На этой неделе вынесли очередной приговор криминальному авторитету Адыгану Саляхову, известному лидеру ОПГ «29 комплекс» На этой неделе вынесли очередной приговор криминальному авторитету Адыгану Саляхову, известному лидеру ОПГ «29-й комплекс»

Как Алик Большой пришел к власти

В начале 70-х в Набережные Челны на постоянное место жительства хлынули десятки тысяч добровольцев из стройотрядов со всего Союза. Да, на стройку КАМАЗа не пускали заключенных и других околокриминальных элементов, но 80-е, «казанский феномен» и перестройка дали о себе знать.

В Челнах формировались десятки группировок. Самой знаменитой стала ОПГ «29-й комплекс» из одноименного микрорайона. В конце 80-х ее лидером стал Мансур Сафин. Его сравнивали чуть ли не с чеченским боевиком. Он смог сколотить боеспособную группировку, устраивая криминальные войны и побоища чуть ли не со всеми соседними ОПГ. К 1990 году одна из таких драк закончилась массовым задержанием участников ОПГ «29-й комплекс». На скамье подсудимых оказался и Сафин, получив несколько лет колонии. Отсидка стоила ему лидерства — новым главой «29-го комплекса» стал Адыган Саляхов, или, как его называли тогда, Алик Большой.

Лидер ОПГ «29-й комплекс» Адыган Саляхов: «Гафуров был членом нашей группировки»

Он влился в группировку в 1987 году, когда ему было всего 25 лет. Саляхов был директором одной из местных спортивных школ. После того как Сафин в начале 90-х освободился, понял, что потерял лидерство в банде. Впрочем, еще оставались те, кто был готов идти за Сафиным. Тогда Алик решил действовать наверняка, ведь лидерство уже отдавать не хотел. Саляхов принял решение устранить конкурента, и первый лидер ОПГ был убит рядом со своим строящимся особняком.

С тех пор ОПГ стала подниматься по «карьерной лестнице», становясь известной не только в Челнах, но и во всей республике. Ее участники завоевывали криминальный авторитет в драках с участниками других ОПГ. Порой драки заканчивались перестрелкой и смертью оппонентов. В те же годы (примерно с 1991-го) коммерсанты в Челнах узнали слово «рэкет». На деньги, полученные от этого самого рэкета, группировщики стали открывать свои фирмы. На тот момент в ОПГ «29-й комплекс» состояли около 100 человек, но активных участников банды — всего 20–30.

Оружие участники ОПГ скупали в деревнях, делая из охотничьих ружей обрезы. Но позже стали закупать пистолеты и прочее в Ижевске — на местном оружейном заводе. В 1992 году группировка начала расширяться, причем заметно. В состав ОПГ «29-й комплекс» вошли группировки других комплексов Челнов — 40-го, 42-го, 43-го, 44-го, 45-го. А также подтянулись «Бригада Рамушкина» и «Бригада Парасоля».

В следующие два года у группировки общак вырос настолько, что деньги стали вкладывать в уже легальные коммерческие фирмы. Так, под крышей Алика и Ко оказался Автозаводский рынок.

«Саляхов активно прогибал под себя торговцев, на любой отказ реагировал карательно. Один за другим стали пропадать владельцы палаток», — рассказывали нам современники ОПГ.

Рузалик (на фото справа) Рузалик (на фото справа)

Покорение Москвы и контроль над КАМАЗом

Одновременно с развитием ОПГ в Челнах Алик вместе со своими приближенным Юрием Еременко (Ерема) решил покорять Москву, причем еще в 1993-м. В Набережных Челнах за главного остался Рузалик (Рузаль Ассадулин), он отправлял по несколько миллионов рублей каждый месяц в столицу — в конце 1990-х ежемесячная сумма составляла 3 млн рублей. В «Бригаде Рузалика» (так назвали его структуру силовики) строго соблюдалось распределение ролей: от «центра принятия решений» до подборщиков объектов преступлений. За вооружение «пацанов» также отвечал отдельный человек. Этим человеком, кстати, был сам Рузалик, чьи действия контролировались и одобрялись Аликом и Еремой.

Братство «Черного дельфина»: 35 татарстанцев, мотающих пожизненный срок

Большая часть денег уходила Алику в Москву, где бандиты купили элитное жилье и создали частное охранное предприятие «Барс», чтобы легализовать ношение оружия. В то же время в Челнах группировка стала развиваться семимильными шагами. К середине 90-х бандиты практически взяли под контроль КАМАЗ — торговля дефицитными в те годы грузовиками стала золотой жилой.

«С такими бабками уже можно было купить что угодно и кого угодно — любого чиновника или даже генерала ФСБ, ГРУ. И покупали. Эти связи использовались бандитами в преступной деятельности, которая в Москве успешно процветала. В основном „двадцатьдевятники“ работали с фирмами, заинтересованными в возврате долгов недобросовестными партнерами. Долги возвращались исключительно силовыми методами. Крепкие челнинские ребята действовали безжалостно, вызывая нешуточный страх у дебиторов и кредиторов, плативших им немалые проценты. О том, что еще творилось под вывеской частного охранного предприятия „Барс“, пока что знали лишь доверенные люди», — говорится в книге «Без срока давности». Она написана при участии бывшего начальника УВД автограда Дауфита Хамадишина.

Таким образом «челнинская ячейка» группировки стала иметь собственный вес, как бы отдаляясь от лидеров в Москве.

Междоусобица

Но не «рэкетом единым» занимались участники ОПГ. За все время своего существования, согласно официальной версии следствия, членами группировки совершено как минимум 21 убийство, но даже эти убийства доказаны были не все. Причем значительная часть произошла уже после раскола банды, когда бандиты стали устранять «своих». Так, в Челнах при Рузалике было совершено дерзкое убийство лидера ОПГ поселка ГЭС Наиля Хабибуллина. Киллер расправился с жертвой около одной из городских школ средь бела дня, когда во дворе учреждения находились дети. Также жертвами убийств становились рядовые коммерсанты с рынков, неугодные члены соседних ОПГ и т. д.

Раскол же начался после того, как Рузалик увлекся алкоголем и наркотиками, забирая деньги из общака на свои нужды. Саляхов это заметил. Никто не знает, чем бы закончилась ситуация, но помог закон, как бы это странно ни звучало. В 1998-м Рузалик попал на зону за то, что под наркотическим опьянением до полусмерти избил посетителя ночного клуба. Алика это устроило, и он поставил своего родственника — Рамиля Валеева (Рамушкин) на должность смотрящего за ОПГ в Челнах. Рамушкин долго церемониться не стал и выгнал из банды всех наркоманов и алкоголиков. Но в 2001-м из колонии выходит Рузалик, который хотел вернуть свое лидерство…

«Между тем кризис наметился не только на челнинском фланге „двадцатьдевятников“. Еще хуже дела обстояли в Москве. Дележ больших денег и власти расколол верхушку „двадцатьдевятников“, и триумвират пошатнулся. Алик, всегда отличавшийся буйством нрава, в очередной раз, когда Ерема сделал что-то не по его указке, набросился на него и сгоряча сломал провинившемуся руку. В довершение ко всему Ерема был отстранен от распределения общака», — так описаны те события в книге «Без срока давности».

В Челнах тоже происходил накал страстей. Помехой для Рузалика служили два человека — Алик и Рамушкин. Но Алик сделал шаг на опережение, отправив киллера по фамилии Гарипов в Челны, чтобы ликвидировать Рузаля. Однако подручные Асадуллина смогли ликвидировать угрозу, убив и расчленив Гарипова. Сам Алик был в Одессе на своей вилле, куда Рузалик уже отправил группу ликвидаторов, которые, к слову, провалили задание, лишь припугнув Саляхова.

Рамушкин тоже оказался под скорым прицелом. Группа киллеров отправилась и за ним. На тот момент Рамушкин, кстати, уже распоряжался большими деньгами, арсеналом огнестрельного оружия, боеприпасов и телохранителями. Точный выстрел из подвала смог сделать бывший боец батальона оперативного реагирования УВД, телохранитель и водитель Рузалика Ильшат Галиев (Плохиш). Пуля попала в печень, Рамушкин скончался в больнице.

В 2020 году Алик вдруг заявил, что причастен еще у одному убийству. Речь шла о заказном покушении и убийстве елабужского депутата Айдара Исрафилова в 1999 году. Но главное, Алик на допросе и в суде заявил, что заказчиком Исрафилова был экс-ректор КФУ Ильшат Гафуров, которого тогда и задержали В 2020 году Алик вдруг заявил, что причастен еще к одному убийству. Речь шла о заказном покушении и убийстве елабужского депутата Айдара Исрафилова в 1999 году. Но главное, Алик на допросе и в суде заявил, что заказчиком Исрафилова был экс-ректор КФУ Ильшат Гафуров, которого тогда и задержали

Распад и посадка

Группировка, таким образом, распалась. Но силовики уже давно вели работу над поимкой и сбором доказательств на лидеров ОПГ. К осени 2001 года правоохранители задержали главарей и активных участников группировки. До этого Алик подался в бега, а Ерема и Шурин стали сотрудничать с силовиками — сообщать о всех его передвижениях. 11 сентября 2001 года Алик был задержан на ж/д вокзале Брянска, сняли с поезда. Он, впрочем, продолжал руководить бандитами из СИЗО, оставив вместо убитого Валеева свою правую руку — Сергея Андрейченко. Однако тот вскоре начал сотрудничать с УБОП.

Так, каждый из активных членов банды оказывался за решеткой, но постепенно. 30 октября 2001 года татарстанская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). Вместе с 210-й в дело вошел ряд убийств. Материалы дела составили 220 томов, а в самом нем фигурировали 33 участника — едва ли не самая длинная скамейка подсудимых за историю РТ. В 2006 году был вынесен приговор Саляхову и 30 участникам его ОПГ за убийство 21 человека и создание ОПС. Самое суровое наказание получил Ерема — пожизненное. Алик получил 25 лет колонии, из которых он уже отсидел 21 год и 8 месяцев.

Однажды в Елабуге: взлет и падение Ильшата Гафурова

В 2020 году Алик вдруг заявил, что причастен еще к одному убийству. Речь шла о заказном покушении и убийстве елабужского депутата Айдара Исрафилова в 1999 году. Но главное, Алик на допросе и в суде заявил, что заказчиком Исрафилова был экс-ректор КФУ Ильшат Гафуров, которого тогда и задержали. В ноябре 2022-го криминального авторитета Алика этапировали в Москву. Он заключил досудебное соглашение с Генпрокуратурой, его дело выделено в отдельное производство. Вину Саляхов признал полностью и раскаялся. Ему за это дали 12,5 года заключения, но сидеть ему осталось около 3 лет с учетом предыдущего приговора. Дело Гафурова сейчас рассматривают в суде. Чем оно закончится — покажет время.