Зачем компания «Джонсон и Джонсон» вкладывала в развитие образовательного центра высоких медицинских технологий в Казани миллионы долларов, понимая, что это, по сути, невозвратные инвестиции? Насколько жизнеспособным оказался первый в России проект государственно-частного партнерства в сфере медицинского образования? В чем секрет его востребованности у врачей и организаторов здравоохранения со всей России? Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашем материале, посвященном 15-летию AMTEC KAZAN.
Леонид Галинский — генеральный директор AMTEC KAZAN
«Аналогов просто не было!»
На сегодня AMTEC KAZAN — бренд, который известен далеко за пределами нашей республики. Но так было, конечно, не всегда. 15 лет назад это был лишь еще один амбициозный проект, реализуемый в нашей республике. В основе — соглашение между компанией «Джонсон и Джонсон», правительством Татарстана и региональным минздравом. Стороны договорились, что республика предоставит площади, причем на территории крупнейшей государственной клиники, возьмет на себя обязательства по обеспечению госзаказом, а международная корпорация инвестирует, чтобы обеспечить доступность передовых технологий для образовательных целей.
На сегодня инструменты государственно-частного партнерства вполне успешно применяются в разных отраслях. Но тогда, в 2008 году, это стало настоящим прорывом. «Мы стали первым образовательным центром, построенным на принципах ГЧП, — вспоминает генеральный директор AMTEC KAZAN Леонид Галинский. — Аналогов просто не было!» Нехватка нормативной базы была компенсирована политической волей: проект поддержали Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов. «Мы очень благодарны нашим первым лицам. Под их началом такие проекты реализуются по принципу „мало слов и много дела“», — комментирует Галинский.
Западные партнеры также выполнили все взятые на себя обязательства. Только за первые 5 лет работы образовательного центра компания «Джонсон и Джонсон» вложила в проект более $15 миллионов. Конечно, здесь не была предусмотрена какая-либо прямая прибыль. Но момент для того, чтобы еще раз заявить о себе на российском рынке, был подобран как нельзя лучше: в стране запускалась масштабная программа модернизации здравоохранения, государственные клиники закупали современное оборудование, активно внедрялись передовые медицинские технологии. Соответственно, страна нуждалась в кадрах, которые смогут буквально здесь и сейчас использовать их в своей работе.
Курсанты образовательного центра, которые начали приезжать сюда со всей России, получили уникальную возможность получить именно практические навыки — на самом передовом оборудовании, инструментах, расходных материалах. Со временем эта площадка стала точкой притяжения для многих ведущих российских специалистов, ставших лидерами направлений в артроскопии и в целом в эндоскопической хирургии, торакальной хирургии, различных видах диагностики и т. п.
Спустя годы многие участники курсов сами стали экспертами, занимаются образовательной деятельностью в AMTEC KAZAN и на других площадках. А некоторые из тех, кто когда-то выступал перед слушателями образовательного центра, сегодня определяют, каким будет отечественное здравоохранение.
Нехватка нормативной базы была компенсирована политической волей: проект поддержали Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов
Найти свою нишу
«На первых порах нам было довольно трудно обосновать свою необходимость, — рассказывает руководитель AMTEC KAZAN. — Наш город является родиной знаменитой Казанской медицинской школы. Да и в целом медицинское сообщество очень консервативно. Есть же крупные российские вузы, сложившиеся практики — зачем еще одна подобная организация?»
Уникальностью центра в Казани стала концентрация на одной площадке самых разных ресурсов для отработки практических навыков. Все VIP-гости образовательного центра — Дмитрий Медведев, Сергей Собянин, Вероника Скворцова, Геннадий Онищенко и другие — с удовольствием проверяли свои хирургические навыки на компьютерных симуляторах. Здесь же была открыта Wetlab — лаборатория, которая позволила врачам оттачивать свои навыки на биоматериалах. Также AMTEC KAZAN вернул в образовательную практику применение кадавров (трупного материала) — направление, которое успешно развивалось еще во времена Советского Союза, но на постсоветском этапе пришло в упадок.
Умение оперативно перестраиваться и подстраиваться под актуальные нужды отечественного здравоохранения стало одним из главных конкурентных преимуществ образовательного центра высоких медицинских технологий.
Все VIP-гости образовательного центра — Дмитрий Медведев, Сергей Собянин, Вероника Скворцова, Геннадий Онищенко и другие — с удовольствием проверяли свои хирургические навыки на компьютерных симуляторах
Корпоративные ценности здравоохранения
Деятельность образовательного центра с самого момента открытия была поддержана минздравом Татарстана, что закономерно. И, конечно, потребности республиканского здравоохранения всегда были в приоритете работы AMTEC KAZAN. Масштабное перевооружение отрасли ставило новые вызовы, которые касались не только развития соответствующих компетенций у медицинских работников, но и изменения организационных подходов. Необходимы были, что называется, «изменения в головах».
С кого брать пример? С лучшей клиники мира! Медицинским центром, вошедшим во все учебники по менеджменту, является знаменитая Клиника Мэйо. И команда AMTEC KAZAN смогла совершить то, что до этого не удавалось ни одной другой организации: пригласить ведущих специалистов этой клиники в Казань, чтобы они поделились своим уникальным опытом с организаторами здравоохранения и всеми заинтересованными. А таковых, разумеется, оказалось немало, причем не только из Татарстана. Впоследствии конференции с экспертами Клиники Мэйо (со временем к ним присоединились и другие зарубежные специалисты) стали ежегодными, а формат их проведения ушел далеко за границы классических докладов. Мастер-классы, сессии «вопрос – ответ», наконец выступления самих организаторов здравоохранения со всей страны, которые до этого были в роли слушателей, а впоследствии сами стали спикерами, рассказывая о своем опыте внедрения принципов ведущих зарубежных клиник.
К сожалению, пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в международное сотрудничество, к тому же необходимо учитывать и нынешнюю геополитическую ситуацию. Что не отменяет базовых принципов, которые универсальны для медицинской организации любой страны. «Нужды пациента превыше всего» — эта корпоративная ценность сегодня стоит во главе угла татарстанского здравоохранения.
«Я не очень люблю термин «пациентоориентированность», — признается Галинский. — Зачастую все сводится к тому, чтобы в очередной раз попытаться заставить врача растянуть губы в улыбке»
Опыт пациента vs пациентоориентированность
«Я не очень люблю термин „пациентоориентированность“, — признается Галинский. — Зачастую все сводится к тому, чтобы в очередной раз попытаться заставить врача растянуть губы в улыбке».
Вместе с тем не нужно изобретать велосипед в стремлении повысить удовлетворенность посетителя медицинской организации — все уже давно придумано и апробировано. Существуют вполне конкретные инструменты, позволяющие оценивать и формировать patient experience («опыт пациента»), а если переводить дословно, его ощущения, переживания, впечатления от посещения медучреждения. Это система, которая учитывает как внешние атрибуты, например удобство навигации, так и вопросы выстраивания коммуникаций с людьми. За годы работы AMTEC KAZAN стал центром компетенций в части организации здравоохранения и одним из провайдеров внедрения концепции «Опыт пациента».
В целом в Татарстане сформировано сообщество ведущих экспертов и руководителей, которые успешно внедряют передовые подходы менеджмента. Многие ведущие клиники Татарстана подтвердили соответствие международным стандартам качества. Но как быть больницам с более скромными бюджетами и возможностями?
Как вылечить больницу?
Ответ на этот вопрос был дан при реализации одноименного проекта образовательного центра при поддержке кабинета министров Республики Татарстан на базе Тукаевской центральной районной больницы.
Исходная точка: рядовая ЦРБ, которую недавно возглавил инициативный главврач Мансур Потеев. До этого он трудился кардиохирургом в больнице скорой медицинской помощи Набережных Челнов. Впоследствии именно эта клиника (кстати, она по-прежнему является единственным в России государственным медучреждением, имеющим сертификат соответствия международному стандарту JCI) стала партнером и куратором районной больницы. А AMTEC KAZAN разработал и помог реализовать конкретные меры по перестройке работы медучреждения.
«Мы показали, что главное — это работа с персоналом по выстраиванию коммуникаций „врач – врач“ и „врач – пациент“, — делится руководитель проекта Рамзия Косарева. — А для того чтобы создать в клинике дружелюбную атмосферу, необязательно располагать большими финансовыми ресурсами». В ЦРБ был проведен аудит, который выявил наиболее проблемные места — это касалось как визуальных моментов, так и организации внутренних процессов.
Зримым выражением отношения к посетителям были строгие надписи на дверях кабинетов. Например, такая: «Без полиса не входить!!!». И три восклицательных знака!
Были подготовлены рекомендации по внешнему оформлению и системе навигации. Персонал и руководство ЦРБ прошли серию тренингов. Решены вопросы коммуникаций, причем настолько успешно, что в итоге в процесс преобразования больницы удалось вовлечь местную администрацию, бизнес-сообщество и просто неравнодушных людей. На условиях аутсорсинга в ЦРБ открылись кафе и аптека. Благодаря помощи сотрудников Тукаевской ЦРБ была благоустроена территория больницы.
В итоге спустя 4 месяца реализации проекта жалоб на работу больницы стало ощутимо меньше, а каждое обращение рассматривается как возможность для улучшения работы. Еще один важный момент для любого районного медучреждения — это ситуация с кадрами, за полгода выросла укомплектованность, и это притом что Тукаевская ЦРБ располагается в черте Набережных Челнов и ей приходится конкурировать с другими медучреждениями города, обладающими ресурсами для того, чтобы предложить более интересные условия труда.
Позитивные итоги реализации этого проекта — повод запускать новый! И сегодня AMTEC KAZAN готовится к тиражированию полученного опыта в других больницах. Нужды пациента превыше всего!
За 15 лет работы 60 тыс. медицинских работников со всей России и из стран СНГ и Европы прошли обучение в AMTEC KAZAN. Обучение проводится по 100 образовательным программам в год, по 12 специальностям. Более 20 тыс. педагогов обучены навыкам оказания первой медицинской помощи.
AMTEC KAZAN поздравляет всех работников отрасли здравоохранения с профессиональным праздником! От всей души желаем вам крепкого здоровья, успехов в работе и благодарных пациентов!
16+
Фото на анонсе: Оксана Король
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.