Рост цен на топливо в сентябре связан не с корректировкой демпфера, а с действиями перекупщиков. Они приобретали предназначенное для рынка РФ топливо и перепродавали его на внешних рынках. Об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Сазанов в интервью «Ведомостям».

По его словам, если демпфер скорректировали с 1 сентября, то фактическое снижение выплат по новой формуле должно было произойти только в октябре. Цены на топливо стали расти уже с июля, в августе цены перешли к стремительному росту, когда НПЗ еще получали компенсацию по демпферу в полном объеме по старым правилам.

«Поэтому увязывать подорожание с изменениями демпфера, на мой взгляд, не совсем корректно. В первую очередь надо смотреть на процессы, которые происходили на внутреннем рынке. Если анализировать статистику, невооруженным глазом видно, что если в 2021 году за 7 месяцев объем дизеля для получения демпфера был заявлен в размере 21,1 миллиона тонн, то за 7 месяцев 2023-го — уже 28,7 миллиона тонн», — сказал Сазанов.

Алексей СазановФото: «БИЗНЕС Online»

По этим данным, рост предложения на рынке дизеля должен был составить 30%. Однако на практике часть объемов, которые НПЗ продавали на внутреннем рынке и за которые получали выплаты, приобретали перекупщики и вывозили за рубеж, что снизило объем предложения на внутреннем рынке. «На мой взгляд, именно в этом главная причина роста цен, а не в корректировке демпфера», — добавил замминистра.

По его мнению, перекупщики вряд ли аффилированы с НПЗ, это обычные спекулянты. «Когда курс доллара быстро пошел вверх, прибыль от экспортных операций резко выросла, что, естественно, спровоцировало активизацию перекупщиков», — объяснил спикер.

21 сентября правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации цен на внутреннем рынке. После этого бензин подешевел на 4−5,7%, а дизель — более чем на 2%.