потому что мы пока не видим, чтобы частный перевозчик пришел на городские маршруты с большими автобусами. Все же жалуются, что везде ходят автобусы малой вместимости, особенно в часы пик. Днем автобусы ходят пустые — и большие, и малые. Это особенность нашего города. В Казани этого нет», — отметил Магдеев.
Все потому что Казань — город студенческий, днем и вечером, люди перемещаются, объясняет он. А в Челнах утром выехали на завод, и вечером — с завода. Такая же история и с трамваями, говорит мэр. «А днем они что должны делать? Они же убыток генерируют днем. Выручки нет, а водитель на рабочем месте. Поэтому будем вынуждены платить субсидии, понимая, что себестоимость перевозки сегодня — 60 рублей, а мы возим за 30 рублей», — резюмировал он. Сегодня город платит субсидии трамваю в размере 60 млн рублей в год.
Перевозки — это социальная функция, уверен Магдеев, потому что она дотируемая. «Если возить по экономически обоснованному тарифу, никто ездить не будет», — добавил он.
Ориентировочно, по словам мэра, из бюджета по сегодняшним ценам ежегодно придется дотировать 100–150 млн рублей на перевозку пассажиров на больших автобусах.
Магдеев по-прежнему поддерживает идею брутто-контрактов, о которой ранее заявлял гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. «Многие города и областные центры уже перешли на брутто-контракты. Если мы говорим о высоком качестве оказания социальной услуги, то да. Если мы говорим о каком-то бизнесе, то это нет. А мы говорим о том, чтобы эту проблему снять для людей. Перевозчик приходит на маршрут, его задача — минута в минуту ехать. Его не интересует, сколько в автобусе людей. Он не гоняется за выручкой. Выручкой должен заниматься муниципалитет, понимая, что чем больше выручки, тем меньше будет дотаций из городского бюджета», — говорит мэр. Около 1,9–2 млрд рублей в год нужно при переходе на брутто, но средств на это нет. Но пока предпосылок для этого нет, нужно политическое решение, уверен он.
«Общество созрело для качественного общественного транспорта. Не созрели те, кто принимает решения», — резюмировал Магдеев.
Полная версия разговора с Магдеевым будет опубликована позднее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.