К приезду главы республики на улице и внутри помещения подготовили выставку техники — каждый год ключевые предприятия отрасли представляют свои флагманы и новинкиФото: rais.tatarstan.ru


Поврежденный грузовик «КАМАЗ-Мастер» и новые коробки передач

Для «камазовцев» нынешний День машиностроителя (он отмечается в последнее воскресенье сентября, в текущем году это 24-е число) растянулся аж на пару недель. 22 сентября КАМАЗ организовал праздничный концерт для своих сотрудников в Органном зале Набережных Челнов с трансляцией в официальных соцсетях. А в минувшую субботу праздник прошел на республиканском уровне с участием президента РТ Рустама Минниханова. Мероприятие организовало министерство промышленности и торговли РТ здесь же, в Органном зале, при поддержке КАМАЗа и властей автограда.

К приезду главы республики на улице и внутри помещения подготовили выставку техники — каждый год ключевые предприятия отрасли представляют свои флагманы и новинки. По понятным причинам второй год подряд акцент делается на технике, что востребована на СВО.

Однако традиционно встречал гостей грузовик «КАМАЗ-Мастер», некогда (еще в старой мирной жизни) главный имиджевый проект челнинского автогиганта. Правда, как заметил наш корреспондент, он был с повреждениями — то ли его привезли в таком виде, то ли кто-то задел уже на выставке. Впрочем, учитывая последние неудачи «КАМАЗ-Мастера» на ралли-рейдах, где они вдруг начали проигрывать белорусским «МАЗам», это выглядело вполне символично.

КАМАЗ, помимо своих грузовиков-флагманов, представил также двигатели собственного производства КАМАЗ, помимо своих грузовиков-флагманов, представил также двигатели собственного производства Фото: Регина Шафиева

КАМАЗ, помимо своих грузовиков-флагманов, представил также двигатели собственного производства. Их активно рассматривали подростки в костюмах — оказалось, это студенты Технического колледжа им. Поташова, которых тоже пригласили на мероприятие. Однако на вопрос нашего корреспондента, пойдут ли молодые люди после окончания учебного заведения работать на КАМАЗ, они единогласно ответили: «Нет!» Но потом один добавил: «Отрабатывать надо же практику».

Еще одна из новых разработок — две роботизированные коробки передач — 9-ступенчатая для малотоннажных грузовиков и 16-ступенчатая для тягачей, которые уже были представлены ранее на выставке Comtrans 2023. Раньше КАМАЗы были с КПП ZF, после ухода иностранной компании с российского рынка ПАО «КАМАЗ» локализовало производство их здесь — технологии ведь уже есть. Но с новыми коробками грузовики пока не производят — там еще стоят китайские Fast Gear.

Александр Захаров отметил, что их приоритетная цель — защита личного состава на передовой. Так была создана машина под названием «Зубило» Александр Захаров отметил, что их приоритетная цель — защита личного состава на передовой. Так была создана машина под названием «Зубило» Фото: Регина Шафиева

«Личный состав спасен! Нашу задачу мы выполнили»

Но еще больший интерес вызывала на выставке военная техника производства «Ремдизеля», важность которой в условиях СВО трудно переоценить. Генеральный директор компании Александр Захаров специально для «БИЗНЕС Online» рассказал о выставленных экспонатах.

В прошлом году на выставке «Ремдизель» представлял бронемашину «Ахмат», которая была создана с нуля за 25 дней. Недавно, сообщил Захаров, эта машина выдержала прилет в непосредственной близости РСЗО HIMARS. «Шрапнелью машину сильно посекло. Но при этом, самое главное, личный состав спасен! Нашу задачу мы выполнили», — сказал он.

«Ремдизель» создан в 1978 году как подразделение КАМАЗа. В 2012-м компанию решили сделать самостоятельным предприятием — чтобы автогигант избежал санкций из-за производства специализированной военной техники. В 2017 году на баланс «Ремдизеля» перешел и Завод специальных автомобилей, который ранее также входил в КАМАЗ. Сегодня предприятие производит, например, бронеавтомобили семейств «Тайфун», «Тайфун-ВДВ», легкобронированные тягачи МТ-ЛБ. На форуме «Армия-2023» «Ремдизель» представил беспилотный автомобиль «Зубило». В сентябре стало известно, что компания выиграла торги по продаже мощностей ПАО «Мотовилихинские заводы».

В этом году компания пошла дальше. Захаров отметил, что их приоритетная цель — защита личного состава на передовой. Так была создана машина под названием «Зубило» мощностью 350 л. с., с максимальной скоростью 100 км/ч и грузоподъемностью 2,7 тыс. килограммов.

«В машине есть небольшой кузов, туда можно положить 4 тонны взрывчатки. Вывести на передний край и подорвать» «В машине есть небольшой кузов, туда можно положить 4 тонны взрывчатки. Вывезти на передний край и подорвать» Фото: Регина Шафиева

«Машина — проект этого года, она полностью беспилотная, в ней нет водителя, оператор управляет автомобилем на стороне. Машина может оснащаться вооружением сверху (зенитной установкой ЗУ-23 либо боевым модулем БМ-30-Д прим. ред.) и вести бой на переднем крае», — рассказал Захаров. Также машина, по его словам, может использоваться как «шахид-мобиль».

«В машине есть небольшой кузов, туда можно положить 4 тонны взрывчатки. Вывезти на передний край и подорвать. Также она может вывезти раненых бойцов с переднего края. Можно отвезти боеприпасы на передний край. Сделано все, чтобы сохранить личный состав минобороны РФ», — добавил гендиректор «Ремдизеля».

Но это еще не все. На выставке был представлен также «КАМАЗ» с челябинским прицепом и гусеничным тягачом МТ-ЛБ. Ведь, помимо производства новой техники, компания занимается капитальным ремонтом техники, которая находится в эксплуатации.

Захаров отметил, что с начала СВО «Ремдизель» работает 24/7, были подняты зарплаты сотрудникам. «Зарплаты платим по-всякому, доходит и до такого уровня [в 100 тысяч рублей]. Объемы выросли в разы, в десятки раз от того, что мы производили раньше, — продолжил наш собеседник. — Нам пришлось очень сильно прирасти в составе, в персонале. Мы достаточно сильно инвестировали и в расширение производственных площадей, и в покупку оборудования. Сейчас мощности тоже увеличили минимум в 5–6 раз. А если взять с учетом кооперации, в десятки раз. В площадях приросли процентов на 20–30 точно. Сейчас задача — темпово, массово обеспечивать бойцов на переднем краю. Пока все хорошо. Стараемся».

Глава Елабужского района Рустем Нуриев в беседе с «БИЗНЕС Online» не без гордости отметил, что целых 100 метров выставки техники посвящена заслугам елабужан Глава Елабужского района Рустем Нуриев в беседе с «БИЗНЕС Online» не без гордости отметил, что целых 100 метров выставки техники посвящено заслугам елабужан Фото: Регина Шафиева

Чем гордятся главы районов Татарстана?

Конечно, это далеко не все, что было представлено на уличной выставке. Так, глава Елабужского района Рустем Нуриев в беседе с «БИЗНЕС Online» не без гордости отметил, что целых 100 метров выставки техники посвящено заслугам елабужан. И это действительно так — начиная от новых китайских фургонов «Атлант» разных модификаций от «Соллерс Алабуга», заканчивая тракторами «Беларус» от ООО «ТПК МТЗ-Татарстан» — все представляют Елабугу.

Предприятие «Соллерс Алабуга», которое год простаивало, в мае начало производство «Атлантов», полностью выкупив лицензию у китайцев. «Они очень популярны», — добавил глава района. Но производственные масштабы пока неизвестны. Сейчас в Елабуге уже начали делать и комплектующие для LADA Vesta, также сказал Нуриев.

Глава Бугульминского района РТ Линар Закиров рассказал нашему корреспонденту, что ему отрадно видеть, как с каждым годом увеличивается присутствие бугульминских предприятий на Дне машиностроителя. Бугульма была представлена мини-погрузчиками Frontmen от НПО «НТЭС». «Несмотря на пандемию и экономический спад, предприятия динамично развиваются, многие переквалифицировались, например, НПО „НТЭС“, которые раньше были очень тесно завязаны с нефтяной и газовой отраслью, где изготавливались узлы учета, а уже сегодня они плотно работают над созданием коммунальной техники», — презентовал Закиров «БИЗНЕС Online».

При обходе техники Frontmen Минниханов отметил, что она хороша для тротуаров, а министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, указывая на один из мини-погрузчиков, даже признался президенту РТ: «На той выставке они у нас выставлялись, я себе такой взял!» При обходе техники Frontmen Минниханов отметил, что она хороша для тротуаров, а министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, указывая на один из мини-погрузчиков, даже признался президенту РТ: «На той выставке они у нас выставлялись, я себе такой взял!» Фото предоставлено минпромторгом РТ

У НПО «НТЭС», отметил он, предзаказ растянулся уже на ближайшие 1,5 года: «Они не успевают производить, востребованность очень высокая, техника уникальная, разработка бугульминских конструкторов. Максимально используются комплектующие наших отечественных производителей». При обходе техники Frontmen Минниханов отметил, что она хороша для тротуаров, а министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, указывая на один из мини-погрузчиков, даже признался президенту РТ: «На той выставке они у нас выставлялись, я себе такой взял!»

Сам республиканский лидер, кстати, не отказался сесть, чтобы сфотографироваться, на ледозаливочную машину «Великан» казанского предприятия «Ледовар». Эта молодая компания была впервые представлена на выставке, раньше она занималась перепродажей такой техники из Канады, США, Италии, а сегодня они единственные в РФ, кто собирает ледозаливочную технику самостоятельно.

Сразу несколькими проектами был представлен и Зеленодольск. Один из них — станции для электроавтомобилей от NSP. Глава района Михаил Афанасьев рассказал «БИЗНЕС Online», что сейчас перед производителями стоит задача увеличения мощности электростанций. «Сергей Анатольевич [Когогин] говорит, что сейчас нужно 250 амперов. А если 250, то нужно уже шланг охлаждать, ставить радиатор. Мы сейчас этим занимаемся», — добавил зеленодольский глава. Вероятно, Когогин активно сотрудничает с NSP с прицелом развития инфраструктуры для своего проекта электромобилей «Атом», который, кстати, тоже был представлен на выставке. Правда, в виде мини-копии.

Еще Афанасьев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», рассказал, что завод ПОЗиС сейчас разрабатывает холодильники специально для тягачей «КАМАЗ К5». Пока новые грузовики продают без холодильного оборудования из-за отсутствия поставщика. Генеральный директор ОАО «ПО „Завод имени Серго“» Радик Хасанов заверил, что холодильниками К5 будет обеспечен уже в декабре 2023 года.

Глава Менделеевского района РТ Радмир Беляев отметил, что выставка показала, как серьезно сегодня диверсифицируется рынок Глава Менделеевского района РТ Радмир Беляев отметил, что выставка показала, как серьезно сегодня диверсифицируется рынок Фото: rais.tatarstan.ru

Глава Менделеевского района РТ Радмир Беляев отметил, что выставка показала, как серьезно сегодня диверсифицируется рынок. «Появляется много интересных отечественных производителей. Это просматривается и в производстве автомобильной техники, и в целом комплектующих. И аккумуляторы есть собственного производства — уровень локализации уже свыше 90 процентов», — сказал он нашему корреспонденту. Его район представил производство проводов — компанию «Блик».

Рамиль Муллин, глава Нижнекамского района РТ, на вопрос «БИЗНЕС Online», какими компаниями представлен город нефтехимиков, ответил с юмором: «Всеми! Без нашей пластмассы ни одна техника не может быть».

Глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов лично презентовал президенту РТ последние новинки судоходства Глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов лично презентовал президенту РТ последние новинки судоходства Фото: Регина Шафиева

«Мы «Метеор» восстановим до 10 октября и до 15-го его сдадим»

Глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов лично презентовал президенту РТ последние новинки судоходства. Но сначала ему пришлось объясниться перед ним за ДТП с «Метеором», которое произошло в Салехарде 17 сентября.


«Там произошло все по человеческому фактору, [виноват] капитан. Но не по техническим причинам. Мы „Метеор“ восстановим до 10 октября и до 15-го его сдадим. Я сам съезжу, все отработаем», — рапортовал Мистахов главе республики. Он также отметил, что в том регионе у него «нет своих капитанов», и капитан, по вине которого произошло ЧП, из другой компании. Для «БИЗНЕС Online» Мистахов подчеркнул, что сегодня «в любых испытаниях, которые проводим, нужно быть уверенным, что судно исправно и надежно». «Все обеспечивается с учетом безопасности», — добавил он.

«В этом году, кроме того, что водородные суда показываем, которые будут спущены в октябре, у нас еще есть суда на электроходу»Фото: Регина Шафиева

СК «Ак Барс» ежегодно выставляет свою продукцию на выставке и представляет Зеленодольск. «Я специально каждый раз продукцию готовлю с новой какой-то изюминкой. В этом году, кроме того, что водородные суда показываем, которые будут спущены в октябре, у нас еще есть суда на электроходу», — рассказал Мистахов. Он также отдельно сообщил, что Рустам Нургалиевич очень заинтересовался и сказал проработать с министерством возможность строительства таких судов для акватории Казанки. Это, по его словам, позволит обеспечить пассажиров в устье Казанки между левым и правым берегом выходом в будущий комплекс строительства, где находится речной порт.

«Из экипажа – только стюард»: Ренат Мистахов пустит беспилотники по Казанке

«Эти суда будут небольшой вместимости, в пределах 50 пассажиров. Но они будут более открытыми и более маневренными для того, чтобы оперативно приходить и уходить. Мы предлагаем их комплексно — кроме самого судна причальную стенку, где можно производить заправку и размещение пассажиров, — объяснил гендиректор СК „Ак Барс“. — Такие построены в Москве, а мы предлагаем наш проект». Судно-электроход будет двигаться со скоростью 12 км/ч, экипаж будет состоять из двух человек. Его длина — 18,7 м, ширина — 6,7 м, а осадка — 0,8 метра.

В причально-зарядном комплексе, судя по презентации, будет кассовая зона, зона ожидания с экранами расписания, вендинговые автоматы, мини-кафе, санитарная зона (в том числе для мобильных групп населения) и станция зарядки мощностью 600 кВ с побортными подключениями, что обеспечит полную зарядку судна в течение 60 минут.

В причально-зарядном комплексе, судя по презентации, будет кассовая зона, зона ожидания с экранами расписания, вендинговые автоматы, мини-кафе, санитарная зона и станция зарядки мощностью 600 кВ В причально-зарядном комплексе, судя по презентации, будет кассовая зона, зона ожидания с экранами расписания, вендинговые автоматы, мини-кафе, санитарная зона и станция зарядки мощностью 600 кВ Фото: Регина Шафиева

Презентует проект Мистахов в октябре — сначала министерству транспорта РТ, а потом госкомитету РТ по туризму, правительству и президенту Татарстана.

В этот день, кстати, на торжественной части мероприятия гендиректору СК «Ак Барс» из рук замминистра промышленности РФ Альберта Каримова была вручена государственная награда «Почетный судостроитель».

Сам экс-глава минпромторга РТ выглядел довольным увиденным на выставке по случаю Дня машиностроителя. «Предприятия развиваются, несмотря на все сложности, компании продолжают свое развитие, наращивают потенциал и справляются с вызовами, — сказал Каримов „БИЗНЕС Online“. — Вызовы прошлого года связаны были прежде всего с необходимостью перестройки логистических цепочек, было много опасений, рисков возможной остановки. Видно, что предприятия устойчиво работают. Но и, конечно, сейчас справляются уже с вызовами нынешнего периода, который связан с необходимостью наращивать объемы производства, привлекать дополнительный персонал, сшивать узкие места».

Рустам Минниханов: «Сегодня трудовые коллективы предприятий в условиях санкционного давления достойно решают поставленные задачи, внедряют новые разработки и наращивают объемы выпускаемой продукции» Рустам Минниханов: «Сегодня трудовые коллективы предприятий в условиях санкционного давления достойно решают поставленные задачи, внедряют новые разработки и наращивают объемы выпускаемой продукции» Фото: nabchelny.ru

О чем со сцены говорили VIP-гости

Президент Минниханов на праздничной церемонии объявил, что в Татарстане объем отгруженной продукции машиностроения по итогам 8 месяцев 2023 года превысил 652 млрд рублей.

«Наша республика — крупнейший машиностроительный центр России. У нас [работают] порядка 4 тысяч предприятий отрасли, на которых заняты 124 тысячи человек. Сегодня трудовые коллективы предприятий в условиях санкционного давления достойно решают поставленные задачи, внедряют новые разработки и наращивают объемы выпускаемой продукции», — отметил глава республики.

«Нашими машиностроителями было произведено около 32 тысяч грузовых автомобилей, 1,8 тысячи единиц сельскохозяйственной и дорожной техники», — добавил он. Президент отметил, что татарстанские предприятия кратно нарастили поставки в войска вооружения и техники. Отдельно Минниханов сообщил зрителям о присутствии в зале замминистра промышленности РФ: «Каримов не забывает нас, помогает».

Последний, в свою очередь, сказал с трибуны, что предприятия машиностроения в 2022 году доказали, что могут за короткий срок перестроить свою работу и подход к труду: «Я бы хотел искренне поздравить вас с профессиональным праздником от имени минпромторга РФ и от себя лично, поскольку вдвойне приятно и почетно находиться в Татарстане, где физически ощущаешь энергию родной земли, где находишься в кругу друзей и товарищей».

Его преемник в кабмине РТ Коробченко сообщил, что в зале сидит элита всего машиностроения РФ: «Трус никогда не станет машиностроителем! Здесь сидят победители, и мы с вами победим и на фронте, и в тылу, и вообще в жизни!» А мэр родных для Коробченко Набережных Челнов Наиль Магдеев поблагодарил Минниханова за то, что несколько лет назад им Челны были определены главным городом машиностроительной отрасли.

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев поблагодарил Минниханова за то, что несколько лет назад им Челны были определены главным городом машиностроительной отрасли Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев поблагодарил Минниханова за то, что несколько лет назад им Челны были определены главным городом машиностроительной отрасли Фото: nabchelny.ru

Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина тоже поздравила всех с праздником и вдруг рассказала о своем завтраке: «Знаете, сегодня утром, начав день с чашечки ароматного чая и булочки, наверное, каждый из нас подумал, что это результат вашего труда. Мы с вами путешествуем по нашей прекрасной, великой стране на автомобилях, электромобилях, на поездах и самолетах благодаря вашему труду. Вы романтики, которые превращают мечту в реальность».

А ее супруг, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, заключил, что последние 15–20 лет звание «машиностроитель» звучало уже не так престижно: «Это [ведь] не IT-технологии, не какие-то прорывные научные решения… Но вот настал тот период, когда выяснилось, что без нас нельзя». Признание рулевого КАМАЗа оказалось неожиданным (отрасль действительно была в загоне много лет, выживая только за счет старых ресурсов), но и честным. СВО заставила многое переосмыслить…