«Мы, слава богу, пережили те времена, когда финансирование образования (да и всей социальной сферы) было по остаточному принципу», — говорил сегодня на встрече с педагогами мэр Казани Ильсур Метшин. Победителей трех городских конкурсов — учителей и директоров школ, воспитателей и заведующих детсадами — собрали сегодня в Казанской ратуше. Перед вручением наград за круглым столом градоначальник около часа предавался воспоминаниям о 1990-х и начале своей работы в качестве городского главы, а учителя рассказывали о своих достижениях в работе. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин встретился с казанскими учителями сегодня утром за круглым столом в одном из залов Казанской ратуши
«Учителя вынуждены были уходить в «Макдоналдс», потому что там лучше платили»
Ильсур Метшин встретился с казанскими учителями сегодня утром за круглым столом в одном из залов Казанской ратуши. Перед ее началом участникам, а это были 16 учителей и директоров школ, воспитателей и заведующих детскими садами – победители городских конкурсов среди педагогов, провели небольшую инструкцию. Заготовленных заранее вопросов не раздавали, только напомнили, что у мероприятия есть модератор — начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов, который и будет подводить к выступлениям участников мероприятия.
Несмотря на праздничный повод, завтрашний День учителя, казалось, что педагоги были немного напряжены, лишь изредка перешептываясь с соседями. Более расслабленными на их фоне выглядели главы районов Казани, которые оживленно делились, судя по всему, впечатлениями от работы.
Обстановку разрядил приход мэра Казани, который неожиданно связал прошедший накануне дождь с Днем учителя. «Если нет дождя, то нет урожая. [Из-за] этого огромные проблемы и у российского, и у республиканского бюджетов. Чем лучше урожай, тем больше денег мы можем отправить на другие наши социальные нужды, — отметил он. — Сложнее, чем работа в сельском хозяйстве, наверное, только две профессии — лечить людей, потому что ты переживаешь сердцем за своих пациентов, и ваша профессия — быть учителем».
Несмотря на праздничный повод, завтрашний День учителя, казалось, что педагоги были немного напряжены, лишь изредка перешептываясь с соседями
Метшин признался, что сам не смог бы работать учителем. Он предался воспоминаниям о своей школьной жизни и классных руководителях. «У нас за 6 лет сменились 11 классных руководителей. Не вам объяснять, каким „прилежным“ был класс», — отметил он.
Сейчас же у властей стоит задача создавать благоприятные условия в школах. «Мы, слава богу, пережили те времена, когда финансирование образования (да и всей социальной сферы) было по остаточному принципу <…>, — снова вспоминал градоначальник. — Я помню по работе еще в 1998–1999 годах, когда выдающиеся учителя вынуждены были уходить в „Макдоналдс“, потому что там лучше платили, или еще куда-то».
Теперь же Казань находится в числе лидеров по количеству строящихся школ. Только за последние 10 лет в городе возвели 14 новых школ и 8 новых зданий. А пристрои порой бывают даже больше, чем сами образовательные учреждения, заметил Метшин.
Еще один немаловажный вопрос — оснащение. «Нынешние школы — я очень люблю в них бывать — это просто дворец знаний. Бассейн, актовый зал на 650–700 мест — настоящий дворец культуры со всем необходимым сценическим оборудованием, три спортзала, уличные спортивные активности, кабинеты физики, химии, астрономии, иностранных языков, библиотеки», — признался мэр. К слову, совсем недавно облик и оснащение школ обсуждали в ходе осенней сессии архитектурно-градостроительного форума «Диалоги». И этот диалог будет продолжен, заверил мэр.
Метшин признался, что сам не смог бы работать учителем: «У нас за 6 лет сменилось 11 классных руководителей. Не вам объяснять, каким «прилежным» был класс»
«Мы нуждаемся в маленьких казанцах, радуемся каждому малышу»
Естественно, в Казани растет и количество обучающихся. Если в 2005 году в школы пошли 110 тыс. учеников, то в этом — уже 174 тысячи. «Родители выдают нам свое чадо за 9 месяцев, слава богу. А поиск финансирования на школу занимает гораздо больше времени. Тем не менее мы обращаемся ко всем молодым и семьям постарше, которые еще мечтают о детях: пожалуйста, занимайтесь планированием семьи. Мы нуждаемся в маленьких казанцах, радуемся каждому малышу и будем создавать для них условия и в городе, и в социальной сфере», — отметил Метшин.
Тут он хотел уже было передать слово Ризванову, но чтобы окончательно расслабить присутствующих, попросил всех пить чай и обязательно попробовать губадию. «[Моя] бабушка, когда была жива, говорила: „Учись на муллу. Он каждый день беляш кушает, и не просто беляш, а самый его низ“. Давайте чай попьем», — улыбнулся градоначальник.
Сегодня система образования Казани насчитывает более 35 тыс. человек, из них 8,5 тыс. работают в школах города, подхватил модератор. Ежегодно команда пополняется молодыми учителями. А для их обучения в Казани уже во второй раз проходит конкурс «Обучение молодых педагогов». Участвовать могут учителя до 35 лет. В итоге 100 педагогов получат 15 тыс. рублей на повышение квалификации.
Одной из победительниц стала Юлия Скрипачева — учитель математики в казанской гимназии №7. Она рассказала, что еще во время обучения в вузе не хотела связывать свою жизнь с работой в школе. Однако в 2020 году ее пригласили работать в родную школу, и теперь «каждый год приносит все больше и больше радости», призналась педагог. Скрипачева добавила, что курсы повышения квалификации она хочет пройти для подготовки учеников к всероссийской олимпиаде школьников по математике. Во время ее выступления Метшин тихо обмолвился несколькими фразами с Ризвановым. Было решено увеличить сумму гранта и количество грантополучателей.
Чтобы окончательно расслабить присутствующих, Метшин попросил всех пить чай и обязательно попробовать губадию
«Приятно, что на таком высоком уровне поддерживают молодых учителей»
За последние пять лет в столицу Татарстана переехали 1,3 тыс. педагогов. Одной из них стала молодая учительница начальных классов лицея №146 Валентина Варламова. Совсем недавно она переехала в Казань из Якутска, где проработала около 6 лет. Судьбоносная встреча случилась весной прошлого года — во время конкурса «Педагогический дебют» она познакомилась с директором лицея Дилярой Каримовой, которая и предложила ей работать в столице Татарстана.
Помимо этого, Варламова ведет блог «Из первых уст». Во время награждения она попросила принять в нем участие Метшина. Тот не отказал и записал небольшое интервью сразу после официальной церемонии. «Приятно, что на таком высоком уровне поддерживают молодых учителей. Для меня это в новинку. У меня имелся опыт, не совсем он бывал удачным. В Казани и Татарстане чувствуется, что молодых педагогов очень сильно поддерживают. Это очень приятно и невероятно мотивирует», — поделилась она во время разговора с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Впечатления Варламовой подтолкнули Метшина к другим воспоминаниям — о начале его работы мэром в 2005 году. Тогда он пригласил экспертов, которым предстояло дать ответ на вопрос: каким должен быть завтрашний день Казани? Ему ответили: «Завтрашний день Казани — это образовательный центр. Вы до революции являлись старейшим центром образования, куда съезжались все лучшие. За студентами едут родители, эти студенты останутся, активными участниками жизни, будут покупать квартиры, создавать семьи».
Еще два конкурса, победителей которых награждали в зале Казанской ратуши, проводились впервые. Так, конкурс «Лучшая инклюзивная образовательная организация» был представлен в двух номинациях: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». Победители смогут направить деньги на улучшение материально-технической базы образовательного учреждения и на переподготовку кадров. Второй конкурс — «Новый педагогический класс Казани». На выигрыш победители могут отремонтировать или благоустроить учебное заведение, повысить квалификации педагогов или реализовать педагогический социально- значимый проект.
Всего сейчас в 33 школах Казани открыты 58 педагогических классов. В них азы педагогики познают более тысячи старшеклассников. Один такой класс открыли (и выиграли грант) в школе №119 Авиастроительного района. Директор Татьяна Фадеева, как она сама рассказала, поставила себе цель собрать лучших учителей. «С того момента я себя ощущала охотником за головами — светлыми, умными, образованными, интеллигентными. И мне это удалось!» — отметила она. Среди ее учителей, например, победитель городского этапа конкурса «Учитель года – 2021», преподаватель истории и обществознания Алексей Четверкин. Он и стал классными руководителем первого педагогического класса учебного заведения, который открыли в прошлом году.
«Самое главное, что они (учителя — прим. ред.) не уходят из нашего коллектива. Хотя у нас условий практически нет, — призналась Фадеева. — Многие коллеги меня спрашивают: „Как вы их держите?“ Я отвечаю: „Наверное, своей харизмой“. Потому что у нас нет отдельных кабинетов химии, биологии, физики, у нас есть один кабинет. В общем, есть над чем работать». Метшин пообещал в скором времени заехать в школу, а в конце встречи предложил собраться еще раз в декабре и «достойно отметить» завершение Года педагога и наставника.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.