«Мы проходим сейчас период кризиса, и он уже стал частью нашей текущей правовой жизни», — заявила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, отметив, что юристы сегодня меньше всего готовы к наступлению нового технологического уклада. Проблемы, связанные с цифровизацией, стали одной из тем обсуждения на пленарной сессии II Казанского юрфорума, собравшего бомонд федеральных спикеров. Мэр Казани предложил создать ассоциацию городов БРИКС и написать законы для киберспорта, министр юстиции сетовал на старые СИЗО, а Мухаметшин — на то, что власть все дальше удаляют от народа. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Едва ли не весь юридический бомонд России собрался сегодня в IT-парке им. Башира Рамеева на II международный юридический форум
В Казани встретились юристы из 10 стран
Едва ли не весь юридический бомонд России собрался сегодня в IT-парке им. Башира Рамеева на II международный юридический форум. По словам мэра Казани Ильсура Метшина, на форум съехались участники сразу из 10 государств и 30 городов страны, представляющие цвет юридической науки.
Среди толп VIP-персон в холле IT-парка наш корреспондент сразу заметил министра юстиции РФ Константина Чуйченко, председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова и директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талию Хабриеву. Компанию им составлял президент федеральной Нотариальной палаты Константин Корсик.
Кажется, все настолько были увлечены кулуарными разговорами, что пленарная сессия все никак не могла начаться. Волонтерам даже пришлось несколько раз просить собравшихся занять свои места.
Константин Корсик
«Татарстан и его столица являются признанными центрами юридического образования и науки. Казанская юридическая школа всегда высоко ценилась в Российский Федерации, а ее выдающиеся выпускники известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами», — зачитывал спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин приветственное письмо от Рустама Минниханова. В нем президент РТ напомнил, что в следующем году в Казани пройдет саммит БРИКС и в его преддверии этот форум станет «активной площадкой для обмена опытом и мнениями по актуальным вопросам современного права».
Заместитель председателя ВС РТ Максим Беляев
Огласили письмо и от Валерия Зорькина, на днях переназначенного на новый срок председателем Конституционного суда РТ. «Это его первое обращение после переназначения, то есть в новом цикле деятельности высшего органа конституционного контроля», — резонно добавила Хабриева.
Модерировал пленарку, кстати, некогда премьер-министр республики, а ныне глава татарстанского отделения ассоциации юристов РФ Ильдар Халиков. Он по очереди давал спикерам возможность выступить с трибуны. Почетные гости с удовольствием рассказывали, чего ждут от этого форума и какие вопросы, по их мнению, очень важно было бы здесь поднять.
Модерировал пленарку, кстати, некогда премьер-министр республики, а ныне глава татарстанского отделения ассоциации юристов РФ Ильдар Халиков
Мэр Казани предложил создать ассоциацию городов БРИКС и вписать в законы киберспорт
Величину Казани и ее потенциал, в том числе в юридической науке, «презентовал» и Метшин, к слову, являющийся еще и председателем попечительского совета юрфака КФУ. «Как говорил своим студентам знаменитый профессор Казанского университета Николай Загоскин: „Наш юридический факультет готовит не казуистов, способных ловить рыбу в мутной воде российских законов, а людей, способных разумно и сознательно проводить в жизнь идею правды“», — цитировал мэр Казани ученого.
Метшин заявил, что выступает с инициативой создать ассоциацию городов БРИКС — и юридически закрепить ее статус. «У муниципалитетов дружественных стран должен быть свой голос на международной арене. Мы видим, какое беспрецедентное давление оказывают страны Запада на остальной мир, и осознаем, что альтернативой этому давлению могут быть только новые политические площадки», — объяснил Метшин необходимость создания ассоциации.
В качестве небольшого отвлечения он обозначил еще одну тему, которую было бы хорошо обсудить в юридическом сообществе: создание актуальной законодательной базы для киберспорта. «Это новое явление в нашей жизни, ставшее продолжением тренда на развитие технологий. И сейчас это уже не экзотика, а реальность для многих молодых», — сказал Метшин, отметив, что 2 млрд населения планеты постоянно играют в игры и участвуют в киберспортивных мероприятиях. Скорее всего, эта ремарка была неслучайно — Казань с «Играми будущего» уже через несколько месяцев претендует на новый для себя киберспортивный статус.
Ильсур Метшин заявил, что выступает с инициативой создать ассоциацию городов БРИКС — и юридически закрепить ее статус
Министр юстиции о реестре адвокатов, СИЗО «объединенного типа» и контроле нотариусов
Особенно ждала профессиональная братия выступление такого высокого гостя, как министр юстиции России. Чуйченко ожидания оправдал — сначала он настроил собравшихся, рассказав, что в условиях СВО и санкций страна сталкивается с серьезными вызовами, что юридическое сообщество должно оперативно на них реагировать — и в этом есть миссия собравшихся в зале. А дальше рассказал о новшествах, которые будут обсуждаться, и площадках форума.
Первое — систематизация законов. Для этого будет создана федеральная государственная информационная система права, где соберут тексты всех документов и законов. Еще одна задача, которую ставит перед собой минюст, — создать единый госреестр адвокатов России. «Он станет единственным официальным и актуальным ресурсом, содержащим достоверные сведения об адвокатах», — заявил Чуйченко. Законопроект уже прошел первое чтение.
Еще одно направление работы — законодательство о нотариате, которое должно меняться. «Будучи частным институтом, нотариат выполняет государственную функцию, которую ему делегировали. И государство вправе контролировать качество работы нотариусов!» — акцентировал внимание Чуйченко. И сообщил, что с 1 октября тарифы на ряд популярных услуг нотариусов снизят на 10–15%. В целом минюст будет контролировать тарифы и не допускать необоснованного завышения цен. Сидевший по соседству на сцене президент Нотариальной палаты Корсик посыл воспринял правильно и позже отчитался, что нотариат трансформируется и в целом следует общей цифровой тенденции: да и в новых российских регионах нотариат начал активно работать, оснащен всем необходимым. То, что в нотариате произошли «революционные изменения», подтвердил и модератор встречи Халиков. Кстати, он так успешно выступил в этой роли, давая свои комментарии и экспертное мнение, что у некоторых в зале даже возникло сожаление, что сегодня бывшего премьер-министра так мало в публичном поле.
Константин Чуйченко рассказал о новшествах, которые будут обсуждаться, и площадках форума
Что еще до новшеств: в сфере уголовно-исполнительной системы, напомнил Чуйченко, был принят закон о пробации, который начнет действовать с 1 января 2024-го. Сейчас создано почти 43 тыс. мест, где смогут работать осужденные к принудительным работам (из них более половины — на предприятиях, в частных компаниях), но в идеале к следующему году надо довести эту цифру до 80 тысяч.
Вообще, сферу УИС надо вывести на новый уровень, указал министр. «[Необходимо] изменить качество исправительных учреждений, создать нормальные условия пребывания и снизить рост рецидива преступности, — сказал Чуйченко. — Ведь сколько ни гуманизируй законодательство, если СИЗО находится в здании постройки XIX века, обеспечить там нормальные условия пребывания просто невозможно». По словам министра, в этой связи одна из задач — строить учреждения «объединенного типа»: там будут все условия для работы судов, следователей, органов прокуратуры, адвокатов и представителей общественных организаций. В этом году в пилотном режиме такое учреждение заработало в Калужской области.
Ну и, конечно, работает минюст над «ревизией» административного и уголовного законодательства. По его словам, законодатели работают на тем, чтобы смягчить административные наказания за нарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также над либерализацией уголовного производства по «экономическим» делам. Впрочем, тут ничего нового.
Отметим, что Чуйченко не стал примерять на себя роль парадного генерала, после пленарки принял участие еще в двух сессиях и в целом довольно активно общался с участниками на полях форума.
Сейчас готовится проект закона об общих принципах организации самоуправления в единой системе публичной власти, напомнил Крашенинников
Крашенинников о поправках к Конституции: «Тяжелая работа. Как смогли, так и справились»
Вроде как участники пленарки уже отошли от этой темы, как вдруг с трибуны председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Крашенинников снова «развернул» всю дискуссию на Конституцию: с задором, поучительно рассказал о ее истории начиная прямо с манифеста Николая II в 1905 году и заканчивая нашей 30-летней с поправками. Припомнил и «войну законов» — Советского Союза и РФ, — которая предшествовала распаду СССР. «Это, конечно, уму непостижимо, но мы прошли через это! — обратился Крашенинников к коллегам-юристам. — Фактически тогда возникло двоевластие, которое приводит уже к битве властей, уже не к войне законов, а к войне настоящей. Чем это все закончилось, мы с вами знаем». А закончилось, напомнил Крашенинников, принятием Конституции РФ в декабре 1993 года.
«Обновленная» Конституция, отметил спикер, действует уже три года, а до того момента рабочая группа по поправкам рассмотрела больше 1 тыс. предложений по изменениям (Хабриева его поправила: более 2 тыс.). «Это была тяжелая работа. Мы как смогли, так и справились», — заявил Крашенинников. Кстати, по его словам, рабочую группу после этого не распустили: сейчас она бдит за тем, как действуют новые нормы Конституции. На основании поправок затем депутаты внесли больше 180 законов во исполнение Конституции, в их числе, например, закон о правительстве, о Госсовете, о порядке формирования Совфеда, о публичной власти и, конечно, о Конституционном суде. Сейчас готовится проект закона об общих принципах организации самоуправления в единой системе публичной власти, напомнил Крашенинников.
Много изменений внесено с точки зрения интеграции четырех новых регионов РФ, указал депутат. «Не исключаю, что, может быть, те поправки, которые мы уже внесли, придется корректировать», — вздохнул парламентарий.
Талия Хабриева увела дискуссию в тему «революции», которую, по ее словам, называют технологической, но на самом деле она антропологическая
«У нас уже появилась когорта юристов, которые с готовностью предлагают считать искусственный интеллект субъектом правоотношений!»
Хабриева увела дискуссию в тему «революции», которую, по ее словам, называют технологической, но на самом деле она антропологическая. «Она коснется в первую очередь человека, его возможностей, возможности его улучшения и, может быть, даже его замещения в некоторых сферах», — рассуждала Хабриева. Эта революция, по ее словам, произойдет естественным путем — независимо от того, «будут ли у нас происходить военные действия, будет ли расширяться состав субъектов».
Впрочем, эта тема, по сути, тоже связана с изменениями в Конституцию — тогда, в 2020 году, пришлось приложить усилия, чтобы в Конституции появились поправки, связанные с поддержкой науки и научно-технологического развития, указала Хабриева. «Бо́льшая часть поправок — это то, что предложил сам народ, — заявила Хабриева, говоря еще раз о поправках. — Кстати, представительство Татарстана в лице Фарида Хайрулловича и Евгения Батыровича имело такую хорошую опору, которая чему-то правильно сопротивлялась!»
«Мы неожиданно оказались в мировом тренде», — отметила она, говоря о новом объекте правового регулирования — цифровых правах, цифровых активах и т. д. И тут же обозначила целый ряд рисков в этой сфере: «Мы, юристы, в меньшей степени, чем все остальное общество, погружены в цифровую технологическую матрицу. А законодатель еще меньше это понимает. И это серьезный вызов для всех юристов». Хабриева рассказала о новом законопроекте технологического развития, дискуссиях о том, рассматривать ли новые технологии и искусственный интеллект как самостоятельный субъект правоотношений, и поделилась сомнениями относительно концепции цифрового кодекса, представленного на днях минцифры РФ. «У нас уже появилась когорта юристов, которые с готовностью предлагают считать искусственный интеллект субъектом правоотношений!» — подчеркнула она.
«В странах, которые преуспевают в использовании таких технологий, цифрового кодекса нет», — отметила спикер. По ее словам, сейчас самое важное — создать такое правовое поле, которое облегчит создателям новых технологий их внедрение, купирует риски для человека и общества и позволит сохранять и наращивать технологический суверенитет страны без коренной ломки действующего законодательства.
Фарид Мухаметшин: «Я хочу, чтобы на секциях, как у нас в Казани принято, в Татарстане, мы немножко поговорили о том, что наиболее волнует нас в законодательстве федеральном и субъектовых»
Мухаметшин о ликвидированном КС РТ: «Поискать бы решения…»
Гармонично после нее выступил с темой цифровизации президент Нотариальной палаты РФ, внеся ложку дегтя: эти технологии нередко становятся основой мошеннических схем.
«Искусственный интеллект — это, наверное, хорошо, но в нашей с вами работе, непосредственно с людьми, с различными категориями населения, эта „удаленка“ и искусственный интеллект толком ни в чем нам не помогают, — резюмировал все вышесказанное Мухаметшин, обратившись к Халикову, который интересовался у президента Нотариальной палаты, будет ли цифровизация и дальше идти семимильными шагами. — [Надо] где-то аккумулировать данные, где-то собирать их, складывать, наверняка цифровизация нужна, в чем Татарстан, [кстати], преуспел!» В республике уже давно перевели работу правительства, парламентов, администраций районов в электронный формат, подчеркнул он: «Мы сейчас больно бумагами не разбрасываемся и не пишем!»
Но работа, которой занимаются нотариусы, наверняка требует личного участия, особенного подхода, сказал Мухаметшин. Мало ли какие вопросы бывают. «Думаю, здесь спешить особо не надо», — резюмировал он. И обратился к Халикову: «Чувствую, мы завершаем, я с вашего позволения отъеду немножко?» — обратился он к модератору встречи.
— У нас еще завершающее слово ректора Казанского университета, — развел руками Халиков.
— Кого? — мимо микрофона проронил Мухаметшин, вызвав смех в зале.
И все же спикер татарстанского парламента вынужден был уйти. «Рустам Нургалиевич просит [встретить]… Башкиры здесь? Башкирские коллеги? Подъехали, говорят мне, прими их!» — волновался Мухаметшин.
Попрощаться с залом он все же успел. «Я хочу, чтобы на секциях, как у нас в Казани принято, в Татарстане, мы немножко поговорили о том, что наиболее волнует нас в законодательстве федеральном и субъектовых, — сказал Мухаметшин. И в этот момент, кажется, уже перестал торопиться. — Поступают ли коллегам из регионов РФ обращения о том, что сузился круг и возможность у граждан Республики Татарстан (я о себе говорю, о Татарстане) доступа к конституционному судопроизводству?»
В зале раздались одинокие хлопки. Мухаметшин продолжал говорить о больном: «По нашим законам, которые мы принимали в рамках российских законов, оспаривать их или обращаться к ним… Что, к Зорькину все пойдем, в Санкт-Петербург, что ли? Бабушка 70 лет, в деревне живет, [туда поедет]?» Он призвал коллег «не удаляться от народа» и припомнил разговоры, когда с завкафедрой конституционного и административного права юридического факультета КФУ ЕвгениемСултановым и Крашенинниковым они обсуждали поправки к Конституции — призывали не ликвидировать конституционные суды в регионах. Но не удалось.
Более того, подчеркнул Мухаметшин, растет число жалоб от органов местного самоуправления, которых после «укрупнения» фактически «удалили» от каждого конкретного жителя в районе, на селе. «Поискать бы решение какое-нибудь юридическое. Может быть, и не трогая при этом Конституцию РФ, текущее законодательство», — задумчиво обратился Мухаметшин к участникам форума.
«Это я отстаивал, говорил, что не надо разрушать эту систему конституционных судов [субъектов РФ]. Она должна быть сохранена. К сожалению, этот механизм сейчас так фактически не работает. Конституционные суды [субъектов] упразднены, альтернативы нет и не предвидится. Вот и получается, что это по факту уменьшение возможностей судебной защиты для граждан субъектов РФ», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» после заседания Султанов, входивший в рабочую группу по поправкам. Он указал, что граждане, конечно, могут теоретически обращаться в КС РФ и суды общей юрисдикции, однако пока этот механизм не отлажен и не понятен для граждан. Впрочем, напомнил Султанов, когда существовали КС регионов, были разговоры о том, что эта система работает неэффективно и слишком затратная. «Мне кажется, с точки зрения защиты прав и свобод гражданина, экономить на таком нельзя. Эта не та экономия, которой надо добиваться», — указал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.